В Москве обсудили приоритетные задачи сферы дополнительного образования

В Москве состоялось пленарное заседание Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования. В мероприятии приняли участие первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев и директор Центра всестороннего развития детей «Прогресс» Юлия Пономарева.

Александр Бугаев обозначил приоритеты по развитию сферы дополнительного образования на 2026 год. Одна из основных задач – полноценное и эффективное использование уже созданной сети площадок: технопарков «Кванториум», центров «Точка роста», «ИТ-кубов» и «Мини-Сириусов».

«Мы создали большую инфраструктуру, и теперь главное – ее реальная загрузка и эффективность. За любыми цифрами охвата мы обязаны видеть ребенка: как часто он приходит на занятия, есть ли для семьи бесплатные варианты, не теряется ли интерес. Наш ориентир не меняется: в каждой школе должны работать музей, спортивный клуб, театр и музыкальный коллектив», – отметил первый замминистра просвещения.

Он сообщил, что в региональных «Навигаторах дополнительного образования» зарегистрировано более 3,5 миллиона программ, они содержат сведения о более чем 19 миллионах школьников. Александр Бугаев подчеркнул важность того, насколько регулярно ребенок посещает занятия и какие бесплатные возможности доступны семье. Для родителей именно это является ключевым критерием доверия к системе.

Отдельный акцент он сделал на базовом наборе для каждой образовательной организации, включающем весь спектр активностей для учащихся. Такой контур должен стать центром проектной и творческой жизни и опорной точкой для воспитательной работы.

Блок естественно-научных и инженерных направлений обозначен как стратегический. Спрос на специалистов в сфере производства беспилотной техники делает раннюю профориентацию не формальностью, а практикой, которая начинается в кружках и лабораториях. Александр Бугаев связал дополнительное образование со школьной профориентацией и подчеркнул необходимость раннего старта для ребенка, чтобы закрепить его интерес в реальных делах и инженерных пробах.

Сегодня в системе образования работают 36 184 музейных объединения, в том числе 16 088 школьных музеев, 8 634 музейные комнаты, 7 731 музейный уголок и 2 777 экспозиций. В мероприятиях «Президентских спортивных игр» и «Президентских состязаний» ежегодно участвуют более 17 миллионов человек. Экологическое направление включает 60 региональных экостанций и 406 детских ботанических садов.

Александр Бугаев напомнил о значимой роли партнеров – Движения Первых и Российского общества «Знание» – в развитии дополнительного образования. Их площадки должны быть заметны в учреждениях дополнительного образования и в сфере детского отдыха, поскольку они помогают расширять доступ и предлагать детям новые форматы деятельности.

По словам первого замминистра просвещения, дополнительное образование держится на педагогах, тренерах и наставниках. В повестке остаются вопросы гармонизации спортивных программ и статуса тренера-педагога, однако общий результат измеряется простыми вещами: интересом ребенка к развитию и его регулярной занятостью в объединениях.

Координацию программ развития системы дополнительного образования и поддержку лучших региональных практик обеспечивает Центр всестороннего развития детей «Прогресс».

Юлия Пономарева рассказала о миссии «Прогресса» как центра организационно-методического обеспечения развития дополнительного образования. Его задача – работать со всеми направленностями и собирать их в единую логичную траекторию для ребенка, без конкуренции между сферами.

Она отметила важность аналитического блока в деятельности центра, где отслеживаются не только количественные, но и качественные предпочтения детей. Сейчас наблюдается устойчивый тренд: школьники все чаще совмещают несколько направлений – от технических кружков и туризма до искусства – как осознанный путь всестороннего развития.

Юлия Пономарева подчеркнула, что интерес к сложным предметам часто рождается в практических кружках, где без естественных наук и математики не собрать робота и не довести проект до результата.

Источник: https://edu.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: