Использование театральных средств в образовательной и исследовательской деятельности

В статье описывается возможность использования театральных средств в проектной деятельности школьников на примере работы театрального направления проекта «Литературный музей «Текст и контекст»: прошлое сквозь призму современности». Обучающиеся изучают текст произведения (в данном случае, романа «Война и мир»), исторический контекст и разрабатывают на основе этого спектакль-исследование. В статье описаны этапы работы над спектаклем, начиная с выбора сцен, написания инсценировок и заканчивая работой со зрителями после премьеры. Автор уверен, что создание уникального продукта – авторского спектакля – позволяет обучающимся отыскать в материале что-то новое, например, дополнительные взаимосвязи, полнее изучить обстоятельства, обратить внимание на факты, которые ранее (при рациональном изучении) не были замечены, проверить на практике (опытным путём) свои мысли и творческие догадки, в чём и заключается театральное исследование.

С.Ю. Жукова,
ученица Университетской гимназии
МГУ им. М. В. Ломоносова,
Москва

Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов заявил, что к 2024 году в каждой школе будет театр. «Я сам, когда учился в школе, играл в школьном театре, и это помогает в жизни, какой бы профессией вы ни занимались…, – поясняет министр: – Мы делаем всё, чтобы раскрыть таланты каждого школьника» [3].

Реализация данного замысла может помочь школьникам раскрыть их способности, сформировать и развить навыки, которые пригодятся не только в творческой деятельности, но и в жизни, например, воображение, эмпатию, дикцию и многое другое. Как писал доктор психологических наук А.А. Мелик-Пашаев: «Художественный опыт объединяет чувства и интеллект, эмоции и познание, созерцание и действие, самого ребенка – и мир вокруг него…» [2].

Опираясь на актуальность театральной деятельности внутри общеобразовательного учреждения, мы задумались, как можно интегрировать школьный театр в процесс обучения, а не оставить его лишь секцией, кружком, студией, «искусством ради искусства»?

Мы утверждаем, что спектакль как исследование – способ связать между собой два важных аспекта в жизни современного школьника: образовательный процесс и творчество.

Спектакль-исследование – спектакль, направленный не столько на актёрскую игру, сколько на выявление методик, которые в дальнейшем можно будет применить к образовательному процессу. Подобный принцип позволяет найти что-то уникальное, новое в течение работы над спектаклем за счёт разбора материала, взаимодействия актёров и анализа репетиционного процесса.

Спектакль-исследование – это изучение материала и поиск уникального подхода к нему каждым участником. Более того, спектакль-исследование – это возможность вывести театральный показ на уровень конференции. Приглашённые на такой спектакль зрители — это не только ученики образовательных организаций, товарищи и родители обучающихся, но и педагоги, эксперты, учёные – имеют возможность после спектакля обсудить увиденное – не только с эстетической точки зрения, но и в формате образовательно-научной дискуссии.

Изображение выглядит как Человеческое лицо, одежда, человек, улыбка

Автоматически созданное описание

Зрители и эксперты на спектакле «Простить-ся» (Университетская гимназия МГУ им. М.В.Ломоносова). Фото Юлии Михайловой.

Разберём данный приём на примере проекта гимназии МГУ «Литературный Музей «Текст и Контекст: прошлое сквозь призму современности».

Участники проекта ставят своей глобальной целью поиск инновационных форм, способствующих преодолению общего кризиса гуманитарного образования в России и гуманитарной сферы в целом. Стратегически эта глобальная цель включает в себя две составляющих: 1) создание творческого пространства, которое поможет лучше разобраться в романе «Война и мир», и 2) создание методологии творческого исследования художественного текста. В самом проекте существует четыре направления: литературное, историческое, культурологическое и театральное. Для нас является важным изучить роман с разных точек зрения, чтобы лучше и качественнее понять исторические обстоятельства, культурный контекст и т. д. 

В рамках театрального направления школьники создают спектакль на основе изучаемого материала, литературного и исторического контекстов. В 2021 году литературной основой для деятельности проекта был выбран роман Л.Н. Толстого «Война и мир». 

Изображение выглядит как одежда, в помещении, обувь, стена

Автоматически созданное описание

Сцена из спектакля «Простить-ся» (режиссёр – Е. Громова). Фото Юлии Михайловой.

Работа над спектаклем проходит в несколько этапов. 

Первый этап

На первом этапе разработки спектакля участники проекта разбирают исходный литературный материал и его исторический контекст. При разборе произведения было важно среди огромного количества персонажей, сюжетных линий, обстоятельств и событий выбрать именно те, которые станут интересны для рассмотрения как участникам проекта, так и будущим зрителям. Одна из задач проекта – сделать так, чтобы роман «Война и мир» стал ближе молодёжи, а не остался в их восприятии «скучной и сложной книгой». Поэтому важно было выбрать темы и события, которые могут волновать современных школьников. В ходе учебной дискуссии были выявлены герои, интересные исполнителям, подходящие им по данным и актуальные в рамках проводимого исследования, заключающегося в выявлении методологии работы с театральными средствами и их использовании в образовательной деятельности. Этими героями оказались княжна Марья и князь Андрей Болконские.

Далее необходимо было «ближе познакомиться» с выбранными персонажами, изучить их жизнь, среду, в которой они действуют. Для этого каждый исполнитель написал небольшую биографию роли. Очень важно понимать, что данный этап является неотъемлемой частью подготовки спектакля, ведь актёру как минимум обязательно нужно знать биографические факты из жизни персонажа, например, где он родился, кто его родители и т. п., а как максимум – понимать внутренние мотивы героев спектакля в определённых ситуациях и т. д. Через этот педагогический прием обучающиеся лучше понимают самого героя и контекст, в котором он находится, а также начинают лучше понимать связь литературного произведения с другими школьными предметами.

На этом же этапе происходит выбор отрывков из романа, вокруг которых планируется строить будущую инсценировку. «Первоначальная задача — перейти от текста к событиям. Из текста пьесы мы узнаем, какие события и факты выражены писательским средством — словом. Определив события, конфликты, взаимоотношения, предположив, какое поведение, какие действия вызовет то или иное событие, выходим на сцену и пытаемся органично, целеустремленно действовать…», – напоминает в своей книге «От этюда к спектаклю» И. И. Судакова [5]. 

В конкретном случае нашей постановки, обучающимся (и будущим исполнителям) оказалась интересна сцена прощания князя Андрея и княжны Марьи – отрывок, который в дальнейшем стал центральной сюжетной линией спектакля.

Второй этап

Второй этап – написание инсценировок самими обучающимися: собственных сцен и интерпретированных эпизодов (инсценировок) романа. Для каждого варианта крайне важно понимание исторического контекста, времени, которое будет представляться в будущем спектакле. Говоря о написании собственных сцен, необходимо заметить, что этот путь позволяет артистам делиться личными чувствами, впечатлениями, переживаниями.

Говоря о создании авторского текста, хочется подробнее остановиться на эпизодах романа, впоследствии становящихся частью спектакля. В работе над ними используется действенный анализ отрывка, то есть разбор предлагаемых обстоятельств, мотивов действующих лиц, их целей, стремлений, задач, выражающийся не только в слове, но и в физическом поведении. В проекте мы используем этот метод не только как исполнители ролей (актёры), но и на этапе написания инсценировок, чтобы точнее перевести отрывок романа с «литературного» языка на «драматургический». «Проникновение в пьесу через события, действия и поступки, даст возможность коллективу понять пьесу с главных позиций, постичь главную мысль, лежащую в основе произведения, то есть осознать основное — сверхзадачу пьесы» [1].

Метод такого анализа предложил К.С. Станиславский, призывавший начинать работу над постановкой с определения «действенных фактов», то есть предпосылок дальнейших важных событий. Действенный анализ также используется в работе над «авторскими сценами», но после того, как подготавливается драматургический материал, ведь только тогда к нему можно подходить с позиции актёра. 

Третий этап

Третьим этапом работы над спектаклем становится репетиционный процесс. В ходе него персонажи становятся более человечными и близкими как самим актёрам, так и в будущем – зрителям. Репетиция делится на «разведку умом», «разведку телом» и поиск художественного воплощения, отражающего эмоциональный образ происходящего, то есть по началу актёр просто вникает в предложенные обстоятельства путём чтения драматургического текста и его анализа («разведка умом»), потом в действии осваивает эти же обстоятельства («разведка телом»), и наконец подбирает событиям, включённым в сцену, визуальный образ, то есть то, как тот или иной отрывок спектакля вместе с расположением актёров, реквизитом и декорациями будет выглядеть со стороны (художественное воплощение). 

Данный этап позволяет ещё полнее «присвоить» изучаемый материал, ведь исполнители уже не просто «разбирают» его, но пробуют «жить» от лица персонажей. Более того – внешне-художественный образ отрывка, то есть полноценная репетиция, часто позволяет понять мотивы героев глубже, нежели размышления во время «застольного периода». Репетиционный этап – время восприятия событий в их объёме и несколькими органами чувств.

Изображение выглядит как одежда, стена, человек, Человеческое лицо

Автоматически созданное описание

Солдаты – Виктория Грушакевич, Светлана Жукова. Фото Юлии Михайловой.

Интегрируя всё вышеописанное в образование, мы сможем увидеть, как у обучающихся различных возрастов в процессе подобной деятельности развивается эмпатия и эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря воспитанию в них внимания к чувствам и ощущениям других людей.  «Если нет подлинного чувства добра, то и в искусстве ничего не сделаешь. Нужно прикоснуться к совести человеческой. Для этого не надо быть титаном, монументом, достаточно быть просто человеком…», – пишет театральный режиссёр и педагог Г.А. Товстоногов [6]. Наш опыт реализации проекта показал, что участники относятся к зрителю и друг к другу очень внимательно, не забывая о таких понятиях, как «совесть», «душа» и т. д.  Актёры ищут неформальное воплощение этого на площадке, используя свои знания в сфере психологии. 

Так, например, во время одной из репетиций участники проекта «Литературный музей: «Текст и Контекст»: прошлое сквозь призму современности» пришли к выводу о том, что колыбельная, которую княжна Марья и князь Андрей поют в своей сцене (пения нет в романе, оно «найдено» на площадке), — это возможность вернуться в детство, когда брат и сестра ещё не отдалились друг от друга.

Изображение выглядит как одежда, человек, Человеческое лицо, стена

Автоматически созданное описание

Князь Андрей – София Клочкова, княжна Марья – Александра Коновалова. Фото Юлии Михайловой.

Выпуск спектакля

Выпуск спектакля происходит по частям. Инсценировка пишется по ходу освоения материала. После репетиций определённой (на данном этапе законченной) части будущей постановки происходит, так называемый, выход на зрителя, в ходе которого участники проекта делятся не результатом, а процессом, находя каждый раз что-то новое в событиях или персонажах. 

Изображение выглядит как стул, в помещении, одежда, мебель

Автоматически созданное описание

Сцена из спектакля. Фото Юлии Михайловой.

Как известно, спектакль – живое событие, в котором каждый зритель имеет возможность найти что-то важное лично для себя, и каждый исполнитель имеет возможность этим важным поделиться. Особенно ценно, когда эту мысль подтверждают сами зрители. Вот слова кандидата психологических наук, директора Университетской гимназии МГУ А.В. Леонтовича: «Это не спектакль в обычном понимании… Это форма жизни, форма рассказа – в том числе о себе – другим…».

Изображение выглядит как одежда, человек, Человеческое лицо, стена

Автоматически созданное описание

Администрация гимназии на обсуждении после спектакля. Фото Юлии Михайловой.

В исследовательском спектакле могут использоваться различные художественные инструменты для усиления не только художественного, но образовательного и воспитательного эффектов. Например, в постановке проекта «Литературный музей: «Текст и Контекст»: прошлое сквозь призму современности» актёры убирают «четвёртую стену» (грань, разделяющую артистов и зрителей), благодаря чему зрители получают возможность оказаться «внутри» происходящего и «присвоить» материал. По этому поводу высказывалась зрительница на одном из показов: «Здесь ты действительно себя чувствуешь, как будто проходишь мимо, вот ты на поле боя. Это очень интересно…».


Изображение выглядит как одежда, Человеческое лицо, человек, женщина

Автоматически созданное описание

Сцена из спектакля. Фото Юлии Михайловой.

В конце каждого показа зрители высказывают своё мнение, задают вопросы, что также позволяет актёрам обратить внимание на что-то, что не было замечено ранее, и продолжить работу над спектаклем, учитывая пожелания и мысли гостей. Кроме того – это даёт возможность обрести уверенность в правильно выбранном направлении творческой работы. Например, на одном из показов прозвучал такой комментарий: «Вы знаете, если одним словом говорить, что сейчас увидел… Можно чуть профессиональней: текст и так далее, – всё хорошо. Но единственное, что точно могу сказать: вы настоящие!» Это вдохновляет юных исполнителей на дальнейшую исследовательскую и творческую работу.

Также показы, погружающие в литературный и исторический контексты, помогают запоминать информацию, закрепляя определенные ассоциации. В итоге исследовательский спектакль становится инструментом обучения не только для артистов, но и для зрителей этого спектакля.

Заключение

Таким образом спектакль-исследование позволяет полнее изучить материал и «присвоить» его, то есть прожить и прочувствовать предложенные обстоятельства. Необходимость самостоятельно сочинять сцены для спектакля заставляет внимательнее отнестись к историческому контексту (важно корректно упоминать исторические события, корректно выстраивать взаимоотношения между персонажами, исходя из их положения в обществе, биографии, социального статуса, принадлежности к определённой группе людей и т. д.). 

Более того — драматургическая работа, как и совместный поиск художественного решения спектакля, делает материал более личностным, что даёт дополнительную мотивацию обучающимся. Необходимость до завершения работы несколько раз «выйти на зрителя» помогает посмотреть на материал с разных сторон, что-то уточнить, добавить, скорректировать, «проверить на зрителе» актуальность и доступность создаваемого действа. 

Обсуждения после спектакля дают возможность услышать различные (в том числе экспертные) мнения о работе, а зрителям помогают полнее понять то, чем поделились с ними исполнители, и в диалоге закрепить собственные впечатления от увиденного.


Изображение выглядит как одежда, в помещении, мебель, стул

Автоматически созданное описание

Обсуждение после спектакля. Фото Юлии Михайловой.

Список источников:

  1. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М. О. Кнебель – М.: ГИТИС, 2021. – 216 с.
  2. Мелик-Пашаев А. А. «Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии – к Артпрофилактике» / А. А. Мелик-Пашаев – Научно-методический журнал, 2017 – [Электронный ресурс] – URL: http://art-inschool.ru/article/iskusstvo-ne-dlya-iskusstva-ili-ot-artterapii-k-artprofilaktike(дата обращения: 07.04.2023). – Текст: электронный.
  3. Парламентская газета: «Кравцов: до 2024 года в каждой школе будет создан свой театр» / 2022 – [Электронный ресурс] – URL: https://www.pnp.ru/social/kravcov-do-2024-goda-v-kazhdoy-shkole-budet-sozdan-svoy-teatr.html (дата обращения: 07.04.2023). – Текст: электронный.
  4. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский – М.: АСТ Зебра Е, 2009. –  604 с.
  5. Судакова И. И. От этюда к спектаклю / И. И. Судакова – М.: ГИТИС, 2014. – 126 с.
  6. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены / Г.А. Товстоногов – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 400 с. 

Добавить комментарий

Войти с помощью: