Возможности сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей особой заботы
В Концепции развития дополнительного образования детей одной из нескольких задана функция социального лифта для значительной части детей, в силу субъективных и объективных обстоятельств ограниченных в получении необходимого объема или качества образования в семье и общеобразовательных организациях. Для особых категорий детей (дети с ОВЗ и инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.) дополнительное образование не только компенсирует указанные недостатки, но и предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений.
О.А. Суетина,
старший методист государственного
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Липецкой области»,
г. Липецк
Г.В. Милонова,
старший методист государственного
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Липецкой области»,
г. Липецк
В нормативных документах, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования, уделяется большое внимание социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС), которые в системе школьного образования не всегда получают набор базовых знаний, умений и компетенций, необходимых для использования возможностей социума и востребованных на современном рынке труда. Многим из детей требуется получение новых компетенций вне школы, то есть в условиях дополнительного образования.
В рамках решения данной проблемы Центром дополнительного образования Липецкой области (далее – Центр) разработана модель обеспечения доступности и вариативности современного дополнительного образования (далее – Модель).
Ее основу составили данные мониторинга, в котором приняли участие 131 человек, из них:
– обучающиеся с ОВЗ и инвалиды – 88 человек;
– дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей – 32 человека;
– дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию – 11 человек.
По результатам первого этапа мониторинга было установлено, что в Липецкой области наиболее востребованными у детей, находящихся в ТЖС и проживающих в отдаленных районах, являются такие виды деятельности, как программирование, информационные технологии и робототехника. На втором этапе мониторинга была выявлена стопроцентная востребованность этих видов деятельности у данной категории обучающихся.
В целях развития детского технического творчества детей, находящихся в ТЖС в отдаленных территориях Липецкой области, структурным подразделением Центра – Центром цифрового образование детей «IT-куб» в 2022/2023 учебном году была начата реализация в дистанционном формате дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (далее – ДО(О)П) технической направленности: «Программирование роботов», «Программирование на Scratch». Освоение данных ДО(О)П дает возможность обучающимся окунуться в профессии и специальности, востребованные на предприятиях реального сектора экономики региона, сформировать и развить у себя навыки мягких и жестких компетенций, что является мотивацией к обучению в выбранном направлении, предпосылкой для дальнейшего самоопределения в профессии и постоянному совершенствованию.
Центр заключил с учреждениями особой заботы договоры о сетевой форме реализации ДО(О)П для детей, попавших в ТЖС. Сетевая форма реализации априори рассматривалась как перспективный инструмент роста качества дополнительного образования, повышения доступности и привлекательности ДО(О)П. Основными критериями эффективности реализации программ в сетевой форме были определены:
– увеличение охвата детей, обучающихся по программам технической направленности;
– обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса;
– расширение тематического спектра предоставляемых образовательных программ для разных категорий детей;
– достижение открытости дополнительного образования, возможности удовлетворения индивидуальных запросов в образовании, проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
– обеспечение достаточного выбора программ, их вариативности и соответствия запросам и потребностям обучающихся и их родителей (законных представителей).
В Центре созданы необходимые кадровые условия для реализации программ для детей, находящихся в ТЖС. Педагогическую деятельность в созданных творческих объединениях ведут высококвалифицированные педагоги дополнительного образования – победители масштабных всероссийских и региональных конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ «Образовательный ОЛИМП», обладатели международных сертификатов корпораций Microsoft, VMware, Asus, Lenovo и Autodesk Certified User, сертифицированные выпускники «Академии наставников» при Агентстве стратегических инициатив.
Работа педагогов с детьми, попавших в ТЖС, представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности обучающихся с учетом принципов построения коррекционно-развивающих программ, заданных М.А. Акимовой [2]. Это принципы:
– осознанности мыслительной деятельности;
– использования в работе разнообразного дидактического материала, относящегося к разным областям знаний;
– развития основных мыслительных операции и важнейших интеллектуальных умений;
– постепенности (от простого к сложному);
– индивидуального подхода к каждому ребенку;
– организации совместной деятельности (групповые проекты).
Реализация данной Модели позволяет формировать поэтапную системно организованную деятельность, позволяющую детям данной категории последовательно восполнить актуальные для них дефициты, выстроить деятельностные и ценностные опоры для социализации и на этой основе выстроить собственную образовательную стратегию.
Реализация Модели:
– предполагает сочетание и гибкую комбинацию устойчивых организационно-управленческих структур и деятельностных форм (мероприятий, проектов, программ);
– задает основные требования к содержанию и порядку организации педагогической деятельности;
– создает для каждого обучающегося возможность сформировать собственную образовательную и жизненную траекторию, получить педагогическую поддержку в процессе ее реализации.
В процессе дистанционного обучения связь педагогов и обучающихся осуществляется через программы удаленного доступа Any desk, «Сферум» и «Яндекс. Телемост», благодаря которым у педагогов есть техническая возможность наблюдать, как работают обучающиеся, и помогать им в процессе освоения ДО(О)П.
Реализация ДО(О)П «Программирование роботов» осуществляется на платформе VEX VR, позволяющей проводить кодировку виртуального робота. Обучение по ДО(О)П «Программирование на Scratch» осуществляется на платформах Scratch online и Robbo Scratch – среде программирования, которая позволяет обучающимся создавать собственные анимированные и интерактивные проекты, презентации, модели, игры и др. Для проведения занятий педагоги Центра разрабатывают видеоматериалы, тестовые задания для самостоятельной работы, доступные обучающимся на официальном сайте учреждения и в группах в социальных сетях.
Организация учебных групп, осваивающих ДО(О)П в сетевой форме, позволила охватить большое количество детей, попавших в ТЖС, организовать для них доступное и качественное обучение по современным и востребованным программам. У данной категории детей появилась возможность обучаться IT-направлениям, развиваться, презентовать свои проекты на различных конкурсах и олимпиадах.
Так, например, в 2022 году обучающийся детского объединения «Программирование на Scratch» завоевал диплом победителя областной акции по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся детского объединения «Программирование роботов» приняли активное участие в международной онлайн конкурс-игре «РобоОлимп», в открытом спортивно-техническом чемпионате Липецкой области по робототехнике среди учащихся RoboLipPro-2023. Дети активно принимают участие в значимых, масштабных мероприятиях: в Большом всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; во Всероссийской креативной олимпиаде «Арт-Успех», проходящей в рамках Всероссийской Большой олимпиады «Искусство – Технологии – Спорт»; в областном фестивале детского творчества «Созвездие».
Опыт реализации Модели показал, что использование сетевой формы сотрудничества позволяет обеспечить детям, находящихся в ТЖС, качественное дополнительное образование, дает им возможность реализовать свой творческий потенциал в технической деятельности, способствует развитию у обучающихся личностных качеств и компетенций, активизирует обмен лучшими образовательными практиками между организациями, создает условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Список источников:
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р.
- Акимова М.К. Психодиагностика. Теория и практика: Учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 609 с.
- Аболина Н.С. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей // Педагогические системы развития творчества: Мат-лы 9-й межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24–26 ноября 2010 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. – С. 3−8.
- Байер Е.А. Жизнеустройство детей-сирот // Социальная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 118–121.
- Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
- Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/ (дата обращения 27.07.2023).
- Виртуальная библиотека научной литературы. – URL: https://studme.org/ (дата обращения 27.07.2023).
- Официальный сайт ГБУ ДО «ЦДО ЛО». – URL: https://razvitie48.ru/ (дата обращения 27.07.2023).
- Официальная страница ГБУ ДО «ЦДО ЛО». – URL: https://vk.com/razvitie48 (дата обращения 27.07.2023).
- Павлов А.В. Сетевое взаимодействие. Библиотека национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – URL: https://library.hse.ru/ (дата обращения 27.07.2023).