К вопросу о повышении квалификации педагога-хореографа в условиях нового времени

В статье рассматривается проблема образовательного уровня педагога-хореографа в системе дополнительного образования детей, возможность повышения квалификации для совершенствования педагогической деятельности.

УДК 793.3

Т.Н. Мацаренко,
кандидат педагогических наук,
ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ,
Москва

Педагог-хореограф дополнительного образования детей — это:

  • профессионал, который является для воспитанников образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
  • личность, способная помочь учащемуся стать самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком;
  • воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на становление и развитие личности ребенка.

Но, анализируя особенности адаптации педагогов-хореографов, начинающих педагогическую деятельность, необходимо отметить, что реализация этого профессионального потенциала затруднена из-за отсутствия педагогического образования. Экспериментальной базой исследования послужили: хореографический коллектив «Франжелика» Всероссийского центра детского творчества, хореографический ансамбль «Ровесник» МОУ ДОД Центра эстетического воспитания учащихся, хореографические коллективы «Эльфы» и «Лебедушка» Дворца пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, ансамбль «Юный москвич» ДК им. Зуева, ансамбль «Аленушка» ДК «Дружба», ансамбль народно-сценического танца Дома культуры «Берендей», хореографические коллективы «Блюз» и «Антре» Московского Дома самодеятельного творчества, «Арабеск» ДК «Гармония», Театр танца «Марина» ДК «Салют», ансамбли «Гармония», «Реверанс», «Топотушки» ДК «Гайдаровец», хореографические коллективы «Спектр» и «Геликон», ансамбль «Фокстрот» ДК «Красный Октябрь». В исследовании приняли участие 100 педагогов-хореографов (77% женщин и 23% мужчин).

На основании проведенного исследования мы выявили, что многие педагоги-хореографы, работающие в дополнительном образовании детей, не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление начинается одновременно с их реализацией в самостоятельной практической деятельности. Данные анкетирования показали, что высшее образование действующих педагогов-хореографов только у 19,8%, 65% опрошенных пришли в дополнительное образование из профессиональных хореографических коллективов и имеют средне — специальное образование, 15,2% — самодеятельность.

По результатам исследования мы выяснили, что после окончания училища и получения среднего профессионального (хореографического) образования в Институт Современного Искусства (ИСИ) и Московский государственный университет культуры и искусств на факультет хореографии поступает небольшое количество респондентов. Они объясняют это одинаковой программой преподавания в этих двух учебных заведениях, поэтому не желают тратить повторные пять лет.

Данные исследования также показали, что ожидают педагоги-хореографы от своей педагогической деятельности: 30,3% стремятся к личностной значимости, 23,4% — к карьерному росту, 17,6% желают повысить свой профессиональный статус, участвуя в международных конкурсах, 15% — создать новое направление в хореографии, 13,7%, стремятся найти единомышленников для реализации своей профессиональной деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что многие действующие педагоги-хореографы имеют высшее образование по хореографии, но без педагогической практики; они не знают, как реализовать свою профессиональную подготовку. Н.С. Посельская, на основе проведенных опросов среди педагогов-хореографов выявляет отсутствие у них знаний по истории педагогики и теории хореографического образования [4].

Начиная свою педагогическую карьеру, педагоги-хореографы не осознают, что для закрепления определенных знаний, умений, навыков в педагогической деятельности, диагностики причин слабых и сильных сторон хореографического коллектива, умения дать педагогическую оценку деятельности хореографическому коллективу необходимо повысить свой образовательный уровень. Необходимо закончить курсы переподготовки, повышения квалификации по своему профилю [2]. Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями — желанием совершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать конкурентоспособным.

К квалификационным требованиям педагога дополнительного образования детей в области хореографии относятся знания:

  • истории хореографического искусства;
  • основ различных видов танца: классического, народного, современного, бального;
  • методики исполнения различных движений;
  • структуры и содержания тренировочных упражнений;
  • фольклорной танцевальной культуры региона, края, города;
  • средств музыкальной выразительности, характера влияния их на исполнение танцевальных движений;
  • методики сочинения малых и больших форм танцевальных композиций;
  • драматургического развития танцевальных образов;
  • особенности танцевального костюма для исполнения современных танцев разных видов.

Столь высокие требования к педагогу — хореографу объясняются тем, что они являются залогом успешного развития хореографического коллектива и своей профессиональной деятельности [3].

Результат самой деятельности обладает некоторой относительностью. С одной стороны, результатом можно считать сумму достижений: звания, места, награды, результаты конкурсов и соревнований, в которых участвовал хореографический коллектив, с другой стороны, уровень, который достигают учащиеся, занимаясь в хореографическом коллективе (уровень общей и кинетической культуры, дисциплины, знаний, умений). В первом случае — педагог-хореограф и воспитанники рассчитывают на официальное при-знание, победу на смотрах и конкурсах. Во — втором, они ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству, что способствует развитию и самореализации каждого участника хореографического коллектива [1].

В настоящее время проводятся различные мастер-классы, которые посещают действующие педагоги-хореографы. Например, в рамках фестивального движения «Дети солнца» проводятся мастер-классы, творческие встречи для педагогов, специалистов организаций среднего профессионального и высшего образования по направлению «хореография»; Всероссийское фестивальное движение «Территория талантов» проводит мастер классы «Танцевальная мастерская», включающие актерское мастерство, современную хореографию, композицию и постановку танца. Но данные мастер-классы направлены на изучение новых стилей и танцевальных направлений и не учитывают специфические особенности системы дополнительного образования детей. Влиятельный институт

ADF (American Dance Festival) проводит мастер-классы по всему миру, но доступны они только высокооплачиваемым, утвердившимся в мире современного танца педагогам, которые посещают их с целью повышения квалификации. Остальные педагоги-хореографы выбирают собственный образовательный маршрут, учитывая свой образовательный уровень, опыт педагогической работы.

В соответствии с требованиями системы дополнительного образования детей и личной программы саморазвития начинающего педагога-хореографа необходим курс повышения квалификации, который предполагает активность педагогической деятельности, приобретение организационных, педагогических знаний и умений.

Программа курса должна показать значение хореографического образования в работе с детскими и любительскими хореографическими коллективами, роль танцевального искусства в эстетическом воспитании учащихся, преодолении детских комплексов (зажатости, неуверенности в себе, стеснительности), педагогические задачи в обучении хореографии, и быть рассчитана на педагогов-хореографов и руководителей хореографических коллективов, не имеющих педагогического образования, работающих в центрах, дворцах, домах культуры и других творческих объединений.

Задачами данного курса должны являться изучение организации различных по структуре коллективов с дифференцированным подходом ко всем возрастным группам; руководство воспитательным процессом на каждом этапе развития коллектива; знакомство с организацией и проведением концертной деятельности, конкурсов, фестивалей и критериями оценки творчества хореографических коллективов. В результате изучения курса педагог-хореограф приобретает: знания по теории организации и творческой работе с хореографическим коллективом; умения анализировать педагогический опыт руководителей хореографических коллективов; осознает специфику работы с детским танцевальным коллективом (учет физических и психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего возраста).

Чтобы помочь начинающим педагогам-хореографам, работающим в системе дополнительного образования детей, были изданы материалы для проведения занятий по хореографии — методические разработки для занятия с группами детей и взрослых. С материалами можно познакомится на сайте www.tatianamatsarenko.com.

Каким бы ни было педагогическое мастерство специалиста, ему необходимо найти свой индивидуальный подход: стиль педагогической деятельности, направление и методику преподавания, соответствующее критериям нового времени.

Список литературы:

  1. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Брусницына Анастасия Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. — Москва, 2008. — 208 с. — Библиогр.: — C. 165-184.
  2. Мацаренко Т.Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей — Москва: Издательство «Перо», 2015 — 132 с.
  3. Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе/ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, “Тюменская государственная академия культуры и искусства. — Тюмень, 2009.
  4. Посельская Становление и развитие школы классического танца в республике Саха (Якутия): диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Якутск, 2010.

Добавить комментарий

Войти с помощью: