Технология наставничества как эффективная практика сопровождения и поддержки талантливых школьников в проектах дополнительного образования
В статье рассматриваются вопросы технологии наставнической деятельности, управления развитием территории и системы образования с возможностями сопровождения и поддержки талантливых школьников.
Наставническая деятельность в сфере дополнительного образования ориентирована на создание эффективной системы индивидуальной поддержки талантливого ребёнка. В статье представлен опыт наставничества в рамках реализации регионального проекта «Наставничество как система». Авторы делятся практическими приемами по сопровождению творчески одаренных школьников и рассказывают о результатах своего педагогического опыта.
Статья будет интересна представителям муниципальных систем образования, региональных и муниципальных модельных центром дополнительного образования, региональных центров выявления и поддержки одаренных детей.
А.В. Павлов,
директор
АНО «Научно-методический центр развития образовательных систем»,
кандидат педагогических наук,
г. Москва
Н.В. Горностаева,
руководитель Регионального центра «Альтаир» ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»,
г. Новосибирск
В настоящее время все более актуализируются процессы выявления и поддержки талантливых детей, потому что считается, что именно люди с нестандартным и творческим мышлением способны совершать открытия, создавать лучшие условия для жизни социума, ставить новые рекорды и прославлять нашу страну [6]. Системно названные процессы реализуются в деятельности региональных центров выявления и поддержки одаренных детей, созданных по модели «Сириуса».
Существует много программ и технологий, направленных на развитие и сопровождение юных талантов, но все более остро встает проблема интеграции таких детей в сложное социокультурное пространство, в социальные процессы в целом. Мы считаем, что социализации талантливых детей способствует внедрение технологии наставничества, которая в 2023 году стала центральной в реализации национального проекта «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [5].
Наставничество представляет собой:
- потенциально эффективную социально-педагогическую технологию организации и сопровождения личностного и профессионального развития, мотивации и формирования личностных качеств;
- универсальный механизм обеспечения личностно-профессиональной социализации индивида, целью которой является разносторонняя поддержка обучающегося и ликвидация образовательных дефицитов, самостоятельность в деятельности [2].
Особенностью технологии наставничества является прямая передача профессионального и жизненного опыта от человека к человеку, основанная на доверительных взаимообогащающих отношениях всех участников процесса наставничества. Организационные условия реализации технологии наставничества создаются содержательным взаимодействием образовательных организаций с академическими и технологическими партнерами [7].
Новосибирская область – один из немногих регионов, применивших системно технологию наставничества в практике выявления и развития талантов школьников, что позволило вывести ее на новый уровень: в муниципалитетах работа осуществляется с учетом социально-экономического контекста территорий во взаимодействии с академическими и технологическими партнерами.
С 2023 года в режиме апробации Региональным Центром «Альтаир» реализуется проект «Наставничество как система» (далее – Проект), целью которого является создание и развитие системы наставнической деятельности для повышения качества образования и условий самореализации учащихся в Новосибирской области, в том числе через работу с талантами, профориентацию и профилизацию [4].
Задачами проекта стали:
1. Разработка локальных нормативных актов, программ, регламентирующих региональную систему наставничества.
2. Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства и наставничества у участников программы.
3. Обеспечение обучения и консультационной помощи представителям региональной системы образования (муниципальных образований) в разработке перечня мероприятий «дорожной карты» по реализации программ наставничества (дистанционные и очные курсы повышения квалификации, обучающие семинары, вебинары).
4. Систематизация опыта, управление внедрением и обменом положительным и инновационным практиками работы наставников в регионе.
5. Разработка и внедрение региональной системы анализа и мониторинга показателей (критериев) эффективности развития системы наставнической деятельности в муниципальных образованиях.
6. Создание цифровой информационно-коммуникационной среды наставничества для обеспечения организационно-методических возможностей в партнерской системе и достижения необходимого уровня включенности участников программы в совместную деятельность и наивысших показателей деятельности региональной системы наставничества.
На основе предложенных единых целей и задач муниципальные образования разработали свои собственные «дорожные карты» внедрения системы наставничества, учитывающие индивидуальный территориальный контекст – особенностей уклада школ, отраслей предприятий и научно-академических возможностей.
Разработка и реализация таких «дорожных карт» позволила создать систему правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий применения технологии наставничества и проектной деятельности для повышения эффективности системы работы по выявлению, развитию и поддержки талантов в Новосибирской области.
В содержательную структуру «дорожных карт» включены:
- система задач и мероприятий (организационных, нормативных, кадровых, финансовых, информационных),
- этапы работы (подготовительный, реализационный, итоговый),
- количественные (охваты, вовлеченность и т.д.) и качественные (уровни сформированости, образовательные результаты, удовлетворенность и др.) показатели деятельности, определение рисков и способов их преодоления.
Примерная структура планирования деятельности образовательной организации по реализации технологии наставничества представлена на рисунке 1.
Для координации реализации Проекта используется «зонтичная» система взаимодействия – ключевыми акторами являются координаторы в образовательных организациях и муниципалитетах. Особенно важно, что на основе ясных целей и задач поддерживается мотивация как организаций, коллективов, так и самих обучающихся. Учебная мотивация – краеугольный камень современного учения приобретает иные личностно значимые смыслы для наставляемого и наставника.
На основе анализа «дорожных карт» муниципалитетов можно выделить целый ряд инструментальных практик развития наставничества в Новосибирской области, которые позволяют достичь наиболее существенных эффектов для развития качества образования:
Наиболее эффективными из перечисленных инструментов являются:
– систематизация и упорядочение целей различных форм активностей школьников (разнообразных мероприятий и конкурсов) в соответствии с выбранным профилем (профилях) проектной деятельности;
– построение содержательных и организационных связей учебной и внеучебной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования как основы системной работы по развитию сильных сторон личности школьника;
– сетевое взаимодействие, объединяющее ресурсы образовательных организаций с академическими и индустриальными партнерами, способствующее обновлению содержания и технологий деятельности: тематика программ проектной и учебно-исследовательской деятельности опирается на перспективные направления и запрос реального сектора экономики области, взаимодействие со значимым взрослым из академической среды или реального сектора экономики повышает учебную мотивацию школьника.
На основе анализа деятельности муниципалитетов и образовательных организаций можно выделить управленческие и образовательные решения, которые наиболее эффективны в развитии качества образования на основе реализации технологии наставничества:
Управленческие:
Подбор квалифицированных наставников: назначение наставников на основе экспертизы в соответствующих областях, что позволяет талантливым детям и молодежи получить качественное руководство; вовлечение наставников различных профессий, что позволяет школьникам получать ценные знания и опыт в своей предпочтительной сфере; обучение учителей и педагогов дополнительного образования технологиям педагогической поддержки, наставничества, профориентации; учет личностных качеств наставников (эмпатия, оптимизм, стремление поддерживать рост и развитие молодых людей); материальная и нематериальная поддержка наставничества; формирование педагогических команд наставников, взаимообучение их участников.
Использование механизмов сетевого взаимодействия с партнерами, сетевой формы реализации образовательных программ: включение в процесс наставничества академических (организаций профессионального образования и науки) и технологических (предприятий и бизнеса) партнеров, связанных с отраслями экономики и науки региона, вовлечение их в процесс руководства практико-ориентированной проектной и исследовательской деятельностью обучающихся, их компетентной поддержки.
Финансовая поддержка: муниципалитеты помогают в организации и проведении мероприятий, предоставляют гранты, стипендии или другие формы финансовой поддержки для талантливых школьников и молодежи. Это помогает облегчить финансовые барьеры и создает возможности для углубленного развития и достижения успеха.
Создание и развитие инфраструктуры: муниципалитет предоставляет доступ к специализированным учебным или тренировочным объектам, лабораториям, студиям и другим инфраструктурным ресурсам. Это помогает талантливым школьникам и молодежи иметь возможность развиваться в соответствующих областях.
Предоставление информационных ресурсов и поддержки: обеспечение доступа к информационным ресурсам, карьерным консультациям и поддержке помогает школьникам и их наставникам принимать осознанные решения относительно будущих профессиональных сфер деятельности.
Образовательные:
Идентификация и презентация талантливых школьников через систему эффективного взаимодействия внеурочной и воспитательной деятельности, дополнительного образования: поиск молодых людей, проявляющих выдающиеся способности / таланты в различных областях, таких как наука, искусство, спорт и др.; формирование системы разноуровневых, разнопрофильных мероприятий для школьников и молодежи.
Индивидуальный подход: признание и поддержка особенностей и потребностей каждого талантливого ребенка или молодого человека; разработка персонализированных программ наставничества и индивидуальных учебных планов, учитывающих их личные цели и интересы; поддержка саморефлексии и саморазвития наставника и наставляемого.
Определение конкретных целей и задач, что помогает молодым талантам иметь четкое представление о своем пути развития. Регулярное обновление целей и самооценка помогают контролировать прогресс и поддерживать мотивацию.
Создание поддерживающей среды: эффективное наставничество требует создания безопасной, мотивирующей среды для раскрытия потенциала талантливых детей и молодежи; создание поддерживающего местного и регионального сообщества, где признаются и ценятся достижения, а также наличие ресурсов и возможностей для роста и развития; просветительская деятельность для педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества.
Внедрение технологии наставничества талантливых школьников и молодежи в образовательных организациях муниципальных образований Новосибирской области способствует:
– созданию благоприятной среды для роста и развития талантливых обучающихся, а также укрепляет потенциал образовательных организаций для достижения каждым из них максимальной успешности ;
– позитивным изменениям в муниципальной системе образования, упорядочиванию деятельности и возможностей образовательных организаций;
– созданию новых стимулов учебной мотивации и траектории для самореализации талантливых школьников.
Наставничество, как элемент, связывающий образование с реальным сектором экономики, является основой для становления образовательных организаций как центров местного сообщества, что способствуют развитию образовательной среды, экосистемы, социально-экономического благополучия в регионе.
Таким образом, благодаря развитию наставнических практик гипотетически могут быть достигнуты следующие эффекты для региона и муниципалитета:
1) Социально-экономический – формирование и развитие актуально востребованных кадров, сообществ и экосистемы.
2) Кумулятивный – повышение качества образования в самом широком смысле.
3) Синергетический – развитие человеческого капитала как результата интеграции ресурсов конкретной территории.
Формирование человеческого капитала в регионе через создание условий для самореализации с помощью системы наставничества опирается на системную психолого-педагогическую поддержку.
Работа с талантами, сопровождение учащихся на всем пути получения образовательного опыта требует концентрации усилий всего педагогического сообщества, всех уровней и видов образования. Что не всегда полноценно реализуется в связи с межуровневым и межведомственными разногласиями в условиях возросшей конкурентной среды за время и интерес школьника. Преодоление этих разногласий требует существенных усилий, что станет приоритетным условием реализации проекта «Наставничество как система» на следующих этапах.
Список литературы
- Белякова М.М. Опыт педагогического сопровождения творчески одарённого ребёнка к успеху // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-tvorcheski-odaryonnogo-rebyonka-k-uspehu (дата обращения: 02.12.2023).
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации. Одобрена Президиумом РАО 29.06.2023. – URL: http://rao.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2023/07/koncepcia-1.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
- Копанева О.М. Проблемы сопровождения одарённой личности в системе дополнительного образования детей // Педагогический ИМИДЖ. 2016. – №4 (33). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-soprovozhdeniya-odaryonnoy-lichnosti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 02.12.2023).
- Официальный сайт – «Региональный центр «Альтаир». – URL: https://altairdonso.ru/ (дата обращения: 02.12.2023).
- Понявина М.Б., Селезнев П.С. Советский, российский и зарубежный опыт является примером талантливых учащихся // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – №3 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetsky-rossiyski-i-zarubezhnyy-opyt-vyyavleniya-talantlivyh-uchaschihsya (дата обращения: 02.12.2023).
- Трасова Е.Ю. Наставничество, как способ социализации одаренных детей. URL: https://school-science.ru/11/8/46925 (дата обращения: 02.12.2023).
- Шенкнехт Н.Ю. и др. Проектирование моделей сопровождения (наставничества) в образовательной организации. – URL: https://ipk74.ru/upload/documents/sogl/2022-11-11-sch16-24-1.pdf (дата обращения: 02.12.2023).