В поисках новых смыслов: моя «Летняя образовательная сессия»

В данной статье представлен опыт обучения автора на онлайн-курсах Академии Ворлдскиллс Россия по темам «Эксперт Демонстрационного экзамена WorldSkills Russia» и «Навигатор по Future Skills»: нам трудно предсказать это будущее, но необходимо серьезно отнестись к изменениям, происходящим в мире. Онлайн-курсы Академии WorldSkills Russiy помогают получить новые навыки и изменить жизнь в 50+.

Е.М. Молчанова,
старший методист
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
города Москвы «Дворец творчества детей
и молодежи имени А.П. Гайдара»
Москва

Все началось с того, что я узнала: можно пройти онлайн-курсы и обучиться на эксперта Демонстрационного экзамена по различным компетенциям WS Академии Ворлдскиллс Россия.

Интересная история, почему не попробовать себя? Решено, после недолгих размышлений я выбираю себе компетенцию «Сити-фермер», так как это направление близко мне по уже имеющимся специальным знаниям — учителя географии и инженера-механика.

Итак, мои занятия начались. Курс рассчитан на 2 недели, скорость прохождения обучения от 2 занятий в день. После каждого занятия проводится тестирование, время 30 минут, попыток неограниченное количество. «Не ударить в грязь лицом», — я очень старалась пройти тестирование с первого раза и мне это удавалось. Лекции были очень информативны, доступны для восприятия, построены в логике проведения как чемпионатов WS, так и Демонстрационного экзамена. Кстати, Демонстрационный экзамен по стандартам WS ввели только в нашей стране в 2016 году. Мне было интересно узнавать об истории WSI, как проводить чемпионаты, какие они бывают и что такое Демонстрационный экзамен; сколько бывает экспертов на чемпионатах, что входит в их обязанности; как формируются конкурсные задания и проводится оценка их выполнения: оцениваются и профессиональные навыки (hard skills) и коммуникативные (soft skills). Думаю, это обучение будет полезно не только для тех педагогов, которые участвуют со своими воспитанниками на чемпионатах. Узнать о новых смыслах, о новых направлениях подготовки молодых специалистов интересно будет каждому из наших педагогов. Интересно будет всем и такое исследование, которые провели на чемпионате: если уровень hard skills выше уровня soft skills, то это может говорить о так называемом «профессиональном потолке», трудном продвижении в профессии и совсем другая история, если наоборот: именно soft skills двигает hard skills. Какой делаем вывод? Любая профессиональная деятельность, ее развитие созвучны с коммуникативными навыками, которые являются мотиватором любых событий в жизни человека.

По окончании обучения надо было сдать итоговый зачет по всему курсу — это 34 вопроса, 30 минут времени и две попытки. Давно я так не волновалась! Но тест был успешно пройден, 88 баллов из 100 возможных. И… свидетельство на право участия в оценке Демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills получено. Мои данные занесены в систему eSim WorldSkills, теперь остается ждать приглашения на Демонстрационный экзамен.

Пройдя это курс, я предлагаю всем сделать свой шаг в будущее и стать гражданином мира, создателем изменений в своей профессиональной деятельности вместе с WorldSkillsRussia. Для этого надо выбрать то, что вам нравиться или хорошо получается, начать изучать и развивать свои навыки, а затем вместе с WorldSkillsRussia проверить их на чемпионатах.

В ожидании дальнейшего развития событий, я решила познакомиться со следующим курсом, который предлагала Академия Ворлдскиллс Россия. Это курс называется очень загадочно — «Навигатор по Future Skillss». Так началось моё путешествие в существующее настоящее и недалекое будущее, с описанием возможных навыков (компетенций) будущего. Здесь следует отметить, что есть разница в определениях. «Компетенция» в русском языке, это знания, умения и навыки, а в определение (перевод) «Skills» входит более широкое понимание — знания, умения, навыки и предопределенный РЕЗУЛЬТАТ применения этих навыков. Система занятий построена в связке лекция-тестирование, скорость обучения 2 занятия в день, период обучения 14 дней, но, если есть желание и время, можно и быстрее закончить курс. Скажу, честно, то, что я услышала, увидела и прочитала, перевернуло моё сознание полностью, произошла перезагрузка.

Добро пожаловать в Новый сложный мир! Это приветствие прозвучало в докладе о совместной работе Global Education Futures и WorldSkillsRussia «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». В этом докладе предлагается пересмотреть модель навыков, то есть контекстные, кроссконтекстные, экзистенциальные вместо hard skills и soft skills. Именно предлагаемые навыки и есть те самые базовые навыки будущего Future Skills, компетенции для разработки новых технологий. Что же ждет нас в недалеком будущем? Цифровизация производства приведет к производству с минимальным участием человека. Блокчейн-технологии избавят нас от посредников. Рутинные когнитивные задачи будут выполнять нейронные сети. Искусственный интеллект и интернет вещей заменит работу людей.

Итак, человек недалекого будущего, каков он? Какими навыками должен обладать? Предполагается, что он должен управлять своим вниманием, быть эмоционально грамотным, творческим и креативным, с экологическим мышлением и способным к самообучению и обучению.

Что такое Future Skills зависит от позиции каждого из нас. Размышляя о будущем, мы все имеем разные содержательные основания, потому что ставим разные цели. Те, кому сейчас 15-17 лет, выйдут на пик своей деятельности к 2030- 2035 годах и, отвечая за их подготовку сейчас, мы отвечаем за подготовку их к работе и жизни для этого времени. Есть 4 вопроса которые задает нам современный мир и на которые чемпионаты Future Skills в своих форсайт-сессиях пытаются дать ответ:

  • Как измениться мир через 10-20 лет
  • Как измениться деятельность людей в этом новом мире
  • Какие навыки будут нужны в новом мире
  • Как обеспечить подготовку

Если ключевой задачей чемпионатов WorldSkills является выполнение задания по стандартам WS, то к компетенциям чемпионатов Future Skills добавляются задачи разработки и освоения новых технологий — это зоны эксперимента в зоне навыков будущего.

Здесь, как мне кажется, вырисовывается проблемная зона: soft skills в контексте Future Skills. Поясню, если WS ставит жесткую задачу выполнения работы точно по стандарту без отклонений, то данная позиция находится немного вне логики компетенции Future Skills. Future soft skills — вызов для нас, не получится научить человека нестандартно подходить к задачам, если его обучают на типовых задачах.

На сегодняшний день на чемпионатах Future Skills апробируются более 25 навыков будущего и их количество увеличивается. Например, эксплуатация беспилотных авиационных систем, проектирование нейроинтерфейсов, информационная безопасность др.

Не секрет, что высокие скорости изменения технологий задают высокую скорость обучения и освоения новых технологий: невозможно освоить ОДНУ профессию на всю жизнь. Вопрос «чему учить и как учить» стоит и перед дополнительным образованием.

Я думаю, система дополнительного образования детей может рассказать и показать на понятном языке, что такое Future Skills, какими они бывают, показать те образовательные решения по FS которые уже есть в качестве практических кейсов. Именно в этой системе могут появиться новые образовательные программы, позволяющие освоить навыки будущего, эта та дополнительная среда, которая необходима для возникновения и освоения новых инициатив. Актуальным направлением в образовательных программах (конвергентные программы) может стать направление движения мастера (педагога, наставника) со своими учениками в то, что даже он сам еще до конца не понимает (или не предполагает какого-то результата).

И, ещё. Надо уходить от программ, которые занимаются трансляцией техно-логического уклада прошлого века, к программам, моделирующим и проектирующим, создающих новые продукты деятельности, новые результаты. А поддерживать это новое развитие возможно городскими инициативами, такими, как участие в олимпиадах, конкурсами, грантами.

Может быть это и есть переход на новую модель дополнительного образования?

Список литературы:

  • Академия Ворлдскиллс Россия (сайт). URL: https://worldskillsacademy.ru/#/programs (Дата обращения 29.07.2019)
  • Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». Электронный ресурс: https://futuref.org/futureskills_ru (Дата обращения 27.07.2019);
  • Основные тезисы доклада «Навыки будущего. Что Нужно знать и уметь в новом сложном мире». Электронный ресурс. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WS_summary_12_rus.pdf (Дата обращения 29.07.2019)

В поисках новых смыслов: моя «Летняя образовательная сессия»: 2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: