Экологический туристско-познавательный маршрут как эффективный инструмент формирования экологической культуры детей и подростков

Экологическое образование в контексте повышения осведомленности современных детей и подростков о проблемах окружающей среды, значимости ее сохранения является неотъемлемым компонентом современного образования. В статье рассматривается роль экологического туристско-познавательного маршрута в формировании новых компетенций школьников в области биологии и экологии. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования туристско-краеведческой и естественно-научной направленности, методистам, руководителям учреждений дополнительного образования.

В условиях современной образовательной системы все большее значение приобретает практико-ориентированное обучение, основанное на взаимодействии обучающихся с окружающим миром. Экологические туристские маршруты становятся эффективным инструментом формирования у детей и подростков основ экологической культуры, воспитания у них любви к природе и понимания ее ценности.

Одним из примеров такой деятельности стал проект «Экологический познавательный маршрут Коренное место – Коренево» (далее – Маршрут), разработанный и реализованный в Курском областном центре туризма в рамках Всероссийского информационного портала школьного познавательного туризма «1000 маршрутов».

          Целью создания Маршрута стало формирование у обучающихся детских туристских объединений экологически осознанного поведения, развитие у них интереса к изучению природы. Основной задачей проекта стало создание туристского маршрута, который включал бы экологическую и культурно-историческую составляющую знакомства обучающихся с регионом.

          Актуальность создания Маршрута определяется тем, что в настоящее время отсутствует единая система детско-юношеских маршрутов Курской области. Детские туристские объединения одного района не знают возможностей других учреждений, вследствие чего плохо взаимодействуют друг с другом и редко используют маршруты других районов и учреждений. Зачастую обучающиеся включены в узкий круг туристских маршрутов, охватывающих лишь малую часть территории области.

          Поэтому одной из методических задач создания Маршрута стала разработка эффективной и современной методики описания туристского маршрута, позволяющей предоставить руководителю детской туристской группы достаточную и полную информацию, необходимую для организации похода.

          Разработка маршрута «Коренное место – Коренево» началась с тщательной подготовки. Кроме непосредственного описания Маршрута, параллельно был собран материал об имеющихся на нем интересных природных объектах.

Описание природных объектов было сделано по определенному плану. Например, описание озера включает следующие позиции: название, географические особенности, климат, флора и фауна, состояние воды, экологическая ситуация, легенды. Описание сопровождается ссылками на использованные источники. Перед походом педагог может ознакомиться с описаниями имеющихся на Маршруте природных объектов, рассказать о них обучающимся, провести с ними подготовительные занятия по экологии и краеведению.

          Территория Кореневского района Курской области для разработки Маршрута выбрана не случайно: в процессе его прохождения обучающиеся смогут познакомиться с комплексными памятниками природы, включающими в себя несколько природных компонентов, представляющих научный интерес – это озеро Маковье, озеро Жёлтое и особо охраняемая природная территория регионального значения «Пушкаро-Жадинское месторождение лечебных торфов».

          Краткое описание Маршрута

Целевая аудитория Маршрута: обучающиеся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования по естественно-научной, технической, туристско-краеведческой направленностям; организованные группы детей из других регионов.

Протяженность маршрута: около 26,2 км (рис. 1).

Рис. 1. Предполагаемое место для прохождения экологического маршрута

            Путь следования по Маршруту:

1-й день – ж/д ст. Коренево, п. Коренево – п. Пушкарожадинский, Кореневский р-н, Курская обл.;

2-й день – п. Пушкарожадинский, Кореневский р-н, Курская обл. – Кореневский р-н, «Озеро Жёлтое» – Кореневский р-н, «Озеро Маковье» – п. Коренево.

          Программа Маршрута:

1-й день – место отправления группы – ж/д ст. Коренево, подгоночный привал через 15 минут (1, 66 км) на ул. Красноармейская, 7, п. Коренево. До п. Пушкарожадинский, Кореневский р-н (7 км), делается привал на обед и отдых, движение от п. Пушкарожадинский, Кореневский р-н, до ур. Виницкая Ольха (5 км) – место ночевки группы.

2-й день – Движение от ур. Виницкая Ольха до оз. Жёлтое (7 км), делается привал на обед и отдых, движение от оз. Жёлтое до оз. Маковье (2 км), движение от оз. Маковье через д. Лобановка до ж/д ст. Коренево, п. Коренево (4,7 км).

Во время отдыха на привале с участниками похода могут быть организованы экологические игры (варианты игр представлены в Приложении).

          Основные характеристики Маршрута:

– сезонность: май-октябрь;

– продолжительность: 2 дня;

– протяженность пешего движения: 26.2 км;

– пункты, через которые проходит Маршрут: п. Коренево – п. Пушкарожадинский, Кореневский р-н, Курская обл. – Кореневский р-н, Озеро Жёлтое – Кореневский р-н, Озеро Маковье – п. Коренево;

– дополнительные условия:

  • питание группы производится организованно на привале (с собой следует иметь установленный перечень продуктов, рассчитанный на 2 дня);
    • всем участникам необходимо заранее ознакомиться с материалами по истории и географии Кореневского района, во время экскурсии иметь ручки и блокноты, фото- и видеоаппаратуру;
    • до начала Маршрута педагогу необходимо задать тему исследования, развить ее в полевых условиях со сбором материала, а по завершении Маршрута вместе с обучающимися оформить отчет;
    • при себе необходимо иметь личное и групповое туристское снаряжение, трекеры и рации.

          Объекты показа:

          1. Озеро Маковье

Особо охраняемая природная территория (далее – ООПТ), входит в состав государственного заказника «Маковье». Комплексный памятник природы естественного происхождения создан для охраны экосистемы озера, речных и озерных видов рыб, водоплавающих и болотных птиц, охотничьих и редких видов животных.

          Маковье – самое крупное естественное озеро в Курской области. По рельефу это старица, то есть пойменное озеро, которое располагается на левых берегах поймы реки Сейм. Растительный и животный мир озера богат и разнообразен. На территории памятника природы «Озеро Маковье» отмечено 297 видов сосудистых растений, 3 из которых (алтей лекарственный, турча болотная, шпажник тонкий) внесены в Красную книгу Курской области.

          В данном водоеме есть отличные условия для нереста и нагула многих видов озерных и речных рыб. Здесь обитают окуни, карпы, караси и другая рыба. Кроме того, в водоеме обитают норки, выхухоли и выдры. Самым удивительным является то, что в данной местности удалось акклиматизироваться даже бобрам и ондатрам. По берегам водоема гнездятся различные виды водоплавающих и болотных птиц. Однако реальную красоту данному озеру придают тростник, кувшинки и кубышки.

          На территории памятника природы и в его окрестностях зарегистрировано 85 видов птиц. Из охраняемых видов встречаются большая белая цапля, черный коршун, орел-карлик, серый журавль, желна, средний дятел и славка ястребиная, внесенные в Красную книгу Курской области. Именно по этим причинам озеро Маковье отнесли к ООПТ.

          2. Озеро Жёлтое

Уникальный природный объект. В южной части озера располагается залежь сапропеля. Торфянистый сапропель присутствует в краевых частях залежи; озерный ил – в ее центральной части. В 2001 г. завершены работы по оценке сапропеля на озере Желтое Кореневского района. Подсчитаны запасы сапропеля, которые составляют 19 тыс. т. По своим показателям они относятся к разновидностям пресноводных бессульфидных, высокозольных, известковых сапропелевых грязей, близких по составу к грязям курорта «Самоцвет» Свердловской области.

          3. Пушкаро-Жадинское месторождение лечебных торфов

Расположено на левобережной пойме реки Сейм. Известно своим лечебным торфом. Торфяная лечебная грязь месторождения представлена пресноводными, бессульфидными, высокозольными, древесными, древесно-осоковыми торфами низинного типа, содержит все основные группы микроорганизмов, соответствующие данному типу пелоидов (от греч. pёlos – ил; eidёs – подобный).

Формируемые компетенции

В процессе подготовки и прохождения Маршрута у обучающихся сформируется ряд навыков:

  1. поиск информации в различных источниках и ее анализ;
  2. систематизация информации;
  3. фотографирование различных объектов;
  4. создание и редактирование презентации и отчета.

Реализация проекта «Экологический познавательный маршрут Коренное место – Коренево» позволила в совокупности с основным образовательным процессом формировать и наглядно закреплять у обучающихся систему знаний о природе, систематизировать их знания о многообразии объектов и явлений природы, формировать у детей и подростков такие компоненты экологической компетентности, как экологическое мышление и ценностное отношение к природе.

Список источников:

  1. Дроздов В.В. Общая экология: Учебное пособие. СПб.: РГГМУ, 2011. 412 с.
  2. Коробков В.И. Экология: Учебное пособие. М.: АНОВО, 2016. 250 с.
  3. Краеведческий словарь-справочник. Курск: ЮМЭКС, 1997. 495 с.
  4. Кочующие Марийские Лесоходы. Озеро Маковье [Электронный ресурс]. – URL: https://komanda-k.ru/Россия/озеро-маковье (дата обращения: 06.04.23).
  5. ООПТ России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oopt.aari.ru/oopt/Озеро-Желтое (дата обращения: 06.04.23).
  6. Уникальные геологические объекты России. Курская область [Электронный ресурс] // Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского. СПб., 2011–2023. – URL: https://geomem.ru/Pushkaro-ZHadinskoe-mestorozhdenie-lechebny-tor (дата обращения: 07.04.23).
  7. Юрченко И.В., Бычихина О.А., Милойчикова Е.П. Проблемы сохранения регионального природного и культурно-исторического потенциала Курской области / адм. Кучер Н.А. Курск: [б.и.], 2021. 224 с.

Приложение

Примерные экологические игры для обучающихся

Экологическая игра-викторина «Думай по-зеленому»

Цель игры: знакомство детей с различными видами растений и животных, обитающих на территории Кореневского района Курской области и занесенных в Красную книгу.

Целевая аудитория: 14–18 лет.

Ход игры: перед началом игрового процесса руководитель похода раздает заранее разработанные карточки, на которых изображены растения и животные, полезные ископаемые. Примеры карточек с заданиями: определение торфа, форма листьев, определение камыша, определение птиц, занесенных в Красную книгу Курской области и России. После этого карточки перемешиваются и участникам выдается одна карточка с заданием, например:

«Эта птица из отряда Ржанкообразные семейства Бекасовые занесена не только в областную, но и в Красную книгу Российской Федерации».

Экологическая игра «Дерево знаний»

Цель: Определить виды деревьев по их листьям, коре и другим признакам.

Целевая аудитория: 14–18 лет.

Чтобы сделать игру увлекательной и познавательной, важно подготовить несколько видов деревьев для определения. Можно использовать листовки с изображениями листьев, коры и общих характеристик каждого дерева, чтобы обучающиеся могли сравнить их с реальными образцами в природе.

Описание игры:

Материалы:

– листовки с изображениями листьев, коры и других характерных признаков различных деревьев.

– листья, кора и другие части деревьев, собранные заранее.

Правила:

1. Обучающиеся делятся на команды (по 4–6 человек).

2. Каждой команде выдается комплект листовок с изображениями и описаниями разных видов деревьев.

3. Руководитель похода раскладывает на земле листья, кору и другие части деревьев, которые нужно определить.

4. Команды должны сопоставить реальные образцы с изображениями на листовках и назвать вид дерева.

5. За каждый правильный ответ команда получает очко.

6. Побеждает команда, набравшая больше всего очков за отведенное время.

Примеры видов деревьев для игры:

1. Береза повислая (Betula pendula) – легко узнаваема по белой коре с черными пятнами и треугольным листьям.

2. Дуб черешчатый (Quercus robur) – крупные лопастные листья и глубокая трещиноватая кора.

3. Липа сердцевидная (Tilia cordata) – сердцеобразные листья и светло-серая кора.

5. Осина (Populus tremula) – ромбические листья и зеленоватая кора с белыми полосами.

6. Ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior) – сложные перистые листья и серо-коричневая кора.

Подсказки для участников:

– Обратите внимание на форму и размер листа.

– Посмотрите на края листа: они могут быть зубчатыми, волнистыми или ровными.

– Исследуйте структуру коры: она может быть гладкой, трещиноватой или покрытой чешуйками.

– Если есть возможность, обратите внимание на плоды или семена дерева.

Добавить комментарий

Войти с помощью: