Дидактическая игра как средство формирования навыков самообслуживания у младших школьников с умеренной умственной отсталостью

Формирование у человека привычек и навыков не происходит самопроизвольно, а осуществляется в детском возрасте под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей среды. Автор статьи доказывает, что привитые детям навыки самообслуживания приносят им огромную пользу в течение всей последующей жизни. В основе статьи опыт использования дидактической игры как средства формирования навыков самообслуживания у младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Статья будет интересна и полезна в практической работе дефектологам, логопедам, психологам, работающим с детьми данной категории.

М.Н. Кудряшова,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 1862»,
г. Москва

Формирование навыков самообслуживания – важный этап в развитии ребенка, способствующий воспитанию в нем самостоятельности, уверенности в себе, а также подготовке ко взрослой жизни. Овладение навыками самообслуживания (умением одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться, мыться и т.д.) напрямую влияет на самооценку ребенка, являясь важным шагом на пути к его организационной независимости.

Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка:

– играя, ребенок самостоятельно воспроизводит последовательные эпизоды из жизни и учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения;

– в процессе обучения самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения учиться (воспринимать объяснение, отвечать на вопросы) [6].

При нормальном развитии ребенок после первого года жизни уже может осуществлять отдельные направленные на себя действия: надеть и снять шапку, снять носки, варежки; может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает самостоятельно, подражая действиям ухаживающих за ним взрослых [5].

Ребенок с интеллектуальными нарушениями уже с раннего возраста кардинально отличается от своих нормально развивающихся сверстников. У такого ребенка моторика и навыки самостоятельности формируются медленно: он позднее начинает сидеть, стоять, передвигаться; позднее научается пользоваться ложкой, пить из чашки. Такой ребенок, как правило, не понимает своих неудач и доволен собой.

Многие дети с нарушением интеллекта долго путают в одежде перед и зад, изнаночную и лицевую стороны, в обуви – правый и левый ботинки; долго не могут научиться застегивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. У них не сформированы приемы проведения утреннего и вечернего туалета (мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем) и знания, где следует хранить предметы туалета – мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце. При мытье рук они опускают такую операцию, как засучить рукава. В туалетной комнате не всегда правильно пользуются туалетной бумагой, а после посещения туалета забывают мыть руки с мылом, вытирать насухо полотенцем. Не умеют рассчитывать свои силы: при утренних процедурах выдавливают зубную пасту всю, сколько ее есть в тюбике.

Педагогическая концепция социальной нормализации детей с умеренной умственной отсталостью (далее – детей) использует девиз: «Помоги мне это сделать самому», который является основной и единственной точкой отсчета при проектировании всей системы коррекционно-педагогических мероприятий. Предлагаемые мероприятия включают в себя не только непосредственную работу с детьми, но и преобразование окружающей среды, создание условий, стимулирующих собственную деятельность каждого ребенка [1].

Для формирования самостоятельности детей, которая в свою очередь напрямую связана с самообслуживанием, необходимо:

– специально организовать жизнь детей, создать условия, побуждающие их к использованию имеющихся у них знаний и умений, стимулирующие активную деятельность;

– создать у них интерес к самостоятельным действиям, ставить несложные интересные задачи, требующие самостоятельного решения;

– привлекать детей к оценке выполненных работ;

– своевременно развивать у них волю, стремление преодолевать трудности, доводить дело до конца [8].

Основными методами по формированию навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью являются дидактические игры и упражнения, практические занятия.

Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи и средства их осуществления, что принципиально отличает их от игры. Главная особенность таких занятий состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме: дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий, для каждой из которых характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо педагогу для правильной оценки эффективности игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, вызывающие интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств личности, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, может стать и ее организатором, и ее активным участником.

Каждой стадии игры соответствуют определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной деятельности, вызывает желание играть. На второй стадии педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания педагогом функций и видов игр.

Обретение бытовой независимости и сформированность у детей социально-бытовых навыков, необходимых им в повседневной жизни, является одним из элементов трудового воспитания, который для детей с легкой степенью умственной отсталости имеет особенное значение [5]. Овладение простейшими социально-бытовыми навыками сокращает зависимость ребенка от окружающих, помогает ему поверить в свои силы, содействует психомоторному развитию и дает толчок к освоению других видов деятельности.

В образовательных учреждениях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью, наблюдается дефицит технологий диагностики и формирования социально-бытовых навыков, поэтому поиск новых результативных подходов в преодолении нарушений развития является актуальным в педагогической коррекционной практике.

С целью изучения сформированности социально-бытовых навыков нами было организовано исследование деятельности детей на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1862». Для исследования была выбрана группа обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью в количестве 8 человек.

Наблюдение за деятельностью детей проводилось на основе рекомендаций, представленных в работах В.А. Шинкаренко [9]. Оценивались виды и навыки самообслуживания: действия, связанные с принятием пищи, умыванием, одеванием, обуванием, ежедневным туалетом, поддержанием надлежащего внешнего вида. Критерии оценки, уровни сформированности навыков самообслуживания и результаты первичной и повторной диагностики представлены в приложении.

Проанализировав результаты первичной диагностики, мы сделали вывод, что у 25 % обучающихся отмечается I уровень сформированности навыков самообслуживания. Они показали низкие результаты по всем критериям. У них наблюдались плохие навыки аккуратности, несоблюдение норм гигиены. Выполнение навыка проходило в партнерстве со взрослым, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием к действию.

II уровень сформированности навыков самообслуживания продемонстрировали 75 % исследуемых. Наибольшие трудности у них вызывали действия, связанные с умыванием, одеванием, обуванием, ежедневным туалетом, поддержанием надлежащего внешнего вида. Навыки самообслуживания находились на стадии формирования, то есть выполнение навыка происходило при незначительной помощи взрослого (педагог начинал действие вместе с ребенком, а продолжал и заканчивал его ребенок самостоятельно при контроле взрослого). Обобщенные данные представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты первичного исследования актуализировали необходимость коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания у учащихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью. Коррекционная работа проводилась в течение 6 месяцев каждый день в период режимных моментов. В этой работе мы условно выделили три этапа:

– первый этап: «Посмотри, как надо делать…»;

– второй этап: «Давай попробуем вместе…» или «Вспомни, как надо делать…»;

– третий этап: «Я сам…».

Рассмотрим методику работы с детьми на примере формирования навыка умывания.

На первом подготовительном этапе педагог рассматривал с обучающимися сюжетные картинки с изображением умывающихся девочки или мальчика; предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой) [2].

Затем проводилась дидактическая игра. Например, «Что напутал Буратино» (в неправильном порядке разложил картинки, изображающие мыло, мыльницу, вешалку с полотенцем, кран с водой). Детям предлагалось разложить картинки в последовательности, соответствующей алгоритму умывания. Для привития навыков умывания на первом этапе также были использованы игры «Спрячь мыло в ладошках», «Лови капельки» и др.

На втором этапе педагог постепенно переходил от непосредственной помощи к напоминанию, стараясь делать это ненавязчиво, а также используя такой эффективный прием, как поощрение.

На третьем этапе для выполнения последовательных действий детям было предложена игра «Резиновая Зина…» (по стихотворению А.Л. Барто), где обучающимся предложили научить Зину правильно умываться и приводить себя в порядок.

В первые дни детям показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Затем их просили научить куклу Зину мыть руки, выполняя последовательность действий: засучить рукава, включить воду тонкой струйкой, намылить руки, мыть руки с обеих сторон, вытереть руки полотенцем. При этом дети должны были объяснять кукле Зине все действия.

Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования – например, самостоятельно засучивать рукава; тщательно намыливать руки с обеих сторон; смывать, потирая ладони друг о друга; брать полотенце с вешалки и вытирать руки. По мере овладения этим навыком обучающихся привлекали к помощи сверстникам, предъявляли к ним более высокие требования по качеству умывания.

По окончании умывания педагог обращал внимание детей на их внешний вид, отмечал, что они стали чистыми, аккуратными. В результате дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава, правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем. Эта игра позволила не только закрепить навык умывания, но и научила детей давать оценку своему внешнему виду.

Дополнительно для увлечения обучающихся деятельностью по самообслуживанию им:

– давали новое мыло в красивой обертке, предложив развернуть и рассмотреть: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте попробуем намылить руки!»;

– предлагали рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок (например, «Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята любят мыться»);

– показывали инсценировки с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и др. (например, «Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки») [3].

Особое внимание педагог обращал на то, чтобы обучающиеся осознанно пользовались навыками, понимали, что небрежное выполнение действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце; не застегнул куртку – можешь простудиться; не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.

В ходе игровых занятий по самообслуживанию у обучающихся развивались и закреплялись:

– представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, о назначении предметов, о правилах их использования;

– положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки и лицо, аккуратно причесанные волосы и т.д.).

Параллельно в процессе самообслуживания педагог учил детей использовать невербальные и вербальные средства общения: сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью. Для подкрепления действий детей и соблюдения алгоритма педагог активно использовал специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми обучающиеся многократно знакомились на занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.

После проведения коррекционной работы была организована повторная диагностика (наблюдение) обучающихся по тем же параметрам, которые использовались при первичной диагностике.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что у обучающихся значительно повысился уровень сформированности навыков самообслуживания.

У 25 % обучающихся был отмечен II уровень сформированности навыков самообслуживания. Они показали средние результаты по всем критериям (действия, связанные с принятием пищи, умыванием, одеванием, обуванием, ежедневным туалетом, поддержанием надлежащего внешнего вида). У этих детей улучшились навыки аккуратности, соблюдение норм гигиены. Выполнение навыка происходило при незначительной помощи взрослого.

75 % обучающихся продемонстрировали III уровень сформированности навыков самообслуживания. У них были полностью сформированы навыки самообслуживания (все операции) по направлениям: навык приема пищи, навык одевания, навык раздевания, навык личной гигиены. Обобщенные данные представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Анализ результатов повторной диагностики позволяет сделать вывод: использование дидактических игр стимулирует активность детей с умеренной умственной отсталостью, создает у них положительный эмоциональный настрой и в целом дает хорошие результаты в освоении обучающимися навыков самообслуживания. Сформированность навыков самообслуживания открывает огромные возможности не только в рамках социальной адаптации и реабилитации, но и во всестороннем развитии обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Список источников:

  1. Гайдукевич С., Гайслер В., Готан Ф. [и др.]. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.infodisability.org/text/uploads/belapdi/obuchenie-i-vospitanie.pdf (дата обращения: 17.01.2025).
  2. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: Игровой комплект. М: Айрис-пресс, 2020. 12 с.
  3. Кудрявцева Е.А. Культурно-гигиенические и трудовые навыки: алгоритм в картинках: Наглядно-дидактический комплект. М.: Учитель, 2020. 16 c.
  4. Лизина М.С., Пешкова Н.А. Специфика произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. // Молодой ученый. 2020. № 24 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/314/71644/ (дата обращения: 17.01.2025).
  5. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2018. 40 с.
  6. Павлова А.В. Воспитание детей раннего возраста с ОВЗ: Электронное методическое пособие. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. 50 с.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu (дата обращения: 17.01.2025).
  8. Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в школьных учреждениях: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Томск: ЦНТИ, 2020. 234 с.
  9. Шинкаренко В.А. Организация трудового обучения учащихся второго отделения вспомогательной школы. Минск: Открытые двери, 2018. 96 с.

Приложение

Наблюдение за деятельностью детей

(на основе рекомендаций, представленных в работах В.А. Шинкаренко)

Состояние каждого навыка самообслуживания, (действия, связанные с принятием пищи, умыванием, одеванием, обуванием, ежедневным туалетом, поддержанием надлежащего внешнего вида), оценивалось в баллах; количество баллов варьировалось от 0 до 3.

Критерии оценки:

0 баллов – все действия выполняются взрослым (отсутствие навыков).

1 балл – начальное овладение навыком, выполнение навыка в партнерстве со взрослым.

2 балла – выполнение навыка при незначительной помощи взрослого (частичная помощь, учитель начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает его ребенок самостоятельно при контроле взрослого).

3 балла – самостоятельное выполнение навыков.

По результатам определяется 3 уровня сформированности навыков самообслуживания:

I уровень      (0–30 баллов). Навыки самообслуживания находятся на стадии формирования, учащиеся нуждаются в значительной помощи взрослого. Выполнение навыка проходит в партнерстве со взрослым, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием к действию.

II уровень   (31–59 баллов). Навыки самообслуживания находятся на стадии формирования, то есть выполнение навыка происходит при незначительной помощи взрослого (например, педагог начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает его ребенок самостоятельно при контроле взрослого).

III уровень  (60–75 баллов). Навыки самообслуживания полностью сформированы. Испытуемые самостоятельно могут выполнять все операции по направлениям: навык приема пищи, навык одевания, навык раздевания, навык личной гигиены.

Результаты первичной и повторной оценки сформированности у детей навыков самообслуживания представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты первичного исследования сформированности навыков самообслуживания у обучающихся 1-го класса с умственной отсталостью

Виды  и навыки самообслуживанияДети
1 реб.2 реб.3 реб.4 реб.5 реб.6 реб.7 реб.8 реб.
Одежда. Надевание и снятие отдельных предметов одежды:
надевание кофты, платья, рубашки12111211
надевание брюк, колгот12121110
снятие кофты, платья, рубашки13222221
снятие брюк, колгот13232211
Итого410686753
Обувь. Обувание и снятие обуви:
обувание12121110
снятие обуви13121211
Итого25242321
Пользование туалетом:
умение проситься в туалет в незнакомой обстановке13222221
умение проситься в туалет в знакомой обстановке23222321
умение откладывать (сдерживать) справление нужды12222221
расстегивание и снятие одежды перед справлением нужды12121211
справление нужды в унитаз22222221
пользование туалетной бумагой12121210
смывание унитаза13222221
выбрасывание использованной туалетной бумаги13221311
мытье рук после справления нужды12222221
Итого112216181517158
Гигиена тела (уход за собой):
мытье лица и рук12222221
вытирание полотенцем12121211
чистка зубов12121111
расчесывание (причесывание) волос12222221
использование носового платка12221211
Итого5108107975
Питание:
питье из чашки, стакана23222222
использование при приеме пищи столовой ложки22222221
использование салфетки22121221
разворачивание несложных упаковок (конфеты, печенье и др.)12122211
Итого79687865
Суммарное количество баллов2956384837443522
Уровни сформированностиIIIIIIIIIIIIII

Таблица 2

Результаты повторного исследования сформированности навыков самообслуживания у обучающихся 1-го класса с умственной отсталостью

Виды  и навыки самообслуживанияДети
1 реб.2 реб.3 реб.4 реб.5 реб.6 реб.7 реб.8 реб.
Одежда. Надевание и снятие отдельных предметов одежды:
надевание кофты, платья, рубашки23232321
надевание брюк, колгот23232321
снятие кофты, платья, рубашки23333332
снятие брюк, колгот33333332
Итого91210121012106
Обувь. Обувание и снятие обуви:
обувание23232221
снятие обуви33333332
Итого56565553
Пользование туалетом:
умение проситься в туалет в незнакомой обстановке23232322
умение проситься в туалет в знакомой обстановке23333332
умение откладывать (сдерживать) справление нужды23333332
расстегивание и снятие одежды перед справлением нужды23233332
справление нужды в унитаз23232322
пользование туалетной бумагой23232221
смывание унитаза23232322
выбрасывание использованной туалетной бумаги23232222
мытье рук после справления нужды23333332
Итого1827212722252217
Гигиена тела (уход за собой):
мытье лица и рук23333332
вытирание полотенцем23333332
чистка зубов23222221
расчесывание (причесывание) волос23333332
использование носового платка23333332
Итого101514141414149
Питание:
питье из чашки, стакана23333332
использование при приеме пищи столовой ложки23333332
использование салфетки23333332
разворачивание несложных упаковок (конфеты, печенье и др.)23222321
Итого81212111212117
Суммарное количество баллов4872637063686242
Уровни сформированностиIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

Добавить комментарий

Войти с помощью: