Общее развитие личности в контексте модернизации содержания дополнительного образования детей

личность

Павлов А.В.,

ГБПОУ «Воробьевы горы», руководитель

Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования, к.п.н.

Одним из очевидных приоритетов развития системы дополнительного образования становится обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества, что нашло отражение в концептуальных нормативных документах. Первоочередной задачей в деле «опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны» [2]  представляется научно-методическое уточнение особенностей содержания дополнительного образования, заключенного в дополнительную общеобразовательную программу, а, особенно, в ее менее нормативно урегулированный вид – дополнительную общеразвивающую программу.

Это представляется достаточно сложной и неоднозначной задачей в контексте полифункциональных целей и поливариативного содержания самого дополнительного (внешкольного) образования, вобравшего за многие годы своей истории в себя весомые достижения как, в основном, практики, так и теории. Тем не менее, определение сущностных характеристик «общего развития» поможет пониманию и коррекции содержания, целей и задач дополнительных общеразвивающих задач на современном этапе.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 31.12.2012 г. предпринята попытка разрешить достаточно актуальную проблему – дифференциацию содержания программ дополнительного образования. Для этой цели вводится разделение дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные. По сути, данный шаг разделил дополнительное образование на два уровня – общий и повышенный, заложив потенциальную возможность перехода от общего уровня к предпрофессиональному. Но в практике такая особенность имеет два противоречия: 1) общеразвивающее и предпрофессиональное дополнительное образование существуют параллельно, т.е. ребенок (его семья) делает свой выбор сразу в пользу одного или другого, редко переходя «по вертикали». При этом известны случаи перехода ребенка как от общеразвивающих программ к предпрофессиональным, так и обратно; 2) общеразвивающее дополнительное образование, при наличии предпрофессионального, с точки зрения формальной юридической логики лишилось права на реализацию программ, претендующих на так называемую допрофессиональную подготовку. Так практика реализации программ, выпускники которых поступают в учебные заведения профессионального образования по профилю освоенной дополнительной общеразвивающей программы достаточно распространена.

Переходя к пониманию общего развития, стоит обратить внимание на еще несколько немаловажных особенностей.

ФЗ «Об образовании в РФ» четко оговаривает, что дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования. Здесь имеется в виду параллельность дополнительного образования нормативному вектору – обучению по соответствующим основным образовательным программам.

Между тем, основная общеобразовательная программа реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, имеющими свою целью: 1) «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» (ФГОС НОО) [4 ]; 2) «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») (ФГОС ООО) [5].

Таким образом, отметим, что развитие личности ребенка и ее характеристик является обобщенной целью образования в общей школе, но также в целом присуще любой образовательной системе. А внеурочная деятельность, как часть федерального образовательного стандарта, также подкрепляет основной образовательный результат.

Необходимо понимать, что «общее развитие» не есть в полном смысле «всестороннее развитие», подчеркивающее равноценное, гармоничное сочетание различных сторон личности в его развитии.

Для полноценного понимания различий и особенностей уровней дополнительного образования из изложенного ранее необходимо определить «общеразвивающее» и «предпрофессиональное» как «общее» и «специальное».

В чем же особенность общего развития личности в дополнительном образовании детей, отличного от развития личности в общем основном образовании? Здесь необходимо понимание роли дополнительного образования детей в общем развитии личности, не перекрывающей и дублирующей роли основного общего образования, но компенсирующей недостатки последнего.

При этом целостное развитие личности в системе общего образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи с тем, что ФГОС понимается и позиционируется как «стандарт всего школьного периода жизни ребенка» (А.Г. Асмолов), на наш взгляд, дополнительное образование должно следовать логике и аналогии образовательных стандартов в части компетенций и универсальных действий. Несмотря на тривиальность решения, это сможет обеспечить преемственность в едином образовательном пространстве и подлинную «дополняемость» данного вида образования.

Переходя к термину «общее развитие», необходимо проанализировать его, в первую очередь, с психолого-педагогической точки зрения.

По общенаучному определению, развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью и закономерностью происходящих в развивающемся объекте изменений.

При этом отмечается, что одной из основных его характеристик является время, точнее, протяженность во времени, которое и выявляет направленность развития. Поэтому говорить о краткосрочных дополнительных общеразвивающих программах, имеющих целью общее развитие личности в «сжатые сроки», необходимо крайне осторожно.

Безусловно, как сегодня считает большинство исследователей, обучение является важным условием, основой и средством психического и, в целом, личностного развития человека. Собственно профиль деятельности, предмет или полипредметность дополнительной общеразвивающей программы и является стержнем общего развития личности обучающегося, вокруг которого выстраивается вся система деятельности в дополнительном образовании детей.

Разработанная в отечественной психологии теория развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.К. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) закрепляет решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности.

Согласно точке зрения Л.С. Выготского, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» [1, 247]. Данное утверждение нашло развитие и в зарубежной когнитивной психологии. Из основополагающего тезиса Л. С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [1, 251]. Данное положение принципиально определяет всю организацию обучения в системе дополнительного образования. Адаптация к завтрашнему дню в контексте развития ребенка в стремительно изменяющихся реалиях – пожалуй, самая сложная и ответственная задача, стоящая перед дополнительным образованием детей. Регулярное совершенствование дополнительной общеразвивающей программы становится очевидной потребностью на фоне стремительно развития науки, технологии, общественных отношений.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

По Л.С. Выготскому, «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях… единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» [1, с. 248]. Другая трактовка развития, согласно Л.С. Выготскому, находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию [1, с. 248].

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович отражают развитие ребенка, как личности, последовательным формированием личностных новообразований, свойственным опредленным периодам жизни. В связи с чем возникает необходимость более строго учета возрастных особенностей обучающихся в дополнительном образовании, прагматичного отношения к возрастным критериям освоения образовательной программы.

Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит: воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и далее «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. …не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…» [3, с. 192].

Сомнительным в данном ключе представляется ставшим распространненным деление задач и результатов в дополнительной образовательной программе – на обучающие, воспитывающие и развивающие. Как же одно здесь можно отделить от другого? Разделить содержание и средства по решению каждой из задач для достижения соответсвующих результатов? Нет, этот процесс един. И трудноразделим и диагностируем в существующей системе координат.

Социально-педагогическое толкование «общего развития» в дополнительном образовании можно сформулировать на основе концепции социализации А.В. Мудрика в контексте представленных задач дополнительного образования детей:

  • содействие учащемуся в приспособлении (адаптации) к условиям конкретного общества, через предоставление возможности освоить наиболее широкий перечень предметных сфер (познания, игры, общения, предметно-практической деятельности) и способов деятельности  (соревнования, творчества, самоорганизации, презентации и т.д.);
  • содействие учащемуся в обособлении (индивидуализации) в условиях конкретного общества, обеспечиваются предоставлением возможностей для углубленного освоения отдельных предметных сфер при вариативности программ дополнительного образования;
  • сочетание приспособления и обособления в условиях конкретного общества обеспечивается делегированием права выбора содержания дополнительного образования учащемуся и его семье; предоставлением наиболее одаренным детям возможностей индивидуального развития, опережающего возрастные и среднестатистические нормы, возможностей достижения и демонстрации выдающихся успехов в социально значимых областях; включением в профессиональные сообщества значительно ранее сверстников;  предоставлением всем учащимся дополнительных возможностей социально-профессиональной мобильности за счет освоенных предметных сфер [6].

Таким образом «общее развитие» отличается от профессионального (специального) развития, составляющего основу предпрофессиональных программ, в котором определяющее значение играют приобретенные знания, умения и навыки в узко профессиональной сфере.

Общее развитие представляет собой равноценное (равнозначное, без выделения из них каких-либо) развитие разных свойств личности и ее компетенций.

Общее развитие происходит в трех областях одновременно и взаимосвязано: физической, когнитивной, психосоциальной.

В качестве универсальных действий, компетенции которых формируются у обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, могут быть представлены по аналогии с федеральным государственным образовательным стандартом:

  • ценностно-смысловые (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация и др.)
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др.)
  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем и др.)
  • коммуникативные (контакт с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Таким образом, отличительными особенностями дополнительной общеразвивающей программы могут стать следующие положения:

  • Доминирование развития общих способностей на специальными
  • Предмет деятельности выступает как средство общего развития
  • Приоритет развития универсальных действий
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие общих способностей и широкого круга возможностей
  • Развитие мышления
  • Расширение кругозора
  • Развитие общей культуры
  • Содействие физическому развитию
  • Развитие мобильности и адаптируемости

Дополнительная общеразвивающая программа имеет достаточно абстрактную перспективную цель, связанную с общим развитием личности обучающегося, предполагающую личностный образовательный результат.

Для достижения цели общего развития в дополнительной общеразвивающей программе используются широкий спектр вариативных форм и активностей.

Исходя из определения категории «образование» как целенаправленного процесса обучения и воспитания, в котором «воспитание» понимается как деятельность, направленная на развитие личности, необходимо подчернкуть, что воспитывающая функция дополнительной общеразвивающей программы обладает достаточным приоритетом. А предмет деятельности здесь выступает не как самоцель, а средство.

Общее развитие как доминанта в дополнительной общеразвивающей программе имеет глобальное значение для будущего ребенка – предоставляя разностороннее детство, помогает успешной специализированной взрослости.

Учет описанных научно-методических позиций может позволить актуализировать содержание дополнительных общеразвивающих программ, модернизировать формы, технологии и методы реализации дополнительных общеразвивающих программа

Безусловно, говоря об оценки результативности дополнительных общеразвивающих программ нельзя избегать психодиагностического инструментария, позволяющего более объективно фиксировать полученный образовательный результат в контексте общего развития личности ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: «АСТ», 2009. – 672 с.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 09.03.2015)
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: «Питер», 2002.  – 720 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 09.03.2015)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 09.03.2015)
  6. Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--273–84d1f.xn--p1ai/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie (дата обращения: 09.03.2015)

Добавить комментарий

Войти с помощью: