Технология наставничества как эффективная практика сопровождения и поддержки талантливых школьников в проектах дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы технологии наставнической деятельности, управления развитием территории и системы образования с возможностями сопровождения и поддержки талантливых школьников. 

Наставническая деятельность в сфере дополнительного образования ориентирована на создание эффективной системы индивидуальной поддержки талантливого ребёнка. В статье представлен опыт наставничества в рамках реализации регионального проекта «Наставничество как система». Авторы делятся практическими приемами по сопровождению творчески одаренных школьников и рассказывают о результатах своего педагогического опыта. 

Статья будет интересна представителям муниципальных систем образования, региональных и муниципальных модельных центром дополнительного образования, региональных центров выявления и поддержки одаренных детей.

А.В. Павлов,
директор
АНО «Научно-методический центр развития образовательных систем»,
кандидат педагогических наук,
г. Москва

Н.В. Горностаева,
руководитель Регионального центра «Альтаир» ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»,
г. Новосибирск

В настоящее время все более актуализируются процессы выявления и поддержки талантливых детей, потому что считается, что именно люди с нестандартным и творческим мышлением способны совершать открытия, создавать лучшие условия для жизни социума, ставить новые рекорды и прославлять нашу страну [6]. Системно названные процессы реализуются в деятельности региональных центров выявления и поддержки одаренных детей, созданных по модели «Сириуса».

Существует много программ и технологий, направленных на развитие и сопровождение юных талантов, но все более остро встает проблема интеграции таких детей в сложное социокультурное пространство, в социальные процессы в целом. Мы считаем, что социализации талантливых детей способствует внедрение технологии наставничества, которая в 2023 году стала центральной в реализации национального проекта «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [5].

Наставничество представляет собой:

  • потенциально эффективную социально-педагогическую технологию организации и сопровождения личностного и профессионального развития, мотивации и формирования личностных качеств;
  • универсальный механизм обеспечения личностно-профессиональной социализации индивида, целью которой является разносторонняя поддержка обучающегося и ликвидация образовательных дефицитов, самостоятельность в деятельности [2].

Особенностью технологии наставничества является прямая передача профессионального и жизненного опыта от человека к человеку, основанная на доверительных взаимообогащающих отношениях всех участников процесса наставничества. Организационные условия реализации технологии наставничества создаются содержательным взаимодействием образовательных организаций с академическими и технологическими партнерами [7].

Новосибирская область – один из немногих регионов, применивших системно технологию наставничества в практике выявления и развития талантов школьников, что позволило вывести ее на новый уровень: в муниципалитетах работа осуществляется с учетом социально-экономического контекста территорий во взаимодействии с академическими и технологическими партнерами.

С 2023 года в режиме апробации Региональным Центром «Альтаир» реализуется проект «Наставничество как система» (далее – Проект), целью которого является создание и развитие системы наставнической деятельности для повышения качества образования и условий самореализации учащихся в Новосибирской области, в том числе через работу с талантами, профориентацию и профилизацию [4].

Задачами проекта стали: 

1. Разработка локальных нормативных актов, программ, регламентирующих региональную систему наставничества. 

2. Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства и наставничества у участников программы.

3. Обеспечение обучения и консультационной помощи представителям региональной системы образования (муниципальных образований) в разработке перечня мероприятий «дорожной карты» по реализации программ наставничества (дистанционные и очные курсы повышения квалификации, обучающие семинары, вебинары). 

4. Систематизация опыта, управление внедрением и обменом положительным и инновационным практиками работы наставников в регионе.

5. Разработка и внедрение региональной системы анализа и мониторинга показателей (критериев) эффективности развития системы наставнической деятельности в муниципальных образованиях.  

6. Создание цифровой информационно-коммуникационной среды наставничества для обеспечения организационно-методических возможностей в партнерской системе и достижения необходимого уровня включенности участников программы в совместную деятельность и наивысших показателей деятельности региональной системы наставничества.

На основе предложенных единых целей и задач муниципальные образования разработали свои собственные «дорожные карты»  внедрения системы наставничества, учитывающие индивидуальный территориальный контекст – особенностей уклада школ, отраслей предприятий и научно-академических возможностей.

Разработка и реализация таких «дорожных карт» позволила создать систему правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий применения технологии наставничества и проектной деятельности для повышения эффективности системы работы по выявлению, развитию и поддержки талантов в Новосибирской области.

В содержательную структуру «дорожных карт» включены:

  • система задач и мероприятий (организационных, нормативных, кадровых, финансовых, информационных),
  • этапы работы (подготовительный, реализационный, итоговый), 
  • количественные (охваты, вовлеченность и т.д.) и качественные (уровни сформированости, образовательные результаты, удовлетворенность и др.) показатели деятельности, определение рисков и способов их преодоления.

Примерная структура планирования деятельности образовательной организации по реализации технологии наставничества представлена на рисунке 1. 

Для координации реализации Проекта используется «зонтичная» система взаимодействия – ключевыми акторами являются координаторы в образовательных организациях и муниципалитетах. Особенно важно, что на основе ясных целей и задач поддерживается мотивация как организаций, коллективов, так и самих обучающихся. Учебная мотивация – краеугольный камень современного учения приобретает иные личностно значимые смыслы для наставляемого и наставника.

На основе анализа «дорожных карт» муниципалитетов можно выделить целый ряд инструментальных практик развития наставничества в Новосибирской области, которые позволяют достичь наиболее существенных эффектов для развития качества образования:

Наиболее эффективными из перечисленных инструментов являются:

– систематизация и упорядочение целей различных форм активностей школьников (разнообразных мероприятий и конкурсов) в соответствии с выбранным профилем (профилях) проектной деятельности; 

– построение содержательных и организационных связей учебной и внеучебной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования как основы системной работы по развитию сильных сторон личности школьника; 

 – сетевое взаимодействие, объединяющее ресурсы образовательных организаций с академическими и индустриальными партнерами, способствующее обновлению содержания и технологий деятельности: тематика программ проектной и учебно-исследовательской деятельности опирается на перспективные направления и запрос реального сектора экономики области, взаимодействие со значимым взрослым из академической среды или реального сектора экономики повышает учебную мотивацию школьника.

На основе анализа деятельности муниципалитетов и образовательных организаций можно выделить управленческие и образовательные решения, которые наиболее эффективны в развитии качества образования на основе реализации технологии наставничества:

Управленческие:

Подбор квалифицированных наставников: назначение наставников на основе экспертизы в соответствующих областях, что позволяет талантливым детям и молодежи получить качественное руководство; вовлечение наставников различных профессий, что позволяет школьникам получать ценные знания и опыт в своей предпочтительной сфере; обучение учителей и педагогов дополнительного образования технологиям педагогической поддержки, наставничества, профориентации; учет личностных качеств наставников (эмпатия, оптимизм, стремление поддерживать рост и развитие молодых людей); материальная и нематериальная поддержка наставничества; формирование педагогических команд наставников, взаимообучение их участников.

Использование механизмов сетевого взаимодействия с партнерами, сетевой формы реализации образовательных программ: включение в процесс наставничества академических (организаций профессионального образования и науки) и технологических  (предприятий и бизнеса) партнеров, связанных с отраслями экономики и науки региона, вовлечение их в процесс руководства практико-ориентированной проектной и исследовательской деятельностью обучающихся, их компетентной поддержки.

Финансовая поддержка: муниципалитеты помогают в организации и проведении мероприятий, предоставляют гранты, стипендии или другие формы финансовой поддержки для талантливых школьников и молодежи. Это помогает облегчить финансовые барьеры и создает возможности для углубленного развития и достижения успеха.

Создание и развитие инфраструктуры: муниципалитет предоставляет доступ к специализированным учебным или тренировочным объектам, лабораториям, студиям и другим инфраструктурным ресурсам. Это помогает талантливым школьникам и молодежи иметь возможность развиваться в соответствующих областях.

Предоставление информационных ресурсов и поддержки: обеспечение доступа к информационным ресурсам, карьерным консультациям и поддержке помогает школьникам и их наставникам принимать осознанные решения относительно будущих профессиональных сфер деятельности.

Образовательные:

Идентификация и презентация талантливых школьников через систему эффективного взаимодействия внеурочной и воспитательной деятельности, дополнительного образования: поиск молодых людей, проявляющих выдающиеся способности / таланты в различных областях, таких как наука, искусство, спорт и др.; формирование системы разноуровневых, разнопрофильных мероприятий для школьников и молодежи. 

Индивидуальный подход: признание и поддержка особенностей и потребностей каждого талантливого ребенка или молодого человека; разработка персонализированных программ наставничества и индивидуальных учебных планов, учитывающих их личные цели и интересы; поддержка саморефлексии и саморазвития наставника и наставляемого.

Определение конкретных целей и задач, что помогает молодым талантам иметь четкое представление о своем пути развития. Регулярное обновление целей и самооценка помогают контролировать прогресс и поддерживать мотивацию. 

Создание поддерживающей среды: эффективное наставничество требует создания безопасной, мотивирующей среды для раскрытия потенциала талантливых детей и молодежи; создание поддерживающего местного и регионального сообщества, где признаются и ценятся достижения, а также наличие ресурсов и возможностей для роста и развития; просветительская деятельность для педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества.

Внедрение технологии наставничества талантливых школьников и молодежи в образовательных организациях муниципальных образований Новосибирской области способствует:

– созданию благоприятной среды для роста и развития талантливых обучающихся, а также укрепляет потенциал образовательных организаций для достижения каждым из них максимальной успешности ;

– позитивным изменениям в муниципальной системе образования, упорядочиванию деятельности и возможностей образовательных организаций;

– созданию новых стимулов учебной мотивации и траектории для самореализации талантливых школьников.

Наставничество, как  элемент, связывающий образование с реальным сектором экономики, является основой для становления образовательных организаций как центров местного сообщества, что способствуют развитию образовательной среды, экосистемы, социально-экономического благополучия в регионе.

Таким образом, благодаря развитию наставнических практик гипотетически могут быть достигнуты следующие эффекты для региона и муниципалитета:

1) Социально-экономический – формирование и развитие актуально востребованных кадров, сообществ и экосистемы.

2) Кумулятивный – повышение качества образования в самом широком смысле.

3) Синергетический – развитие человеческого капитала как результата интеграции ресурсов конкретной территории.

Формирование человеческого капитала в регионе через создание условий для самореализации с помощью системы наставничества опирается на системную психолого-педагогическую поддержку. 

Работа с талантами, сопровождение учащихся на всем пути получения образовательного опыта требует концентрации усилий всего педагогического сообщества, всех уровней и видов образования. Что не всегда полноценно реализуется в связи с межуровневым и межведомственными разногласиями в условиях возросшей конкурентной среды за время и интерес школьника. Преодоление этих разногласий требует существенных усилий, что станет приоритетным условием реализации проекта «Наставничество как система» на следующих этапах.

Список литературы

  1. Белякова М.М. Опыт педагогического сопровождения творчески одарённого ребёнка к успеху // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-tvorcheski-odaryonnogo-rebyonka-k-uspehu (дата обращения: 02.12.2023).
  2. Концепция развития наставничества в Российской Федерации. Одобрена Президиумом РАО 29.06.2023. – URL: http://rao.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2023/07/koncepcia-1.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
  3. Копанева О.М. Проблемы сопровождения одарённой личности в системе дополнительного образования детей // Педагогический ИМИДЖ. 2016. – №4 (33). – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-soprovozhdeniya-odaryonnoy-lichnosti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 02.12.2023).
  4. Официальный сайт – «Региональный центр «Альтаир». – URL: https://altairdonso.ru/ (дата обращения: 02.12.2023).
  5. Понявина М.Б., Селезнев П.С. Советский, российский и зарубежный опыт является примером талантливых учащихся // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – №3 (39). – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sovetsky-rossiyski-i-zarubezhnyy-opyt-vyyavleniya-talantlivyh-uchaschihsya (дата обращения: 02.12.2023).
  6. Трасова Е.Ю. Наставничество, как способ социализации одаренных детей. URL:  https://school-science.ru/11/8/46925 (дата обращения: 02.12.2023).
  7. Шенкнехт Н.Ю. и др. Проектирование моделей сопровождения (наставничества) в образовательной организации. – URL: https://ipk74.ru/upload/documents/sogl/2022-11-11-sch16-24-1.pdf (дата обращения: 02.12.2023).

Добавить комментарий

Войти с помощью: