«Я – педагог дополнительного образования. Почему?»
«Только личность может действовать на развитие и определение личности».
К.Д. Ушинский.
Воспитание творческой личности, развитие нравственного, компетентного человека будущего – одна из важнейших задач современного образования. На мой взгляд, одним из наиболее ярких, эмоционально-насыщенных средств эстетического воспитания и художественного образования детей является театр. Ведь театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению компетентной и успешной личности, так как театральная деятельность базируется на тесном взаимодействии и интеграции разных видов искусств, (театра, хореографии, литературы, изобразительного искусства). Это способствует созданию такой образовательной среды, которая благотворно влияет на формирование самостоятельного и независимого мышления, творческого потенциала личности. Позволяет войти в пространство возможного и невозможного – посредством игры…
Кто он, человек будущего? Какие вопросы он ставит для себя? Что для него важно? Как направить его, не навредив его уникальности, индивидуальности? Где взять ориентиры? Как пробудить потребность на самопознание и потребность доставать в себе то лучшее, что есть в нём и смело являть это миру? Как заложить тот фундамент, на котором прорастает смелость решать проблемы, а не бежать от них? Я думаю, каждый из педагогов, а тем более педагогов дополнительного образования, задаёт себе эти вопросы, и не раз. И я не исключение. Стать столь мудрым Педагогом, как сама Жизнь, вряд ли возможно… Но прикоснуться к этой рискованной профессии, и кое-что понять – задача оказалась для меня вполне выполнимая… И как не стать при этом «бурчащим» или всезнающим (кому как удобно) «нафталином», служа делу более 20 лет? Откуда брать ресурсы для бесконечного обновления себя и открытий в профессии педагога дополнительного образования?!..
…Не буду лукавить, что педагогом стать – вначале не входило в мои жизненные планы. О чем могут мечтать студентки творческого ВУЗа театрального отделения? Со здоровыми амбициями? Минимум – Прима театра… Успех в студенческих работах окрыляет! Но «чья-то рука» (а скорее всего, моя) предложила другой путь… И мне повезло. Повезло с самого начала попасть в Детскую театральную школу г. Волгодонска, где режиссёром был Николай Николаевич Задорожный, ученик М.О. Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей К.С. Станиславского. Именно там, я считаю, произошёл перелом в сторону театральной педагогики.
Через год, окунувшись в атмосферу бескрайней доброжелательности, высочайшего мастерства работы детей и взрослых, педагогов, выпускников «Этюд-студии» и самого Мастера, у меня появилась мечта…
Именно там пришла идея о том, что когда-нибудь я смогу создать свою студию, свой детский театр. Театр, в котором играют дети! Но велико ещё было желание самой поиграть на сцене, а не уходить на «тренерскую» работу… Тогда мне было 23 года… Но, честно могу сказать: я видела уровень, планку работы с детским коллективом небывалой высоты и мастерства! И подобного больше не встречала нигде, спустя 20 с лишним лет… Эта «встреча» стала для меня ориентиром, как это может и должно быть! Возмутительно профессионально, неподражаемо вкусно и серьёзно! И мечты имеют свойство сбываться!
Именно с этой «планки» началось моё шествие по педагогическим просторам…
Далее, многие годы совмещая актёрскую и педагогическую деятельность, вкусив все «трудности и прелести» интеграции общего и дополнительного образования, я научилась ставить цели и достигать их, искать пути решения поставленных задач. Этому же вместе со мной учились и дети самой обычной школы, с которыми я занималась актёрским мастерством. Работая в команде молодых педагогов, мы вместе изучали все «нововведения в образовании», вместе создавали авторскую уникальную программу, соединившую в себе Детскую студию, Детский театр и Студенческий театр, которая победила во Всероссийском конкурсе образовательных программ. Занятия были комплексными, проводились целыми классами общеобразовательной школы и по подгруппам…
Учителя школы обожали «творческие» классы. Дети, приобретая навыки продуктивного коммуникативного общения и совместной творческой деятельности в неформальной обстановке, постепенно менялись, становились другими: дружными, инициативными, активными, хотя это были далеко не самые лучшие классы, и учились не всегда на «пятёрки». И все это во второй половине 90-х, когда в стране была полная неразбериха… Невзирая на невыплату зарплат и полуголодное существование на общем фоне… На занятиях, репетициях мы старались создавать для детей ситуацию успеха (участие в концертах, этюдах, постановках) и востребованности, пока «взрослые» играли в игры по развалу страны…
Мы верили, то, что мы делаем, не зря, что детям и нам надо, несмотря ни на что, жить дальше, и мало того – состояться в будущем! Пусть уже в новой, изменённой стране…
Долго в приоритете у меня всё же оставалась актёрская деятельность… А наши дети-студийцы, смотря на нас, своих педагогов, играющих в спектаклях, учились, восхищались, подражали. Мы были для них примером того, как надо «быть». Нас называли «практикующими педагогами». И мы понимали эту ответственность. Жертвенность? Ничуть! Мы были счастливы, молоды, полны надежд и просто любили то, что мы делали. И понадобилось время, переосмысление себя, прежде чем я смогла уйти полностью на «тренерскую» работу – в педагоги дополнительного образования.
Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело!
Далее, в 2006 году, уже в родном Томске, слегка преобразовав эту «модель» взаимодействия с детьми, на базе Центра планирования карьеры рождается мой замечательный коллектив – Театр-студия «Синтез» … Во Дворце творчества детей и молодёжи, он приобретает ту форму и то содержание, которое я всегда хотела, о котором мечтала. Ещё с юности. Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело! Первое, что надо было создать – это программа! План! Инструкция! За дело! Три предмета: «Актёрское мастерство», «Сценическая речь» и «Основы сценического движения» – основные, и два дополнительных – «Хореография» и «История театра. История костюма». На 5 и более лет обучения… Появился слоган «К нам приходите, стать лучше сумейте в Театре, в котором играют Дети!», который, как нельзя лучше, отображает суть…
В первый год работы во Дворце «синтезят» было 24 человека. Спустя шесть лет – более 70! Возраст – от 8 до 17! Четыре группы. Близкие по возрасту и годам обучения. «Младшие», «Средние» и «Старшие». Примерно поровну. То, что число студийцев растёт год от года, и уже приходится делать «отбор», так как не можем вместить всех желающих, конечно, без ложной скромности, это показатель и для меня, как для педагога… Дети остаются. Приходят новые, и тоже остаются. Приходят вновь и вновь. И даже выпускники, пройдя пятилетнее обучение, занимаются дальше…
Сначала – намерение. Это работает.
Конечно, дети идут «на педагога». Часто, при смене педагога или руководителя, коллектив или организация «идут в упадок», или, наоборот, всё начинает сверкать новыми красками, фонтанировать идеями, возможностями… Всё идёт от человека. А тем более – от руководителя. Вернее, от его намерений. Сначала намерение – потом возможности для реализации. А не иначе. А в нашей профессии – особенно! Это работает!
Недавний пример. Не успела я подумать о благотворительной деятельности, мол, «надо бы, пора бы», как почти сразу поступило предложение участия детей в гала-концерте «Особой моды» Регионального конкурса молодых дизайнеров для моделей с ОВЗ. «Это же возможность дать детям урок доброты, принятия инаковости, внести, так сказать, свою лепту…», – подумала я. Дети поддержали. В этом году нас приглашают вновь. И мы снова пойдём.
Или вот ещё пример. В 2014-2015 годах я загорелась создать большой проект, попробовать свои силы, выиграть грант. Благодаря друзьям, коллегам, единомышленникам, он состоялся – «Международный реально-виртуальный конкурс «Созвездие.ru» уверенно заявил о себе. Он объединил усилия детей, педагогов, ведущих специалистов России в области искусства. Это не было лёгким делом. Но я получила «прибыль» в виде колоссального опыта. И несомненный рост, благодаря всему новому. И дети моего «Синтеза», как и тысячи других участников конкурса, стали самыми активными участниками.
Не учить, а делиться тем, что знаешь!
Главный мой методический принцип преподавания основ актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. Уметь смотреть и видеть. Слушать и слышать.
Не люблю слово «учить», но люблю слово «учиться». И всегда говорю своим студийцам и не только: «Я не могу вас научить, но я могу поделиться тем, что знаю сама, а научиться вы можете только сами». Это моё убеждение. И так я заявляю про ответственность с обеих сторон в нашем обоюдном процессе. Когда идёт процесс сотворчества педагога и ученика, а не «диктат», когда вместе ищутся способы решения задач, осуществляется подбор выразительных средств – рождается самое точное, жизнеспособное и красивое воплощение идеи, замысла. Проверено на себе. Я за cooper.
Умение решать сложные задачи – компетенция будущего!
По прогнозам аналитиков World Economic Forum на первом месте в 2020 году, как и в 2015 (именно тогда проводилось это исследование), по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Я очень люблю слово «задача» и часто применяю его на занятиях. Дети понимают, что значит: «Твоя задача сделать так, чтобы он…». Впоследствии они учатся ставить задачи друг другу, себе. Она всегда конкретна. Она направлена на партнёра. Умение понять задачу героя в этюде или пьесе и найти способы достичь своей цели – очень важный навык, который пригодится им в будущей жизни, в любой другой профессии, а не только на сцене.
Креативности и критическому мышлению – виват!
Усложнение процессов во всех областях требует нестандартных решений. К сожалению, этому не учат в современной школе (и во многих вузах). Вот мнение Татьяны Черниговской, известного ученого в области нейронауки и психолингвистики: «Так ли мы учим детей?.. Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное – Гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает Гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать». Абсолютно согласна! Вот эту «нестандартность» я особенно приветствую в детях! Умение «не смотреть на соседа», или «выйти за рамки привычного» – очень ценно.
Есть специальные упражнения, приёмы в актёрском мастерстве, направленные на поиск нестандартных решений. И дети их очень любят, и в 10, и в 13, и в 16 лет… Например, сочинение и воплощение этюдов. Из трёх слов. Не связанных между собой, например, снег, черепаха, гвоздь. Задача – придумать и связать их в одну историю, то есть по всем законам драматургии – завязка, кульминация, развязка. Убедительно напоминаю им, чтобы «не шли на поводу у стереотипов, найдя непривычное значение для простых слов, вещей». И они находят! Не только придумывают, связывают воедино, но и представляют «свой продукт» на сцене, то есть самостоятельно распределяют между собой роли, договариваются о целях, задачах, о действии ими же созданных героев – они творят! Пусть «здесь и сейчас», сиюминутно… Это тренинг! Это «инвестиции в будущее»! Опыт! Потом вместе обсуждаем, разбираем. Рефлексия! Создавая, тренируются и мыслительные, и коммуникативные, и регулятивные способности ребёнка. И… нестандартное мышление. И они это делают с большой радостью и удовольствием! Не иначе гении!
Когнитивная гибкость и эмпатия – также в приоритете. Понимать и сопереживать чувствам другого, с уважением относиться к внутренним процессам. Это важно! Лишь бы чувствовали! А как человеку будущего без этого?..
Конечно, участие в постановках, спектаклях – это то, к чему они стремятся. Всё как у взрослых – попасть «в главные роли», в «основной состав» … И при этом я взращиваю в коллективе, по-другому не скажешь, атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу. Атмосферу не конкуренции, а сотрудничества! Театр – искусство коллективное, синтетическое. Здесь важен каждый! Они сами (в том числе) выбирают друг друга на роли или выдвигают себя, аргументируют свой выбор. Так дети учатся принимать мнение другого. Отдыхают ли в летнем лагере или веселятся на праздниках, трудятся – репетируют, спорят, творят и вытворяют – но они знают – «мы – команда»!
Достигнув достаточно высокого профессионального уровня, я поставила себе задачу, чтобы коллектив, руководителем которого являюсь, вышел на международный уровень. Реализовалось на второй же год! И стало уже ежегодной доброй традицией! Мы в тренде – на фестивалях и конкурсах разных уровней – от городского до международных, съёмки на ТВ, поездки на фестивали в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д.… Конечно, это создание и ситуации успеха, и веры в себя, и подведение неких итогов работы – для всех. А наша театральная смена в загородном летнем лагере! Почти всем коллективом! Легко! Было бы намерение!..
В работе я намеренно не ставлю себе профориентационных задач. Хотя «старших и средних» больше половины. Скорее – наоборот. И не потому, что плохо отношусь к профессиям «актёра, режиссёра» … Я просто знаю, что идти туда надо, если без этого не можешь жить, то есть нет выбора. Иначе там делать нечего! «А если есть выбор – лучше не ходите», – говорю я детям. Наверное, это правильно. Пусть лучше, вдоволь наигравшись в игры в детстве, вступят во взрослую жизнь, и сами уже решат «быть или не быть» … Пусть всё будет в радость! Убеждена, что не только в любой профессии они смогут применить свои умения «жить на сцене», но и в любой жизненной ситуации, так как знания, опыт театральной педагогики – универсальны! Они помогают воспитать мудрого, грамотного, понимающего человека. И в данной ситуации, в нашей стране, я считаю, это намного важнее!
Таким образом, театральная педагогика – эта та область для меня, где наиболее полным образом сконцентрированы и проявляются все лучшие качества, которые есть в людях. Это область, где можно воспитать и развить те качества, какие ты хочешь видеть в себе в будущем. Где даётся возможность проявить себя каждому, участвуя в общем процессе, решаются задачи социализации и кооперирования с величайшим намерением – отдавать, с неизбывной потребностью развиваться самому.
Неважно, что кто-то поёт, а кто-то просвещает, кто-то… Мы все что-то пробуждаем в людях, детях… Хочу уметь трогать за самое нутро тех, кто “имеет уши и слышит”. Словами!.. Но ведь форма не важна. Важно лишь, сколько ясности, простоты и чистоты мы можем нести своим делом, самим собой в мир.
Мало, господа, только сердце отдавать… Нужно расти самому. И воспитывать лишь на собственном примере!
Анна Ивановна Григорова,
педагог дополнительного образования,
ДТДиМ, г. Томск
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора