Московский конкурс инновационных проектов «Точки роста» как способ заявить о важном в дополнительном образовании детей

Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» второй год подряд проводит региональный конкурс инновационных проектов и программ в сфере дополнительного образования детей «Точки роста». Конкурс проводится в целях выявления, распространения и внедрения положительного инновационного опыта в сфере дополнительного образования детей.

В.Г. Игишев,
кандидат педагогических наук,

заместитель руководителя РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»

Основной идеей конкурса стал обмен опытом между образовательными организациями и авторскими коллективами, а также создание единой площадки (базы) лучших инновационных практик, которые прошли успешную апробацию и получили качественный результат.

Точки роста

Оценка эффективности образовательных практик проводится с целью выявления разнообразия нововведений в образовании и их общественной поддержки. Привлекательность таких практик увеличивается год от года, а проектная деятельность педагогического коллектива не только повышает престиж образовательной организации, но и приносит дополнительные ресурсы, в том числе финансовые.

Основные цели и задачи конкурса:
  • активизация и поддержка инновационной деятельности образовательных организаций по обновлению содержания, технологий, методов и методик обучения и воспитания в сфере дополнительного образования детей;
  • актуализация инновационных результатов, решений и продуктов образовательной деятельности;
  • ознакомление педагогической общественности с эффективной инновационной практикой;
  • обмен опытом по разработке и реализации инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей;
  • создание площадки для актуализации, обмена опытом и внедрения инновационных образовательных решений в сфере дополнительного образования детей.
Проекты

Основным ресурсом для размещения конкурсных проектов стал сайт www.bm.prodod.ru. Всего за время сбора заявок в первый год конкурса было подано 65 проектов из 28 организаций Москвы, из них:

  • Общеобразовательных организаций – 50%
  • Дополнительного образования – 21%
  • Профессионального – 18%
  • Научно-производственная организация – 4%
  • Ассоциации – 4%
  • Социальные центры – 3%

В рамках конкурса было заявлено 7 номинаций, в которых могли принять участие проекты:

  • Управление системой дополнительного образования детей;
  • Неформальное образование и образовательный досуг;
  • Особые образовательные потребности детей и подростков;
  • Отдых и оздоровление детей;
  • Дистанционные технологии;
  • Предпрофессиональная подготовка;
  • Сетевые образовательные проекты, реализованные во взаимодействии с различными учреждениями и организациями;

Стоит отметить, что в век Интернета и онлайн-обучения в номинацию «Дистанционные технологии» не было подано ни одной заявки, вследствие чего экспертиза проходила по 6 номинациям.

Больше всего проектов было прислано в номинацию «Неформальное образование и образовательный досуг» — 26 работ, что говорит о безусловном интересе к развивающим и обучающим программам всех типов и уровней, реализуемых всеми участниками рынка образовательных услуг.

Точки роста

Экспертиза

Экспертная команда конкурса состояла из ярких представителей сферы образования Москвы, как формального, так и неформального секторов, кандидатов и докторов наук, представляла такие организации как Высшая школа экономики (ВШЭ), Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, «Агентство инноваций Москвы», МИОО, Инлерно. В экспертной оценке проектов принимали участие специалисты Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы». Максимальное количество баллов, которое могла набрать представленная работа – 30 баллов. Среднее значение оценки конкурсных работ составило 23,4 балла. Откровенно слабых работ не было и лидерство было плотным.

До начала оценки заявок на участие в конкурсе эксперты должны были ознакомиться с документами конкурса и проектной заявкой и оценить заявку на участие в конкурсе лично в информационной системе, доступ к которой осуществляется через официальный сайт Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования.

Проблематика

Основная проблематика конкурса «Точки роста» отразилась в распределении заявок по номинациям. По популярности, как уже отмечалось, наиболее популярной оказалась тема неформального образования и образовательного досуга и менее всего – технологии дистанционного образования. Из чего мы можем сделать вывод о неразвитости системы дистанционного образования в сфере дополнительного образования Москвы или о том, что данные проекты и авторские коллективы находят другие ниши для пиара и профессионального самовыражения. Проблемным полем можно считать отсутствие устойчивых знаний как в области общей культуры проектного управления, так и отсутствие опыта написания проектных заявок. При проведении очного тура конкурса у некоторых конкурсантов было заметно отсутствие опыта публичных выступлений в формате защиты идей и проектов, что сказалось на рейтинге проектов.

Точки роста

Перспективы

По итогам экспертизы проекты-финалисты конкурса «Точки роста» были включены в региональный, а также федеральный банк лучших практик в области дополнительного образования.

Исходя из сказанного, можно сделать общий вывод о том, что данный конкурс должен развиваться как по масштабу участников, так и по номинациям, наполняться образовательными событиями, сопровождающими конкурс. Необходимо поддерживать должный информационный, методический и организационный уровень конкурса для расширения спектра участников и актуальных новаций в сфере дополнительного образования детей Москвы и регионов Российской Федерации. Поэтому, второй конкурс предлагаем сделать открытым с возможностью присоединиться к нему всех основных участников обеспечения процесса дополнительного образования детей России – менеджеров организаций, авторских коллективов, педагогических работников.

Организационный комитет конкурса 2017/2018 учебного года предлагает включить в программу номинации, направленные на проявление, прежде всего, информационного, экспертного и проектного управленческого опыта организаций в виде защиты программы развития учреждения, публичных докладов, общеразвивающих программ дополнительного образования детей и сайтов организаций. А также всем участникам предлагает пройти курсы повышения квалификации по темам: «Управление проектами в образовательной организации», «Стратегическое планирование» и «Технологии разработки общеразвивающих программ» с публичной защитой конкурсных программ и публичных докладов на главной детской площадке страны в Московском Дворце пионеров.

Добавить комментарий

Войти с помощью: