Образовательный потенциал реализации программ, направленных на обучение управлению различных типов БПЛА

В статье рассматриваются актуальные аспекты обучения детей управлению различных типов БПЛА. Раскрываются преимущества реализации образовательных программ технической направленности, связанных с управлением БПЛА.

Т.А. Соловьёва,
методист
А.В. Громов,
педагог дополнительного образования
МБУДО города Костромы
«Центр внешкольной работы «Беркут»
имени Героя Советского Союза О.А. Юрасова,
Кострома
E-mail: berkutkostroma@yandex.ru

В настоящее время можно наблюдать повышенный интерес к беспилотной авиации как инновационному и перспективному направлению развития современной техники. Развитие современных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Сегодня актуальность беспилотных технологий очевидна – это новое слово в науке и технике, способное преобразить привычный мир уже в ближайшее десятилетие.

Человек постоянно стремится к улучшению своей жизни в бытовой и хозяйственной сфере, создавая новые роботизированные устройства, в том числе и беспилотные системы, которые позволяют увеличить эффективность рабочей силы и сэкономить ресурсы. Возрастает масштаб беспилотных роботозаменителей в сельскохозяйственной сфере и агропромышленной отрасли (автоматизация в системе доставки, загрузки и разгрузки грузов). Несомненно, подобная замена дает возможность повысить эффективность производства и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.

На этом научно-технический прогресс не останавливается, а наоборот, двигается вперед и с огромной скоростью вливается в повседневную жизнь человечества. Не исключением являются и настоящий технический бум, связанный с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Беспилотный летательный аппарат – это воздушное судно без пилота, которое выполняет полет полностью дистанционно, управляемое из другого места (с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса), либо запрограммировано и полностью автономно.

Одним из наиболее интересных и перспективных устройств, относящихся к малоразмерным, являются квадрокоптеры. Данный тип БПЛА может использоваться для наблюдения, фото-видеосъёмки различных объектов инфраструктуры, в военных целях, в поисковых, научно-исследовательских работах, а также в образовательных целях.

В настоящее время существует устойчивый запрос со стороны детей и родителей к реализации программ технической направленности, связанных с управлением различными типами БПЛА в учреждениях системы дополнительного образования. Об этом свидетельствует рост числа обучающихся по данным программам за последние несколько лет.

Центр внешкольной работы «Беркут» имени Героя Советского Союза О.А. Юрасова города Костромы не остался в стороне от существующих актуальных трендов и разработал дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ястребы». Данная программа направлена на формирование начальных знаний и практических навыков в области управления БПЛА. Приоритетным направлением деятельности учреждения является военно патриотической воспитание, с ориентацией подрастающего поколения к службе в армии, выбору профессии военнослужащего, владеющего комплексом специальных знаний и умений. Одной из наиболее востребованных компетенций является управление БПЛА, в том числе квадрокоптером.

В чем же заключается образовательный потенциал реализации подобных программ?

Во-первых, реализация программ технической направленности, включая обучение управлению различными типами БПЛА, позволяет расширить и овладеть целым рядом актуальных сейчас и в ближайшей перспективе технических компетентностей, таких как: аэродинамика, физика, управление и эксплуатация БПЛА, ИКТ-технологии, иностранный язык и др.

Во-вторых, решаются задачи профориентации, что имеет важное значение для дальнейшего развития ребенка. Так, например, благодаря увеличению возможностей и доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Появляются новые перспективные профессии, такие как оператор беспилотных авиационных систем (БАС) и оператор БПЛА. Поэтому сегодня важно ориентировать детей к профессиям, в том числе связанным с повсеместным использованием дронов.

В-третьих, обучение управлению и эксплуатации квадрокоптером формирует у детей ряд практических навыков, качеств полезных как в жизни, так и для будущей профессии такие как: дисциплинированность, реакция, внимание, концентрация, мелкая моторика рук, ориентирование на местности и др.

В-четвертых, управление квадрокоптером может помочь обучающимся закрепить, расширить полученные знания в области физики, топографии, геометрии. Так, например, дети могут изучать как дрон движется в воздухе и как изменение угла и скорости могут влиять на его полет. Все это поможет им лучше понимать законы физики и применять их в повседневной жизни.

В-пятых, погружение детей в мир современных технологий позволит им развивать логическое и аналитическое мышление, а также научиться быстро и адекватно реагировать в меняющихся условиях. При реализации образовательных программ, направленных на обучение управлению различных типов БПЛА необходимо учитывать следующие рекомендации.

  • Программа должна быть ориентирована на детей и отвечать их возрастным особенностям. Программа должна быть доступной и интересной для обучающихся.
  • Содержание программы должно быть сбалансированным и включать в себя теоретические и практические занятия. Дети должны изучать основы управления БПЛА, а также иметь возможность попрактиковаться в управлении различными типами БПЛА.
  • Реализацию программы должен обеспечивать квалифицированными педагог, имеющий опыт работы с БПЛА.

Таким образом, говоря о потенциале реализации образовательных программ технической направленности, связанных с управлением различных типов БПЛА можно сделать ряд следующих выводов.

  1. Обучение детей управлению квадрокоптером позволяет идти в ногу со временем, развивать множество полезных технических навыков, что особенно важно в наше время, когда технологии проникают во все сферы жизни.
  2. Внедрение БПЛА в современную жизнь очень интенсивное, и поэтому оператор должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками в области пилотирования, технического обслуживания, и чем раньше он начнет обучение, тем эффективнее оно будет.
  3. Полученные умения и навыки позволят потенциальным специалистам построить успешную карьеру в сферах с использованием БПЛА.

Список литературы:

  1. Байгутлина И.А., Бояров М.Е., Давыдов А.Б., Дыбля А.Ю., Замятин П.А., Литвинов А.В., Дядова Е.Ф. Беспилотная авиация: история, применение, технологические перспективы. – М.: ООО «Сам Прлиграфист», 2022 – 544 c.
  2. Просвирина Н.В. Как можно применять квадрокоптеры в образовании // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – С. 560-575.
  3. Смирнова Н.Б. Проблемы и перспективы внедрения квадрокоптера в образовательный процесс в системе дополнительного образования детей // Исследования молодых ученых: материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). – Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 31-37.

Добавить комментарий

Войти с помощью: