Театральные студии ГБОУДО ДТДиМ имени А.П.Гайдара в «Содружестве школьных театров Москвы»: новые возможности для формирования личности современного школьника

В статье в контексте реализации проекта «Содружество школьных театров города Москвы» представлены детские театральные объединения ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара». Деятельность этих коллективов направлена на формирование системы ключевых компетенций, необходимых для развития личностных характеристик современных школьников. Статья адресована заместителям директоров школ по воспитательной работе и педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные программы детских театров.

Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя
ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара”,
Москва

Театральная педагогика сегодня выходит на первый план как в основном, так и в дополнительном образовании детей. Школьные театры пользуются большой популярностью у детей разных возрастов. Их число постоянно растет и в настоящее время в реестр Министерства просвещения России включено более 30 тысяч театров.

В 2022 году Министерство просвещения разработало дорожную карту по созданию и развитию школьных театров. К 2024 году в каждой школе будут созданы театральные студии, призванные вовлекать всех школьников в занятия театральным искусством. Театральный институт имени Бориса Щукина разработал методические рекомендации по созданию и развитию школьных театров, систему повышения квалификации для школьных учителей и педагогов дополнительного образования, подготовил сборник пьес, инсценировок, театральных постановок для совместного просмотра с детьми.

«Школьные театры – уникальный ресурс. Он помогает молодым людям самореализовываться, пробовать себя в роли актеров, режиссеров, изучать литературные произведения уже не просто в классе на уроке, а погружаясь в его содержание во время его постановки на сцене. Очень важно, что появление театров в школах – это не административное решение, а инициатива самих ребят. Этот проект активно развивается», – подчеркнул глава Минпросвещения России [7].

В Москве все театры на базах школ, учреждений дополнительного образования и колледжей, а их около 500,  вошли в «Содружество школьных театров» [5] – объединение детских и молодежных театров, созданных на базе образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Несомненно, это открывает новые возможности для детей и педагогов. 

Проект «Содружество школьных театров города Москвы» как центр притяжения способен объединить всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов – и направлен, в первую очередь, на решение педагогических задач [6]: 

  • системное развитие детских и молодежных театров;
  • обеспечение доступа к методическим материалам и практическим знаниям; 
  • создание профессионального сообщества педагогов, в котором можно встретить единомышленников, поделиться опытом и организационно поддержать друг друга [8].
https://theatre.shkolamoskva.ru

Планируется, что в каждой образовательной организации «оборудуют театральную студию, в которой дети и педагоги будут постоянно работать над созданием и выпуском новых спектаклей» [5]. Очень важно, что студийцы смогут не только репетировать и выступать, но и будут осваивать театральное искусство, а руководители школьных театров смогут системно изучать технологии и методики театральной педагогики под руководством опытных консультантов-наставников и мастеров, среди которых Е.В. Князев, Ю.И. Еремин, А.Л. Семчев и многие другие.

Рассматривая театральное искусство, как уникальный и универсальный педагогический инструмент, мы говорим о театральной педагогике –  междисциплинарном направлении на стыке педагогики и театрального искусства, которое помогает ученикам проживать образовательный процесс на эмоциональном уровне [4].

В проекте «Содружество школьных театров города Москвы» ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара  представлен театральными студиями:

  • Театральная студия “Балаганчик”;
  • Театральная студия “Улей”;
  • Театральная студия “Вдохновение”;
  • Театр “Небольшой театр”.
https://dpgaidar.mskobr.ru/proekty/nashi-proekty/sodrujestvo-shkolnyih-teatrov-moskvyi

В ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара мы стараемся как можно больше создавать возможностей для всестороннего творческого развития каждого ребенка. Благодаря проекту «Содружество школьных театров города Москвы», каждый обучающийся получает возможность попробовать свои силы на театральных подмостках. 

В школьные годы, когда личность человека формируется, складывается его характер, мировоззрение, духовно-нравственные ценности, для детей должна быть создана среда развития их творческих, коммуникативных способностей. Детский театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. В творческом коллективе формируется целая система ключевых компетенций, необходимых для жизни детей в высокотехнологичном конкурентном мире, где востребованы люди с развитым критическим и творческим мышлением, инициативные, готовые найти новые подходы к решению социально-экономических, культурных задач, способные жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. 

Педагог осуществляет воспитательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов [3], используя приемы театрального искусства в качестве инструментов педагогической работы для развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности школьника. Главное внимание необходимо обращать не на мероприятия, а на деятельность, общение, отношения и активность каждого. Вот почему важно включать детей в театральную коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает их к самовоспитанию, самосознанию и, следовательно, к адекватной самооценке.

У наших театров появилась возможность расширить аудиторию и поднять спектакли на качественно новый уровень. Для работы над постановками мы будем активно приглашать деятелей культуры и искусства, чтобы юные артисты перенимали их опыт и знания, учились у мастеров своего дела. Помимо этого, мы создадим площадку для обмена творческими и педагогическими идеями между начинающими режиссерами и наставниками.  Также в рамках содружества состоятся фестивали и конкурсы, дети смогут показать свои постановки на профессиональной сцене.

Наши театры, состоящие в содружестве, публикуют на сайте проекта свой репертуар и афиши будущих спектаклей, видеовизитки, отрывки из лучших постановок и другую информацию. 

Московская драматическая театральная студия «Балаганчик» основана 1 сентября 2003 года.  Педагог – Николай Петрович Улемский, актёр театра и кино, режиссёр.   

"Балаганчик"

Последние режиссёрские постановки студийцев 2021 года:

  • Комиссарова Мария. «Женское воспитание» пьеса В. Фроловой, 
  • Ильин Павел. «Любовь» пьеса Л. Петрушевской, «Два пуделя» пьеса С. Злотникова, 
  • Самсонов Андрей. «Скамейка” пьеса А. Гельмана, «Зануда» пьеса Н. Коляды.

В студии занимается более 40  детей.

Студия принимала участие во Всероссийских конкурсах в Коломне, Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Анапе, Сочи, Евпатории, а также в Районном конкурсе «Таланты Лефортово». Воспитанники студии являются ведущими многих праздников, конкурсов, мастер-классов в международном лагере “Артек”, других фестивалей школы и городах Москвы.

Театральная студия «Вдохновение» – это  детский коллектив единомышленников, объединенных любовью к театру. Главная цель – развитие творческих способностей, каждого ребенка. Воспитание человека-творца.  «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека» – таков девиз театральной студии [2] . 

Год основания театральной студии «Вдохновение» – 2012, возраст участников: с 1 по 11 класс. Всего в театральной студии обучается около 50 человек. Руководитель – педагог дополнительного образования Свечникова Ирина Владимировна.

Театр «Вдохновение» принимает участие в проектах «Содружества театров…» театральными постановками:

Спектакль «Дюймовочка» – сказка учит быть сильным и верить, что мечта сбудется, что бы с тобой не случилось.

"Дюймовочка"

Спектакль «Люди…» по произведениям А.П. Чехова передает мудрость не только тех времен, но и нашего времени – поскольку ценности и общечеловеческая мораль никак не изменилась за это время. Именно поэтому каждому молодому человеку следует прочесть данные произведения – во-первых, чтобы лучше понять историческую картину, а, во-вторых, чтобы приобщиться и получить ту самую мудрость и идеи, которые Антон Павлович старался передать через свои рассказы.

"Люди..." по произведениям А.П.Чехова

Спектакль «Дети читают детям» создана на основе чтецких номеров. Это не композиция, а именно спектакль, где дети пытаются стать воспитателями своих родителей.

"Дети читают детям"

Каждый Новый год во Дворце творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара проходят праздничные спектакли для всей семьи. «Небольшой театр», созданный в 2017 году педагогом дополнительного образования Санталовой Инной Владимировной, позволяет окунуться в сказочную атмосферу волшебного времени года. В постановках «Небольшого театра» принимают участие более 100 детей,  все они являются обучающимися театрального коллектива И.В. Санталовой. 

Спектакль «Невероятная история Питера Пэна» рассказывает о волшебной и доброй истории путешествия в страну детства, приключениях, нежной дружбе и о любви к маме. В спектакле играют юные актеры и танцоры вместе с педагогами Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара. 

«Алиса в стране чудес» погружает ребят  вместе с Алисой в загадочную страну, в которой познакомятся с удивительными героями – мудрой Гусеницей, обаятельным Чеширским Котом, безумным Шляпником и Красной Королевой. “Алиса в стране чудес” учит тому, что в мире нет ничего невозможного, а для ребенка это очень важно, позволяет сохранить веру в себя и в свои силы. Волшебная добрая история о  приключениях и путешествиях, о нежной дружбе, о маминой любви и тепле родного дома.

Репертуар «Небольшого театра» достаточно большой. Это и радиоспектакли, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне: «Бабушкина скрипка», «Письма Героям». И радиоспектакли-сказки, созданные в сложное время ограничений из-за пандемии. Именно это время перехода на дистанционное обучение и заставило обратиться к такому направлению как радиоспектакль. Одними из наиболее важных результатов проекта «Радиотеатр» стало привитие культуры чтения и интереса к литературным произведениям, а также возрождение культуры радиотеатра. Практическая значимость проекта достаточна большая, радиоспектакли – могут быть использованы на тематических мероприятиях и классных часах, встречах, в проекте «Главное о важном».

Выбранные темы радиоспектаклей могут быть связаны не только с литературными произведениями и памятными датами, но и с абсолютно разными предметами. Например, если взять географию, можно сделать рассказ от имени Васко да Гама о его экспедициях, для мировой художественной культуры можно сделать радиоспектакль о жизни и творчестве известных художников и т.д. В этом – огромная сила радиоспектакля, можно слушать актёров, но при этом «видеть» всё что происходит.  

Изображение выглядит как толпа

Автоматически созданное описание

«Небольшой театр» является лауреатом конкурса «Мастер сцены», лауреатом Международного открытого театрального фестиваля «Один день с театром», Городского театрального фестиваля-конкурса «Театральный Олимп – 2020».

В наших спектаклях играют юные воспитанники, поэтому представления получаются особенно искренними и добрыми, Актёры – дети могут создать по-настоящему прочную связь со зрителями.

Театральное творчество направлено на знакомство ребёнка с миром театра и искусства. Занимаясь в театральном кружке, ребёнок обучается навыкам актёрского мастерства и сценической речи, учится работать над ролью, знакомится с репетиционным процессом, осваивает этюдный метод, принимает участие в спектакле. Через игру ребёнок учится познавать самого себя, создавать интересные сценические образы и характеры. Работа в театральных студиях прививает любовь к чтению, познанию окружающего мира и способствует слаженной работе в коллективе.

Мы стараемся создавать в нашей образовательной организации как можно больше возможностей для всестороннего развития всех детей, в том числе творческого: каждый обучающийся может попробовать свои силы на театральных подмостках. Спектакли, созданные детскими и молодежными театрами Дворца творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара, мы показываем не только школьной аудитории, но и приглашенным зрителям. В наших спектаклях играют юные воспитанники, поэтому представления получаются особенно искренними и добрыми, Актёры–дети могут создать по настоящему прочную связь со зрителями. 

Наши спектакли не раз получали награды и премии как за постановку, так и за декорации, костюмы, игру актёров. Помимо юных талантов в спектаклях коллективов Дворца по приглашению играют известные актёры  театра и кино,  деятели культуры и искусства, чтобы юные артисты перенимали их опыт и знания, учились у мастеров своего дела.  Наши постановки действительно получаются качественными и трогательными. Мы надеемся, что в театральных коллективах учащиеся будут развивать таланты, а педагоги помогут им в раскрытии творческого потенциала.

Таким образом, сейчас созданы уникальные условия для поддержки и развития школьного театра и все, что требуется от педагогов-руководителей театральных коллективов и студий – включиться в работу и максимально использовать так называемое «окно возможностей», которое открыл для всех проект «Содружество школьных театров города Москвы». Надо общаться,  обсуждать и показывать друг другу спектакли, учиться, делиться, создавать и радоваться детским успехам вместе, потому что «театр — это не только синтетическое, но и коллективное искусство»: то, что мы уже делаем, чрезвычайно важно для детей, родителей, школ и общества в целом. Потому, что театр, как верно и образно подметил  В.С. Злотников, – «это не украшение школы, а уникальный и очень мощный педагогический инструмент работы с нашими детьми, а, значит, и с будущим» [9].

Список литературы

  1. Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-vospitaniya-uchaschihsya (дата обращения: 22.04.2023). 
  2. Рогова А. Символ простоты и женственности. Мария Ермолова украшала дом только цветами//Аргументы и факты. Электронный ресурс. URL: https://aif.ru/culture/person/simvol_prostoty_i_zhenstvennosti_mariya_ermolova_ukrashala_dom_tolko_cvetami
  3. Рыбина О.В. Школьный театр как педагогическая среда формирования компетенций школьников // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-teatr-kak-pedagogicheskaya-sreda-formirovaniya-kompetentsiy-shkolnikov (дата обращения: 22.04.2023).
  4. Рыбаков Фонд. Если школьник не идет в театр, то театр идет к школьнику. Электронный ресурс. URL: https://vc.ru/u/1365927-rybakov-fond/567669-esli-shkolnik-ne-idet-v-teatr-to-teatr-idet-k-shkolniku
  5. Сайт mos.ru. Новости. Более 500 детских и молодежных театров вошли в Содружество школьных театров Москвы. Электронный ресурс. URL :  https://www.mos.ru/news/item/120594073/
  6. Сайт «Содружество школьных театров». Электронный ресурс. URL :  https://theatre.shkolamoskva.ru/
  7. Сергей Кравцов: «Появление театров в школах – это инициатива самих ребят»//Сайт Минпросвещения  России. Электронный ресурс. URL: https://edu.gov.ru/press/6736/sergey-kravcov-poyavlenie-teatrov-v-shkolah-eto-iniciativa-samih-rebyat 
  8. Содружество школьных театров Москвы. Электронный ресурс. URL :  https://theatre.shkolamoskva.ru/
  9. Театр – это не украшение школы, а педагогический инструмент»: интервью с координатором проекта «Содружество школьных театров города Москвы» В.С. Злотниковым//Про-ДОД. № 1(43), февраль, 2023. С.40-47. Электронный ресурс. URL: https://prodod.moscow/archives/27284 

Добавить комментарий

Войти с помощью: