Музей кочевой культуры. Возвращаясь к истокам – возвращаясь к себе

В 2003 году в столице был создан Музей кочевой культуры. Автором идеи выступил учитель географии ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №1321 «Ковчег» Константин Куксин. Мы решили поговорить с Константином о музее, образовательных программах, и, конечно же, об экспедициях.

Материал подготовила:

А.Ю. Свинцицкая,
редактор Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва


Краткая справка:

Константин Валерьевич Куксин – этнограф, путешественник, директор Музея кочевой культуры. Автор книг «Размышления пилигрима», «Точки на карте», «Мои караваны», «Аргиш слов», «Путь Бодхисаттвы», ведущий программы «Кочевники» на радиостанции «Россия». Константин является членом буддийской общественной организации «Три драгоценности», членом правления «Общества друзей Монголии», действительным членом Русского географического общества, членом Союза писателей.


– Константин, как появилась идея создать интерактивный Музей кочевой культуры?

Однажды мы с другом поехали в Китай на велосипедах, и, проезжая Монголию, я настолько влюбился в ее красоту и гостеприимство людей, что, вернувшись, решил создать Музей Кочевой культуры. В то время я работал учителем географии в школе №1321 «Ковчег». Первую экспедицию мы совершили в Монголию в 2003 году, в 2005 поехали в Киргизию, собирали новые экспонаты, исследовали историю великих киргизских батыров, феномен сказителей-манасчи. Сегодня музею уже 16 лет.

– В музее представлены настоящие юрты, шатры и не только. Скажите, пожалуйста, откуда еще были привезены экспонаты?

Экспонаты в основном привезены из тех мест, чей народ представлен в музее. Зимой 2006 года я путешествовал по Ямалу, жил в стойбище оленеводов, был принят в хантыйскую семью. Исследовал культуру казахов, проживающих в Западной Монголии и Западном Китае. В 2007 году работал на Ямале, собирая предметы для коллекции музея. С 2009 года активно мы работаем на Чукотке, в странах Северной Африки, в том числе в Ливии. Оттуда и привезены экспонаты.

музей кочевой культуры

– Ведущие музея – участники многочисленных экспедиций, откуда берете кадры?

Да, это так. Это участники экспедиций. В основном, это бывшие волонтеры, пришедшие в музей на добровольных началах.

– В экспедициях наверняка происходит много интересных, неожиданных случаев. Есть ли какая-то яркая история, которая Вам особенно запомнилась?

Во время первой экспедиции на Ямал мы с товарищем долго искали чум с кочевниками. Нашли, зашли в гости, но нас, к сожалению, ждал не очень радушный прием. Мой товарищ вышел ненадолго из чума, и хозяйка предложила мне чай. Тут ее сын и сказал: «Мам, что ты им чай предлагаешь, что, они в Москве своей чая не пили?». И вместо чая нам налили закисшую оленью кровь, местные сами ее пьют, потому что в ней содержится много витаминов. Ничего не оставалось, как выпить, чтобы не прослыть московским снобом и неженкой.

Но половину чашки я честно оставил другу, который еще долго мне это припоминал. После этого отношение к нам сразу изменилось, и мы еще неделю прожили в этом чуме.

музей кочевой культуры

– Какие вопросы чаще всего задают дети? Что их сильнее всего удивляет?

Чаще всего дети спрашивают о незнакомых и непонятных им предметах – огниво, необычные музыкальные инструменты, а взрослых часто волнуют вопросы гигиены.

– Какие образовательные или экскурсионные программы реализует музей?

В школе, при которой работает музей, мы проводим занятия по этнографии, готовим юных экскурсоводов. Занятия составляют сотрудники музея вместе с педагогами. Все они перекликаются со школьными предметами: «География», «История». А вообще, музейная аудитория – с 7 и до 77 лет.

музей кочевой культуры

– Экспедиции –это в том числе часть исследовательской деятельности? Какие темы интересуют музей?

Прежде всего нас интересует то, как сейчас, в настоящее время, живут кочевники и то, какие изменения претерпевали их быт и культура.

– Экскурсионные группы строятся по возрастам, или требования общие для всех?

В целом мы рассказываем почти одинаковые вещи для разных возрастов: о быте, одежде, жилище, и так далее, просто разными способами подачи информации. Кроме некоторых тем, как, например, шаманский чум: там есть возрастные ограничения, только с 14 лет.

музей кочевой культуры

– В школе реализуется программа обучения и социальной интеграции детей-инвалидов вместе с их здоровыми сверстниками. Как давно учреждение стало инклюзивным? Обучающиеся посещают музей кочевой культуры?

Школа «Ковчег» изначально задумывалась как инклюзивная. Да, мы ведем кружки в музее для детей нашей школы. В том числе его посещают и дети с особенностями здоровья.

– Может ли группа детей с ограниченными возможностями здоровья из других учреждений посетить музей?

Да, конечно. Мы регулярно проводим программы для разных социальных центров.

музей кочевой культуры

– Как часто расширяется экспозиция? Делаете ли Вы какие-то тематические проекты? Можете поделиться Вашими планами развития?

На данный момент мы не планируем ставить новые жилища. Теперь да, мы работаем больше «вглубь» и делаем новые программы в тех жилищах, которые уже есть. Есть уже четыре части лекций о Чингисхане, например. Об индейцах также есть уже три разнообразные программы и т.д. Так что приглашаем детей и взрослых присоединиться к нам!

Добавить комментарий

Войти с помощью: