Развитие инновационного образовательного пространства через внедрение кластерного подхода в Муниципальной автономной организации дополнительного образования «Центр детского творчества Хибины» города Кировска

В сфере дополнительного образования все более широкое распространение получает социальное партнерство как один из важнейших механизмов удовлетворения требований потребителя образовательных услуг, обеспечивающий качественные изменения в содержании и формах обучения. Изучение научной литературы по проблеме социального партнерства и опыта педагогов в сфере образования привели авторов к выводу, что возможным решением задачи модернизации дополнительного образования является кластерный подход – создание образовательных кластеров.

Т.В. Двойных,
заместитель директора по образовательной
и инновационной деятельности
В.М. Сусарова,
методист,
Муниципальная автономная организация
дополнительного образования
«Центр детского творчества Хибины»
г. Кировск

В сердце Кольского полуострова, окружённый чашей Хибинских гор, продуваемый всеми ветрами, расположен один из старейших городов Мурманской области, город горняков и обогатителей – Кировск. 

Город, первоначально называвшийся Хибиногорск, возник на заре индустриализации, когда в массивах Хибинских гор была обнаружена апатито-нефелиновая руда – ценнейший компонент для производства минеральных удобрений. Строили город спецпереселенцы, сосланные в Хибины из всех областей и республик Советского Союза. 

В марте 1936 года в городе торжественно был открыт первый Дом пионеров и октябрят в Мурманской области, с 1993 года – Центр детского творчества «Хибины».

Важной тенденцией в обновлении образования в целом, и Центра детского творчества «Хибины», в частности, является включение педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность. Кроме того, в сфере дополнительного образования всё более широкое распространение получает социальное партнёрство, как один из важнейших механизмов удовлетворения требований потребителя образовательных услуг, обеспечивающий качественные изменения в содержании и формах обучения.

Изучение научной литературы по проблеме социального партнерства, опыта педагогов и руководителей в сфере образования привели нас к выводу, что возможным решением задачи модернизации дополнительного образования в нашем Центре является кластерный подход – создание образовательных кластеров.

В рамках публикации мы не ставили цели подробно описать сам механизм реализации деятельности образовательного кластера в ЦДТ «Хибины». Достаточно описать моделирование данного процесса, выделив её неотъемлемые компоненты. Моделирование образовательного кластера в Центре детского творчества «Хибины» связано с определением структуры кластера, концепции её функционирования, управленческими подходами, результатами внедрения, оцениванием участников и потребителей. 

Кластерный подход был впервые применён в ЦДТ «Хибины» в 2019 г. Все реализуемые образовательные программы были распределены по 8 кластерам.


http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/5653334.png

Программы кластера ориентированы на физическое совершенствование обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации, призваны обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства обучающихся, формированию у них таких категории как здоровье и здоровый образ жизни.

Рисунок 1. Структура кластера «Спортиндустрия»

Программы кластера «Спортиндустрия»

  1. «Синкёкусинкай каратэ»
  2. «ОФП с элементами Шинкиокушинкай каратэ»
  3. «ОФП»
  4. «ОФП с элементами бокса. Мастерство»
  5. «ОФП с элементами бокса»
  6. «Школа классического бильярда»
  7. «Спортивный танец»
  8. «Мастер игры бильярда»
  9. «Рукопашный бой»
  10. «Пожарно-прикладной спорт»
  11. «Мотокросс»
  12. «Мото-Хибины»
  13. «Маленький гений»
  14. «Вектор»
http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/prprprk.png

Программы кластера играют важную роль в личностном развитии детей, раскрывают творческий потенциал, учат управлять своими эмоциями, развивают воображение, творческое мышление, формируют нравственное самосознание.

Рисунок 2. Структура кластера «Артиндустрия»

Программы кластера «Артиндустрия»

  1. «Театр юного зрителя»
  2. «Палитра детских голосов»
  3. «Вокальная группа Микс»
  4. «Вокальная группа»
  5. «Театр песни»
  6. «Хореография»
  7. Танцевальная студия «Светлячок»
  8. Танцевальная студия «Калипсо»
  9. «Ритмика»
  10. «Азбука классического танца»
  11. «Школа магии» 
  12. Театр-студия «Вдохновение»
  13. «Жизнь за кулисами»
  14. «В Мире чудес»
  15. «Магия танца»
  16. «Классический танец»
  17. «Спортивная хореография»
  18. «Народный танец»
http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/453546.png

Выбирая программы кластера, дети преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации, а значит – становятся людьми творческими, неординарными. 

Рисунок 3. Структура кластера «Фэшниндустрия»

Программы кластера «Фэшниндустрия»

  1. «Калейдоскоп идей»
  2. «Про-декор»
  3. «С мольбертом по планете»
  4. «Юный художник»
  5. «Я раскрашу мир»
  6. «Технология моды»
  7. «Скрап-лаборатория»
  8. «Рукоделие»
  9. «Эко-кукла»
  10. «Арт-дизайн»
  11. «АРТ-Терапия» (ОВЗ)
  12. «Стоп-кадр»

http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/3334-2.png

Программы кластера «Фэшн индустрия» способствуют формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности, изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, развитию самостоятельности, выносливости, познавательных процессов; получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды.

Рисунок 4. Структура кластера «Геоиндустрия»

Программы кластера «Геоиндустрия»

  1. «Спортивно-краеведческий туризм»
  2. «Путешествие по родному краю»
  3. «Экскурсоводы»
  4. «Основы геологии»
  5. «Юные исследователи»
  6. «Юный эколог»
  7. «Эко-волонтеры»
  8. «Вокруг света»
  9. «Орлы-старт» 
  10. «Орлы»
  11. «Назад в будущее»
  12. «По следам истории»
  13. «Юный полярник»
  14. «Перспектива»
  15. «Навигатор»
  16. «Юный судья в туристических соревнованиях»

http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/5645633.png

Программы ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности.

Рисунок 5. Структура кластера «Индустрия промышленного дизайна»

Программы кластера «Индустрия промышленного дизайна»

  1. «Основы компьютерной графики и 3D-моделирования»
  2. «Студия 3D-моделирования» 
  3. «Инженер-PRO»
  4. «3D Фантазия»
  5. «Теория цвета»
  6. «Основы моделирования и материаловедения»
http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/enekn4454.png

Обучение по программам кластера способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать.

Программы кластера «Техноиндустрия»:

  1. «Творческая робототехника»
  2. «Пилотаж»
  3. «Легоконструирование
  4. «Lego land»
  5. «Пиксельный мир»
  6. «Перворобот» 
  7. «В мире КИМ» 
  8. «Школа авиаторов» 
Рисунок 6. Структура кластера «Техноиндустрия»

http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/766756763.png

Программы направлены на осмысление себя и окружающее социокультурное пространство, на саморазвитие личности, а также возможности реального включения ребенка в социокультурную среду. Формируют лидерские и коммуникативные качества, организаторскую грамотность, развивают социальную активность и творчество (в том числе включают программы развития общественных движений школьников/РДШ, умений исследовательской деятельности, разработку и реализацию социальных проектов, проекты волонтерской деятельности).

Рисунок 7. Структура кластера «Медиаиндустрия»

Программы кластера «Медиаиндустрия»

  1. «Тропы Хибин»
  2. «Школа журналистики»
  3. «Школа волонтеров»
  4. «Я – доброволец»
  5. «Юный блогер»
  6. Лаборатория детского кино «Экран»
  7. «Призма»
  8. «Медиа-волонтеры»
  9. «Инвестиции не по-детски»
  10. «Мульт-студия»

http://cdt-khibiny.ru/wp-content/uploads/2020/07/prprpnen44.png

Программы всех кластеров ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по биологии, химии.

Рисунок 8. Структура кластера «Биоиндустрия»

Программы кластера «Биоиндустрия»

  1. «Озадаченная химия»
  2. «Мир, в котором мы живем» 
  3. «Химия о здоровье в упражнениях и задачах»
  4. «Закономерности протекания химических реакций. Решение расчетных задач»
  5. «Школа экспериментов»

Основным направлением совместной деятельности участников образовательных кластеров выступает реализация дополнительных общеразвивающих программ  на основе сетевого взаимодействия. Идея, которую разрешает создание и внедрение образовательного кластера в рамках ЦДТ «Хибины», как союза взаимосвязанных образовательных программ и организаций, объединенных единством потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы, такова, что обозначенное взаимодействие позволяет успешно позиционировать дополнительное образование на рынке образовательных услуг на основе модернизационного подхода. В результате меняется в лучшую сторону инновационная составляющая, привлекательность учреждения (его имидж).

В новой инновационной модели будет постепенно создано образовательное пространство как на основе традиционного классно-урочного подхода, так и новое пространство для реализации интегрированных проектов, участникам которых предлагаются различные виды активностей, такие как:

Мероприятия, проводимые с участием внешних спикеров. 

Предлагаемые форматы: лекция; мастер-класс; круглый стол; инженерный хакатон; выставки, ярмарки, конкурсы проектов. Возможные спикеры: представители организаций-партнеров детского технопарка, промышленных предприятий регионов, технологических стартапов, технологических вузов региона, региональных академий наук; бизнес-инкубаторов и взрослых технопарков; инновационной инфраструктуры (в т.ч. государственных органов).

Мероприятия, проводимые на базе общеобразовательных учреждений.

Предлагаемые форматы: практические занятия, лекции педагогических работников по реализуемым естественнонаучным и техническим направлениям. 

Непрофильные мероприятия. Занятия могут быть реализованы по различным направленностям дополнительного образования детей: художественному, социально-гуманитарному, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому. 

Предлагаемые форматы: игры открытого типа (организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и инновационные игры), занятия по обучению иностранным языкам, творческие занятия и прочие занятия. 

Для участия обучающихся в проекте педагогам будет необходимо разработать кейсы, выполнение которых будет вкладом в создание итогового продукта. Каждый участник должен иметь представление, чем занимаются остальные участники, какие ещё виды активностей предлагаются внутри проекта, кластера в целом, чтобы иметь возможность сменить вид деятельности. 

Как будут подводиться итоги? 

По итогам проведения каждого мероприятия представляется фотоотчет. 

Ежемесячно будет представляться информация о проектной деятельности обучающихся, других мероприятиях в рамках кластерной модели. Ежемесячно (в последнюю пятницу каждого месяца) будут размещаться презентации в формате с итогами работы, подготовленные обучающимися. 

Каждая проектная команда готовит собственную презентацию. В случае, если проект реализует один обучающийся, он делает отдельную презентацию. Презентация должна содержать информацию об участниках проектной команды, подготовившей презентацию; описание проекта, над которым работает проектная команда; достигнутые результаты; дальнейшие направления работы по проекту. 

Получив опыт работы в проекте, осмыслив его, педагоги могут объединиться для разработки и реализации кластерных программ – как новой инновационной формы дополнительной общеразвивающей программы.

Чем кластерная программа будет отличаться от привычных нам программ? 

Новые программы будут основывается на реальных технологических кейсах (заданиях), которые нужно выполнить, чтобы понять процесс полного жизненного цикла создания нового продукта. 

Задания кейса должны по минимуму содержать задания репродуктивного характера; главное – они должны формировать сквозные изобретательские компетенции, знания способов изменения объектов и их свойств. 

В работе над проектом обучающиеся будут получать не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения, что предоставит возможность в будущем стать успешными специалистами в любой области технологических разработок. 

Для того чтобы обучение по кластерным программам было эффективным, заключаются договора о сетевом взаимодействии с институтами КНЦ РАН, МЧС, организациями экологического и патриотического воспитания школьников. Таким образом, будет выстраиваться новая модель сетевого взаимодействия, которая реализуется через соглашения с промышленными предприятиями и IT-компаниями. 

Первым проектом в рамках экспериментального кластерного подхода в ЦДТ «Хибины» стала программа каникулярных смен «Навигатор успеха», которая направлена на создание условий для личностного развития обучающихся в каникулярный период, на социализацию и профессиональное самоопределение, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. 

Программа представляет собой комплекс каникулярных смен по каждому направлению кластера. Содержание каждой смены направлено на создание конечного продукта (проекта), тем самым мероприятия объединяют кластеры в единую команду и дают возможность детям заниматься всеми видами деятельности, принять участие в мероприятиях разного рода.

Таким образом, моделирование образовательного кластера и разработка механизма взаимодействия его участников предполагает не просто союз участников кластера, а систему распространения новых знаний, ориентированную на создание условий для эффективного взаимодействия различных образовательных и иных структур, с целью всестороннего развития ребёнка [1].

Сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия [2].

Список литературы:

  1. Семыкина Е.Н. Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании; Вестник ТГУ, выпуск 2 (82), 2010.
  2. Шибаев В.П. Подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза. // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, 2012. – С.173. (Электронный доступ https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oxjwkl)

Добавить комментарий

Войти с помощью: