Особенности работы с леворукими детьми в классе фортепиано

На примере обучения по классу фортепиано в статье поднимаются проблемы музыкального образования леворуких детей, обусловленные их психологическими особенностями. Автор предлагает методы, приемы и алгоритм работы с леворукими детьми, которые позволяют полнее раскрывать исполнительские и творческие способности данной категории обучающихся.

Н.В. Мосеева,
преподаватель,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств «Этюд»,
г. Тюмень

Леворукость веками была и остается загадкой, еще не разгаданной и притягивающей внимание. В настоящее время доля леворуких людей находится в пределах от 1% до 30% всего населения мира. Однако все исследователи сходятся на том, что число леворуких постоянно увеличивается.

Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый – левша. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Карл Бах, Фридерик Шопен и другие. А в целом среди профессиональных музыкантов левшей 20%.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, еще не открыты загадки ее происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Мозг человека устроен таким образом, что от доминирования одного из полушарий зависят индивидуальные особенности человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает образное мышление, тогда как левое – абстрактное мышление. Специализация полушарий головного мозга является врожденной.

Наиболее распространенным является заблуждение, что леворукие – это однородная группа детей, с которой, изучив ее подробно, можно легко и просто работать. Это высказывание ложно. Любой педагог знает, как разнообразны дети – и праворукие, и леворукие – и насколько каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

Основное отличие левшей от правшей не в том, что один ребенок пользуется активнее правой рукой, а другой – левой, а в том, что левши имеют другой способ переработки информации, другие эмоциональные реакции на эту информацию.

Некоторых физиологические, психические и эмоциональные особенности левшей отражаются на:

  1. способности различать звуки (у леворуких детей эта способность формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников);
  2. ориентировании в пространстве (у таких детей наблюдается искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память);
  3. восприятии времени (ребенок-левша зачастую не может определить время на часах со стрелками, воспринимая их в зеркальном отражении);
  4. контроле (леворукие дети плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля);
  5. координации (левши обладают прекрасным чувством тела, более подвижны, чем правши, но плохо накапливают мелкие инструментальные навыки);
  6. обобщении (левши прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение или «схватывание» образа);
  7. воспроизводстве и понимании (левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью, они часто испытывают трудности при срисовывании графических изображений, каждый третий леворукий ребенок заикается);
  8. эмоциях (левши более, чем правши, эмоциональны, впечатлительны и ранимы, наделены богатым воображением, склонны к фантазированию);
  9. внимании (левше сложно концентрировать и быстро переключать внимание на другие темы, предметы, задания).

Леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания – всегда следует помнить об их повышенной эмоциональности и ранимости. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями и педагогами. Леворукие дети даже больше, чем правши, нуждаются в одобрении и похвале. Поэтому преподавателям и родителям в процессе обучения, как дома, так и в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Знание особенностей леворуких детей позволит педагогу сделать процесс обучения игре на музыкальном инструменте индивидуальным, со щадящей нагрузкой, а ребенку поможет получать более стабильные результаты.

В методиках музыкального образования ссылок на леворуких детей практически нет. Каждый педагог-музыкант, работающий с ребенком-левшой, должен опираться на два основных правила:

  • особое внимание следует уделять качеству звука;
  • придерживаться другой последовательности (алгоритма) обучения.

На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок музыкально-технической работы [11]:

  1. Донотный (начальный) период обучения.

Донотный период должен быть более длительным по сравнению с праворукими детьми. Основное внимание педагога должно сосредоточиться не на технической стороне обучения, а на качестве звука и развитии музыкального слуха учащегося.

С первых занятий целесообразно начать слушание мелодичных произведений, многократное повторение понравившихся фрагментов, чтобы «влюбить» левшу в красоту звука, ведь он живет чувствами. Любование звуком должно стать его привычкой.

В методике преподавания музыки существует принцип: «вижу – слышу – двигаю». В работе с леворукими детьми он будет выглядеть иначе: «слышу – вижу – творю». Особенность этой работы заключается в том, что они должны все пропустить через свое творческое сознание и только после этого смогут осознать механизм движения рук. Для леворуких неосознанность движений практически исключается.

Леворуким детям на начальном этапе обучения нецелесообразно предлагать быстрые и бравурные мелодии. Занятия, нацеленные на слушание звука, полезно дополнять небольшими вокальными фрагментами. Кантиленные мелодии с повышенной чувствительностью исполняет сначала преподаватель, далее эта мелодия пропевается дуэтом с учеником, и затем он исполняет ее соло.

Ученик должен понять и, главное, почувствовать, что фортепианная музыка – это искусство, тесно связанное с вокальной музыкой, что фортепиано «умеет петь» и делает это рука исполнителя. Ученик постепенно осознает, что его не будут «мучить» нотными знаками и работой с «неудобной» рукой.

  1. Организация игровых движений. Развитие «неудобной» правой руки.

Каждый педагог должен знать, что у детей-левшей плохая координация инструментальных движений и очень медленный темп освоения индивидуальной программы. Затрудненная координация игровых движений особенно явно видна на начальном этапе. Однако постепенно леворукие дети накапливают достаточное количество навыков, умений и знаний, которые в старших классах позволяют им успешно прогрессировать.

Леворуким ученикам легче осваивать репертуар, где используются однообразные штриховые варианты, труднее – где исполнительская техника построена на смешанных штрихах.

Преподаватель, работающий с леворуким учеником, вначале должен полностью отказаться от какой-либо постановки правой руки. Организованные игровые движения проходят на предварительной стадии показа преподавателем приема звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой. Начинать работать над произведением с ребенком-левшой желательно всегда с левой руки, невзирая на то, в каком классе он учится.

Обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону, так как ведущее полушарие облегчает формирование навыка, а другое – тормозит.

Для леворукого учащегося на первом плане должно быть слышание. Двигательные моменты – особенно «неудобной» правой рукой – необходимо связать с работой внутреннего слуха. Целесообразно, чтобы учащийся показывал рукой, как бы дирижировал, движение мелодии при легато, при рождении и угасании звука, при переходе от кульминации к развязке.

Необходимо с первых занятий добиться, чтобы учащийся-левша слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способности в дальнейшем невозможно добиться хорошего туше.

Особенность этой, казалось бы, обычной работы с леворукими учащимися заключается в том, что сначала они должны все пропустить через свое творческое сознание, то есть использовать ведущее правое полушарие. Только на основе предварительного осознания цели и стремления достичь ее вырабатывается механизм движения «непослушной» правой рукой.

Праворукие дети нередко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких же, как было сказано выше, неосознанность движений практически исключена. Следовательно, надо позволить учащемуся «пристроиться», «приладиться» к клавишам или звукоряду.

Пианистическое развитие «неудобной» правой руки достигается подбором простейших, разнообразных движений. В этот период ученик осознает ряд основополагающих моментов: где должен быть локоть, как опущены плечи, каково положение корпуса и т.п. Однако все внимание учащегося настраивается на мелодичность, звучание и смысловое содержание, то есть на смысловой образ.

В музыкальном обучении леворуких детей весьма перспективным приемом является импровизация левой рукой. Это относится и к атональной спонтанной импровизации, которая способствует характеристике какого-либо образа, так и к импровизации по заданной педагогом схеме. Например, по заданным педагогом звукам или последовательности звуков. Такой подход не только творчески развивает леворукого ученика, способствуя оптимизации пианистического развития, но и обеспечивает накопление слухового опыта, воспитание внутреннего слуха, развитие музыкального восприятия, что в дальнейшем обеспечит развитие таких важнейших музыкантских качеств, как внутреннее предслышание, дослушивание взятого звука до конца, ощущение выразительности музыки.

3. Подбор индивидуального исполнительского репертуара.

При выборе музыкального репертуара учащегося необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. В работе с ребенком-левшой дополнительно необходимо учитывать, что трудность для него представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. Поэтому предпочтение нужно отдавать пьесам, где штрихи не отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы или частей.

Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры, также могут быть очень сложны для левшей, особенно в младших классах. Поэтому этюды на мелкую технику следует выбирать такие, где аппликатура не представляет большой трудности.

Исследователями замечено, что детям-левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая педагогу, осваивает инструментальную технику (а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера: на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара с расчетом на концертное исполнение – яркое, техничное.

Обучая ребенка-левшу, очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в них стремление к сочинению музыки.

Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими осваивается легче.

Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.п.

Для преодоления трудностей обучения леворукого ребенка игре на фортепиано могут быть использованы определенные методические приемы:

  • пространственные трудности (путаница: диез-бемоль, высокий-низкий регистры, нота над/под линейкой, верхняя и нижняя строчки нотоносца и т.д.): здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез» – справа от клавиши, а карточка «бемоль» – слева; стихи-сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства);
  • трудности в накоплении навыков и автоматизмов предопределяет необходимость выдержки, терпения и методичности со стороны педагога;
  • сложность со скоростью переключения с одного процесса на другой диктует необходимость разделения процессов: не следует торопить левшу, когда он играет, не нужно попутно делать замечания; при необходимости сделать замечание, сначала надо указать на то, что в игре ребенка было хорошо, а потом в деликатной форме рассказать, что не получилось и как это исправить;
  • сложности абстрактного мышления определяет необходимость (особенно с малышами) придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребенка, в объяснении нового материала пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.

Попробуем обобщить вышеизложенные позиции и предложить несколько советов педагогампо обучению игре на фортепиано леворукихдетей:

  1. Обеспечить комфортное рабочее пространство, включая правильную высоту стула и удобное расположение инструмента.
  2. Обращать внимание на положение рук и тела при игре на инструменте, чтобы убедиться, что они чувствуют себя комфортно.
  3. Предлагать специальные упражнения для развития координации движений и улучшения техники игры.
  4. Начинать обучение с более простых заданий и постепенно усложнять их.
  5. Поддерживать и поощрять усилия ребенка в обучении, предоставляя ему достаточно времени и помощи для формирования навыков.
  6. Использовать методики обучения, которые учитывают особенности учащегося, например, использование зеркального отражения для демонстрации движений.
  7. Стимулировать креативное мышление и самовыражение ребенка, поощряя его к экспериментированию с музыкальными идеями.
  8. Обеспечить возможность общения ребенка с другими леворукими детьми, чтобы они могли обмениваться опытом и поддерживать друг друга.

С учетом этих рекомендаций, педагог сможет создать поддерживающую и вдохновляющую обучающую среду для леворуких детей на занятиях по фортепиано и других инструментах.

В процессе обучения ребенка-левши важно соблюдать и рекомендации психологов:

  • нельзя торопить левшу – в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику, и урок (или выступление) пойдут насмарку;
  • перед выступлением следует доброжелательно поддержать ученика: поскольку левши нестабильны, им трудно в неизвестности дожидаться результата;
  • в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его «под себя», под «праворукий мир»;
  • постоянно думать и искать пути к победе;
  • разделить занятие на небольшие по продолжительности части (не более 15–20 минут), между которыми следует предоставить учащемуся время на отдых;
  • спокойная и доброжелательная атмосфера занятия позволит успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;
  • терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они все решают головой;
  • ребенку-левше необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;
  • очень важна обратная связь с ребенком-левшой, необходимо убедиться, что он вас понял;
  • в процессе обучения следует активно использовать помощь родителей.

Все эти советы пригодятся в общении с любым ребенком, но, учитывая особую ранимость психики левшей, с ними надо быть особенно чуткими. Необходимо помнить, что детские проблемы леворукости решаемы и это в основном проблемы младшего школьного возраста.

С годами, по мере взросления, педагог будет все меньше внимания обращать на то, что этот ребенок – левша. Игра на фортепиано, как и на любом другом музыкальном инструменте, благоприятно влияет на развитие таких детей.

Список литературы:

  1. Арестова А.Ю. Музыкальное развитие леворукого ребенка. – М.: Прометей, 2012. – 112 с.
  2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: Просвещение/Вентана-Граф, 2008. – 240 с.
  3. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула: Арктоус, 1996. – 78 с.
  4. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться. – М.: ООО «Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2010. – 160 с.
  5. Карнацкая Л.А. По ту сторону правого мира: особенности самооценки леворуких детей старшего возраста: монография. – Владивосток: Морской гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2005. – 119 с.
  6. Майская А. Ребенок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96 с.
  7. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 128 с.
  8. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – Изд. 4-е. – М.: Генезис, 2009. – 250 с.
  9. Соколова М.А. Психолого-педагогические аспекты обучения леворуких детей в классах фортепиано современных ДМШ и ДШИ // Вестник КемГУКИ. №28. 2014. С. 760-761.
  10. Соколова М.А. Донотное музыкальное образование леворуких детей // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Т. 16. 2014. №2 (3). С. 146-148.

Добавить комментарий

Войти с помощью: