Вовлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в дополнительное образование: пути решения проблемы
В данной статье авторы рассматривают проблему вовлечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в систему дополнительного образования на основе опыта работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан с данной категорией детей в рамках реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир твоих возможностей».
В.П. Ульянова,
кандидат психологических наук,
директор МБУ ДО «Дворец детского и юношеского
творчества» ГО г. Октябрьский
Республики Башкортостан»,
г. Октябрьский
Г.Д. Салямуллина,
заместитель директора
МБУ ДО «Дворец детского и юношеского
творчества» ГО г. Октябрьский
Республики Башкортостан»,
г. Октябрьский
Е.М. Липовецкая,
методист МБУ ДО «Дворец детского и юношеского
творчества» ГО г. Октябрьский
Республики Башкортостан»,
г. Октябрьский
Современному руководителю учреждения дополнительного образования (далее – учреждение) при формировании приоритетов его деятельности необходимо учитывать критериальные значения Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [1], среди которых в рамках заданной нами тематики выделим следующие:
- увеличение охвата детей дополнительным образованием,
- создание новых мест,
- увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
- обеспечение социальными сертификатами дополнительного образования,
- работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Не менее значимыми для руководителя учреждения являются анализ и оценка проблемного поля системы дополнительного образования:
- изменение парадигмы образования,
- отсутствие комплексного подхода к легализации дополнительного образования,
- зеленый свет господдержки негосударственному сектору образования.
Совокупность вышеперечисленных целевых ориентиров и вызовов нацеливают руководителя учреждения на поиск новых управленческих решений, на системный подход к решению поставленных задач.
Ресурсом для новых идей, наряду с изучением федерального и регионального опыта, могут выступать прототипы успешно реализованных проектов самого учреждения – модельные площадки, унифицированными признаками которых являются: интегрирующий содержательный аспект, наличие кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов учреждения, использование модели в смежной области.
Во Дворце детского и юношеского творчества городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (далее – Дворец) существуют следующие виды модельных площадок: «Инновационная площадка» (детский образовательный технопарк МБУ ДО «ДДиЮТ»), «Площадка развития детского общественного движения» (местное отделение всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»), «Адаптационная площадка». В данной статье предметом нашего рассмотрения станет адаптационная площадка.
Адаптационная площадка – это экспериментальная площадка ФИРО РАНХиГС по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [5]. Название модельной площадки несет в себе смысловое значение, определяющее траекторию деятельности по вовлечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее – дети ТЖС), в систему дополнительного образования.
В группу детей ТЖС педагогический коллектив Дворца включает несколько категорий:
- дети-инвалиды и дети с ОВЗ,
- дети с отклонениями в поведении,
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
- дети, проживающие в малоимущих семьях.
Для адаптации и позитивной социализации детей ТЖС в рамках эксперимента педагогическим коллективом Дворца была разработана комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир твоих возможностей» (далее – программа). Особенность программы состоит в создании мотивирующей образовательной среды через реализацию методик/технологий и в использовании средств дополнительного образования, что позволяет детям ТЖС в дальнейшем самостоятельно и добровольно выбирать формы и содержания образования в соответствии со своими интересами [4].
Программа ориентирована на максимально возможный охват направленностей дополнительного образования и носит обзорный характер. Основная цель данного подхода – дать возможность детям ТЖС ознакомиться с различными направленностями и видами деятельности, выбрать то объединение, которое больше нравится, и в следующем году продолжить занятия по выбранному курсу. Содержание программы формируется по запросам родителей и детей.
Программа включает шесть модулей, каждый из которых представляет собой вполне самостоятельный учебный курс и оформлен отдельной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. Рассмотрим содержание модулей программы на примере работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Модуль 1. «Поющие сердца»
Предметное содержание: начальная вокальная подготовка: формирование певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Коррекционная направленность: пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для обучающихся с ОВЗ – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Модуль 2. «Мир изобразительного искусства»
Предметное содержание: обучение основам изобразительной деятельности.
Коррекционная направленность: вовлечение детей с ОВЗ в художественную творческую деятельность позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.
Модуль 3. «Робототехника»
Предметное содержание: начальная подготовка в области технического творчества.
Коррекционная направленность: занятия ручным трудом способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, формированию четкости, точности выполнения работы, развитию эстетических качеств личности.
Модуль 4. «Тележурналистика»
Предметное содержание: начальная подготовка в сфере медиа-технологий.
Коррекционная направленность: для социальной адаптации детей с ОВЗ первостепенное внимание уделяется развитию навыков самообслуживания и самостоятельной активности на занятиях. Даже маломобильные обучающиеся способны самостоятельно работать с текстами за компьютером или на смартфоне (в том числе – из дома), работать с аудио- и видеотехникой, записывать подкасты и снимать телерепортажи, а также общаться со спикерами на мероприятиях коллектива. А модель организации занятий в форме профессиональной редакции позволяет им сформировать свой собственный медийный опыт.
Модуль 5. «Боевое искусство ушу»
Предметное содержание: коррекционно-развивающие занятия с использованием элементов и методов ушу.
Коррекционная направленность: коррекция нарушений, социальная адаптация и реабилитация детей с ОВЗ в процессе тренировок, а также комплексное развитие физических, психических и моральных качеств личности.
Модуль 6. «Финансовая грамотность»
Предметное содержание: формирование основ финансовой грамотности.
Коррекционная направленность: умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать личный и семейный бюджет, пользоваться современными банковскими продуктами – практический навык, без которого невозможно обойтись в современном обществе. Особо значимую роль формирование финансовой грамотности играет в процессе социализации подростков с ОВЗ, ведь им тоже предстоит вступать в экономические отношения как в бытовой, так и в профессиональной сфере.
Реализация программы осуществляется в течение одного года. Впоследствии детям и подросткам с ОВЗ и детям-инвалидам предлагается выбрать во Дворце профильные объединения для дальнейшего совершенствования своих умений и навыков в наиболее интересном для них виде деятельности.
Наряду с учебной деятельностью в рамках реализации программы планируются мероприятия, способствующие получению детьми положительного опыта участия в досуговой общественно одобряемой деятельности, возможности самореализации. Участвуя в мероприятиях, дети с ОВЗ активнее включаются в общественную жизнь, расширяют социальное пространство своего развития.
Большое внимание на занятиях с детьми с ОВЗ уделяется формированию у них рефлексивных компетенций, способствующих развитию ресурсов проектирования успешного будущего. Обширный тематический спектр объединений Дворца позволяет расширить представления данной категории обучающихся об образовательных ресурсах дополнительного образования, нацеливает их на получение положительного результата своей деятельности. Возможность самостоятельного выбора предметной области ставит перед ними задачи по принятию решения и ответственности за его исполнение на основе рефлексивного анализа.
Ресурсы Дворца позволяют использовать данную программу и для других категорий детей ТЖС. В частности, подобный формат адаптации применим и к детям с отклонениями в поведении.
Для данной категории обучающихся программа является краткосрочной: она реализуется в течение двух месяцев, предшествующих летней оздоровительной кампании, и для подростка с отклоняющимся поведением является своего рода пропуском в профильный лагерь «Юный спецназовец», в котором проходит подготовка к прохождению полосы препятствий и, как итог, прохождение данной полосы.
В процессе реализации программы у детей с девиантным поведением происходит коррекция асоциальных проявлений, включение в жизнедеятельность Дворца, образовательная инклюзия. Не все из них поддаются воспитательному воздействию, но педагоги Дворца стараются системно вести адаптацию «ведомых» или оказавшихся (в силу обстоятельств) на внутришкольном учете подростков.
После нескольких лет работы по программе неожиданным открытием стало понимание того, что путь от ребенка ТЖС до Дворца сегодня может быть очень коротким. В нас поверили родители, школьные педагоги. Сегодня взаимодействие можно выстроить, не отвлекая серьезные службы и ведомства от их основной деятельности. Детей с ОВЗ и инвалидностью во Дворец приводят родители или опекуны, а детей, состоящих на внутришкольном учете, – социальные педагоги школ.
По запросу социальных педагогов детям с девиантным поведением предоставлена возможность самореализации и в течение учебного года. Адаптация начинается с проведения в рамках краткосрочной программы «Я знаю свои права» тренингов, нацеленных на переориентирование нормы жизнедеятельности подростка с асоциальной на просоциальную. Правовой ликбез сочетается с еженедельным днем открытых дверей. Подростки под руководством педагога дополнительного образования и педагога-организатора посещают объединения Дворца, колледжи и предприятия городского округа.
Наиболее популярными для детей и подростков с отклоняющимся поведением являются военно-патриотический клуб «Юнармеец», картинг-клуб «Пчелка», «Фото и видеостудия», «Робототехника», «Сетевое администрирование», театральная студия «Щелкунчик», «Финансово-экономическая школа», «Юридическая школа “Ваше право”». После того, как подросток выбрал интересующее его направление деятельности, за ним закрепляется педагог, который продолжает работу по его информационному сопровождению. Коллеги – руководители объединений – информируют друг друга об успехах ребенка, особенностях его поведения. В случае если подростку не подошел клуб, студия, школа, ему предлагаются сделать следующий выбор. Итак, два этапа пройдены: подросток пришел во Дворец и выбрал занятие по душе.
Каким образом проводится работа внутри объединения. Во-первых, это совместная беседа: педагог – подросток – родитель (законный представитель), которая позволяет понять, что очень важно, особенности семейного воспитания, проблемы в школе. Во-вторых, беседа только с подростком о правилах клуба, студии, школы. Следующие этапы – закрепление наставника из старших обучающихся, получение индивидуального задания, позволяющего выявить у проблемного подростка сильные стороны. Выполнение индивидуального задания (как части общего) невозможно без командной работы. Происходит вхождение в коллектив. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия – совместное обсуждение актуальных вопросов [3]. В жизни подростка появляется пространство успеха и маленьких побед. Даже если в школе градус проблем еще не снижается, у него появляются друзья по интересам, значимые взрослые. Педагоги продолжают работу с родителями и при необходимости с классными руководителями. Ни в коем случае среди детей не акцентируется внимание на «особенностях» данного подростка. В результате подростки с девиантным поведением выступают на сцене, познают основы робототехники, финансовых и юридических вопросов, занимают призовые места на картинг-трассе, после участия в мероприятиях «Юнармии» поступают в кадетские классы, военные училища.
Вовлечение детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей и детей, проживающих в малоимущих семьях, в дополнительное образование осуществляется через сочетание традиционных форм презентации Дворца с информированием специальных служб о возможности бесплатного обучения или через предоставление социального сертификата. В обязательном порядке удовлетворяется желание детей данных категорий обучаться по выбранной программе даже в случае завершения набора в объединение. Процесс их адаптации в детском коллективе происходит под наблюдением педагога, информированного об особенностях семейного положения ребенка (социальный паспорт).
Таким образом, адаптационная площадка позволяет выстраивать деятельность Дворца с детьми ТЖС системно и последовательно, опираясь на поиск, разработку и воплощение креативных решений, обеспечивающих действенную педагогическую поддержку каждому ребенку, независимо от особенностей его развития и социализации. Опыт деятельности адаптационной площадки Дворца неоднократно был представлен и одобрен педагогической общественностью на республиканском и Всероссийском уровнях.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. – № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции).
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. – № 1726-р.
3. Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Дисс… канд. психол. наук. – М., 2008. – 157 с.
4. Ульянова В.П. Модель мотивирующей образовательной среды для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в учреждении дополнительного образования // Внешкольник. – 2019. – № 3 (189). – С. 20-24.