Воспитание в пространстве взаимодействия дополнительного образования
и местного сообщества
В статье показаны исторически сложившаяся связь дополнительного образования и местного сообщества, а также возможности воспитания обучающихся посредством их вовлечения в решение проблем города или поселка. Рассмотрено социальное проектирование как инструмент взаимодействия организации дополнительного образования и местного сообщества, направленного на включение обучающихся в общественно полезную деятельность. Представлен опыт Дворца творчества им. Н.К. Крупской по реализации общественно полезных программ и проектов.
Е.Б. Цибизова,
доцент кафедры общего образования и психологии
МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»,
кандидат педагогических наук
С.Ю. Шишкова,
методист
МБОУ ДО ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской,
Новокузнецк
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) одним из приоритетов государственной политики в области воспитания определено «развитие… кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений Воспитание в пространстве взаимодействия дополнительного образования и местного сообщества культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России».
Сотрудничество субъектов системы воспитания необходимо, так как это ресурс приобретения обучающимися социальных знаний и опыта, удовлетворения потребности самореализации подрастающего поколения в общественно полезной деятельности.
Кроме того, взаимодействие образовательной организации и общества обеспечивает достижение полноты цели воспитания, которая в соответствии с п. 2. ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ провозглашена как личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Однако, первые два положения реализуются в практике с большим успехом, чем последнее. В анализе социокультурной ситуации, представленной в Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!» в Кемеровской области – Кузбассе на период до 2025 года (Утв. распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 6 февраля 2023 г. № 17 рг) зафиксировано, что: «Самые низкие оценки получены при характеристике одиннадцатиклассниками и их родителями опыта социальной деятельности, характеризующегося активностью участия в общественной жизни, социально значимых проектах, волонтерском движении». Соответственно существуют проблемы взаимодействия общего образования и других субъектов системы воспитания, что приводит к нарушению. процесса приобретения социокультурного опыта поведения и применения полученных знаний. Образовательные организации могут оказаться оторванными от реальных потребностей и проблем общественной жизни, в которой живут и развиваются обучающиеся.
Иная ситуация в организациях дополнительного образования. «Воспитательная уникальность этих образовательных учреждений, – пишет Н.Л. Селиванова, – в том, что они охватывают внешкольное пространство социума – сферу культуры, экономики, духовной жизни ребенка; их деятельность переходит в открытое непрерывное образование в социуме» [3, с. 79]. Социумом принято называть устойчивую общность людей со всем разнообразием общественных, культурных и иных отношений. Такой общностью является местное сообщество.
Для понимания что такое «местное сообщество» важен тот факт, что в любом поселении есть население. И, как верно, пишет Н.И. Уздимаева – это не научная абстракция, а реально живущие в городе или поселке люди, где каждый человек взаимодействует с другими, так образуется общность людей. «На уровне местного сообщества граждане объединены а-приори, не по принадлежности к той или иной социальной или профессиональной группе, а по территориальному и одновременно духовному признаку, ибо, покидая сообщество даже на время, мы безусловно связаны с ним» [4].
В работе Н.В. Демчук дано следующее определение: «Местное сообщество – совокупность горизонтальных социальных связей (взаимоотношений) между людьми, порождаемое взаимодействием совокупности людей, проживающих на территории муниципального образования, имеющих общие интересы и ценности, осознающих необходимость объединения действий для решения вопросов местного значения и взаимодействующих по поводу решения вопросов местного значения» [1, с. 117]. Немаловажно, что жители какой-либо территории не становятся автоматически местным сообществом, это, скорее, определенная ступень развития населения. Наталья Владимировна отмечает: «Население…, чтобы стать сообществом, должно научиться осознавать свои общие интересы как интересы граждан, живущих на одной территории» [1, с. 116]. Соответственно, если мы говорим о взаимодействии дополнительного образования с местным сообществом, то субъектами воспитания выступает не все население города, а его активные представители – органы местного самоуправления, культурные учреждения, краеведческие, природоохранные организации, инициативные группы граждан, бизнес-сообщества. Важно, что организации дополнительного образования, социальные партнеры, активные представители местного сообщества имеют общие цели – развитие и социализация подрастающего поколения, воспитание социально активной личности.
Взаимодействие дополнительного образования с местным сообществом основано на их исторической связи. Возникновение и развитие внешкольного образования в нашей стране – это общественно-педагогическое движение местного сообщества и благотворителей.
В работе Рубена Альбертовича Эфрикяна отмечено, что чаще всего в муниципальном образовании столько организаций дополнительного образования для детей, сколько их было до сформирования органов местного самоуправления, так как действуют традиции, которые, в свою очередь, определяются наличием энтузиастов-профессионалов, работающих на благо детей, активностью общественных формирований, спонсоров и благотворителей [5, с. 125]. То есть, в каждом городе или поселке сложилась аутентичная система дополнительного образования, во многом основанная на сотрудничестве активных представителей местного сообщества, социальных партнеров. Это единственный вид образования, не регулируемый стандартами, обладающий высокой вариативностью и гибкостью, способный обеспечить связь с практикой. Поэтому он интересен для социальных партнеров, бизнес-сообществ.
Сегодня эффективным инструментом взаимодействия организации дополнительного образования и местного сообщества, направленного на включение обучающихся в общественно полезную деятельность, привлечение их к решению общих проблем, является социальное проектирование. «Социальный проект – это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления» [2, с. 37]. Социальное проектирование позволяет каждому человеку, организации или сообществу стать инициатором социальных изменений. В последние годы устойчивой тенденцией стало осуществление социального проектирования на привлеченные средства благотворителей.
Для этого социально ориентированные организации участвуют в конкурсах на предоставление грантов.
В 2022 году, в год пятилетия работы Фонда президентских грантов Президент России Владимир Путин отметил, что «Конечно, особенно приятно, когда находятся люди, особенно работающие в социальной сфере, которые реализуют свои идеи. Это, конечно, напрямую связано с поддержкой людей, которые ждут этой помощи, и эта помощь приходит как раз вовремя…».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской» (далее – Дворец творчества им. Н.К. Крупской) участвует в конкурсах на грантовую поддержку с 2016 года. Условия получения денежной поддержки, устанавливаемые юридическими или частными лицами, не всегда позволяют муниципальной бюджетной организации реализовывать общественно-полезные программы и проекты. Поэтому у Дворца творчества им. Н.К. Крупской есть два партнера: некоммерческая организация «Благотворительный фонд поддержки ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской» и автономная некоммерческая организация «Центр поддержки молодежных, творческих и социальных проектов «Созидание и творчество». В сотрудничестве с некоммерческими организациями за семь лет реализован двадцать один социальный проект, и один проект был осуществлен непосредственно Дворцом творчества им. Н.К. Крупской. Наши проекты были поддержаны субсидиями из бюджета Кемеровской области и администрации города Новокузнецка, Центром социальных программ «РУСАЛ», Некоммерческой организацией Благотворительный фонд «ЕвразСибирь», Фондом президентских грантов, Благотворительным фондом Владимира Потанина, Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.
Реализация социальных проектов в пространстве взаимодействия Дворца творчества им. Н.К. Крупской с местным сообществом основана на том, что для решения острых вопросов требуются усилия многих. Любой наш проект представляет собой сложный и долговременный процесс. Первоначально определяется проблема, в решении которой именно организация дополнительного образования принимает на себя ведущую и координирующую роль. Проводится оценка собственных ресурсов – кадровых, материальных, социальных и иных. Затем идет поиск потенциальных партнеров, устанавливается их активность и готовность включиться в совместную деятельность, согласуется общая цель и способы ее достижения. Организация дополнительного образования, в целях сохранения доверия партнеров и общественности, обеспечивает открытость и доступность информации о ходе решения проблемы. Понимание всеми заинтересованными сторонами того, что эффективность работы в разы увеличивается только за счет объединения ресурсов и усилий, приводит к появлению стремления решить проблему именно во взаимодействии, особенно в условиях ограниченности ресурсов.
На сегодняшний день Дворец творчества им. Н.К. Крупской в сотрудничестве с некоммерческой организацией «Благотворительный фонд поддержки ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской» и автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки молодежных, творческих и социальных проектов «Созидание и творчество» занимает одну из лидирующих позиций среди активных представителей местного сообщества Новокузнецка. Реализованные социальные проекты в основном направлены на решение экологических проблем, профориентацию детей и подростков, социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, поддержку молодежных инициатив, предоставление возможностей для самореализации людей старшего поколения.
В таблице 1 приведена характеристика некоторых наших социальных проектов.
Таблица 1
Безусловно, реализация социальных проектов и общественно полезных программ – это
привлечение дополнительного финансирования для сохранения устойчивости и потенциального развития организации. Изменилась инфраструктура Дворца творчества им. Н.К. Крупской, созданы новые мастерские, лаборатории, объединения, коллективы оснащены современным оборудованием, поддержано то, что традиционно развивается в нашем учреждении и востребовано детьми и родителями.
Однако более существенным результатом мы считаем направленность такой работы на решение общих проблем. Важно понять, что без привлечения инициативных и деятельных граждан не может быть реализован ни один проект. Дети участвуют в их реализации или в качестве благополучателей или как волонтеры. А профессионализм и неравнодушие педагогов позволяет им стать руководителями проектов или членами команды. Постепенно создается разновозрастная команда единомышленников, нацеленных на успешную реализацию проекта. Это, конечно, дополнительная нагрузка, но она способствует самореализации в обществе и личностному росту и взрослых, и детей. И ни один проект не заканчивается при его завершении, каждая инициатива продолжает жить и развиваться дальше.
Подведем итоги. Для достижения полноты реализации заданной государством цели воспитания необходимо обеспечение процесса приобретения обучающимися социальных знаний и опыта, удовлетворение их потребности самореализации в общественно полезной деятельности. Однако существуют проблемы взаимодействия общего образования и других субъектов системы воспитания. Другая ситуация в дополнительном образовании, исторически связанного с местным сообществом города или поселка. Воспитание в дополнительном образовании, его особенности, определены связью с окружающей жизнью. Одним из механизмов включения обучающихся в общественно полезную деятельность является социальное проектирование. Освоение знаний и умений в решении общих проблем, участие детей и педагогов в конкурсах на получение грантов и их реализация – это не только социализация подрастающего поколения, воспитание социально активной личности, но и возможность развития организации, повышения ее престижа, роли и значимости в местном сообществе.
Список литературы:
- Демчук Н.В. Местное сообщество: интерпретация понятия / Н.В. Демчук // Вестник Майкопского государственного технологического института. – 2019. – № 2/41. – С. 111-121.
- Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие –/ В.А. Луков – 7 изд. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. – 240 с.
- Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). – 2014. – С. 76-99.
- Уздимаева Н.И. Местные сообщества и их роль в реализации права на местное самоуправление // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22862
(дата обращения: 03.10.2023) - Эфрикян Р. А. Деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительного образования / Р.А. Эфрикян // Юристъ- Правоведъ. – 2010. – № 3. С. – 123-127.