Тьюторская позиция педагога при реализации дополнительных общеразвивающих программ в логике проектной деятельности и педагогического дизайна

Рассматривается понятие «тьюторская позиция», выделены предпосылки и компоненты формирования тьюторской позиции педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в логике проектной деятельности и педагогического дизайна,  представлены результаты работы ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара по реализации тьюторства в образовательном процессе, доказано влияние тьюторского сопровождения на результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы и рост профессионального мастерства педагога.

Е.М. Молчанова,
заместитель руководителя
ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи
имени А.П. Гайдара”

Дополнительное образование детей открыто и вариативно, ориентировано на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Ключевым направлением развития этой образовательной системы является превращение жизненного пространства обучающегося в мотивирующее пространство, которое будет определять его самоактуализацию и самореализацию. Воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [5]. 

В связи с такими задачами актуальной становится перестройка деятельности педагога, связанной с изменением его профессиональной позиции и применением новых форм и технологий работы, которые обеспечат возможность разработки индивидуальных образовательных программ, индивидуальных траекторий развития, индивидуальных и коллективных инновационных проектов, – всего того, что сопровождает индивидуальное продвижение обучающегося в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Сказанное находит отражение в развитии «тьюторства» как особой педагогической позиции и нового для многих направлений в образовании, хотя ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара  уже несколько лет занимается этим. 

Тьюторство — это вид педагогического сопровождения для выстраивания индивидуальной образовательной программы человека. С понятием тьюторства всегда рядом стоит понятие «заботы о себе» [4].

И одним из способов изменения профессиональной деятельности является формирование тьюторской позиции методиста или педагога, которые сопровождают процесс освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Тьютор — это педагог, который не умеет навязывать свою точку зрения, он слышит своего тьюторанта, сопровождает его образовательный интерес, раскрывает вместе с ним его карту интересов, обсуждает образ его будущего — так человек при помощи тьютора выстраивает свою индивидуальную образовательную программу. 
Тьютор — это тот, кто ценит в человеке его индивидуальность, его субъективность, он знает много техник и технологий, умеет разрабатывать новые и корректировать имеющие под задачи [4], он работает не со знанием-информацией, а с культурной ситуацией: исследовательской, проектной, коммуникативной, игровой и т.д. [8]

Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с его интересами, возможностями и особенностями развития в образовательную среду.

В основе тьюторской позиции педагога находится признание субъектности обучающегося, который определяет цели, значение и, отчасти, условия и формы собственного образования. В полной мере тьюторство реализуется в метапредметных активностях проектных и исследовательских работ детей.

Тьюторская позиция в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара  понимается нами как специально-организованная деятельность, создающая образовательную траекторию развития педагога. 

Начиная с тьюторского сопровождения индивидуальных и коллективных проектов обучающихся, мы пришли к «открытию»: педагог становится тьютором тогда, когда сам сознательно и при помощи коллег строит не только программу сопровождения ребенка, но и свою образовательную траекторию, работает над собой, повышает свой профессионализм. 

Если педагог понимает смыслы и технику тьюторства, то и сам становится знающим и умелым тьютором, выполняя разные функции для разных субъектов:

  • для обучающихся-детей – сопровождает их индивидуальное развитие;
  • для коллег-педагогов – сопровождает их профессиональное развитие. 

Наиболее ярко это проявляется в подготовке и проведении творческого конкурса проектных работ «Проектный рейс», который проводится в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, а также в городских конкурсах исследовательских и проектных работ, где особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, а результаты оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Развитие педагогического мастерства от первых проб до новаторства требует сопровождения со стороны более опытных коллег. Образовательная траектория развития педагога складывается успешно, если он сам становится в позицию тьютора по отношению к своим воспитанникам. Тогда он может помогать коллегам и квалифицированно перенимать результаты их опыта.

В полной мере тьюторство педагога выражается в той помощи, которую он оказывает детям, разрабатывающим проекты или участвующим в исследованиях. 

Для того, чтобы условия погружения ребенка в проектную и исследовательскую деятельность были по-настоящему комфортны и мотивировали его на развитие, в основе работы тьютора (как и любого другого взрослого, работающего с ребенком) должны лежать следующие понятия: 

• вера в ребенка; 

• искренний интерес к его личности;

• принятие его особенностей; 

• доброжелательность; 

• терпение; 

• последовательность [2]

Решение вопросов предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей педагоги образовательной организации видят в создании условий для выстраивания профильных образовательных траекторий обучающихся.

ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара берет на себя инициативы по созданию программ дополнительного образования, ориентированных на результат, которые строятся в проектной логике. Дети осваивают  эмпирические и технологические навыки работы с теми объектами познания, с которыми теоретически познакомились уже в системе школьного образования, а в дополнительном образовании, как и должно быть, эти знания расширяются и углубляются.

Обычные для подростков процессы выбора интересных дел и знаний и переход от краткосрочных увлеченностей к устойчивым интересам и обозначение на этой основе перспектив профессионального самоопределения сегодня системно и при педагогической поддержке происходит не в условиях двора, школы, семьи, а в условиях дополнительного образования.

Проектные работы в образовании хороши тем, что здесь лишь условно можно отделить задачи и результаты обучения и воспитания. Предметные знания и умения осваиваются и представляются вместе с метапредметными компетенциями целеполагания, планирования, организации.

Педагогический дискурс о метапредметном содержании образования и критериальной оценке результатов, идеи образовательных программ, построенных в проектной логике, сегодня именно в системе дополнительного образования, обретают практическую основу программ, событий, детских проектов и исследований, конструирования, инжиниринга, тьюторства, экспертизы детских работ и консультаций со стороны столичных профессионалов, успешно действующих в бизнесе, управлении, медицине, авиации и других сферах.

Каждый обучающийся, по согласованию с родителями, обеспечивается необходимым оборудованием и материалами, а также может, по согласованию с тьютором, воспользоваться материальной базой организации для работы над индивидуальным творческим проектом.

В ходе выполнения индивидуального или группового творческого проекта, по согласованию с тьютором, дети выполняют работы на базе мастерских и лабораторий ГБОУ ДТДиМ имени А.П.Гайдара. 

Многообразие, вариативность, личностная ориентация и индивидуализация образовательных программ,  – главное условие, при котором педагог получает или самостоятельно берет на себя роль и функции тьютора с целью создания условий для успешного обучения детей, их позитивной социализации и максимального раскрытия потенциала личности каждого. 

Сотрудничество разных специалистов и выполнение педагогом дополнительных функций тьютора – главное условие успешности обучающихся: взрослые, работающие с детьми, должны составлять одну команду, задача которой – объединение разносторонних усилий с целью успешного вовлечения детей в проектную и исследовательскую деятельность.

Особо отметим позицию молодых педагогов в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара. Они обычно реализуют программы ознакомительного уровня. Их участие в различных конкурсах – достаточно редкое явление по объективным причинам. В своей деятельности они полагаются на знания в предметной области и на относительно небольшой педагогический опыт. Педагогические умения молодых педагогов развиваются с приобретением практического опыта и при поддержке более квалифицированных коллег. На этой основе происходит профессиональное развитие молодых педагогов и осуществляется их продвижение по ступеням педагогического мастерства. Применение педагогами норм и правил педагогического дизайна, проектной деятельности даёт им первые результаты системного, а потому и успешного творчества не только в создании новых  образовательных программ, но и в их в реализации.

Педагоги, имеющие собственный успешный опыт проектной деятельности и (или) опыт поддержки детских проектов разрабатывают и реализуют программы базового и углубленного уровней.

Высокого уровня квалификации, специальных знаний и умений требует разработка и реализация педагогом дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ориентированных на достижение детьми заданных, планируемых результатов.

Педагог понимает, что каждый ребенок индивидуален и добьётся успеха лишь в том случае, если не утратит интерес к программе, если ясно увидит результат, к которому будет стремиться, если что-то важное решает сам, примет на себя свою долю ответственности за характер и итоги работы. 

В этих условиях педагог становится тьютором, не замещает собой ребенка, не подменяет его решения своими. Он предлагает алгоритмы действий, задает вопросы, помогает ребенку понять суть и значение результатов труда.

Большинство образовательных программ базового и углубленного уровней в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, как правило, разработаны на модульном принципе представления содержания образования. Ребенок осваивает модули, как части образовательной программы, выбирая те модули, которые для него актуальны, он сам определяет отношение к каждому модулю и составляет свой индивидуальный план освоения программы. А педагог помогает ребенку увидеть целесообразность построения своего маршрута, понять планируемые результаты каждого модуля, их взаимосвязь, показать возможности создания своего итогового проекта по программе в рамках того модуля, который наиболее привлекателен для обучающегося.

Таким образом, на этой основе уже в рамках одной образовательной программы формируются индивидуальные образовательные траектории. Кроме того, педагог не только учитывает уже состоявшийся путь ребенка в освоении программ ознакомительного, вводного, базового, углубленного уровней, но и ведет диалог с детьми в отношении их будущих образовательных траекторий.

Педагог-тьютор поможет обучающемуся в планировании; подскажет полезное и убережет от ошибок в анализе ситуации, в проблематизации, целеполагании; поможет в определении дизайна содержательных и организационных решений, в планировании, в организации эффективного использования ресурсов, в управлении достижениями, в оценке и представлении результатов собственной деятельности; поможет ребенку в выборе наиболее подходящих, комфортных и приемлемых для него условий и форм образования. Педагог строит программу в логике педагогического дизайна, в логике образовательного проекта, заботится об освоении и реализации ребенком тех понятий и ценностей, которые он (ребенок) считает важными. 

Тьюторство – путь для решения проблем функциональной грамотности и компетентностей эмоционального, физического, интеллектуального, духовного развития человека [4]. И в этом случае речь идет не только о ребенке, но и о самом педагоге. Мы видим, что успешные тьюторы в дополнительном образовании решают проблемы школьной неуспешности, которые характерны для многих детей.

Педагог дополнительного образования в позиции тьютора [6]:

  • ведет свою работу так, чтобы ребенок не только осваивал ценности культуры, но и оценивал свойства своего сознания, черты характера, морально-волевые качества, необходимые для преодоления затруднений и достижения планируемых результатов;
  • проявляет себя как опытный и знающий воспитатель и тьютор;
  • находится не в позиции ментора и мастера, задающего образец продукта, а в позиции организатора познания и тьютора проектной деятельности подростка. 

Творческие активности педагогов, стремление их к высоким достижениям находят выражение в том, что они сами становятся авторами образовательных проектов, разработок, культурных образцов образовательных программ. Педагоги берут на себя функции экспертов, участвуют в деятельности рабочих групп, создаваемых в учреждении и создают проекты новых нормативных, методических материалов, а также описания технических и организационных решений. 

Полагаясь на активности педагогов-лидеров, администрация и методисты ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, совместно с магистрантами НИУ ВШЭ разработали:

  • «Книгу ответов на вопросы о проектной и исследовательской деятельности детей» (2021 г.) [3];
  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (2022 г.);
  • Методические рекомендации для создания и обновления дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, отвечающих актуальным вызовам развития качества образования детей и педагогической практики (2022 г.);
  • «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара».

Назначение этих методических разработок и материалов – облегчить работу над разработкой проектов, проектированием дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – ДООП) и помочь пошагово освоить эти процессы.

В ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара тьюторство осваивается и реализуется педагогами в работе над дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, которые имеют следующие характеристики:

  • учет возрастных особенностей, личностных интересов и потребностей обучающихся;
  • построение программы в проектной логике;
  • модульный принцип представления содержания образования;
  • очно-заочные и дистанционные формы обучения;
  • разработка и наполнение портфолио обучающегося по программе;
  • результат программы – уникальный творческий продукт обучающегося (проект, творческая работа, исследование и т.п.);
  • критериальное оценивание метапредметных, личностных и предметных результатов;
  • новые роли педагога, реализующего программу: мастер, тьютор, ментор, эксперт.

Формы и уровни развития кадрового потенциала [7]:

  • каждый педагог ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара не менее одного раза в три года проходит курсы повышения квалификации;
  • за последние три года около 15 сотрудников нашей организации успешно освоили программы магистратуры, получили образование по педагогическому направлению, профилю и виду деятельности работы;
  • сотрудники обучаются в магистратуре и аспирантуре, работают в составе экспериментальной группы;
  • все педагоги вовлечены в научно-методическую работу (методические разработки, публикации, выступления);
  • широко распространена новаторская-педагогическая деятельность: внедрение технологии педагогического дизайна, проектная деятельность, воспитательная работа в рамках своей программы;
  • регулярно проводятся мероприятия по обмену опытом с другими учреждениями образования РФ и Москвы  (проект «Взаимообучение городов России»).

Педагоги, разрабатывающие и реализующие современные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют следующие профессиональные качества

  • умеют обеспечивать предметные, метапредметные и личностные результаты образования;
  • могут создавать и реализовывать новые образовательные программы;
  • могут оказать помощь обучающемуся в создании уникального творческого продукта;
  • могут оформлять «Портфолио достижений», где отражают новые характеристики и результаты своей деятельности.

Для решения задач развития кадрового потенциала ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара создает новые условия для развития кадрового потенциала, имиджевого продвижения, мотивации, профессиональной самореализации сотрудников и обновления культуры труда.

В заключение необходимо отметить, что практика работы педагогов ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара показывает, что наиболее интересные и результативные программы дополнительного образования разрабатывают и реализуют те педагоги, которые в недавнем прошлом сами 

  • стали инициаторами и участниками образовательных проектов;
  • получили опыт экспертов детских творческих работ;
  • участвовали в деятельности временных творческих коллективов; 
  • имеют опыт публичных выступлений, создания публикаций, вебинаров;
  • проявляют интерес к повышению квалификации;
  • неоднократно получали консультативную, тьюторскую поддержку со стороны более опытных коллег и сами осваивают роли консультантов и тьюторов по отношению к воспитанникам.

Развитие профессионального мастерства педагога, его переход из позиции ментора и мастера в позицию тьютора и творца собственного проекта происходит через практику и постоянный диалог с детьми и их родителями, с коллегами, с администраторами и методистами, с социальными партнёрами ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара. 

Изложенные выше факты позволяют говорить о том, что возникла насущная необходимость, диктуемая современными обстоятельствами, изменениями условий, форм и механизмов обучения, особенно в сфере дополнительного образования детей. И сегодня очевидно, что в образовательной практике тьюторство – это грамотное и заботливое сопровождение и новая форма обучения, которая существенно улучшает результаты обучения и воспитания детей, активизирует их участие в проектной и исследовательской деятельности. 

Литература

  1. Игнатьева Е.П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №6.
  2. Карманный справочник тьютора / составители М. А. Суворова, Ю. В. Шаркунова. — Тюмень, 2017. — 32 с. (Электронный ресурс) – URL: https://sch2051uv-new.mskobr.ru/files/CPMPK/inclusia/ST.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
  3. Книга ответов на вопросы о проектной и исследовательской деятельности детей. Методические рекомендации по проектной и исследовательской деятельности для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми всех возрастов при осуществлении образовательных программ всех направленностей.- Москва: ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара, 2021. – (Электронный ресурс) – URL: https://drive.google.com/file/d/1UnuaXX7xqAocW6uBMW6pmfQG0FnS-7is/view ((дата обращения: 18.11.2022).
  4. Лебедева Н. Кто такой тьютор? – (Электронный ресурс) URL: https://www.mgpu.ru/tyutor-eto-tot-kto-tsenit-v-cheloveke-ego-individualnost/ (дата обращения: 18.11.2022).
  5. Лобанова Е.С., Гангнус Н.А. Формирование тьюторской позиции педагогов дополнительного образования при подготовке обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. №2. (Электронный ресурс) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tyutorskoy-pozitsii-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-pri-podgotovke-obuchayuschihsya-k-vserossiyskoy-olimpiade  (дата обращения: 17.11.2022).
  6. Опякина О.В. Тьютор в системе дополнительного образования (теория и практика). – (Электронный ресурс).- URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/061/9-.pdf (дата обращения: 18.11.2022)
  7. Панова В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования / В. Н. Панова // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 46-48. — (Электронный ресурс) – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4788/  (дата обращения: 03.11.2022).
  8. Сяопэн С. Содержание понятия «Тьюторство» в научно-педагогической литературе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-tyutorstvo-v-nauchno-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 18.11.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: