Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: что изменится в дополнительном образовании?

Комментарий к требованиям Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

В статье представлен методический комментарий к основным положениям нового документа – Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В статье представлен методический комментарий к некоторым положениям нового документа. Особенности его применения рассматриваются в сравнении с предыдущий версией – аналогичным приказом от 09 ноября 2018 г. № 196, который прекращает своё действие. Статья будет полезна работникам сферы дополнительного образования детей и станет для них практическим руководством по реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Л.Н. Буйлова,
старший методист ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про-ДОД», ведущий эксперт Научно-методического центра развития образовательных систем, Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент

В связи со вступлением в силу с 1 марта 2023 года Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» хотелось бы от вышестоящих органов получить разъяснения по применению данного документа, на что ориентирует статья 14, п.1 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»: «Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований» (ст.14, п.1).

Но разъяснений нет, поэтому прокомментируем документ, действующий до 2 февраля 2029 года, в соответствии с последовательностью заявленных в нем позиций и сравним с предыдущей версией. 

На первый взгляд, документ в основном претерпел редакторские изменения: основное содержание и суть документа сохранены. Но всё же есть некоторые позиции, на которые мы хотим обратить внимание практиков.

Приказ – нормативно-распорядительный документ, который издается в целях разрешения важных и принципиальных задач и содержит обязательные для исполнения предписания. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ!

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок № 629) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе – обучающиеся с ОВЗ) (п.1).

Какие требования устанавливает Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам?

Порядок  № 629 определяет (Рис.1):

  • приоритетные направления образовательной деятельности и направленности дополнительных общеобразовательных программ;
  • требования к видам/подвидам дополнительных образовательных программ разной ведомственной принадлежности, к их разработке и утверждению;
  • направленности дополнительных общеобразовательных программ;
  • особенности формирования и обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, условия и сроки их реализации, количество обучающихся;
  • формы обучения по дополнительным образовательным программам, формы организации деятельности обучающихся, включая обучение по индивидуальному учебному плану;
  • особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе использование модульного принципа представления содержания образования, сетевых форм, дистанционных технологий и электронного обучения;
  • требования к расписанию занятий объединений;
  • требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • требования к организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

На кого распространяется действие Порядка № 629?

П.2. Порядок является обязательным для реализующих дополнительные общеобразовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей (далее – организации, осуществляющие образовательную деятельность).
П.3. Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (ФЗ 273, ст.88, п. 6).

Действие Порядка № 629 распространяется на организации, которые осуществляют лицензионную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ (Рис. 2), а именно:

  • организации дополнительного образования, 
  • дошкольные образовательные организации, 
  • общеобразовательные организации,
  • профессиональные образовательные организации, 
  • организации высшего образования,
  • индивидуальные предприниматели (ФЗ 273 – ст. 23, п.1). 

Указанные организации реализуют дополнительное образование для разных категорий и групп обучающихся, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов: создают особые условия, формируют инклюзивную образовательную среду и реализуют адаптированные образовательные программы. 

Какие направления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам определены в Порядке № 629? 

В новом Порядке № 629 (п.5), как и в прежнем, отражены общие направления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Сравним эти формулировки в двух документах.

Порядок № 196Порядок № 629
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
профессиональная ориентация обучающихся;профессиональную ориентацию обучающихся;
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; формирование общей культуры обучающихся;



удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требованийудовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований

Обратите внимание: часть формулировок по каким-то причинам исчезло: военно-патриотические и трудовое воспитание, личностное развитие, профессиональное самоопределение, творческий труд, социализация, общая культура. При этом появилось направление – «организация свободного времени обучающихся». 

Именно этот пункт Порядка № 629 нужно использовать при определении целей и задач дополнительных общеразвивающих программ. Также на эти направления можно ориентироваться при обосновании актуальности программ и при выборе оснований для обновления их содержания.

Какие требования предъявляются к содержанию и структуре дополнительной общеобразовательной программе?

 Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273, ст.75, п.4) (п.6). 

Следовательно, что за содержание и качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ по-прежнему отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает эти программы. Никакого дополнительного согласования, рецензирования и экспертизы не требуется.

Из Порядка № 629 исчезла фраза о том, что «дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании». 

Педагогическим работникам понадобилось много времени на осмысление положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, на понимание новой структуры и новой роли “образовательной программы” в системе образования. ФЗ 273 впервые законодательно закрепил прямое нормативное определение этого понятия.

Если понятие «образовательная программа» закрепляется в Федеральном законе, то все разрабатываемые образовательные программы должны «вписываться» в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные и «иные» компоненты (Рис.3).

В противном случае, при отсутствии каких-либо из перечисленных компонентов, документ не может называться «образовательной программой». 

Данная позиция подкрепляется практикой контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля за соблюдением законодательства об образовании при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Проработка вопроса о дополнительной общеобразовательной программе, которую образовательная организация должна разработать самостоятельно в соответствии с законодательно установленными требованиями, утвердить и реализовать, является компетенцией этой образовательной организации и оформляется в локальном нормативном акте. Таким образом, структура дополнительной общеобразовательной программы должна содержать все указанные в определении компоненты, а их последовательность, логику и порядок устанавливает образовательная организация локальным нормативным актом. 

Какие требования к реализации дополнительных общеобразовательных программ установлены в Порядке № 629?

В соответствии с новым «Порядком» образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность:

  • могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.8);
  • могут организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально (п.9); 
  • организуют обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации (ФЗ 273, ст. 34, п.1-3) (п.10);
  • проводят как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально (п.22);
  • могут проводить занятия в объединениях по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 11); 
  • определяют в соответствии с локальным нормативным актом своей организации количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ (п.11);
  • могут проводить занятия в объединениях по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (п.11);
  • обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п.17); 
  • для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся составляют расписание занятий объединения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся (п.11);
  • в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (п.21);
  • могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п.19);
  • могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 13);
  • могут предоставить дополнительное образование детям на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273, ст. 14, п.5) (п. 18);
  • создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28, действующие до 1 января 2027 года) (п.7).

Какие формы реализации дополнительных общеобразовательных программ установлены Порядком № 629?

 Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Рис. 4):

  • как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ 273 – ч.1, ст.13) (п.13);
  • в форме организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий (ФЗ 273 – ч.3, ст.13) (п.15).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

  • могут использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации (ФЗ 273, ст.13, п.2, ст.16) (п. 14);
  • определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (п.23);
  • самостоятельно  определяют формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ФЗ 273, ст.17, п.5);  допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ФЗ 273, ст. 17, п.4) (п. 12).

Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое (п.11).

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (ФЗ 273, ст.13, п.9) (п. 16).

Кто может осуществлять педагогическую деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ?

В п. 20 нового «Порядка» отмечено, что «педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) (ФЗ 273, ст.46, п.1) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (Профессиональный стандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н, действующим до 1 сентября 2028 года).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании (ФЗ 273, ст.46, п.5) привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями (ФЗ 273, ст.46, п.4) (п. 20).

Таким образом, Порядком № 629 установлено право образовательной организации привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ студентов – лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование.

Проведенный анализ нового документа Министерства просвещения Российской Федерации выявляет неоднозначность ситуации в дополнительном образовании, требует детальной проработки ряда позиций и четких рекомендаций для практической реализации предъявленных для выполнения положений. Хотелось бы, чтобы законодатель устранил имеющиеся противоречия и предложил конкретные механизмы осуществления образовательной деятельности  по дополнительным общеобразовательным программам.

В заключение подчеркнем, что в статье представлен методический комментарий к тем положениям нового документа, которые имеют отношение к организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам. В последующем мы планируем рассмотреть те пункты Порядка № 629, которые регламентируют организацию образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью. 

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492 
  3. Проверочный лист по структуре дополнительной образовательной программы//Официальный сайт «Мособрнадзор»: Онлайн-инспектор. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosobrnadzor.ru/check/46#46
  4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122 
  5. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387186
  6. Федеральный закон “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” от 31.07.2020 N 247-ФЗ.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310002

Добавить комментарий

Войти с помощью: