Форма наставничества «специалист – родитель» в учреждении дополнительного образования (из опыта работы)
Модернизация системы образования в Российской Федерации на современном этапе невозможна без развития наставничества как способа передачи знаний. В статье представлен опыт реализации целевой модели наставничества в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования» на основе совместной деятельности с Фондом поддержки семьи и детства «Перспектива».
Н.А. Аешина,
методист
Е.Г. Клепинина,
методист
И.А. Терентьева,
методист
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Республики
Хакасия «Республиканский центр
дополнительного образования»,
г. Абакан
Модернизация системы образования в Российской Федерации на современном этапе невозможна без развития системы наставничества.
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет наставничество как форму воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками. В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании» наставником называется «опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, целым набором компетенций и навыков, позволяющих качественно выполнять задачи наставничества». В современном толковании наставник – это профессионал, который передает свои знания, умения и практический опыт другому, менее опытному члену общества.
В настоящее время в образовании большое значение уделяется наставничеству как способу передачи знаний. Целевая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек, в том числе федерального проекта «Успех каждого ребенка» и Национального проекта «Образование», и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере дополнительного образования детей в рамках полномочий Министерства просвещения России.
Целью внедрения модели наставничества является создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, проживающих на территории Российской Федерации.
Основными задачами реализации целевой модели наставничества в системе дополнительного образования детей являются:
- подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории.
В этой статье мы хотим поделиться опытом реализации целевой модели наставничества в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования» (далее – Центр дополнительного образования). В результате реализуемой на основе сетевой формы организации совместной деятельности Центра дополнительного образования и Фонда поддержки семьи и детства «Перспектива» (далее – Фонд) возникла нестандартная форма наставничества «специалист – родитель». Выбор такой формы не случаен: именно специалист, обладая профессиональными компетенциями, способен оказать поддержку и профессиональную помощь родителю в решении насущных воспитательных и психологических задач. Помимо основных компетенций, необходимых современному наставнику, он должен обладать еще и достаточно высоким уровнем эмпатии к наставляемому, что в конечном итоге позволяет ему достигнуть более высоких результатов.
Целью данной формы наставничества является формирование у родителей практико-ориентированных компетенций по социализации, адаптации и дальнейшей профориентации детей с особенностями развития, а также создание комфортной среды, позволяющей в работе с ними полноценно реализовать развивающие и воспитательные задачи.
В 2022 году на базе Центра дополнительного образования был создан семейный клуб «Харасуғ» (Родник) для семей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (далее – Семейный клуб). На сегодняшний день клуб насчитывает 32 семьи.
Идея создания именного Семейного клуба возникла не случайно, ведь семья – это та самая малая ячейка общества, на традициях и устоях которой держится вся мощь нашей многонациональной страны. Именно в семье изначально ребенок находит ответы на свои вопросы и его родители выступают в роли первых наставников, а для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее – особенные дети/особенный ребенок), чей контакт с окружающим миром сужен, роль именно семьи возрастает неизмеримо. У родителей таких детей возникает острая необходимость в наставнике, поскольку зачастую им не хватает компетенций, позволяющих решать насущные воспитательные и развивающие задачи.
Если родитель находится в «ресурсном состоянии», понимает значимость своей деятельности, ощущает поддержку со стороны специалистов и родителей детей с такой же проблемой, то он лучше справляется с задачами по абилитации и реабилитации особенного ребенка, а также эффективнее решает вопросы внутрисемейных отношений, справляется с социальной изоляцией при ее наличии.
В рамках деятельности Семейного клуба специалистами Центра дополнительного образования и Фонда осуществляются следующие виды деятельности:
- консультативная: приглашаются высококвалифицированные специалисты в области адаптивной педагогики, психологии и медицины по запросам родителей;
- практическая: организуются мероприятия и мастер-классы по художественной и туристско-краеведческой направленностям дополнительного образования.
Так, например, осенью 2023 года члены Семейного клуба совершили восхождение на гору Кюн-Таг (гора Солнца, Усть-Абаканский р-н), где познакомились с легендами, культурным наследием хакасского народа. В апреле приняли участие в экологическом квесте, где в игровой форме учились ориентироваться на местности, познакомились с природой и фауной Смирновского бора. А накануне Дня семьи в рамках проведения семейного марафона «Счастливы вместе» заложили персиковую аллею на территории Центра дополнительного образования в память о подвиге советского солдата в годы Великой Отечественной войны. Лето завершилось для детей и родителей выездными мастер-классами в семейном лагере «Багульник» (г. Абаза). Ребята с неподдельным интересом конструировали роботов, расписывали сумки-шоперы, лепили из глины, создавали картины из ниток, плели корзины из ротанга, рисовали 3D-ручками. Для родителей были проведены психологические тренинги, направленные на раскрытие собственных скрытых возможностей. С целью профориентации и адаптации, совместно с социальными партнерами (Абаканский линейный отдел МВД России, ОАО «РЖД» [Абаканское отделение]) была организована экскурсия по железнодорожному вокзалу. Многие дети ни разу не путешествовали на поездах и побывали на объекте впервые. Знакомство с железнодорожным вокзалом началось в досмотровой зоне. Дети и их родители узнали об основных принципах взаимодействия полицейских и работников транспортной безопасности. Экскурсанты познакомились с работой дежурного по вокзалу, справочной, кассиров, узнали, где расположен медицинский пункт и какую помощь там можно получить.
Таким образом, совместная деятельность команды наставников и родителей позволила выстроить внутри семьи стратегии и тактики успешных действий, способствующих снижению у особенных детей и их родителей уровня стресса и чувства изоляции, а также возвращению в общественную активность, из которой семья оказалась временно выключена.
По итогам деятельности семейного клуба «Харасуғ» в 2022/2023 учебном году методистами Центра дополнительного образования было проведено анонимное анкетирование родителей с целью выяснения уровня их удовлетворенности деятельностью Семейного клуба и определения перспектив его дальнейшего развития. В результате статистического анализа было выявлено, что 98 % респондентов удовлетворены деятельностью Семейного клуба; 25 % выразили желание встречаться чаще, чем 1 раз в неделю; 95 % родителей выразили пожелание создать театральный кружок или театр для особенных детей.
Инициатива была поддержана, и в результате совместных усилий методистов Центра дополнительного образования и специалистов Фонда была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Собiре театере» (Семейный театр), которая была реализована в 2023/2024 учебном году.
В условиях новых вызовов современного общества, задач и механизмов развития, театр является безусловным лидером в сфере развития художественного творчества, эмоционального интеллекта, формирования гибких навыков, воспитания, развития личностного потенциала и самоактуализации подрастающего поколения.
Преимущество данной программы заключается в том, что родители являются не только сопровождающими, но и активными участниками каждого занятия. Структура детско-родительских занятий включает: приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.
Основными методами, используемыми педагогами на детско-родительских занятиях, являются индивидуальные и совместные игры, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия. Для повышения эффективности освоения программы, участникам выдаются домашние задания на включение в совместную деятельность отсутствующих на занятиях членов семьи, а также на закрепление знаний и навыков, полученных в процессе работы в группе. Выбор того или иного вида деятельности не навязывается особенному ребенку, а производится с учетом его психологических особенностей. Самым ценным личностным результатом считается осознание особенным ребенком своего состояния, пробуждающийся активный интерес к жизни и стремление преодолеть недуг.
В результате участия в тренингах по актерскому мастерству у особенных детей формируется не только чувство уверенности на сцене, но и, что особенно важно, умение выстраивать личные жизненные ориентиры и отношения.
Подводя итоги вышесказанного о результатах деятельности Центра дополнительного образования по социализации и адаптации особенных детей можно сделать вывод о том, что на современном этапе наставничество имеет больше возможностей для применения. Модель наставничества «специалист–родитель» может быть эффективно использована с целью передачи культурных традиций; повышения сплоченности коллектива; повышения уровня мотивации родителей, имеющих особенных детей; формирования и расширения багажа знаний родительского сообщества в области адаптивной педагогики и психологии.
В нашем случае сложившаяся форма наставничества представляет собой своеобразный «социальный лифт» – процесс приобретения, накопления и передачи социального опыта.
Список источников:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://Документы – Правительство России (government.ru) (дата обращения: 02.07.2024).
- Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях: Методические рекомендации / Сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачева, В.И. Серикова. Челябинск: ЧИППКРО, 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2024/01/23/dd234efed51a448693ab04dd97c75e55/metodicheskie-rekomendatsii.pdf?ysclid=ly4b66qc7961375810 (дата обращения: 02.07.2024).
- Мещерякова Т.Ю. Наставничество как образовательный тренд современности // Актуальные исследования. 2023. № 37 (167). Ч.II. [Электронный ресурс]. – URL: https://apni.ru/article/6994-nastavnichestvo-kak-obrazovatelnij-trend (дата обращения: 02.07.2024).
- Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров / Авторский коллектив ФГБУК «ВЦХТ» (Львова Л.С., Криницкая Г.М., Крылов А.В., Лавренова Т.С., Дунаева Т.В.) / Под научным руководством Львовой Л.С. [Электронный ресурс]. – URL: https://vcht.center/center/news/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-v-obshheobrazovatelnyh-organizatsiyah-shkolnyh-teatrov/ (дата обращения: 02.07.2024).