Дидактические игры и пособия – инструменты развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Связная речь ребенка старшего дошкольного возраста – основной показатель уровня его развития. Это позволяет рассматривать процесс развития связной речи как приоритетный в работе со старшими дошкольниками. С учетом ведущего вида деятельности детей этого возраста наиболее эффективными в развитии у них связной речи являются дидактические игры, которые позволяют пополнить словарный запас детей, помогают им усвоить грамматические правила родного языка, научиться грамотному использованию речевых оборотов и построению сложных предложений, составлению монолога или диалога. В статье представлен опыт использования оригинальных дидактических игр и пособий.

Е.В. Апичина,
воспитатель,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва

Н.Л. Крупник,
воспитатель,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва

А.В. Лактионова,
учитель-логопед,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва

И.В. Луценко,
воспитатель,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва

Связная речь старшего дошкольника – основной показатель уровня его развития. Под связной речью понимается «развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно» (И.Ю. Оглоблина) [4, с. 24]. Связная речь необходима старшему дошкольнику для взаимодействия со взрослыми и сверстниками, она оказывает влияние на его поведение в обществе, на становления его как гармоничной, целостной личности.

Старший дошкольный возраст – период с 5 до 7 лет. В этом возрасте происходит интенсивное речевое развитие, в том числе и развитие связной речи: «она превращается в полноценный рассказ, вопросы, возражения, уточнения, аргументированные ответы на вопросы» (О.С. Ушакова) [6, с. 31–37].

Однако современные старшие дошкольники, по мнению М.В. Бойкиной, имеют довольно низкий уровень развития связной речи: у них немногочисленный словарный запас (дети больше слушают гаджеты, нежели разговаривают со сверстниками и взрослыми), они не умеют грамотно использовать речевые обороты и строить сложные предложения, не могут сформировать предложения в грамотно составленный монолог или диалог [1, с. 7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) существует четкое требование – развивать у детей качественную устную связную речь, вырабатывать у них навыки связного выражения мысли в процессе диалога или монологических высказываний [7, с. 47]. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО), указано, что процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста должен проводиться с применением «совокупности мер учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень» (Е.В. Мигунова) [8, с. 28; 3, с. 15]. В их числе:

  • развернутая дидактическая игра, как «разновидность игры, организуемой в виде учебного занятия, реализующей ряд принципов игрового, активного обучения и отличающейся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системой оценивания» (Н.Ф. Губанова) [2, с. 17];
  • работа с дидактическим пособием – игровым учебным пособием, позволяющим опираться на слуховое, а также зрительное и тактильное восприятие и развивать связную речь детей (З.В. Суворова) [5, с. 11].

Повышению эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будут способствовать дополнительные занятия, ориентированные на их речевое развитие, отвечающие их потребностям и интересам, основанные на использовании дидактических игр и пособий [1, с. 24; 4, с. 35; 7, с. 56].

Дидактическая игра, в понимании О.С. Ушаковой, позволяет решать ряд образовательных задач: формирует восприятие речи как средства связи; способствует освоению новых слов, их правильному произношению и склонению; развивает словотворчество; пополняет словарный запас, благодаря чему дети могут правильно выражать свои мысли словами; помогает усвоению грамматических правил родного языка как основы правильного построения предложений и использования речевых оборотов; учит грамотно строить монолог или диалог; помогает понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных формах слова, о применении предлогов и союзов; формирует интонационную культуру и культуру звука [6, с. 44–46].

На основе нашего педагогического опыта обозначим несколько условий, способствующих достижению максимальной педагогической эффективности дидактической игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста на дополнительных занятиях по речевому развитию.

Первое условие – создание и использование цикла дидактических игр.

Задачи цикла дидактических игр – формирование у детей умений:

  • правильно подбирать слова к рассказу, передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок;
  • подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения;
  • составлять связное предложение во время диалога или монолога;
  • правильно называть описанный предмет и составлять связный рассказ о нем;
  • составлять связный рассказ по предложенным словам, манипулировать словами.

Цикл включает ряд дидактических игр: «Подбери слова к рассказу», «Истории в картинках», «Какое предложение не нужно?», «Говорящие слова», «Логические поезд», «Догадайся, что это?», «Магазин», «Словесная цепочка 1», «Словесная цепочка 2», «Поиск пропавших деталей», «Живые слова», «Угадай-ка», «Говорящий предмет», «Объясните, почему…», «Узнай по описанию», «Где начало рассказа?», «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Потому что…» и др.

Приведем примеры некоторых дидактических игр.

Дидактическая игра «Подбери слова к рассказу»

Цель: научить детей правильно подбирать слова к рассказу, передавать правильную временную и логическую последовательность действий в рассказе с помощью серийных картинок.

Детям предлагается ряд картинок и слов, рассматривая которые необходимо составить рассказ со словами, предложенными к картинке (рисунок 1).

Рисунок 1. Стимульный материал для дидактической игры «Подбери слова к рассказу»

Дидактическая игра «Истории в картинках»

Цель: научить детей составлять рассказ по картинке с персонажами, устанавливать правильную последовательность действий при рассказывании по картинке.

Детям предлагается ряд картинок, рассматривая которые необходимо составить рассказ, используя всех персонажей (рисунок 2).

Рисунок 2.Стимульный материал для дидактической игры «Истории в картинках»

Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите» (по рассказу Н.Н. Носова «На горке»).

Цель: научить детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Педагог составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.

Был ясный морозный день, снег на солнце … (сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).

Санки перевернулись, и мальчик … (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился … (не покладая рук, без устали).

Дидактическая игра «Словесная цепочка»

Цель: научить детей составлять связный рассказ по предложенным словам, манипулировать словами.

Правила аналогичны всем известной игре в «Города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, дом – мышь – шуба – арбуз – золото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.

Второе условие – использование на занятиях оригинального дидактического пособия «Сказочная полянка».

Задачи дидактического пособия:

  • расширение и активизация словарного запаса детей;
  • развитие детского речевого творчества;
  • закрепление знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»;
  • стимулирование детей к самостоятельному рассказыванию знакомых сказок с манипулированием персонажами;
  • воспитание у детей интереса к сказке.

Дидактическое пособие «Сказочная полянка» представляет собой панно с изображенной на нем полянкой. В верхней части панно на тонких веревочках прикреплены готовые картинки, изображающие героев сказок. Картинки наклеены на геометрические фигуры разных цветов (рисунок 3). Перед началом игры все картинки находятся «за полянкой».

Рисунок 3.Дидактическое пособие «Сказочная полянка»

В дидактическом пособии «Сказочная полянка» используются четыре сказки, герои которых представлены на картинках: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Геометрические фигуры, на которые прикреплены картинки, цветные с двух сторон. На одной стороне сказка «Репка», на другой – «Теремок», и, соответственно, на одной стороне сказка «Колобок», на другой – «Заюшкина избушка». Детям предлагается, используя героев сказки, например «Репка», рассказать ее.

Третье условие – использование на занятиях оригинального дидактического пособия «Куб речи».

Задачи дидактического пособия:

  • расширение и активизация словарного запаса детей;
  • развитие грамматического строя речи.

Пособие состоит из куба с 6 гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и др. (рисунок 4). Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

Рисунок 4. Дидактическое пособие «Куб речи»

Приведем примеры игр с использованием дидактического пособия «Куб речи».

Дидактическая игра «Составление предложений»

Цель: развитие у детей связной речи, логического мышления.

Педагог прикрепляет к «Кубу речи» предметные картинки с изображениями предметов, не связанных друг с другом по смыслу (машина, альбом, собака). Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например: «Собака несла к машине альбом. Саша сидела в машине и рисовала собаку».

Дидактическая игра «Сочиняй-ка»

Цель: развитие у детей связной речи через обучение рассказыванию с опорой на предметные картинки.

Каждая грань мягкого куба служит опорой для развития сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Этот куб также может быть использован для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.

Для того, чтобы дополнительные занятия по речевому развитию были эффективными и дети повышали свой уровень речевого развития, необходимо использовать особенную структуру занятия. Рассмотрим два возможных варианта.

Вариант №1:

1. Ритуал приветствия «Привет, мой друг!». Дети входят на занятие поочередно, на правом столе берут макет ладошки на палочке, машут им и говорят: «Привет, мой друг!». После этого макет ладошки на палочке перекладывают на левый стол.

2. Основная часть:

2.1. Дидактическая игра (по выбору педагога).

2.2. Работа с дидактическим пособием «Сказочная полянка».

3. Заключительная часть.

3.1. Упражнение-рефлексия «Что было на занятии? Расскажи!». Дети отвечают на вопросы педагога о том, что они делали на занятии и что нового узнали.

3.2 Ритуал прощания «До встречи, мой друг!». Дети уходят с занятия поочередно, на левом столе берут макет ладошки на палочке, машут им и говорят: «До встречи, мой друг!». После этого макет ладошки на палочке перекладывают на правый стол.

Вариант №2:

1. Ритуал приветствия «Привет, мой друг!».

2. Основная часть:

2.1 Дидактическая игра (по выбору педагога).

2.2. Работа с дидактическим пособием «Куб речи».

3. Заключительная часть.

3.1 Упражнение-рефлексия «Что было на занятии? Расскажи!».

3.2 Ритуал прощания «До встречи, мой друг!».

Использование такой структуры дополнительных занятий по речевому развитию, а также оригинальных дидактических игр и пособий делает их более эффективными и позволяет достичь желаемого результата – повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Показателями развитости речи ребенка-дошкольника являются:

  • восприятие речи как средства связи;
  • большой словарный запас, правильное произношение слов;
  • умение строить сложные предложения и формировать их в грамотно составленный монолог или диалог;
  • связность речи как развернутое высказывание на определенную тему, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

Список литературы:

1. Бойкина М.В. Развиваем речь: 5–7 лет: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 63 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: старшая группа: 5–6 лет: Сюжетные игры, театрализованные игры, дидактические игры. – М.: Мозаика-Синтез, 2023. – 197 с.

3. Мигунова Е.В. Педагогическое сопровождение речевого развития ребенка: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. – 71 с.

4. Оглоблина И.Ю. Развиваем речь и мышление: практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для логопедов и педагогов-дефектологов. – М.: Владос, 2023. – 168 с.

5. Суворова З.В. Дидактические речевые игры в языковом воспитании ребенка в семье: Методическое пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2023. – 59 с.

6. Ушакова О.С. Программа развития речи и речевого воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2023. – 142 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013. – № 1155 (в редакции от 17 февраля 2023 г.).

8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. – № 1028.

Добавить комментарий

Войти с помощью: