Педагогическая практика: особенности построения системы партнерских отношений между заинтересованными организациями
Для того, чтобы начать процесс разработки новых направлений деятельности в учреждении, необходим дополнительный временной и человеческий ресурс. Решением этой проблемы могут стать студенты, направляемые в школу для прохождения практики. Педагогическая практика является одним из важнейших этапов обучения студентов педагогических ВУЗов.
А.О. Волчек,
тьютор РНМЦ НО
ГБПОУ “Воробьёвы горы”
Трудно быть богом!
Аркадий и Борис Стругацкие
Практическая деятельность такого рода направлена не только на овладение профессиональными навыками, но и на воспитание у практиканта исполнительской дисциплины и самостоятельности в решении педагогических задач. И если для студентов это важнейший шаг в рамках обучения, зачастую завершающий программу по освоению профессии, то для педагогов – это возможность усилить свою деятельность, используя знания и энергию временных сотрудников, а попутно возможность задать правильный вектор профессионального развития и присмотреться к возможным будущим коллегам. Ведь студент должен не только предельно точно понимать актуальные задачи, которые ставит перед ним профессия. Знакомство и работа внутри трудового коллектива зачастую несет бОльший образовательный эффект нежели часы, проведенные в подготовке к экзаменам. В этом смысле, важность долгосрочных партнерских отношений невозможно переоценить. В ситуации, когда между организациями уже происходило успешное взаимодействие, они и в дальнейшем охотнее идут на контакт. Опыт показывает, что в большинстве случаев производственная практика организуется на базе дружественных ВУЗам учреждений.
Примером таких партнерских отношений может служить успешный опыт взаимодействия между ГБПОУ «Воробьевы горы» и кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ в части организации практики магистрантов направления «тьюторство в сфере образования». Актуальность создания базы для практики будущих тьюторов сформулирована Л.В. Чебыкиной: «В последние годы сложились условия и потребности в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП)». Так в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего, одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения».
При прохождении практики в уникальном, инновационном образовательном комплексе города Москвы ГБПОУ «Воробьевы горы» магистранты получили возможность приобрести профессиональные навыки, помочь педагогам в решении актуальных образовательных задач, реализовать практическую часть выпускной квалификационной работы, а также на основании проделанной работы и полученного опыта создать для учреждения научно-методические материалы и рекомендации. Поэтапная логика практики строилась по следующему принципу: Установочная конференция -> разработка индивидуального плана практики в опоре на запрос кураторов от Учреждения -> практическая деятельность по реализации плана практики -> круглый стол с обсуждением результатов.
Установочная конференция проводится для того, чтобы студенты смогли презентовать себя и сферу своих научных интересов будущим Кураторам от учреждения. В свою очередь, педагоги делятся информацией о своей деятельности и в первом приближении формулируют запросы и задачи на практику магистрантов. Результатом установочной встречи в ГБПОУ «Воробьевы горы» стало формирование профессиональных пар «Куратор-магистрант».
В таких педагогических тандемах магистранты более плотно знакомятся со спецификой выбранного отдела или структурного подразделения и его направлениями работы. Совместно с куратором формируется индивидуальный план практики. Последующее время магистранты работают согласно этим индивидуальным планам. Практика может проходить в различных форматах: организация семинаров, индивидуальных и групповых тьюториалов, работа с образовательными ресурсами учреждения и личностными ресурсами обучающихся.
По итогам работы проводится Круглый стол, на котором студенты могут презентовать полученные в ходе работы методические наработки и результаты, получить отзывы и рекомендации от Кураторов практики, а также обсудить перспективы дальнейшей деятельности в учреждении.
Результатами двухмесячной практики в ГБПОУ «Воробьевы горы» стали:
- Адаптированная программа тьюториалов «Я в профессии». Были получены содержательные результаты, оформлены и переданы педагогам подробные сценарии проведенных занятий и рекомендации по их использованию.
- Описанные и представленные условия эффективной реализации модели пробы. Результатом работы стало знакомство участников с новым средством образовательного выбора.
- Обучающий семинар для педагогов-психологов Лицея «Воробьевы горы» на тему «Технология индивидуального тьюторского сопровождения предпрофессионального самоопределения учащихся старшей школы»
- Сформированная база данных с расширенным списком образовательных ресурсов учреждения.
Производственная практика — это всегда взаимовыгодные отношения. Приведённый пример партнерских отношений далеко не единственный. Взаимоотношения такого рода – давно сложившаяся и оформившаяся традиция. И важно не столько то, что в процессе образовательное учреждение предоставляет условия для освоения профессии молодыми специалистами. При правильной организации педагогической практики педагоги получают практические и методические наработки, оформленные силами практикантов, а также адаптированные в рамках учреждения педагогические технологии, готовые к применению. Помимо прочего, это возможность познакомить педагогический коллектив с новыми педагогическими направлениями, а возможно, и расширить педагогическую структуру учреждения новыми функциями и специалистами, которые эту функцию будут выполнять.
Список литературы:
- Ковалева Е.И., Кобыща Т.М., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «Тьютор»/ М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. – 246 с.
- Чебыкина Л.В., Лисина М.А., Худякова И.В. «Тьюторство как особый педагогический способ работы: теоретические аспекты»/ Архангельск. – 7 с.