Учебный день в военно-патриотическом музее «Казачья слава». Опыт реализации проекта «Учебный день в музее»
В статье представлен опыт реализации Московского городского межведомственного образовательного проекта «Учебный день в музее» на базе военно-патриотического музея «Казачья слава» Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара: обоснована актуальность проекта; представлены варианты занятий и образовательных маршрутов; проанализированы проблемы, с которыми могут столкнуться организаторы; раскрыты возможности музея в патриотическом воспитании школьников. Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, сотрудников школьных музеев, учителей и работников образования.
В.И. Курганов,
воспитатель,
руководитель музея «Казачья слава»
ГБОУДО «Дворец творчества детей
и молодежи имени А.П. Гайдара»,
член Творческого союза художников России,
г. Москва
О.Г. Кудряшова,
педагог-организатор,
ГБОУДО «Дворец творчества детей
и молодежи имени А.П. Гайдара»,
г. Москва
К.К. Халикова,
педагог-организатор,
ГБОУДО «Дворец творчества детей
и молодежи имени А.П. Гайдара»,
г. Москва
В настоящее время, когда заявлена и широко обсуждается проблема создания единого образовательного пространства, направленная на преодоление разобщенности участников образовательного процесса и четкое понимание того, каких результатов мы достигнем совместными усилиями [6, с. 5], сотрудничество школы, организаций дополнительного образования и музеев необычайно важно для решения не только образовательных, но и воспитательных задач.
С 2012 года реализации этой миссии частично способствовал проект столичного Департамента образования «Урок в Москве», который предлагал учителям определенные модули по разным предметам для построения музейного урока своими силами. Но, несмотря на декларируемые установки, долгое время каждая сторона (школа и музей) двигались параллельными путями, продолжали работать, опираясь лишь на свою педагогическую специфику, в лучшем случае изредка соприкасаясь друг с другом. Музейная педагогика к этому времени оказалось в глубоком кризисе, а школа стала терять монополию на организацию основного учебного процесса.
Ситуация начала меняться с 2017 года, когда образовательная реформа четко определила направление государственного заказа, связанного с вызовами времени. Московское образование развивалось и становилось «более адаптивным к новым, современным условиям жизни»: город открыл и предоставил учащимся все свои возможности, весь свой опыт и потенциал для образования[1]. Важность изменений, происходящих в образовании, связана с решением ключевой задачи: система должна помочь ученику вырасти полезным для своей страны, общества, города, семьи и для себя самого. А для этого как минимум необходимо воспитать чувство ответственности человека за имеющуюся у него свободу [8, с. 18].
Школа стала активно двигаться навстречу городу, а учи́теля обязали организовывать учебную деятельность школьников так, чтобы она была связана с жизнью, то есть включать в образовательный процесс занятия в городской среде, на природе, в библиотеке, в театре и, конечно, в музее. Такие изменения явно высветили новые основания для объединения усилий школы, учреждения дополнительного образования и музея для достижения синергетического эффекта нового результата учащихся [6, с. 6–7].
Как раз в это время по решению Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы стал реализовываться Городской межведомственный образовательный проект «Учебный день в музее»(далее – проект «Учебный день в музее») (https://www.mos.ru/city/projects/museums/lesson/), который позволил школам самостоятельно проводить занятия в музейном пространстве, а школьникам
2–11-х классов и студентам колледжей изучать обычные учебные предметы, погрузившись в атмосферу столичных музеев.
Проект стартовал в декабре 2017 годапосле решения Мэра Москвы С.С. Собянина о бесплатном посещении музеев для московских школьников. Ежегодно утверждаются Правила бесплатного посещения обучающимися музейных экспозиций и выставок, размещенных в государственных учреждениях и негосударственных организациях города Москвы [4].
Проект, несомненно, актуален, так как является примером прямого совпадения интересов государственного аппарата, образования и культуры. Если в организации музейно-педагогического процесса заинтересованы «сверху», и если этот интерес отвечает стратегическим целям столичного образования, то проект преодолеет многие противоречия как в запросах современных детей, так и в налаживании взаимодействия музейных работников и школьных учителей [6,
с. 26–27].
Присоединиться к проекту может любая образовательная организация, подведомственная Департаменту образования и науки города Москвы, совершенно бесплатно. Запись школ на учебные дни осуществляется 2 раза в год (в декабре и августе) через личный кабинет школы на сайте https://museumday.mosmetod.ru/. На освободившееся время можно записываться в течение всего учебного года.
Цель и основные задачи проекта «Учебный день в музее»[7]
Цель – использование образовательных ресурсов столичных музеев для углубления и расширения знаний учащихся всех образовательных организаций города Москвы по основной образовательной программе.
Задачи:
– приобщение подрастающего поколения к культурному наследию и истории России, воспитание любви к своему Отечеству;
– обеспечение патриотического воспитания и просвещения российских школьников;
– мотивации учащихся к познавательной и исследовательской деятельности, к разработке и защите проекта.
Ключевые особенности проекта «Учебный день в музее»
Одним из свойств проекта «Учебный день в музее» является его гибкость и способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все материалы для занятий создаются в коллаборации сотрудников музеев, методистов и учителей, что позволяет оперативно корректировать содержание уроков под конкретные вызовы времени, под новые задачи или условия, изменять под интересы или возможности детей [7]. С одной стороны, проект тесно связан с социокультурным пространством столицы и предполагает присутствие в экспозиции учителя и ученика, а с другой – он может осуществляться в любом удобном формате: как онлайн (виртуальные экскурсии), так и офлайн (залы музея, парки, заповедники) [7].
Проект «Учебный день в музее» – это новые возможности для проведения уроков в необычной обстановке, ведь это не просто урок, а яркое событие, позволяющее устанавливать конвергентные и межпредметные связи, развивать метапредметные навыки и формировать личностные качества обучающихся.
Механизм реализации проекта. Уроки в рамках проекта «Учебного дня в музее» проводят учителя-предметники, в помощь которым разработан и размещен на сайте https://museumday.mosmetod.ru/ универсальный конструктор, наполненный вспомогательными учебно-методическими материалами, полностью соответствующими требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и включающими исследовательские задания для работы в музейных экспозициях, тексты для педагогов и учащихся, примерные сценарии уроков, полезные ссылки и др.
Количество музеев, включенных в проект «Учебный день в музее», ежегодно расширяется, и сейчас в нем принимают участие 27 музеев города. В 2021 году в это число вошел и военно-патриотический музей «Казачья слава» ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. А.П. Гайдара» (https://museumday.mosmetod.ru/site/submitanapplication/124), став единственным музеем образовательного учреждения в числе государственных музеев-участников.
Военно-патриотический музей «Казачья слава» (рис. 4) создан в мае 2005 года по адресу: г. Москва, ул. Трофимова, дом 15А, а с 1 сентября 2018 года как структурное подразделение вошел в музейный комплекс Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара (https://dpgaidar.mskobr.ru/proekty/nashi-proekty/kazachya-slava). С тех пор из одного небольшого информационного помещения он разросся в несколько содержательных экспозиций, занимающих площадь более 250 м2. Музей имеет свидетельство № 16554 музея образовательного учреждения (школьного музея).
Профиль музея – военно-патриотический, поэтому в системе воспитательной работы главенствующая роль отводится гражданскому, историко-патриотическому и общекультурному воспитанию. Знакомясь с историей своей страны и своего народа, дети погружаются в особую, настоящую атмосферу жизни казаков, которая помогает им осознать величие своей Родины.
Воспитание патриотизма немыслимо без знания исторических событий, повлиявших на жизнь и развитие нашей страны. Славные страницы нашей истории, вызывающие гордость и почтение, формируют суверенное самосознание народа, а чувство глубокой эмоциональной связи с Родиной, с согражданами, с культурой и историей народа и государства, ощущение сопричастности к ним формируют патриотическое мировоззрение наших школьников [1, с. 7].
Музейная экспозиция – это целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом:
- синтез образа времени (временная многозначность образа создает у посетителя чувство его одновременного существования в двух временах, историческом и сегодняшнем);
- синтез пространств (все архитектурное пространство помещений (лестница, переход, коридор и т.д.) и экспозиция включают функциональные, стилистические и эмоциональные связи этих пространств);
- синтез (взаимосвязь) отдельных экспозиционных предметов, образующих вещную, визуально-воспринимаемую, прочитываемую структуру музейной экспозиции (музейный подлинник, экспозиционная бутафория, специально созданное произведение искусства: модель или макет, копия или научно-художественная реконструкция).
Музейная экспозиция размещена в нескольких залах:
Зал № 1 (коридор). На информационных стендах отображена хронология истории казачества от его зарождения и до победного 1945 года.
Зал № 2. Представлены следующие разделы: «Советская кавалерия с 1940 по 1955 гг.», «11-й отдельный кавалерийский полк («кино из-под копыт») 1962–2002 гг.»[2], «Отдельный эскорт Президентского полка (продолжатель славных традиций русской императорской кавалерии и 11 окп[3])».
Зал № 3. Показаны ключевые события военной истории, непременными участниками которых были казаки. Представлены следующие разделы: «Запорожская сечь», «Азовские походы», «1812 год», «Турецкие и кавказские войны», «1914 год», «Русская смута (Гражданская война)», «1941–1945 гг.».
Зал № 4. Включен раздел быта казачества. Основная доля экспозиции посвящена Императорской кавалерии.
Экспозиция музея «Казачья слава» представляет собой декорацию казачьей станицы, в которой проживали представители разных народов России. В залах музея представлены музейные предметы: вооружение, экипировка, снаряжение, документы, предметы быта и одежды казаков, способствующие пониманию смысла жизни и традиционной системы ценностей. Школьники здесь не только воспринимают определенный объем информации, но и становятся соучастниками исторического поиска и исследования [2; 6, с. 6].
Особое значение такое «музейное погружение» приобретает в современных реалиях, когда требуется усиление процесса патриотического воспитания детей подросткового возраста, так как именно на них направлено сейчас множество источников воздействия в большинстве своем негативного характера, в том числе со стороны СМИ.
Таким образом, музейная экспозиция не учит, а пробуждает ассоциации, рождает образы, мысли и чувства. Экспозиция – не иллюстрация к учебнику, а мощный инструмент формирования и совершенствования личности.
Урок в музее «Казачья слава» – это форма занятия с детьми на заранее определенную учителем тему. Дети и учителя-предметники приезжают в музей «Казачья слава» сразу на несколько уроков и действительно проводят здесь полноценный школьный день. Программа преподавания рассчитана на учащихся 7-х и 10-х классов. Для семиклассников проводятся занятия по истории, литературе и математике, а для десятиклассников – по литературе, математике и обществознанию. Предусмотрена возможность проведения трех разных уроков за один день. Каждый урок имеет элементы поисково-исследовательской деятельности.
Какие уроки и для каких классов предлагает музей «Казачья слава» [2,3,5,6,7,9]
Для учащихся 7-х классов разработаны уроки:
История – тема урока «Казачество в истории российского государства XVII века». На основе материалов экспозиции и дополнительных источников информации организуется поисково-исследовательская деятельность по вопросам, раскрывающим тему урока: каковы отличительные особенности социального положения казаков; каким образом казачество было призвано на службу государству; какие социальные привилегии и обязанности отличали казаков от стрельцов. В ходе урока закрепляются умения и компетенции, направленные на работу с текстом, картой, схемой, таблицей, на поиск и систематизацию информации из разных источников.
Литература – тема урока «Образ Запорожской сечи в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”». Школьники изучают быт и нравы казачества на рубеже XV–XVI вв., знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (типизация, лирическое отступление), получают навыки литературного анализа и работы с музейным предметом.
Математика – тема урока «Казак – воин и мирный хозяин…». Используя музейные предметы и материалы рабочего листа, учащиеся знакомятся с особенностями изготовления и кроя казачьей кубанки, с военной реформой, начатой министром Д.А. Милютиным, с системой налогообложения представителей казачества, с репликой артиллерийского орудия – «единорогом», стоящим на вооружении казачьих войск, с промыслами казаков, с особенностями цветовой гаммы их костюмов.
Для учащихся 10-х классов разработаны уроки:
Литература – тема урока «Быт и нравы казачества в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон”». Избранные главы, рассмотренные на уроке, и экспозиция музея помогают школьникам лучше разобраться, в чем трагедия Григория Мелехова и почему период Гражданской войны и революции стал одним из самых трагических эпизодов в истории казачества как особого сословия и страны в целом.
Математика – тема урока «Казак – во всем мастак». Учащиеся встречаются с предметами, представляющими военный и гражданский быт казаков. Продуктом урока является создание сборника задач с использованием экспонатов музея.
Обществознание – тема урока «Казачество в системе современных общественно-политических отношений». Казачьи общества и общественные организации как формы самоорганизации граждан Российской Федерации сохранили традиционный образ жизни, хозяйственный уклад и самобытную культуру. На примере современных и исторических процессов рассматриваются отдельные вопросы: проблемы самоидентификации казачества; его особенности как исторически сложившейся культурно-этнической общности; политизация современного казачьего движения. Для практической деятельности предлагаются задания в формате Государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание». Итоговое задание – составление плана развернутого ответа по теме урока с целью выявления умений систематизировать и обобщать информацию.
Образовательные маршруты и задания для урока в музее
Каждый урок имеет свой маршрут, что позволяет познакомиться с экспозицией музея и последовательно пройти по всем запланированным этапам. Маршрут урока проложен таким образом, чтобы решить сразу две задачи: образовательную и «навигационную».
Класс делится на несколько подгрупп для одновременного проведения разных уроков, подгруппы работают параллельно и не мешают друг другу. Важно отметить, что при проведении любого урока в музее педагог выстраивает маршрут занятия так, как он считает нужным. Но мы обычно придерживаемся следующей логики построения маршрута: тема урока – возраст учащихся – проблема урока – интрига – способы взаимодействия учителя и педагога музея – музейный компонент урока (использование пространства и предметов) – методики, технологии и формы организации деятельности детей – планируемые результаты. Обязательно определяем время маршрута урока (тайминг), то есть его общую продолжительность и распределение времени по видам деятельности. Понятно, что темп занятия и объем учебного материала зависят от уровня подготовленности школьников.
Особенности разработки заданий для урока в музее
К каждому уроку разрабатывается пакет заданий, которые направлены на приобретение школьниками знаний и умений, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов по учебному предмету. Важно продумать, чтобы задания урока, включенные в «кейс школьника», были направлены на усиление самостоятельной работы учащихся и на их участие в исследовательской, научно-практической, творческой работе. Дети должны быть в активной позиции, поэтому мы стремимся включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность.
Решая образовательный кейс, школьник самостоятельно соединяет исследовательскую функцию с различными смыслами, заложенными в музейном экспонате. Осваивая культуру поисково-исследовательской работы, учащиеся формируют в себе различные навыки, в том числе умение работать в команде и др.
Занятия строятся на использовании экспонатов музейной коллекции: при непосредственном изучении старинного предмета у ребят повышается общий культурный уровень, развивается эстетический вкус, происходит понимание значимости музеев как учреждений, сохраняющих культурное и духовное наследие. Они проникаются патриотическим духом, который исходит практически от каждого предмета. В музейном пространстве на первое место выходит живое впечатление, полученное школьником при соприкосновении с реальным музейным экспонатом, при его тактильном восприятии. Непосредственное знакомство с музейным экспонатом значительно выигрывает в сравнении с просмотром слайдов на экране и репродукций в книгах.
Но это связано с определенными сложностями. К сожалению, большую часть экспонатов в музее по объективным причинам запрещается трогать. Как же быть? Мы нашли решение – стали создавать реплики (копии) экспонатов, входящих в экспозицию. Эти предметы практически не отличаются или мало чем отличаются от оригиналов. С такими музейными экспонатами-репликами школьники работают, не нарушая музейные правила.
В заключение отметим, что военно-патриотический музей «Казачья слава» ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. А.П. Гайдара», представляет собой системообразующую структуру, в рамках которой осуществляется упорядоченная воспитательная деятельность, ориентированная на патриотическое воспитание подрастающего поколения и включающая самые разные мероприятия и тематические экскурсии, образовательные маршруты и сценарии уроков.
Музей постоянно развивается, но особым стимулом для его обновления и развития стало участие в городском межведомственном проекте «Учебный день в музее». Используя ресурсы и образовательный потенциал музея, объединяя знания из разных школьных предметов, мы оперативно реагируем на заявки школ и разрабатываем образовательные маршруты и уроки, приобщая учащихся к культурно-историческому наследию России. При этом музей становится тем самым инструментом «мягкой силы», который позволяет сформировать у новых поколений наших граждан любовь к своему Отечеству, активную гражданскую позицию, бережное отношение к историческому наследию, правильные чувства, ценностные установки и качества.
Занятия в музее «Казачья слава» помогают расширить и углубить знания школьных предметов, продемонстрировать взаимосвязь и взаимопроникновение учебных дисциплин, способствуют формированию навыков функциональной грамотности. Но главное – музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на личность и является одной из ведущих форм педагогической работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию обучающихся, что сегодня особенно важно и востребовано.
Список источников:
1. Методические рекомендации «Школьный музей как инструмент воспитательной работы». – Грозный, 2024. – URL: https://kurl.ru/FggsW (дата обращения: 13.05.2024).
2. Музей и дети. Сб. статей науч.-практ. конференции / науч. редактор Ю.В. Мудров, сост. А.Е. Корчагина. – СПб.: Политехника Сервис, 2020. – URL: https://kurl.ru/dQFWh (дата обращения: 12.05.2024).
3. Романова Л.В. Урок в музее: проведение учебного занятия по истории в музее общеобразовательного учреждения // ВВО. – 2018. – № 5 (14). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-v-muzee-provedenie-uchebnogo-zanyatiya-po-istorii-v-muzee-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 12.05.2024).
4. Совместный приказ Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы от 14 сентября 2023 г.
№ 673/ОД/859 «Об утверждении Правил бесплатного посещения обучающимися музейных экспозиций и выставок, размещенных в государственных учреждениях и негосударственных организациях города Москвы». – URL: https://kurl.ru/HurZh (дата обращения: 12.05.2024).
5. Туминская О.А. Урок в музее и музейный урок // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2020. – № 195. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-v-muzee-i-muzeynyi-urok (дата обращения: 12.05.2024).
6. «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы / сост. М. Мацкевич. – М., 2016. – 110 с. – URL: https://kurl.ru/EKSZi (дата обращения: 12.05.2024).
7. Учебный день в музее: для всех и обо всем // Учительская газета (УГ-Москва), № 22 от 1 июня 2021. – URL: https://ug.ru/uchebnyj-den-v-muzee/ (дата обращения: 12.05.2024).
8. Чернобай Е.В., Молотков А.Б. Школа, у которой учатся. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с. – URL: https://corp-univer.ru/wp-content/uploads/files/books/shkola-u-kotoroy-uchatsya.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
9. Шапиро В.З. Как организовать урок в музее? // Народное образование. 2015. – № 9 (1452). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-organizovat-urok-v-muzee (дата обращения: 12.05.2024).
[1] Тростьянская Н. Сергей Собянин: Город находится в постоянном поиске новых технологий образования // Общество / Вечерняя Москва (07.09.2017). – URL:
https://vm.ru/society/296091-sergej-sobyanin-gorod-nahoditsya-v-postoyannom-poiske-novyh-tehnologij-obrazovaniya (дата обращения – 14.06.2024). – прим. ред.
[2] 11-й отдельный кавалерийский полк был сформирован в Вооруженных Силах СССР специально для проведения киносъемок. «Кино из-под копыт. Записки кавалериста» – книга А.Н. Белинского, рассказывающая о буднях необычного полка. – прим. ред.
[3] 11 окп – сокращенное название 11-го отдельного кавалерийского полка. – прим. ред.