Инновационный комплекс «Инженерная образовательная среда «Купол»» как инструмент выявления одаренных детей
В статье описан опыт реализации Инновационного комплекса «Инженерная образовательная среда «Купол», объединяющего основные конкурсные мероприятия технической направленности, способствующие выявлению одаренных детей города Ижевска и Удмуртской Республики. Информационный материал, транслирующий опыт реализации инновационного комплекса, будет полезным руководителям и педагогам образовательных организаций, так как может стать отправной точкой для разработки собственного инновационного проекта и преодоления такой проблемы, как недостаток методического обеспечения в организации и внедрении инновационной деятельности в образовательном учреждении.
А.С. Рябчикова,
методист,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников Устиновского района города Ижевска»,
г. Ижевск,
О.Г. Васильева,
директор,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников Устиновского района города Ижевска»,
г. Ижевск,
А.В. Фоминых,
заместитель директора по учебной работе,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Научно-технический центр «Механик»,
г. Ижевск,
В современном мире, где технологии стремительно развиваются и требуют новых знаний и навыков, образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью не только обучения, но и педагогической поддержки талантливых детей [3].
В этом контексте в 2021 году по инициативе Станции юных техников Устиновского района города Ижевска был открыт и введен в действие Инновационный комплекс «Инженерная образовательная среда «Купол» – уникальная педагогическая модель выявления и поддержки одаренных детей, основанная на интеграции инженерных наук и образования (далее – Инновационный комплекс).
Цель Инновационного комплекса: создание единого цикла республиканских и городских мероприятий технической направленности, направленных на выявление и включение в реестр одаренных детей Удмуртской Республики и города Ижевска.
Организаторы Инновационного комплекса
Инновационный комплекс объединяет усилия сетевых партнеров проекта по инженерному направлению, учреждений СПО и ВПО, коммерческих организаций города Ижевска. В реализации работы Инновационного комплекса непосредственными полноправными участниками являются родители, что обеспечивает успех партнерства родителей, педагогов и детей: благодаря единому циклу мероприятий родители и обучающиеся со своими педагогами могут построить четкий и правильный путь к достижению успеха.
Организационные особенности реализации Инновационного комплекса
В рамках Инновационного комплекса в течение учебного года проводятся образовательные и профориентационные мероприятия инженерно-технической направленности для детей в возрасте от 5 до 17 лет.
Все мероприятия, входящие в Инновационный комплекс, направлены на вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность, получение ими знаний в области техники и технологий, а также популяризацию среди детей и молодежи инженерного дела. Хочется отметить, что большинство конкурсов Инновационного комплекса входят в реестр республиканских и городских мероприятий, что позволяет победителям и призерам конкурсов попасть в реестр одаренных детей Республики и города, соответственно.
Таким образом, уже в 2021-2022 учебном году, в рамках Инновационного комплекса, было проведено 11 мероприятий для обучающихся, среди них 3 конкурса Республиканского значения.
Традиционно учебный год начинается с Республиканского конкурса «Есть идея!», основной целью которого является выявление и поддержка технически одаренных подростков, проявляющих интерес к технике и техническому творчеству. Уже не первый год к проведению этого конкурса привлекаются эксперт города Ижевска, в число которых входит кандидат технических наук, проектный наставник Университета талантов в республике Татарстан, а также сотрудники высших учебных заведений и промышленных предприятий города. Многих участников конкурса привлекает возможность общения с преподавателями ВПО, затрагивающего разнообразные темы: дорожной безопасности, повышение иммунитета человека, экологии, ориентирование слабовидящих в помещении, как защитить себя и свое жилище и др.
Результаты участия в конкурсе оцениваются. Отдельные баллы присваиваются командам, которые предложили проблемы, доступные к решению в условиях Удмуртской Республики. Нередко, по итогам конкурса, жюри рекомендует проработать интересные идеи для выступления в Республиканском конкурсе «ТехноСтарт».
Следующим этапом Инновационного комплекса является Городской конкурс «Положительный заряд», где участники показывают свои умения собирать электроцепи по предложенным схемам, программировать различные платы, а младшие участники собирают электрические схемы на конструкторах «Знаток» и «Амперка». Многие участники этого конкурса занимаются в таких творческих объединениях, как «Электроник», «Радиомоделирование» и др., поэтому у них уже имеются хорошие знания по теме электричества, и задания конкурса не представляют для них сложности.
В рамках Инновационного комплекса Станцией юных техников Устиновского района (далее – СЮТ) совместно с Ижевским Государственным техническим университетом им. М.Т. Калашникова организуется и проводится Республиканский конкурс технических проектов «ТехноСтарт». На этом мероприятии участники со всей Республики демонстрируют интересные технические проекты, которые выполнили в творческих объединениях.
Количество номинаций конкурса расширяется с каждым годом, и уже к 2024 году на конкурсе были представлены проекты в семи номинациях: Инженерная разработка, Программирование, Создание интерактивных учебных пособий, Моделирование и конструирование, Мультипликация, Техноарт, Макетирование.
Необходимо отметить, что на республиканский конкурс были представлены проекты, которые ребята создали на основе технической идеи с предыдущего конкурса «Есть идея!», за что они получили дополнительные баллы. Важным аргументом для участия старшеклассников в конкурсе является то, что его победители по номинациям «Инженерная разработка» и «Программирование» получают дополнительные 10 баллов к ЕГЭ, а призеры – 3 балла при поступлении в Ижевский государственный технический Университет им. М.Т. Калашникова.
Городской конкурс технического мастерства «Мастерим вместе с папой», ежегодно проводится в преддверии Дня защитника Отечества и нацелен на развитие детско-отцовских отношений через коммуникативные игры и технические задания. Пара в составе папа+сын, дедушка+внук, старший брат+младший брат, проходят ряд испытаний, на которых участников конкурса ждут технические задания: например, пройти трассу на роботе-гонщике, собрать электрическую схему, изготовить аэроплан и запустить его, забить гвоздь и др. Конкурс пользуется популярностью у городских жителей, и ежегодно, количество участников увеличивается.
В период весенних каникул, для всех детей Ижевска в возрасте 6-17 лет СЮТ, совместно с партнерами, организует и проводит городской проект «Научные каникулы». Основная идея проекта – в доступной форме показать школьникам мир Ижевской науки, познакомить их с работой специалистов и познать окружающий мир.
Работа «Научных каникул» начинается с поиска спикеров, разработки фирменного стиля и определения тематики года, которую, как правило, задает Фестиваль науки «Наука 0+». Так, например, темой Фестиваля в 2023 году стала «Наука в ПРИОРИТЕТе!». Поэтому, все кафедры, так или иначе, были связаны с данной темой.
Проект «Научные каникулы» — это работа двух площадок «Университет 7+» (для ребят в возрасте от 7 до 12 лет) и «Университет 12+» (для ребят в возрасте от 12 до 17 лет). Участники проекта получают зачетные книжки, становятся «студентами» и в течение каникулярной недели посещают занятия на «кафедрах». Кафедры работают по разным направлениям: химия, биология, физика, IT, архитектура, робототехника и др. Задача каждой из них – в интересной и познавательной форме рассказать детям и подросткам о научных открытиях, экспериментах, изобретениях. Каждая «кафедра» расположена в разных точках города, что позволяет нам охватить большее количество участников. Формат может быть совершенно разным – лекция, экскурсия, мастер-класс, научное шоу, эксперименты и практическая работа.
По итогам прохождения «обучения на кафедрах», участники, набравшие больше всего зачетов, получают возможность участвовать в розыгрыше призов от партнера проекта – Фестиваля науки «Наука 0+». Нам важно, чтобы дети нашего города понимали, что наука – это интересно и очень-очень важно!
А еще, проект «Научные каникулы» – это отличная стартовая площадка для школьников, которые хотят связать свою жизнь с преподаванием, или научно-популяризаторской деятельностью. В качестве спикеров и мастеров для «студентов» от 7 до 12 лет мы приглашаем школьников 10 – 11 классов, которым интересна наука и все то, что с ней связано.
Завершает учебный год одно из самых масштабных мероприятий Инновационного комплекса – Республиканская олимпиада по программированию «Scratch-day», которая проводится совместно с коммерческой организацией – школой программирования для детей «Кодология» и Лабораторией интеллектуальных технологий «ЛИНТЕХ».
Олимпиада проводится с целью поддержки обучающихся и педагогов в вопросах изучения креативного программирования на визуальном языке Scratch и популяризации информационно-технологического образования. В заочном туре олимпиады количество участников составляет 350 человек, в очный тур, по итогам дистанционных заданий приглашаются 60 участников. На олимпиаду в качестве экспертов приглашаются программисты из ведущих IT-компаний города, республики и России.
Анализ промежуточных итогов Инновационного комплекса «Инженерная образовательная среда «Купол» позволяет сделать вывод, что объединение мероприятий в один проект, дало положительные результаты: увеличилось количество участников как на республиканском, так и всероссийском уровне, возросло количество ребят, интересующихся наукой и профессиями технической направленности.
Реализация Инновационного комплекса в течение нескольких лет, позволила выйти за рамки поставленной цели. На сегодняшний день, его организаторы не просто создали единый цикл республиканских и городских мероприятий, но и достигли высоких результатов в популяризации технического творчества среди обучающихся Удмуртской Республики.
Список литературы
- Катькало В.С., Волков Д.Л., Баранов И.Н., Зубцов Д.А., Липчанский А.В., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А., Сафронов П.А. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики: Аналитический отчет. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 136 с.
- Кононова С.А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. – начале XX в. (на материале Курской губернии): дисс. … канд. пед. наук. Курск, 2007. 196 с.
- Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы: Методическое пособие. М.: ВАКО, 2020. 4-е изд. 161 с. (Современная школа: управление и воспитание).
- Психология одаренности: от теории к практике: Сб. статей / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. 96 с.
- Материалы Пленарного заседания «Воспитание инженеров будущего: обучение через науку и практику» (30.10.2023 в рамках конгресса «Русский инженер») [Электронный ресурс]. https://vk.com/wall-40427933_45975 (дата обращения: 30.07.2024).