Российское движение детей и молодёжи в современной школе – территория новых возможностей и значимых событий
Статья посвящена вопросам создания и перспективам развития общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение детей и молодежи», появившейся несколько лет назад в пространстве современной школы. Проанализированы целевые ориентиры, функции и приоритетные направления движения. Материалы статьи рекомендованы педагогам и руководителям образовательных организаций, аспирантам, студентам, представителям детских и молодежных движений, общественных объединений и некоммерческих организаций.
Н.М. Куранина,
руководитель ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара»,
Сопредседатель Российского Движения Школьников,
член Общественной палаты Российской Федерации,
Москва
В настоящее время история развития детских общественных объединений открывает свою новую главу. Сами участники детского движения выбрали название – «Движение Первых». Они же определят основные направления и содержание деятельности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, придумают игры, в которые будут играть, традиции, которые захотят соблюдать, свою систему личностного роста и самореализации, свои отличительные знаки, символы, ритуалы и вдохновляющие девизы…
Но самыми главными станут разработанные и реализованные участниками движения социально значимые дела, проекты и инициативы, которые будут отражать актуальные вопросы воспитания социальной активности детей и молодежи, будут востребованы и, несомненно, изменят мир к лучшему (Рис. 1). Президент России В.В. Путин 14 июля 2022 года подписал Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» № 261-ФЗ, где определено правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности добровольного, самоуправляемого общероссийского общественно-государственного движения [10].
Это движение нацелено на подготовку детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями [10].
Школьники и студенты будут участниками движения, а взрослые будут их наставниками, которыми могут быть и родители, но не могут быть иноагенты и сотрудничающие с ними лица [5].
Среди целевых ориентиров Российского движения детей и молодежи обозначены следующие (Рис. 2):
- содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;
- содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;
- создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;
- создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [10].
Общественно-государственное Российское движение детей и молодежи (РДДМ) – это единое движение, создающееся совместно с детьми и для детей, которое призвано не только сплотить все существующие детские организации, движения и объединения в стране, чтобы охватить наибольшее количество детей и подростков, но и дать им максимальную поддержку, «дотянуться» до каждого ребенка. В РДДМ каждый участник найдет для себя значимое, интересное и полезное дело, раскроет «себя» на этой новой территории, которая предоставляет разнообразные возможности.
В этой связи возникает желание выявить потенциал, заложенный в Российское движение детей и молодежи, и разобраться, зачем оно нужно современным детям, что может им дать, и в чем может помочь современной школе [1, 5] (Рис. 3). Среди задач РДДМ – содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организация досуга детей и молодежи.
Мы часто говорим о назначении детских общественных организаций и их огромной роли в процессе социализации и профессиональной навигации для детей, о роли педагога и наставника, как значимого взрослого, о зоне ближайшего развития, проявлении лидерских качеств и реализации инициатив участников движения… Но при этом не всегда (а если честно, то редко) отмечаем те возможности для построения воспитательной системы в школе, которые открывает Российское движение детей и молодежи.
Объединяя различные детские организации и ориентируясь на инициативы и интересы детей, Российское движение детей и молодежи может выполнять в школе функции проектного офиса, куда любой обучающийся может прийти, предложить свою идею, разработать социально значимый проект, найти ресурсы и единомышленников, куратора или эксперта.
Российское движение детей и молодежи предполагает максимальный охват детей позитивной активностью, следовательно, оно становится площадкой по профилактике негативных проявлений. Обучающиеся, состоящие на внутришкольном контроле или внутришкольном учете, имеют возможность подключиться к социально значимой деятельности, добровольчеству, волонтерству, гражданско-патриотическим и спортивным проектам, получить положительные характеристики от педагогов и наставников РДДМ. При плохой успеваемости, можно попробовать себя в альтернативных видах деятельности и оказаться в «ситуации успеха», что является одним из направлений социализации и во многом способствует самоопределению участников движения. При повышенной тревожности, связанной с оцениванием знаний, дети получают опыт работы в условиях, где отсутствует «жесткая» оценка их знаний и умений, то есть оценивание в привычной форме даже не предполагается [4].
В рамках деятельности Движения его участники не просто знакомятся с различными видами деятельности, встречаются с представителями различных профессий, но в процессе реализации своих инициатив могут проследить весь процесс управления проектом от зарождения идеи до реализации и подготовки отчетной документации, презентации или программы продвижения в социальных сетях. При этом многие процессы и системы взаимодействия ребята узнают изнутри, являясь частью событий, что позволяет им сделать адекватный вывод о своих возможностях и предпочтениях в профессиональной деятельности.
РДДМ с его принципами свободы и открытости предоставляет молодому поколению возможность осуществить социальные пробы и взять на себя ответственность за настоящее и будущее страны, что актуализирует способность участников самостоятельно осуществлять выбор в политической, экономической, профессиональной, бытовой и др. ситуациях. Это особенно важно, потому что
в современном мире роль лидера, личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особое значение. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы подростки не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными и самоуверенными карьеристами. Именно в школьные годы необходимо заложить основы саморазвития и создать у ребенка устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Являясь центром детской активности, РДДМ формирует среди обучающихся лидеров, которые транслируют позитивные идеи и могут стать примером для подражания как среди детского сообщества, так и для родителей, педагогов и жителей ближних и дальних районов.
Вокруг позитивной детской активности, как правило, формируется информационное поле, поэтому РДДМ с развитием современных технологий и медиа-коммуникаций становится центром неформального образования и общения детей, родителей и педагогов. Здесь хранится информация об активных участниках-выпускниках, которые впоследствии могут [4]:
- приходить в школу с профориентационными лекциями,
- участвовать в развитии образовательной организации,
- создавать клубы выпускников,
- быть активными участниками Движения,
- выступать в качестве экспертов проектной деятельности,
- становится наставниками и кураторами различных проектов.
В современной ситуации отмечается тенденция привлечения молодежной аудитории к формированию позитивного контента в социальных сетях. Это связано с широким распространением негативной информации (например, экстремистской направленности) в онлайн-пространстве. Политика нашего государства в области национальной безопасности выделяет деятельность по предупреждению экстремизма в молодежной среде отдельным направлением своей работы, в связи с чем на образовательные организации возложена обязанность профилактики экстремистской деятельности, а именно:
- выявление и устранение причин негативных социальных явлений;
- анализ структуры молодежных групп, находящихся в зоне риска, и снижение уровня
этого риска; - выявление лиц, деятельность которых подразумевает реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение [12].
В этом направлении значительную роль играет РДДМ, деятельность которого направлена непосредственно на социальное воспитание детей и молодежи. Формируя позитивный контент в социальных медиа, РДДМ развивает детские средства массовой информации (СМИ). Но необходимо отметить, что большинство самодеятельных и официальных детских и подростковых СМИ не используют свой медиаобразовательный потенциал, хотя очевидно, что участие детей в создании медиатекстов, подготовке самодеятельных изданий – это важный элемент их воспитания, который надо развивать.
Основными принципами деятельности Российского движения детей и молодежи стали [8] (Рис. 4):
1) добровольность участия в Движении;
2) равенство прав участников Движения;
3) учет индивидуальных особенностей участников Движения;
4) непрерывность и систематичность деятельности Движения;
5) преемственность деятельности Движения по отношению к участникам Движения разных возрастов;
6) открытость деятельности Движения.
Для обеспечения достижения целей своей деятельности Российское движение детей и молодежи реализует программу воспитательной работы Движения [6, 11] в соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» [9] и «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации» [8] на основе примерной рабочей программы воспитания, в которую входят следующие модули: «Ключевые общешкольные дела»; «Классное руководство»; «Курсы внеурочной деятельности»; «Школьный урок»; «Самоуправление»; «Детские общественные объединения»; «Экскурсии, экспедиции, походы»; «Профориентация»; «Школьные медиа»; «Организация предметно-эстетической среды»; «Работа с родителями».
Опираясь на возможности Российского движения детей и молодежи, школа может реализовать программу воспитания по каждому модулю. При этом Движение становится своего рода методическим кабинетом по вопросам воспитания [6, 11].
Российское движение детей и молодежи призвано объединить уже существующие детские движения, объединения и организации, при этом не растеряв, а приумножив их воспитательный потенциал. Важно отметить, что воспитательное пространство детских общественных организаций сегодня отвечает запросам общества и государства, при этом продолжает активно расширяться, консолидируя вокруг себя новые государственные социальные институты [11].
Детские общественные организации обладают достаточным потенциалом для того, чтобы
быстро и гибко реагировать на новые вызовы не только общества, государства, сферы образования, но и на стремительно меняющиеся запросы детей. «Потенциал», в переводе с латинского языка – это буквально сила, мощь. И сегодня мы действительно можем говорить о потенциале-мощи детских общественных организаций, воспитательные возможности которых продолжают расти.
Детская общественная организация давно перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Современные детские общественные организации могут быть охарактеризованы, как сообщества, создаваемые не для детей, а самими детьми, при участии поддерживающих «взрослых» для реализации общих интересов в условиях совместной, социально значимой деятельности. И под термином «взрослые» в данном контексте все чаще стоит не просто педагог, ведущий за собой, а скорее целый социальный институт [2]. Реализация проектов всероссийских детских и молодежных организаций и движений становится социальным лифтом для обучающихся, потому что учредителями Российского движения детей и молодёжи стали 26 крупнейших в России детско-юношеских организаций, чьи возможности открывают большие перспективы и дают новый опыт в разных направлениях деятельности, реализуя многочисленные проекты, среди которых следующие (Рис. 5):
- «Большая перемена»,
- «Национальная технологическая инициатива «Кружковое движение»,
- Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»,
- Юнармия, Школы безопасности,
- Российское историческое общество,
- Российское географическое общество,
- волонтерские проекты Всероссийского общественного движения «Волонтеров Медиков», Всероссийского общественного движения «Волонтёров победы», Ассоциации
волонтёрских центров, - проекты президентской платформы «Россия страна возможностей»,
- Всероссийское общество «Знание».
Кроме того, каждая вышеназванная организация формирует сообщество профессиональных волонтеров из числа участников проектов, готовых передавать свои знания и опыт внутри системы, становиться наставниками для следующих участников проектов всероссийских детских и молодежных организаций и движений.
Но потенциал – это также совокупность всех имеющихся возможностей, в широком смысле, это «запасные» средства. И сегодня в развитии детских общественных организаций мы наблюдаем полярные векторы развития. С одной стороны, многие проекты стандартизированы и масштабированы на Федеральный уровень, они находятся на пике своего развития, интересны детям, привлекательны для различных государственных социальных институтов, имеют четкую цель и решают поставленные задачи. А с другой стороны, в глубине небольших детских общественных объединений зарождаются новые проекты, те самые «запасные» средства, которым еще предстоит
расти до Федерального уровня, а для этого им также нужна поддержка государственных социальных институтов, важна информационная поддержка.
Деятельность детских общественных организаций всегда рассматривалась с двух позиций:
- с одной, как цель, которую ставят перед собой дети,
- с другой – как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые.
Но добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда в нём видна перспектива интересной жизни, возможность удовлетворения своих запросов. При этом предполагается создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности, а как результат мы видим реальное желание и готовность участников детских общественных организаций выполнять социальные функции в обществе и стремиться к развитию государственных социальных институтов.
Воспитательный потенциал деятельности детских общественных объединений направлен на то, чтобы участники, входящие в организацию, имели возможность влиять на ее деятельность. Это значит, что принятие норм и традиций детской общественной организации не должно отнимать у ребенка своего «Я», возможностей проявления индивидуальности и своей субъектной активности [11].
В то же время в детской общественной организации происходит не только формирование личности, но и «отбор» внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора. Детская общественная организация представляет собой важный фактор социализации, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, возможностей, целей своих участников, способствуя взаимному обогащению, а с другой стороны, способствуя реализации воспитательных потенциалов и консолидации государственных общественных институтов во имя ребенка. Сегодня перед новой детской общественной организацией стоят непростые, но очень важные и интересные задачи:
- Как развивать Российское движение детей и молодежи, сохранив и приумножив
потенциал и возможности детских общественных движений, организаций и объединений? - Как сформировать детские самоуправляемые сообщества вокруг лидеров мнений, при этом формируя коллектив на основе интересной и продуктивной деятельности?
- Как интегрировать воспитательные программы Движения со школьными программами воспитания, таким образом, чтобы каждый социальный институт от этого только выиграл?
На эти и другие вопросы нам только предстоит найти ответы, но уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что мы готовы открывать новые горизонты и вместе пробовать новые пути решения обозначенных задач для предоставления детям и молодежи новых территорий возможностей и социально значимых событий.
Список литературы:
- Данилина А. Зачем нужно Российское движение школьников. Как юному поколению помочь найти себя?// Учительская газета, №16 от 18 апреля 2017. (Электронный ресурс). URL: https://ug.ru/zachem-nuzhno-rossijskoe-dvizhenie-shkolnikov-kak-yunomu-pokoleniyu-pomoch-najti-sebya/ (дата обращения: 14.11.2022)
- Добрынина М.В., Коваленко Д.Г., Кранин А.В. Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций // ЭСГИ. 2017. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-dvizhenie-shkolnikov-kak-novaya-forma-vzaimodeystviya-obrazovatelnyhi-sotsialno-orientirovannyh-nekommercheskih (дата обращения: 16.11.2022).
- Новицкая Е. Российское движение детей и молодежи или современный аналог пионерии – для чего потребовалось создание новой организации. (Электронный ресурс). URL: https://ivprave.ru/prava/obrazovanie/pioner (дата обращения: 17.11.2022)
- «РДШ» в школе. Методическое пособие // Авторы-составители: Белорыбкина Е.А., Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., Долина Н.Н., Епов Д.В., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В., Прутченков А.С., Родионова Е.Г., Телушкин М.В., Фришман И.И. /– Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018. – 76 с.
- Журавлев К. Основа сильной России: зачем нужно новое движение детей и молодежи//Газета.ru. (Электронный ресурс). URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/07/22/15168860.shtml (дата обращения: 13.11.2022)
- Российское движение школьников в образовательной организации [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Харланова, С.В. Рослякова, Н.А. Соколова и др.; под ред. Е.М. Харлановой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 281 с. (Электронный ресурс). URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6965/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.11.2022)
- Сайт «Российское движение школьников» (рдш.рф) https://xn--d1axz.xn--p1ai/
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL:
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 28.10.2022). - Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 28.10.2022).
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». (Электронный ресурс). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025 (дата обращения: 15.11.2022)
- Харланова Е.М. Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sistemapervichnogo-otdeleniya-rossiyskogo-dvizheniya-shkolnikov-etap-stanovleniya (дата обращения: 14.11.2022).
- Шагина Е.С. Формирование позитивного контента в социальных сетях как форма профилактики экстремизма, проводимая учреждениями дополнительного образования// Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научноисследовательской конференции (Екатеринбург, 13 апреля 2021 г.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, — С. 332-337. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/104035 (дата обращения: 16.11.2022).