Возможности интеграции для повышения эффективности функционирования системы профильного образования
В статье рассказывается о возможности интеграции образовательных организаций общего образования (школ) с другими образовательными организациями дополнительного, профессионального образования и предприятиями для повышения эффективности функционирования системы профильного образования
Школа является главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения.
Развитие системы российского образования в современных условиях ставит перед обществом высокие требования для образовательных организаций – воспитание всесторонне развитой, конкурентоспособной личности будущего гражданина страны. Безусловно, это невозможно без создания особенного образовательного пространства и интенсивного перехода школы на новый формат образования. В отличие от традиционного обучения, он ориентирован на формирование личностных, предметных и метапредметных компетенций обучаемого, что крайне сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.
Именно интеграция общего, профильного и дополнительного образования детей обеспечивает условия:
- эффективной реализации индивидуальных траекторий обучающихся;
- успешного жизненного и профессионального самоопределения;
- развития разносторонних способностей разных категорий детей.
Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования позволяет реализовать на практике стратегию развития личности ребенка и отслеживать его личностный рост. Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:
- способностью ориентироваться в различных предметных областях знаний;
- развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;
- эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;
- способностью к продуктивному творчеству.
С 2009 года в нашей школе ведется активное взаимодействие с Сибирским федеральным университетом г. Красноярска по вопросам организации довузовской подготовки учащихся «Роснефть-классов» МКОУ «СОШ г. Игарки».
Цель работы: создание условий для организации учебно-воспитательного процесса на базе интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивающего здоровьесбережение, максимально содействующие творческому развитию личности школьника, имеющих углубленную подготовку по профильным дисциплинам: математике, физике, химии и целенаправленную профильную ориентацию на получение специальностей, востребованных в НК «Роснефть».
Учебный процесс строится по институтской системе: 2 сессии в год (декабрь, май), зачетные книжки, рейтинговая система, экзамены и зачеты, погружения в предметную область по профильным предметам.
Образовательный процесс в «Роснефть-классе» включает в себя и выполнение дистанционных контрольных работ по математике, химии, физике, которые разрабатывают преподаватели СФУ. Под руководством школьных преподавателей ребята выполняют контрольные работы на высоком уровне. Классные руководители успешно проводят воспитательную работу. За время работы «Роснефть-классов» создана система самоуправления класса, разработана форма личных портфолио, разработана рейтинговая система с целью выявления и поощрения лучших учеников. По итогам полугодий выявляется тройка лидеров. По итогам каждого месяца определяется лучший ученик по каждому предмету учебного плана. Лучшие ученики и их родители получают благодарственные письма глав района, города, ООО «РН-Ванкор» во время проведения последнего звонка.
Еженедельные психологические тренинги «Активизация внутренних ресурсов» в 10 классе способствуют сплочению коллектива, развивают уверенность в себе, помогают раскрыть скрытые возможности каждого ученика, формируют основные ключевые компетенции, необходимые для формирования у выпускников «Роснефть-классов».
В 11 классе проводится тренинг лидерства, где старшеклассники учатся организовывать свою группу для общего дела, выдвигать свои идеи, добиваться лучших результатов и т.д. Благодаря такой целенаправленной работе, в школе высок престиж «Роснефть-классов».
Наравне с профильными классами мы уделяем большое внимание элективным курсам, клубным формированиям, кружкам, секциям, студиям, работающих во взаимодействии со школой в учреждениях дополнительного образования города, таких, как многопрофильный техникум, центр физкультуры и спорта, детская юношеская спортивная школа, детская школа искусств, центр детского творчества и др.
В рамках реализации программы предпрофильной и профильной подготовки учащихся «Роснефть-классов» в классах среднего звена также проводится активная профориентационная работа в виде спецкурса «Планирование профессиональной карьеры», встречи с родителями, работающими в различных отраслях, специалистами Центра занятости населения. Оборудованы стенды, рассказывающие о предприятиях по различным отраслям, в частности, о предприятиях Роснефти, происходит раздача буклетов и проспектов для абитуриентов. Ведутся беседы о перспективах развития города, Ванкорского месторождения, рабочих местах для будущих специалистов. В школе качественно ведется научно-исследовательская работа, начиная с начальной школы дети участвуют и достойно защищают свои работы на научно-практических конференциях различного уровня. Традиционным является участие в отраслевых конкурсах: «Мы – дети нефтяников», «Энергия развития», «Роснефть зажигает звезды».
Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни, формированию у учащихся основ корпоративной культуры.
Результатами интеграции современного образования с организациями профильного и дополнительного образования в нашем образовательном учреждении является:
- повышение качества образования;
- переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;
- обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
- формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Ольховская Ирина Александровна,
директор МКОУ СОШ
г. Игарки имени В.П. Астафьева