Станция юных техников Устиновского района города Ижевска – от истоков к будущему

Статья включает историю развития Станции юных в техников в России и Удмуртской Республике, а также описывает путь становления Станции юных техников Устиновского района от авиа-, ракето- и начального технического моделирования до робототехники и программирования. Авторы рассказывают об основных достижениях обучающихся и педагогов Станции, основных проектах и мероприятиях, созданных для детей, а также о преемственности традиционного технического творчеств, его взаимосвязь с современными направлениями и о планах на будущее.

М.Н. Ахметов,
заместитель директора по научной
и методической работе
О.Г. Васильева,
директор
С.М. Каптикова,
методист
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников Устиновского района города Ижевска»,
Удмуртская Республика, г. Ижевск

Дополнительное образование в России уходит корнями во вторую половину 19 века, когда силами интеллигенции были организованы народные дома, библиотеки и читальни, воскресные школы, народные чтения, книжные склады, профильные (естественнонаучные, спортивные, технические, театральные) кружки и общества. [1]

Первые Станции как формат дополнительного образования появились по инициативе И.В. Русакова и педагога-биолога Б.В. Всесвятского в июне 1918 года в Москве: в Сокольниках создана Станция любителей природы. В 1920 г. – Центральная Биологическая станция юных натуралистов имени К.А.Тимирязева.

История Станции юных техников в нашей стране начинается с 1926 г., когда в Москве по инициативе Центрального Комитета комсомола в Краснопресненском районе была создана первая такая станция. Делали тогда несложные столярные поделки, наглядные пособия для школы, мебель для детских садов. Потом стали строить первые детекторные приемники, модели планеров. Сейчас в нашей стране работают более 1000 СЮТ. Они подразделяются на центральные, республиканские, краевые, областные городские и районные. Все они находятся в ведении Министерства просвещения СССР и органов народного образования союзных республик. Вместе с клубами юных техников, техническими кружками во Дворцах и Домах пионеров, в школах, учебно-производственных комбинатах, СПТУ, ДЭЗах они входят в создаваемую в стране единую общественно-государственную систему технического творчества. Внешкольные учреждения есть во всех городах и многих сельских районах, но СЮТ остаются главным методическим звеном по развитию детского технического творчества и профессиональной ориентации обучающихся [2, с. 66].

Ежегодная выставка технического творчества 20 века

В Удмуртской Республике насчитывается 9 Станций юных техников, все они расположены в разных городах и районах. В Ижевске до сих пор функционируют две СЮТ: Ленинского и Устиновского районов.

Девяностые годы на Станции юных техников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Станция юных техников Устиновского района города Ижевска по праву является визитной карточкой города Ижевска, где сохранились и поддерживаются традиции технического творчества. Здесь работает отличная, молодая и перспективная команда педагогов. Наши воспитанники — многократные победители и призёры международных, всероссийских, республиканских и городских конкурсов технического творчества, соревнований по спортивно-техническим видам спорта.

В настоящее время дополнительное образование на СЮТ Устиновского района представлено более 150 творческими объединениями, работающими по 3 направлениям: техническое, художественное, социально-гуманитарное. В них обучается более 1700 детей и подростков.

Ребята – воспитанники СЮТ

В работе СЮТ Устиновского района есть преемственность. Обучающиеся, занимаясь в творческих объединениях с начальных классов до окончания школы, выходят из нашего учреждения и нередко выбирают дальнейший путь по профилю кружка. Интерес к технике и творчеству, развитый в стенах СЮТ Устиновского района, остается на всю жизнь. Воспитанники поступают в радиотехнический лицей, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и другие высшие и средние специальные учебные заведения Удмуртской Республики и России.

Роботехнический конкурс «Захват флага»

Станция сегодня – это центр инновационных площадок, как городских, так и федеральных, где главная идея – формирование проактивной позиции обучающихся и развитие новых навыков XXI века.

Чувашов Лев, воспитанник Тронина Олега Рафаиловича, обладатель Гранта Администрации г. Ижевска

А началось все 1 сентября 1972 года, когда Станция юных техников начала свою деятельность как филиал Индустриальной СЮТ и до 1990 года носила название СЮТ-2 Индустриального района. И, начиная с 1972 по 1990 год, большинство кружков СЮТ работало на базе школ, профсоюзных клубов и клубов по месту жительства.

Воспитанники СЮТ: победители Межрегионального робототехнического фестиваля Робоарт – 2023

Начиная с момента основания, количество кружков ежегодно увеличивалось, охватывая самые популярные направления технического творчества. Ежегодно проводились Выставки технического творчества, конкурсы профессионального мастерства и «Недели науки и техники», которые позже были переименованы в конкурсы творческих работ «Дети, техника, творчество». Большую популярность обрели фотовыставки и кружки фотомастерства.

Творческое объединение «ARDUINO LAB» под руководством Р.Р. Гайнутдинова

В те времена наши воспитанники регулярно становились призерами и дипломантами Республиканских, Всероссийских и Всесоюзных технических олимпиад и соревнований, например, по веломобилизму и другим направлениям спортивной и научной техники.

Воспитанник творческого объединения «Робопрофи»

Методический кабинет Станции проводил семинары-практикумы для ознакомления педагогов района с передовым педагогическим опытом и обмена идеями.

Кружок авиамоделирования

В 1990 году в связи с образованием в городе Ижевске Устиновского района в 1987 г. была переименована в Станцию юных техников Устиновского района. Затем последовало еще несколько переименований, связанных с определением юридического статуса.

Соревнования «Воздушный бой»

Девяностые годы для Станции стали нелегким испытанием, но она выстояла, сохранив свои самые значимые достижения: педагогический коллектив, количество обучающихся и лучшие традиции Станции. Ежегодно проводились районные и городские мероприятия для пропаганды технического творчества среди обучающихся, организация выступлений наших педагогов на конкурсах и соревнованиях разных уровней. Наши ребята завоевывали призовые места в Республиканских
соревнованиях «Первая скорость», во Всероссийском конкурсе технического творчества «Судомоделирование», в Республиканском конкурсе творческих работ «Дети, техника, творчество», на соревнованиях по моделям планеров и авиамодельному спорту, в городском конкурсе «Юный радиоконструктор».

Соревнования по ракетомодельному спорту

Также были популярны конкурсы профессионального мастерства, как основы будущей профессии: «Лучший токарь», «Лучший столяр» среди 9-х и 10-х классов проходили на заводе «Ижтяжбуммаш». Там обучающиеся демонстрировали свои знания в теории по обработке металла, например, выточить винт по заданным размерам. Среди девочек с большим успехом проходил конкурс «Юная швея», где они показывали свое мастерство в искусстве кройки и шитья. Среди самых популярных направлений: «Авиамоделирование», «Фото-кружок», «Физико-технический», «Радио-технический», «Электронная автоматика», «Автоконструирование», «Мотоконструирование», «Начально-техническое моделирование».

В 2011 году Станция юных техников Устиновского района стала победителем конкурса инновационных проектов «Образование без границ» с проектом «Ступени творчества: компетентностный подход».

Запуск ракетомодели

На сегодняшний день Станция юных техников давно переросла формат обычного досугового клуба: помимо главного центра действуют 22 отделения в школах; на базе Станции реализуются инновационные проекты и проводятся соревнования городского и республиканского значения, ведется работа с семейными группами, проводятся мастер-классы и онлайн-занятия, задействована система наставничества.

Директор центра Ольга Геннадьевна Васильева отмечает, что СЮТ Устиновского района нового формата позиционируется как центр проектного творчества, где обучающиеся занимаются созданием уникальных технических проектов, которые в дальнейшем находят свое применение в работе различных организаций и предприятий: таких как ООО «Уралспецснаб», ООО «Аксион-холдинг».

Станция сегодня – это способность осваивать и реализовывать технологии будущего, но при этом отдавать дань уважения наследию первого технического образования, ведь помимо популярных современных объединений: «3D моделирование», «ARDUINO LAB», «Робопрофи», «Технический дизайн», «Биотехнологии», «Scratch-программирование», СЮТ Устиновского района предлагает уникальные на сегодня для Ижевска курсы по авиаи ракетомоделированию, начальному техническому моделированию, и они до сих пор остаются актуальными для обучающихся разных возрастов. Воспитанники кружка авиамоделирования и педагоги организуют и проводят ежегодные зрелищные мероприятия по Воздушному бою и соревнования по ракетомодельному спорту. Конкурсы привлекают много зрителей и поистине являются захватывающим зрелищем и визитной карточкой технического творчества Ижевска.

Воспитанники кружка «Начальное техническое
моделирование» под руководством Т.В. Васильевой

На занятиях начальным техническим моделированием ребята учатся работать инструментами: ножницами, лобзиком и выжигателем и создают свои первые поделки. Еще одним немаловажным фактором того, что в нашей образовательной системе мы оставили занятия ручным трудом, является то, что занятия традиционным техническим творчеством развивают мелкую моторику рук. Согласно исследованиям зарубежным ученых, хорошо развитая моторика рук улучшает навыки письма [4], что важно для лучшей успеваемости, поскольку выявлена связь между плохим почерком и низкой успеваемостью [5, с. 312]. Исследование отечественных ученых показало, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается скованность движений пальцев, кистей рук; неустойчивая координация движений кистей рук и пальцев, дети испытывают затруднения при работе с ножницами, рисовании линий по контуру и образцу [3, с. 348] – поэтому важно, чтобы ученики начальных классов по возможности прошли через обучение в творческом объединении «Начальное техническое моделирование», где учат работать с ножницами, прямыми линиями и работе с лобзиком, либо такой модуль должен быть включен во все программы технического творчества.

Также на СЮТ существует преемственность между традиционными формами технического образования и современными направлениями: многие воспитанники творческого объединения «Начальное техническое моделирование» переходят в творческое объединение «Технический дизайн», где учатся работать с современными станками и осваивать современные технологии в дизайне, а ребята-авиамоделисты, которые начинают свой путь в техническом творчестве с создания простых моделей самолетов, своими руками под руководством опытного педагога-авиамоделиста и далее, в рамках модуля «Беспилотные системы», учатся программировать БПЛА под руководством педагога-программиста.

Идти в ногу со временем и внедрять новые образовательные направления нам помогает отслеживание современных информационных технологий и внесение соответствующих модулей в образовательные программы (нейросети, геймификация образования, гибридное обучение), мы вносим изменения в программу наших республиканских и городских конкурсов, добавляя современные направления.

Например, раньше республиканский конкурс технических проектов «Техностарт» включал в себя только разработки, которые ребята делали руками, а три года назад мы добавили секцию «Программирование» и теперь у ребят Республики есть возможность продемонстрировать знания в этой области, а придуманный и организованный нами совместно с частной ИТ-школой Республиканский конкурс программирования в виртуальной среде «Scratch», вывел эту дисциплину на новый уровень преподавания.

В настоящее время Станция юных техников является бесспорным лидером в дополнительном образовании технической направленности и соединяет в себе современность и традиции в техническом образовании. Говорят, что Станции юных техников изжили себя и уходят в прошлое, но СЮТ Устиновского района города Ижевска доказывает своей историей и инновационной работой, что за ними будущее, полное открытий и больших достижений.

Список литературы:

  1. Кононова С.А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. – начале XX в. (на материале Курской губернии): диссертация… кандидата педагогических наук : 13.00.01. Курск, 2007. – 196 с.
  2. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы: методическое пособие / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев; под. ред. А.В. Леонтовича. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2020. – 161 с.
  3. Эшкинина Д.С. Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.С. Эшкинина // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 348-350. – URL: https://moluch.ru/archive/357/79798/
  4. Vaz, D.V., Soares, D.P., & Cunha, M.A. (2017). The impact of fine motor skills on handwriting performance. Perceptual and Motor Skills, 124(5), 898-915. doi: 10.1177/0031512517708681
  5. Feder, K.P., & Majnemer, A. (2007). Handwriting development, competency, and intervention. Developmental Medicine & Child Neurology, 49(4), 312-317. doi: 10.1111/j.1469-8749.2007.00312.x

Добавить комментарий

Войти с помощью: