Вовлечение родителей в дополнительное образование детей дошкольного возраста: несколько педагогических тезисов
В статье представлены статистические данные, успешные примеры программ и проблемы вовлечения родителей в дополнительное образование детей дошкольного возраста. Рассматриваются положительные эффекты совместной деятельности родителей и детей, а также даются рекомендации для образовательных учреждений.
А.В. Терзи,
воспитатель,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 629»,
г. Москва
Сфера дополнительного образования охватывает период раннего развития ребенка – наиболее благоприятного для формирования социальных навыков, воспитания культуры общения и эмоционального здоровья. Но для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста важным условием является вовлечение в дополнительное образование его родителей.
Исследование Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС указывает на то, что к 2023 году более 80 % родителей дошкольников в России проявляли интерес к дополнительным занятиям своих детей. Из них 68 % считают свое участие в этих занятиях обязательным условием для успешного развития ребенка.
Анализируя опыт дополнительного образования в условиях дошкольных образовательных учреждений / дошкольных отделений общеобразовательных учреждений, приведем несколько тезисов, обосновывающих значимость участия в этом процессе родителей.
- Значение дополнительного образования в дошкольном возрасте
Дополнительное образование в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании у детей навыков, необходимых для успешного начала обучения в школе. В ходе исследования, проведенного Национальным институтом раннего детства в США, было установлено, что у детей, которые активно посещали развивающие занятия, к началу школьного обучения отмечались более высокие когнитивные показатели, развитая способность к концентрации и лучшее восприятие языка.
По данным Министерства просвещения РФ (2022 год), в России около 55 % дошкольных учреждений предлагают различные кружки и секции, в том числе дополнительные общеразвивающие программы по развитию речи, художественному творчеству и спорту. Эти занятия стимулируют развитие сенсорных и моторных навыков, а также способствуют развитию социальных навыков детей, помогая им взаимодействовать в коллективе.
- Статистика и данные об участии родителей в дополнительном образовании
Согласно исследованию Высшей школы экономики (2021 год), около 72 % родителей дошкольников участвуют в выборе кружков и секций для своих детей, причем 42 % посещают занятия вместе с детьми. Из тех родителей, которые посещают занятия, 27 % занимаются на добровольных началах, чтобы лучше понимать развитие и интересы своего ребенка, а 15 % – с целью укрепления эмоциональной связи и установления доверительных отношений.
В то же время опрос Министерства просвещения РФ показал, что только 35 % родителей активно взаимодействуют с педагогами дополнительного образования и интересуются вопросами раннего обучения и воспитания. Этот показатель может указывать на необходимость более активной работы образовательных учреждений по вовлечению родителей в процесс дополнительного образования.
- Формы взаимодействия с родителями
Совместная работа с родителями может быть организована в различных форматах, с учетом возможностей и предпочтений каждой семьи. Это могут быть:
- Совместные занятия. Например, в рамках программы «Музыка с мамой» дети и родители занимаются музыкой вместе. Взрослые участники отмечают, что дети становятся более раскрепощенными, у них улучшаются навыки общения.
- Консультации и тренинги для родителей. Программа «Родительская академия», реализуемая в Санкт-Петербурге, предлагает бесплатные тренинги для родителей по раннему развитию, где родители изучают основы эмоционального воспитания и методы стимулирования детского творчества. За последние 5 лет более 10 000 родителей прошли данный курс, и более 85 % из них отметили значительное улучшение коммуникативных навыков у детей.
- Семейные проекты. В рамках программы «Наши малыши», организованной на базе детского сада в Екатеринбурге, родители вместе с детьми участвуют в еженедельных тематических выставках, например, на тему «Осенние краски» или «Животные леса». Эти проекты помогают родителям и детям лучше узнать друг друга и проявить творческий потенциал. По оценкам педагогов, дети, участвующие в таких проектах, на 25 % лучше адаптируются в школьной среде.
- Примеры успешных программ и проектов
Для примера возьмем несколько практик, которые широко применяются и доказали свою эффективность.
Проект «Растем вместе». В рамках этой программы в детских садах Санкт-Петербурга организованы еженедельные встречи родителей и педагогов. Каждое занятие включает лекцию о развитии ребенка, мастер-класс и обмен мнениями. Оценка результатов показывает, что у детей, чьи родители активно участвуют в программе, более высокие показатели речи и на 40 % выше уровень концентрации.
Программа «Семейный клуб» в Казани предоставляет родителям возможность один раз в месяц посещать занятия, на которых они вместе с педагогами обсуждают проблемы раннего развития и участвуют в мастер-классах. Программа доступна для всех категорий семей, включая малообеспеченные. Исследование показало, что около 88 % родителей, участвовавших в проекте, отметили улучшение навыков общения у детей и повышение их уверенности в себе.
- Проблемы и барьеры вовлечения родителей
Несмотря на успешные примеры, процесс вовлечения родителей часто сталкивается с рядом препятствий. Среди основных проблем:
- Нехватка времени. Большинство родителей, особенно те, кто работает полный день, испытывают трудности с участием в мероприятиях. Так, исследования показали, что более 55 % родителей считают нехватку времени основным препятствием для активного участия в дополнительных занятиях.
- Отсутствие доступа к информации. Опросы родителей в рамках программы «Наш малыш» показали, что около 40 % родителей не знают о существующих бесплатных образовательных программах и мероприятиях для детей.
- Финансовые трудности. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», около 33 % родителей не могут позволить себе участие в платных программах для детей, что ограничивает возможности их развития.
- Рекомендации по вовлечению родителей с разным уровнем вовлеченности и доступа к ресурсам
- Для занятых родителей можно предложить программы с дистанционным участием. Например, проводить онлайн-вебинары для родителей с записью лекций и тренингов. Такие программы уже реализуются на базе центров раннего развития в Москве и доказали свою эффективность, собирая более 15 000 родителей на онлайн-сессиях ежегодно.
- Для родителей с ограниченными финансовыми возможностями необходимо разрабатывать бесплатные и частично субсидируемые программы. На федеральном уровне могут быть введены гранты для семей, что уже внедряется в некоторых регионах России, например, в Ульяновске, где семьи с низким доходом получают бесплатный доступ к дополнительному образованию.
- Для семей, проживающих в отдаленных районах, можно использовать цифровые технологии для обеспечения доступа к образовательным ресурсам. Примером является проект «Дети онлайн», реализованный в Сибири, который предоставляет доступ к развивающим программам через Интернет, охватывая более 80 % отдаленно проживающих семей.
- Несколько слов в заключение
Совместная работа родителей и педагогов в рамках дополнительного образования создает более продуктивное и безопасное образовательное пространство для ребенка. Вовлеченность родителей повышает эффективность образовательного процесса, улучшает коммуникативные и когнитивные навыки детей. С каждым годом растет осознание важности этого процесса, что подтверждается статистическими данными и положительными результатами исследований.
Для улучшения вовлеченности родителей в дополнительное образование детей предлагается:
- повышение осведомленности – создание общедоступной платформы для родителей, где они смогут получать актуальную информацию о реализуемых программах;
- гибкость участия: необходимо разработать смешанные форматы занятий (очные и дистанционные) для родителей, чтобы они могли участвовать даже при загруженном графике;
- поддержка на государственном уровне: необходимо увеличивать финансирование, обеспечивающее доступность программ дополнительного образования детям из семей с разным уровнем дохода и проживающих в отдаленных районах.
Список источников:
- Аналитическая справка по результатам изучения опыта ОУ по вовлечению родителей в реализацию воспитательных задач [Электронный ресурс]. – URL: https://ddut-mosk.spb.ru/doc/d3424.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
- ВЦИОМ: допобразованием в 2022 году занялись более четверти россиян [Электронный ресурс]. – URL: https://mirtv/news/16532429/vciom-dopobrazovaniem-v-2022-godu-zanyalis-bolee-chetverti-rossiyan (дата обращения: 12.11.2024).
- Образование в эпоху риска – роль исследований в образовании для будущего: Международная конференция ECER 2019 (2–6 Сентября, 2019 г., Гамбург, Германия). Доклад: «Family-School Communication: The key features at the current stage» [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/family-school-communication-the-key-features-at-the-current-stage/viewer (дата обращения: 12.11.2024).
- Школьное и дополнительное образование: знания, навыки и компетенции: Презентация доклада [Электронный ресурс]. – URL: https://pressria.ru/20211111/953416044.html (дата обращения: 12.11.2024).