Искусственный интеллект – цифровой соперник или союзник педагога?
В статье рассматриваются актуальные вопросы интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс: представлен анализ дидактического потенциала ИИ для развития креативности и критического мышления у школьников, определены педагогические условия минимизации сопутствующих рисков. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.
О.Н. Кузьмина,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное
Учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей
и юношества “Созвездие”»,
г. Калуга
«Цифровая весна» искусственного интеллекта наступила внезапно: еще вчера ChatGPT или DeepSeek были диковинкой, а сегодня они помогают обучающимся писать эссе и генерировать идеи для проектов. Педагогическое сообщество спорит: запрещать и бояться или принять и осваивать? Как верно отмечает Г.Ю. Полысалов в статье «Искусственный интеллект в образовании», «фактически массовое внедрение ИИ… бросает серьезный вызов существующей системе образования… Представляется, что функционирование системы образования на основе ИИ потребует серьезного анализа не только путей развития и его перспектив, но и последствий в разрезе психологического, социального и гуманитарного аспектов» [4, с. 38]. Нет сомнений, что вместо поисков ответа на этот вызов в плоскости запрета пора задать другой вопрос: как превратить ИИ в персонального тренера по развитию самых востребованных способностей человека – креативности и критического мышления? Именно в этом направлении видится конструктивный путь преодоления данного вызова.
ИИ как катализатор креативности: от идеи к вариациям
Потенциал ИИ в образовании, как отмечается в современных педагогических исследованиях, заключается в реализации идеи персонализированного обучения, адаптации к потребностям каждого учащегося [1]. Прежде всего это проявляется в проектной деятельности на уровне подбора вариантов решения той или иной задачи. Это не создание чего-то «из ничего», а, скорее, сложный процесс, включающий генерацию идей, их комбинирование, поиск неочевидных связей и преодоление «творческих блоков». Тут важно не просто количество, но и качество версий, их разность, не стереотипность.
Именно здесь ИИ-инструменты раскрывают свой потенциал:
- Генератор идей и «мозговой штурм». Представим, что есть проблема, которую необходимо решить. Ничего лучше «мозгового штурма» для этого не придумано. Но почему бы первоначально не провести его на уровне «Человек – ИИ»? Зачем так делать? Безусловно, любая нейросеть выдаст самые очевидные варианты. Запросы вроде «Предложи 10 нестандартных вариантов решения проблемы…» мгновенно расширяют поле возможностей, показывая все банальное и избитое. Предложенные ИИ идеи будут отправной точкой для мозгового штурма в группе. А еще этот метод избавляет обучающихся от страха чистого листа, позволяя преодолеть творческий ступор в работе над проектом.
- Снятие рутинных задач. Одна из самых сложных задач, с которыми сталкиваются обучающиеся при работе над проектами, – необходимость сформулировать обязательные для проекта, но неочевидные для них пункты (например, актуальность, новизну и прочее). Мало кто из обучающихся может сделать это с первого раза. ИИ на основе загруженного проекта может предложить варианты формулировок, из которых обучающийся выберет самое близкое к своей задумке. Таким образом освободится время и пространство для творчества. Но не только. Появится «насмотренность» обучающегося, которая позволит ему работать над проектами в будущем.
ИИ как тренажер критического мышления
Что касается критического мышления, ИИ создает беспрецедентные возможности для оттачивания способностей к анализу, оценке и синтезу информации. Каким образом:
- В эпоху информационного шума ИИ может стать идеальным оппонентом. Написав проект, обучающийся может загрузить его в нейросеть и попросить дать обратную связь на основе тех или иных требований: ИИ, при правильном запросе, укажет на слабые стороны проекта, обоснует свое суждение и предложит варианты доработки. В этом случае для педагога важно помочь обучающимся адекватно работать с этим инструментом, а именно: не полагаться на «нейросетку» как на истину в последней инстанции, а брать разумное и отсеивать слабое. Это учит современных детей и подростков не доверять слепо любому источнику, даже самому «продвинутому».
- В эпоху, когда ИИ может генерировать убедительно звучащую, но фактически недостоверную информацию, задача педагога – научить детей проверять любые данные. Упражнения типа «Найди ошибку в ответе ИИ» или «Проверь цитаты и факты, которые привел ИИ, по авторитетным источникам» становятся ключевыми. Подобные задания развивают у обучающихся здоровый скептицизм.
ИИ как угроза
В связи с развитием ИИ-технологий важно понимать сопутствующие риски и способы их минимизации. И главный среди них – это интеллектуальная лень: обучающийся может перейти в режим «копипаста», делегируя ИИ все мыслительные процессы. Этот риск является прямым следствием одной из ключевых проблем, обозначенных экспертами: «Участие студентов в собственном обучении может снижаться… Они теряют такую возможность, если содержимое обучения, его структуру и последовательность будут определять только алгоритмы» (А. Комиссаров) [2, с. 56]. У обучающегося возникает соблазн «пусть ИИ все сделает за меня» и, как следствие, размывается ответственность за результат.
Как можно решить эту проблему? Опыт автора статьи показывает, что важно не демонизировать нейросети, а учить современных детей и подростков адекватно работать с ними. Современный ребенок точно будет использовать этот цифровой инструмент – с этим ничего не поделать. Но почему бы не сместить акцент с итоговой оценки проекта на процесс его создания? Педагог может запросить у обучающегося историю промптов в работе над проектом – ход мыслей, последовательность запросов к ИИ, аргументацию выбора того или иного предложения нейросети. Важно научить детей тому, что ИИ – это инструмент, как молоток или калькулятор, а мастерство определяется умением им пользоваться.
Необходимо честно обозначить перед обучающимся другие возможные риски от этого «сотворчества» и подумать о возможности их совместного преодоления. Среди них – потеря авторского голоса и индивидуальности: проекты, созданные с помощью ИИ, могут стать шаблонными, безликими. Но что это, как не повод научить детей использованию «ручной» работы и рефлексии. При работе над проектами педагогу необходимо поставить перед обучающимися задачу по выражению собственного мнения – обязательный абзац, где автор выражает личное отношение, опыт, эмоции, то есть того, что недоступно искусственному интеллекту.
В «новом дивном мире», в котором мы живем, есть и другая угроза работы с ИИ – усиление неравенства. Доступ к продвинутым платным версиям ИИ может создать разрыв между обучающимися. Поэтому педагогам нужно делать ставку на методологию работы с ИИ, а не на инструменты ИИ. Необходимо показать обучающимся, что качество запроса и критическое переосмысление важнее мощности модели.
Педагог и ИИ
Интеграция ИИ кардинально меняет роль педагога. В частности, машины берут на себя часть педагогических задач. «ИИ может выступить как инструмент для улучшения педагогического планирования и взаимодействия» (А. Комиссаров) [2, с. 19]. Педагоги больше не могут быть просто трансляторами знаний. Как верно отмечается в учебном пособии «Искусственный интеллект в науке и образовании», «…использование ИИ для автоматизированной оценки результатов обучения и предоставления обратной связи улучшает качество образования, обеспечивает более объективную оценку и помогает студентам лучше развивать свои учебные навыки» (М. Шапсугова) [5, с. 28].
Это освобождает педагога от рутины и открывает пространство для более важных задач. Теперь критически важной становится его роль как модератора и наставника, чьи ключевые функции – это:
- обучение детей и подростков эффективному и этичному взаимодействию с ИИ (как формулировать запросы, как оценивать результат, как избегать плагиата);
- формирование у обучающихся способности оценивать не только конечный продукт, но и сам процесс своего мышления, в котором ИИ выступает в роли инструмента;
- создание педагогических сценариев, где ИИ используется осмысленно и целенаправленно для развития у обучающихся конкретных компетенций, а не просто для упрощения учебного задания.
Используемый грамотно и под руководством вдумчивого педагога, ИИ позволяет создать образовательную среду, где креативное и критическое мышление перестают быть для обучающихся абстрактными процессами, а становятся ежедневной практикой. Задача образования будущего – не запретить ИИ, а научить новое поколение мыслить вместе с ним, используя его потенциал для решения творческих задач.
Опыт практического применения нейросетей в организации проектной деятельности обучающихся демонстрирует, что наиболее эффективной образовательной моделью является не противостояние, а сотрудничество. Именно этот путь видят и современные исследователи, говоря о синергии, как о «…взаимодействии, обеспечиваемом интеграцией системы искусственного интеллекта и человеческого интеллекта, которое необходимо развивать для обеспечения адаптивного персонализированного обучения» (Г.Ю. Полысалов) [4, с. 8].
Таким образом, ИИ из «цифрового соперника» педагога окончательно превращается в его союзника. Ведь, когда технология служит не замене, а усилению человеческого интеллекта, создается образовательная среда, где педагог и обучающийся выступают активными субъектами непрерывного развития.
Литература:
- Даггэн С. Искусственный интеллект, данные и аналитика в образовании: возможности, перспективы и проблемы / пер. с англ. А. Паршаковой. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 44 с.
- Комиссаров А. ИИ в образовании: направления применения и основные решения // EduTech. 2022. № 4 (49). С. 12–20.
- Платов А.В., Гаврилина Ю.И. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10. № 1. С. 26–43.
- Полысалов Г.Ю. Искусственный интеллект в образовании: материалы Международной студенческой научной конференции. Том 2. М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2020. С. 38–40.
- Шапсугова М. Искусственный интеллект в науке и образовании: опыт совместного творчества исследователя и ChatGPT. М.: Образование и информатика, 2023. 40 с.
