Обучение дошкольников английскому языку в инклюзивных группах в условиях дополнительного образования

Каждый без исключения ребенок должен иметь возможность равного доступа к получению того или иного вида образования. Английский язык в условиях дополнительного образования – это прекрасная возможность для полноценного участия детей с разными особенностями здоровья в образовательном процессе.

Статья посвящена проблеме раннего обучения иностранному языку в инклюзивных группах. Данный материал предназначен для работы с детьми 4-7 лет, и может быть использован как педагогами дополнительного образования, так и учителями начальных классов центров образования.

ГРНТИ 14.27.01

Е.А. Полосухина,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Тула

Обучение детей с различными возможностями здоровья иностранному языку в системе дополнительного образовании должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса.

Согласно закону, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией, без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иными словами, это реальный шанс для детей-инвалидов посещать учебные заведения наравне со здоровыми детьми. Такие дети включаются в систему образования, а не изолируются в специальные учреждения, как это было раньше.

Включение детей с различными возможностями здоровья в образовательный процесс учреждения дополнительного образования является новым, инновационным подходом, который обеспечивается открытием инклюзивных групп. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру и развитие социального опыта ребенка с ОВЗ.

Раннее обучение иностранному языку детей в инклюзивных группах создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане, поэтому язык для детей с различными особенностями становится, прежде всего, средством развития, познания и воспитания.

Являясь педагогом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», я обучаю детей дошкольного и младшего школьного возраста по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательной английский», работаю с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Мною разработана адаптированная программа «Занимательный английский» для детей, обучающихся в инклюзивных группах отдела по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении. Чтобы организовать работу с детьми с разными образовательными потребностями, мне пришлось изучить методики и формы работы с такими обучающимися. На основании полученной информации, я начала проектировать собственную деятельность и подготовила учебно-методическую базу.

На подготовительном этапе своей работы с инклюзивными группами мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, связанными с обучением детей в инклюзивных группах. Я выделила несколько рисков:

  • Риск 1. Различные возможности детей в связи с особенностями их физического развития и диагнозами.
  • Риск 2. Снижение мотивации к обучению для детей, не имеющих ограничений по здоровью.
  • Риск 3. Необходимость создания для детей с ОВЗ и детей-инвалидов специальных педагогических условий;
  • Риск 4. Недостаточная информированность родителей об инклюзивном образовании, настороженное отношение к данной работе.

Построение системы инклюзивного образования является сложным и длительным процессом, успешность которого зависит от активного участия, как педагогов, так и родителей.

В инклюзивных группах объединения «Занимательный английский» обучаются дети следующих категорий:

  • Дети-инвалиды;
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • Дети, не имеющие ограничений по здоровью.

В группы входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. В связи с этим я подобрала технологии обучения с учетом особенностей и возможностей детей в инклюзивных группах.

Организовать продуктивную работу на занятии помогают различные образовательные технологии:

  • технология индивидуализации обучения (это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в зависимости от уровня развития каждого ребенка и его диагноза);
  • технология группового обучения (обучающиеся, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ребенок не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль педагога, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло);
  • коммуникативная технология обучения (это обучение на основе общения, когда процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Учебный процесс строится на основе коллективного взаимодействия ученика с педагогом, а также учеников друг с другом);
  • технология проблемного обучения (представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается педагогом) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы);
  • технология игровой деятельности (игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных детей, что положительно сказывается на их успеваемости и социализации);
  • технология коллективной творческой деятельности (является эффективной и наиболее приемлемой формой организации учебного сотрудничества);
  • здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности, физкультминутки, игры, релаксация);
  • технология дифференцированного обучения (это форма организации учебной деятельности детей, при которой учитываются их возможности, склонности, интересы, проявившиеся способности).

В основу образовательной программы положены следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей обучающихся;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе дополнительного образования;
  • опора на положительный опыт организации дополнительного образования детей;
  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом и заключается перспективность выбранного мною направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей. Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким образом, для того, чтобы инклюзивное обучение было эффективно для всех участников процесса обучения, педагогу важно суметь наполнить урок интересными и в то же время полезными заданиями, в которых отрабатываются необходимые навыки и умения учащихся, соблюдаются все принципы инклюзии, способствующие успешному и эффективному включению каждого индивида в процесс обучения.

Список литературы

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 11. – С. 98-102.
  2. Бордовский Г.А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. – СПб., 2008. – С. 15, 31.
  3. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – № 3. – 2012. – С. 107-112.
  4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М., 2011.
  5. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / Сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. – Челябинск, 2006. – С. 223.
  6. Свободин В. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны. http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013)

Добавить комментарий

Войти с помощью: