Конкурс театральных миниатюр как способ создания ситуации успеха у дошкольников

Центр развития дошкольников «Солнышко» владимирского Дворца детского творчества интенсивно развивает связи с дошкольными учреждениями города. Одной из успешных форм взаимодействия является конкурс театральных миниатюр, который способствует созданию ситуации успеха у детей.

А. Белецкая,
педагог-психолог

А. Фролова,
педагог-организатор

МАУДО Дворец детского (юношеского) творчества
Владимир

Человек уже с раннего возраста обладает определенным набором уникальных задатков и возможностей, связанным с развитием, проживанием и усложнением механизмов его ментального (умственного) опыта. При одних условиях происходит быстрое увеличение и растущее усложнение умственного опыта, при других — процесс его наращивания и объединения оказывается замедленным и сокращенным. В связи с этим именно процессы индивидуального опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности.

Педагогическое сообщество давно увидело необходимость в создании ситуации успеха для каждого ребенка. К.Д. Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что именно успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес рождается при наличии вдохновения, появляющегося вследствие успеха в овладении знаниями [2, с.142].

Известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог У. Глассер уверяет, что если ребенок будет успешен в познавательной деятельности, то ему будет легче добиться успеха в дальнейшей жизни. При этом если у ребенка отнять уверенность в себе, это будет происходить с трудом. Если ребенка лишить веры в себя, успешность его в дальнейшей жизни будет под вопросом, считает доктор педагогических наук А.С. Белкин. «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения», — утверждает ученый [3]. В.А. Сластенин в своих работах обозначает главный смысл деятельности — создание каждому воспитаннику ситуации успеха [1].

Центром развития дошкольников Дворца был разработан конкурс театральных миниатюр «Сказка ложь, да в ней намек». Одной из целей данного мероприятия является создание ситуации успеха для детей дошкольного возраста. Каждый год определяется тематика конкурса, например: русские народные сказки или сказки Г.Х. Андерсена. Этот конкурс является открытым мероприятием для воспитанников дошкольных образовательных учреждений, он способствует формированию творческих связей между объединениями художественно-эстетической направленности и педагогическими работниками. Данное мероприятие создает условия для воспитания и развития личности ребенка, приобщения его к духовно-нравственным ценностям.

Задачи, которые мы перед собой ставим:

  • приобщение детей к театральной культуре;
  • развитие всех видов и жанров театрального искусства;
  • содействие развитию театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях города и области;
  • совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства;
  • повышение мотивации деятельности, педагогического мастерства и творчества специалистов ДОУ по созданию условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  • выявление и поддержка юных дарований.

К участию приглашаются все дети дошкольного возраста. Для объективной оценки участники делятся на две возрастные группы. Конкурс проводится в несколько этапов.

Первый — очный этап — проводится в дошкольных учреждениях, а также в образовательных учреждениях, где занимаются с детьми дошкольного возраста. На данном этапе в учреждении на конкурсной основе отбираются лучшие работы.

Второй — дистанционный этап, на котором происходит прием конкурсных работ во Дворце и оценивание членами жюри.

Последний этап конкурса — награждение. Церемония награждения проходит в киноконцертном зале Дворца в торжественной обстановке при участии представителей управления образования администрации г. Владимира, представителей учреждений — участников конкурса, членов жюри. Грамотами за первое, второе и третье место награждаются победители конкурса. Остальные участники получают сертификаты, а также поощрительные дипломы (за лучший костюм, за декорационное оформление, за лучшее музыкальное сопровождение, кроме того, могут выделяться отдельные актерские работы). Театральные коллективы, занявшие призовые места, представляют свои миниатюры во время награждения на сцене Дворца (по решению членов жюри).

Театральные миниатюры оцениваются по следующим критериям:

  • исполнительское мастерство — техника исполнения;
  • композиционное построение миниатюры;
  • соответствие репертуара возрастным особенностям участников;
  • соответствие костюмов исполняемым театральным миниатюрам;
  • подбор и соответствие театрального и сценического материала;
  • артистизм, раскрытие образа;
  • оригинальность.

Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…» как нельзя лучше иллюстрирует педагогическое взаимодействие, направленное на создание ситуации успеха для каждого ребенка. Он позволяет раскрыть индивидуальные задатки учащихся, их способности и сильные стороны.

Литература

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с. — [Электронный ресурс] — http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/
  2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения / К.Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт,, 2018. — 354 с.
  3. Яфаева В.Г. Ситуация успеха как стимул и фактор интеллектуального развития дошкольников/В.Г. Яфаева // Современное дошкольное образование. — 2008. — № 3. — С. 42-45. [Электронный ресурс] — https://sdo-journal.ru/journalnumbers/situacija-uspeha-kak-stimul-i-faktor.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: