От логоритмики к мастерской речевых навыков: комплексный подход к развитию и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье раскрываются методические аспекты решения проблемы развития речи и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительного образования. Особый акцент автор делает на формировании у обучающихся грамотной устной речи с использованием методик многоаспектного подхода к речевому развитию, а также инновационных, в том числе авторских, методик развития у детей пространственного и образного мышления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам-дефектологам и логопедам, руководителям образовательных организаций.
Л.И. Колесникова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр
дополнительного образования “Перспектива”»,
г. Ханты-Мансийск
Одной из ключевых задач, стоящих в настоящее время перед системой дополнительного образования, является обновление содержания и методов обучения с учетом интересов и потребностей различных категорий обучающихся, особенно в контексте профилактики и преодоления школьной неуспешности, связанной с речевыми нарушениями. Сегодня практически в каждом детском саду и школе имеются логопедические группы, в которых специалисты оказывают своевременную помощь детям со всевозможными видами речевых проблем. Педагоги и психологи, специализирующиеся на коррекции вербальных и невербальных нарушений, не связанных с патологиями, могут значительно облегчить работу логопедов, кабинеты которых часто перегружены. Важной задачей становится и использование потенциальных ресурсов дополнительного образования.
Речевая деятельность является основой коммуникации, и для успешного взаимодействия в обществе у ребенка должна развиваться способность воспроизводить свои мысли, воспринимать и понимать речь других людей [7], а культурные и языковые особенности формируются под влиянием ближайшего окружения, особенно благодаря общению с родителями и педагогами. Проблемы с речью негативно сказываются на всех видах деятельности ребенка, поэтому своевременная коррекция таких нарушений является важным условием для его полноценного развития и успешного обучения.
Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования “Перспектива”» города Ханты-Мансийска стала дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская речевых навыков» (далее – Программа), разработка которой была обусловлена заметным снижением уровня речевой коммуникации у детей, а также результатами научных исследований в области педагогики, психологии и логопедии, которые подтверждают эту тенденцию.
На начальном этапе была разработана программа «Логоритмика», основной целью которой является улучшение артикуляционного праксиса, фонематического слуха, диафрагмального дыхания и речевого ритма. Данная программа предусматривает проведение занятий, включающих логопедические, музыкально-ритмические и речедвигательные упражнения, а также выполнение упражнений, направленных на развитие еще не полностью сформированных функций, соответствующих возрасту ребенка, и на закрепление уже имеющихся. Такой комплекс упражнений способствует улучшению концентрации внимания, активизации мыслительных процессов и различных видов памяти [2].
Интеграция нескольких направлений обеспечивает многоаспектное развитие и коррекцию нормативного звукопроизношения и речевых навыков. Программа объединяет формирование звукопроизношения и развитие устной речи с музыкальными упражнениями (логоритмика, логопедические распевки), логопедическими методами (артикуляционная гимнастика, работа над речевым ритмом и дыханием), литературными элементами (сказки, стихотворения), народным творчеством (чистоговорки, песни-потешки), физическим развитием (речедвигательные упражнения, стихи, рассказанные руками) и основами геометрических понятий (объемные и плоскостные фигуры). Такой комплексный подход способствует гармоничному развитию ребенка, помогая ему не только преодолеть речевые трудности, но и развить когнитивные, эмоциональные и физические навыки.
По итогам реализации программы «Логоритмика» было установлено, что у детей, прошедших обучение, сохраняется потребность в дальнейшем развитии навыков устной речи. В связи с этим на втором этапе была разработана программа «Мастерская речевых навыков», которая включает в себя комплекс упражнений, направленных на освоение ребенком языковых средств, обогащение его активного словарного запаса и развитие у него навыков устной речи. Благодаря занятиям по Программе обучающиеся учатся ясно и выразительно излагать свои мысли и чувства в благоприятной для общения атмосфере, что позволяет им преодолевать речевые барьеры, и, как результат, повышает мотивацию детей к обучению.
Программа «Мастерская речевых навыков» состоит из двух модулей.
Первый модуль Программы включает несколько последовательных этапов, направленных на развитие правильного звукопроизношения на русском языке. Занятия начинаются с артикуляционной гимнастики, которая служит основой для формирования нормативных звуков речи, затем следуют упражнения, способствующие развитию речевого дыхания и чувства ритма.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов речевого аппарата, что способствует формированию навыков объединения простых движений в сложные, необходимых для корректного произнесения звуков [1]. В основу данных упражнений легла методика, разработанная Е.Ф. Архиповой [2]. Согласно этой системе, на начальном этапе развития артикуляционных мышц следует уделять особое внимание длительному и четкому произношению гласных звуков с утрированной артикуляцией. Это активизирует периферический отдел двигательного анализатора и способствует улучшению контроля над произношением. Для визуализации правильного произношения используются зрительные опоры-символы, которые напоминают о необходимости активной работы артикуляционных мышц (рис. 1).

После работы с гласными звуками следует этап коррекции согласных звуков позднего онтогенеза, который включает в себя классическую артикуляционную гимнастику, выполненную по схеме «Дерево» (рис. 2). Автоматизация согласных звуков происходит через их соединение с гласными в различных формах: слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Закрепление полученных результатов осуществляется с помощью чистоговорок, потешек и логопедических распевок, что способствует прочному усвоению материала.

Помимо артикуляционной гимнастики, в занятия включены логоритмические упражнения, которые интегрируют речь, музыку и движение. Данные упражнения, выполняемые под авторские произведения Е.С. и С.С. Железновых, способствуют развитию слухового восприятия, чувства ритма, а также укрепляют опорно-двигательный аппарат, что положительно влияет на физическое развитие и здоровье детей. Кроме того, в программу занятий входят упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия (работа левой и правой рукой) и формирование образных характеристик объектов с использованием методов теории решения изобретательских задач. Также практикуется рисование под пение а капелла и прослушивание классических музыкальных произведений для детей. Такой комплексный подход обеспечивает многоаспектное развитие речевых навыков и способствует гармоничному развитию ребенка.
Второй модуль Программы направлен на развитие интонационных навыков, включая умение владеть повествовательной, вопросительной и восклицательной речью. В процессе обучения осваиваются эффективные методы запоминания и пересказа текстов, а также правила монологической и диалогической речи. Одним из ключевых аспектов этого этапа является составление рассказа по картинке, что способствует активизации словарного запаса и развитию творческого мышления. Уделяется внимание эмоциональной окраске речи и правильному построению предложений, что позволяет говорящему точно воспроизводить свои мысли [8].
Этот модуль посвящен изучению норм литературной устной речи, развитию дикции для всех фонем русского языка, а также грамотному использованию языковых единиц в коммуникации и обогащению словарного запаса.
Упражнения по улучшению дикции, разработанные по методике Е.Ф. Архиповой, направлены на отработку йотированных гласных и всех согласных звуков, что способствует нормативной артикуляции и улучшает фонематический слух [2]. Кроме того, в Программу включены упражнения для управления высотой и эмоциональной окраской голоса, а также на формирование диафрагмального дыхания, способствующего улучшению кислородного обмена и оздоровлению организма в целом.
Для обучения составлению рассказов применяется методика Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко, основанная на теории решения изобретательских задач. Процесс начинается с анализа серии картинок, на основе которых обучающиеся выстраивают логическую последовательность сюжета. Затем они составляют связный рассказ, следуя этапам игровых упражнений. В ходе обучения формируется общая схема составления рассказа, а педагог стимулирует обсуждение смысла и содержания, способствуя обогащению словарного запаса, развитию критического мышления и обмену мнениями [9].
Чтение литературных сюжетов по ролям помогает осмыслить характер героев и их эмоциональное состояние, что способствует развитию эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. Такие упражнения не только развивают мыслительные процессы, память и образное мышление, но и учат регулировать свои эмоции, а также формируют тактичное речевое поведение. Данные навыки важны не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.
Одной из авторских разработок, успешно применяемых в рамках программы «Мастерская речевых навыков», является тренажер развития речевых навыков «Плоскость – объем – пространство». Данный тренажер направлен на формирование у детей образного и пространственного мышления, а также на развитие способности соотносить названия предметов с их реальным видом и изображениями на плоскости. Первоначально, разрабатывая упражнения для грамматического построения предложений с использованием предлогов, таких как «на», «под», «в» и других, мы использовали картинки и видео из сети «Интернет». Эти материалы способствовали улучшению навыков, но они ограничивались плоскостным восприятием, что не всегда позволяло детям правильно использовать предлоги в спонтанной речи.
Чтобы решить эту проблему, в тренажер были введены практические занятия с объемными предметами – геометрическими фигурками из сенсорного мешочка, имеющими различные формы и окрашенными в четыре основных цвета: зеленый, красный, белый и синий. Педагог задавал расположение фигурок на плоскости (от себя, перед собой, справа, слева), их последовательность, а также указывал, какой рукой их брать. Это позволило детям сформировать понятия о предметах, пространстве и их расположении, которые выражаются в предложениях с правильным использованием предлогов. После серии диктантов, где указывалось расположение фигурок в пространстве по отношению друг к другу с учетом их формы и цвета, были достигнуты устойчивые положительные результаты, подтвержденные наблюдениями за общением детей и опросами родителей. Данная методика получила название тренажер «Предмет – пространство» [5].
Для дальнейшего развития активности областей мозга, отвечающих за образное восприятие, запоминание и воспроизведение названий предметов как в объемном, так и в плоскостном виде, был разработан тренажер «Плоскость – объем». Он включает карточки с таблицами, на которых изображены линейные рисунки оснований геометрических фигурок в различных последовательностях и цветовых сочетаниях. Каждая карточка уникальна, что исключает возможность подглядывания у соседа. Использование этого тренажера способствует более наглядному ознакомлению с предметами, их свойствами, действиями. Он также помогает переводить символические изображения в объемные формы и обратно, что, в свою очередь, активизирует речевую и интеллектуальную деятельность обучающихся [5].
Внедрение программы «Мастерская речевых навыков» продемонстрировало ее высокую эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения. Программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей звукопроизношения и психофизиологического развития детей, что позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. Занятия строятся на последовательной реализации этапов: от простых артикуляционных и речедвигательных упражнений до составления рассказов по картинкам и постановки сюжетно-ролевых литературных произведений.
Благодаря применению методик, основанных на многоаспектном подходе, у детей формируется нормативное звукопроизношение, повышается эмоциональная выразительность устной речи, значительно обогащается словарный запас. Обучающиеся овладевают умением строить грамматически правильные предложения, пересказывать и составлять связные рассказы, соблюдая логику повествования. Приобретенные в процессе обучения навыки не только помогают обучающимся преодолевать речевые трудности, но и способствуют их успешной социализации и адаптации к школьному обучению.
Разработанные программы представляют собой научно обоснованный и методически апробированный инструментарий, соответствующий современным требованиям к развитию у детей речевых навыков в условиях дополнительного образования.
Список литературы:
- Анохина В.С., Кобякова Г.Н. Техника речи. Учебное пособие / под ред. Н.А. Сениной. Таганрог: Изд-во О.И. Волошина, 2019. 175 c.
- Архипова Е.Ф., Южанина И.В. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции. Москва: Изд-во «Секачев В.Ю.», 2020. 80 с.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: теория и практика. 2-е изд. Москва: Изд-во АСТ, 2021. 544 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АСТ, 2024. 576 с.
- Колесникова Л.И. Плоскость – объем – пространство: разработка тренажера развития речевых навыков // Дополнительное образование и воспитание. 2024. № 5. С. 11–14.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. СПб.: Изд-во «Питер», 2022. 186 с.
- Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Изд-во «Наука», 1987. 144 с.
- Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи: Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. Ульяновск: [б. и.], 2015. 247 с.
- Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. Технология развития связной речи дошкольников: Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. Ульяновск: [б. и.], 2019. 96 с.