Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный каюр»
Программа «Юный каюр», реализуемая ГБУ «Лаборатория путешествий», является общеразвивающей программой дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Уровень освоения Программы – ознакомительный.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Ездовой спорт — это активный красивейший вид спорта на свежем воздухе с собаками хаски, который признан в России и в мире, — это радость от слаженной работы человека и его давнего друга – собаки, а также здоровье, энергия и бодрость.
Программа реализуется преимущественно в парковой зоне города Москвы и позволяет обучающемуся, живущему в городе-мегаполисе, проводить большое количество времени на свежем воздухе в дали от городского шума, занимаясь спортом, в тесном общении с животным.
Занятия включают в себя обучение основным видам ездового спорта с собаками, кинологическим и ветеринарным знаниям, а также участие в соревнованиях по ездовому спорту.
Обучающиеся по Программе – дети 12-14 лет, преодолевающие переходный возраст и сложный период своего личностного становления. На занятиях можно ухаживать за собакой, выстраивать с ней контакт, вести дневник её здоровья и вместе добиваться результатов. Таким образом реализуется потребность подростка стать взрослым, подростковая энергия направляется на социально-одобряемую деятельность.
Спортивные занятия с собакой отличаются высокой эмоциональной включенностью обучающегося и значительно эффективней формируют у него ценности физической активности и здорового образа жизни.
Педагогическая целесообразность Программы определяется действиями педагога по целенаправленному созданию такой образовательной и коммуникативной среды, в которой собаки-хаски, являясь социальными агентами, помогают выстраивать доверительные отношения между обучающимися. Специальным образом организуя среду, педагог решает важные образовательные и социальные задачи. Это формирование этических представлений и ответственного отношения к животным у обучающихся; позиции ответственного лидера по отношению к собаке; социальной открытости и коммуникативности обучающихся.
Отличительные особенности Программы.
Отличительной особенностью Программы является то, что весь цикл занятий представляет собой обобщение практического опыта сообщества ездового спорта в том числе и в работе с детьми. Аналогичных программ дополнительного образования автором не выявлено, что указывает на её принципиальную уникальность.
Задачи Программы:
Обучающие задачи:
- формирование представлений об истории и особенностях породы «сибирский хаски»;
- приобретение обучающимися навыков общения и ухода за собаками;
- освоение навыков работы со снаряжением для ездового спорта;
- обучение основам ориентирования на местности с собакой;
- обучение видам ездового спорта с собаками на начальном уровне.
Воспитательные задачи:
- Формирование ценности здорового образа жизни;
- Формирование ответственного отношения к животным;
- Формирование позиции ответственного лидера.
Развивающие задачи:
- Развитие умения работать в команде;
- Развитие способностей брать ответственность;
- Развитие самоконтроля и самоорганизации;
- Развитие способности добиваться результата.
Экспертное заключение
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Юный каюр»
(составитель Н.В. Багрова, педагог дополнительного образования)
Данная программа разработана в ГБУ города Москвы «Центр дополнительного образования “Лаборатория путешествий”», имеет ознакомительный уровень, срок реализации программы – 5 месяцев, временной объем – 70 часов. Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Программа обладает актуальностью, она рассчитана на обучающихся 12-14 лет, т.е. подростков, которые нуждаются, с одной стороны, в различных формах социализации и развития коммуникативных навыков, а с другой – испытывают потребность в разных видах физической активности. Как справедливо подчеркивает автор программы, взаимодействие с собаками хаски и освоение ездового вида спорта оптимально способствуют этому.
Представленная на экспертизу программа соответствует основным требованиям к документам данного типа. Она содержит следующие основные структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический и календарно-тематический планы. В ней раскрыты все включенные в УТП темы.
Понятийный аппарат программы продуман, в нем наблюдается четкая корреляция таких его элементов, как цель, задачи, планируемые результаты. В программе раскрыты организационно-педагогические условия ее реализации, детально прописаны материально-технические условия.
Список литературы оформлен грамотно, в соответствии с требованиями ГОСТ, он включает достаточно широкий круг наименований источников, в том числе и электронные ресурсы.
Вместе с тем, можно указать автору-составителю на некоторые недочеты:
- в программе (после списка литературы) целесообразно указывать кадровый потенциал реализации;
- список литературы должен быть частью раздела «Учебно-информационное обеспечение программы», в начало данного раздела целесообразно поместить подраздел «Нормативно-правовые акты и документы», а затем перейти к списку литературы и электронным ресурсам;
- календарный (тематический) план не нужно помещать после УТП, чаще всего его дают как одно из Приложений;
- целесообразно исправлять в тексте программы опечатки, пунктуационные и грамматические ошибки, выверить написание терминов (например, согласно принципу частотности термин «скиджоринг» следует писать слитно), также следует оформлять списки (например, задач, на решение которых направлена программа) в едином стиле.
Впрочем, отмеченные недочеты не умаляют достоинств данной программы. Как позитивную ее характеристику следует отметить еще и то, что она содержит большое количество Приложений (конкретно – 21). Знакомство с ними дает возможность более детально разобраться в методических подходах, которые использует автор-составитель.
В целом представленная на экспертизу программа заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к размещению в региональном банке лучших образцов практики в системе дополнительного образования детей «Образовательный бенчмаркинг».
Методист РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук
Н.А. Жирова