Педагог дополнительного образования: ступени профессионального роста
Педагоги дополнительного образования – особая категория педагогов. Именно эти специалисты в условиях свободного времени и добровольного выбора ребенка, в ситуации творческого общения и сотрудничества помогают обучающимся по дополнительной общеразвивающей программе не только освоить интересную деятельность, но и достичь максимально возможного для каждого из них уровня развития.
Однако особенности дополнительного образования определяют и особые требования к педагогу: это не только сочетание специальной и общепедагогической подготовки, но и готовность к постоянному развитию, к обновлению своей профессиональной деятельности.
В статье представлен опыт Московского дворца пионеров по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования, который оформлен как социально-профессиональный проект «Конструктор профессионального роста». Конструктор разработан в 2020/2021 учебном году рабочей группой, в состав которой входили педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы Управления дополнительных образовательных программ и подразделений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам ГБПОУ «Воробьевы горы».
З.А. Каргина,
старший методист Управления
дополнительных образовательных
программ ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва
E-mail: z.kargina@mailvg.ru
Среди всех категорий педагогических кадров педагог дополнительного образования имеет совершенно особый статус, формируемый целым рядом обстоятельств.
Обстоятельство первое. Педагогами дополнительного образования становятся люди разного возраста, разных интересов, разных профессий, которые пришли работать в эту сферу образования по очень разным причинам: кто-то – по велению сердца, а кто-то – в силу субъективных и объективных жизненных обстоятельств.
Среди педагогов дополнительного образования немало:
– учителей и воспитателей, которым стали тесны рамки государственных образовательных стандартов и требований, и они хотят реализовать собственные педагогические идеи;
– успешных профессионалов в разных областях, которые достигли высоких результатов в профессии и продолжают параллельно с педагогической деятельностью свою профессиональную карьеру;
– ученых, готовых вовлечь детей в интересные исследования…
И этот перечень может быть продолжен каждым читателем самостоятельно на основе анализа того коллектива педагогов дополнительного образования, в котором он работает.
Обстоятельство второе. Каждый педагог дополнительного образования уникален!
Совершенно не умаляя профессиональных достоинств других категорий педагогов, необходимо констатировать: при отсутствии жестких рамок и ограничений стандартов и требований педагог дополнительного образования сам создает новый, отличный от других образовательный процесс. На основе своей профессиональной подготовки, своих субъективных профессиональных взглядов и установок педагог дополнительного образования определяет тему (название) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, ее содержание, выбирает оптимальный, по его мнению, педагогический инструментарий, формирует необходимое (зачастую авторское) методическое сопровождение [2].
Именно педагогическое творчество позволяет в условиях дополнительного образования создать широкое образовательное пространство, где каждый ребенок может выбрать не только интересную для него программу, но и того уникального педагога, который ему нужен.
Обстоятельство третье. Особенности дополнительного образования – одного из самых динамичных видов образования – предполагают готовность педагога к постоянным изменениям и обновлениям [1; 3]: содержания образовательного процесса, его методики/технологии, организационных форматов и так далее. Педагогу дополнительного образования необходимо быть готовым к:
– освоению новых видов деятельности (например, смежных с основной темой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а затем к включению их в уже реализуемую программу или созданию новой;
– освоению новых методов, приемов работы с обучающимися, образовательных/педагогических и информационных технологий, позволяющих сделать процесс реализации программы более динамичным, а процесс освоения программы – более доступным для обучающихся;
– дифференцированию тематики (названия) и содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в зависимости от уровня образовательного запроса со стороны детей и родителей.
Обстоятельство четвертое. Профессиональное становление педагога дополнительного образования представляет собой сложный многоуровневый и многовекторный процесс, имеющий целый ряд особенностей:
– значительная часть педагогов дополнительного образования, которые пришли работать с детьми из разных областей профессиональной деятельности, не имеет даже минимального уровня педагогической подготовки, и освоение педагогических знаний и компетенций происходит в реальном образовательном процессе;
– хорошо педагогически подготовленные учителя, попадая в систему дополнительного образования, не всегда могут перестроиться и пытаются проводить с обучающимися «школьные уроки» вместо занятий дополнительного образования.
В своем профессиональном развитии педагог дополнительного образования проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои проблемы, требующие решения, цели и задачи, содержательные компоненты и результаты. На каждом из этих этапов педагогу дополнительного образования необходима помощь и поддержка, которые, с одной стороны, позволят ему освоить/скорректировать педагогические компетенции, а с другой, – сохранить индивидуальность педагога и поддержать процесс его непрерывного развития [4].
В данной статье мы хотим поделиться опытом Московского дворца пионеров по организации методической поддержки непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования, которая представлена в формате «Конструктора профессионального роста» – набора стандартных деталей-функций, из которых можно собрать нужную модель сопровождения педагога.
В структуре «Конструктора» выделено 4 ступени, каждая из которых, по нашему мнению:
– соответствует определенному этапу профессионального развития педагога;
– отражает возрастание уровня сложности выполняемых им трудовых функций;
– не имеет жестко заданных временных границ и зависит от индивидуальных особенностей педагога.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОНСТРУКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»
Технология непрерывного профессионального развития
педагога дополнительного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы»
В заключении необходимо уточнить несколько позиций:
– во-первых, представленный «Конструктор профессионального роста» – это своего рода матрица, на основе которой может быть разработана индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования или программа педагогической поддержки этого процесса;
– во-вторых, для проектирования процесса непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования «Конструктор» может быть использован в полном объеме (в том случае, если педагог находится только в начале своего педагогического пути) или частично (если педагог уже имеет опыт педагогической деятельности);
– в-третьих, представленный «Конструктор» не является жестко заданным форматом: он находится в постоянном развитии, коррелирующем с тенденциями и приоритетами развития образования в целом и дополнительного образования детей и взрослых.
Список источников:
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 11.12.2023).
2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н. – URL: https://school98.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/profstandart_PDO.pdf (дата обращения: 11.12.2023).
3. Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. – URL: https://sosh8ugansk.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/0_Rasporyazhenie_Pravitelstva_RF_ot_31.12.2019_3273_r.pdf?ysclid=lq0v640vu8377477063 (дата обращения: 11.12.2023).
4. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего»: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3. – URL: https://kochetovkasosh.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/PNPO/uchitel-budushchego.pdf (дата обращения: 11.12.2023).