Дидактические игры и пособия – инструменты развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Связная речь ребенка старшего дошкольного возраста – основной показатель уровня его развития. Это позволяет рассматривать процесс развития связной речи как приоритетный в работе со старшими дошкольниками. С учетом ведущего вида деятельности детей этого возраста наиболее эффективными в развитии у них связной речи являются дидактические игры, которые позволяют пополнить словарный запас детей, помогают им усвоить грамматические правила родного языка, научиться грамотному использованию речевых оборотов и построению сложных предложений, составлению монолога или диалога. В статье представлен опыт использования оригинальных дидактических игр и пособий.
Е.В. Апичина,
воспитатель,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
Н.Л. Крупник,
воспитатель,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
А.В. Лактионова,
учитель-логопед,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
И.В. Луценко,
воспитатель,
Государственное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение «Школа № 629»,
г. Москва
Связная речь старшего дошкольника – основной показатель уровня его развития. Под связной речью понимается «развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно» (И.Ю. Оглоблина) [4, с. 24]. Связная речь необходима старшему дошкольнику для взаимодействия со взрослыми и сверстниками, она оказывает влияние на его поведение в обществе, на становления его как гармоничной, целостной личности.
Старший дошкольный возраст – период с 5 до 7 лет. В этом возрасте происходит интенсивное речевое развитие, в том числе и развитие связной речи: «она превращается в полноценный рассказ, вопросы, возражения, уточнения, аргументированные ответы на вопросы» (О.С. Ушакова) [6, с. 31–37].
Однако современные старшие дошкольники, по мнению М.В. Бойкиной, имеют довольно низкий уровень развития связной речи: у них немногочисленный словарный запас (дети больше слушают гаджеты, нежели разговаривают со сверстниками и взрослыми), они не умеют грамотно использовать речевые обороты и строить сложные предложения, не могут сформировать предложения в грамотно составленный монолог или диалог [1, с. 7].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) существует четкое требование – развивать у детей качественную устную связную речь, вырабатывать у них навыки связного выражения мысли в процессе диалога или монологических высказываний [7, с. 47]. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО), указано, что процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста должен проводиться с применением «совокупности мер учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень» (Е.В. Мигунова) [8, с. 28; 3, с. 15]. В их числе:
- развернутая дидактическая игра, как «разновидность игры, организуемой в виде учебного занятия, реализующей ряд принципов игрового, активного обучения и отличающейся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системой оценивания» (Н.Ф. Губанова) [2, с. 17];
- работа с дидактическим пособием – игровым учебным пособием, позволяющим опираться на слуховое, а также зрительное и тактильное восприятие и развивать связную речь детей (З.В. Суворова) [5, с. 11].
Повышению эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будут способствовать дополнительные занятия, ориентированные на их речевое развитие, отвечающие их потребностям и интересам, основанные на использовании дидактических игр и пособий [1, с. 24; 4, с. 35; 7, с. 56].
Дидактическая игра, в понимании О.С. Ушаковой, позволяет решать ряд образовательных задач: формирует восприятие речи как средства связи; способствует освоению новых слов, их правильному произношению и склонению; развивает словотворчество; пополняет словарный запас, благодаря чему дети могут правильно выражать свои мысли словами; помогает усвоению грамматических правил родного языка как основы правильного построения предложений и использования речевых оборотов; учит грамотно строить монолог или диалог; помогает понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных формах слова, о применении предлогов и союзов; формирует интонационную культуру и культуру звука [6, с. 44–46].
На основе нашего педагогического опыта обозначим несколько условий, способствующих достижению максимальной педагогической эффективности дидактической игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста на дополнительных занятиях по речевому развитию.
Первое условие – создание и использование цикла дидактических игр.
Задачи цикла дидактических игр – формирование у детей умений:
- правильно подбирать слова к рассказу, передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок;
- подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения;
- составлять связное предложение во время диалога или монолога;
- правильно называть описанный предмет и составлять связный рассказ о нем;
- составлять связный рассказ по предложенным словам, манипулировать словами.
Цикл включает ряд дидактических игр: «Подбери слова к рассказу», «Истории в картинках», «Какое предложение не нужно?», «Говорящие слова», «Логические поезд», «Догадайся, что это?», «Магазин», «Словесная цепочка 1», «Словесная цепочка 2», «Поиск пропавших деталей», «Живые слова», «Угадай-ка», «Говорящий предмет», «Объясните, почему…», «Узнай по описанию», «Где начало рассказа?», «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Потому что…» и др.
Приведем примеры некоторых дидактических игр.
Дидактическая игра «Подбери слова к рассказу»
Цель: научить детей правильно подбирать слова к рассказу, передавать правильную временную и логическую последовательность действий в рассказе с помощью серийных картинок.
Детям предлагается ряд картинок и слов, рассматривая которые необходимо составить рассказ со словами, предложенными к картинке (рисунок 1).
Дидактическая игра «Истории в картинках»
Цель: научить детей составлять рассказ по картинке с персонажами, устанавливать правильную последовательность действий при рассказывании по картинке.
Детям предлагается ряд картинок, рассматривая которые необходимо составить рассказ, используя всех персонажей (рисунок 2).
Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите» (по рассказу Н.Н. Носова «На горке»).
Цель: научить детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Педагог составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце … (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик … (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился … (не покладая рук, без устали).
Дидактическая игра «Словесная цепочка»
Цель: научить детей составлять связный рассказ по предложенным словам, манипулировать словами.
Правила аналогичны всем известной игре в «Города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, дом – мышь – шуба – арбуз – золото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.
Второе условие – использование на занятиях оригинального дидактического пособия «Сказочная полянка».
Задачи дидактического пособия:
- расширение и активизация словарного запаса детей;
- развитие детского речевого творчества;
- закрепление знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»;
- стимулирование детей к самостоятельному рассказыванию знакомых сказок с манипулированием персонажами;
- воспитание у детей интереса к сказке.
Дидактическое пособие «Сказочная полянка» представляет собой панно с изображенной на нем полянкой. В верхней части панно на тонких веревочках прикреплены готовые картинки, изображающие героев сказок. Картинки наклеены на геометрические фигуры разных цветов (рисунок 3). Перед началом игры все картинки находятся «за полянкой».
В дидактическом пособии «Сказочная полянка» используются четыре сказки, герои которых представлены на картинках: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Геометрические фигуры, на которые прикреплены картинки, цветные с двух сторон. На одной стороне сказка «Репка», на другой – «Теремок», и, соответственно, на одной стороне сказка «Колобок», на другой – «Заюшкина избушка». Детям предлагается, используя героев сказки, например «Репка», рассказать ее.
Третье условие – использование на занятиях оригинального дидактического пособия «Куб речи».
Задачи дидактического пособия:
- расширение и активизация словарного запаса детей;
- развитие грамматического строя речи.
Пособие состоит из куба с 6 гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и др. (рисунок 4). Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.
Приведем примеры игр с использованием дидактического пособия «Куб речи».
Дидактическая игра «Составление предложений»
Цель: развитие у детей связной речи, логического мышления.
Педагог прикрепляет к «Кубу речи» предметные картинки с изображениями предметов, не связанных друг с другом по смыслу (машина, альбом, собака). Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например: «Собака несла к машине альбом. Саша сидела в машине и рисовала собаку».
Дидактическая игра «Сочиняй-ка»
Цель: развитие у детей связной речи через обучение рассказыванию с опорой на предметные картинки.
Каждая грань мягкого куба служит опорой для развития сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Этот куб также может быть использован для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.
Для того, чтобы дополнительные занятия по речевому развитию были эффективными и дети повышали свой уровень речевого развития, необходимо использовать особенную структуру занятия. Рассмотрим два возможных варианта.
Вариант №1:
1. Ритуал приветствия «Привет, мой друг!». Дети входят на занятие поочередно, на правом столе берут макет ладошки на палочке, машут им и говорят: «Привет, мой друг!». После этого макет ладошки на палочке перекладывают на левый стол.
2. Основная часть:
2.1. Дидактическая игра (по выбору педагога).
2.2. Работа с дидактическим пособием «Сказочная полянка».
3. Заключительная часть.
3.1. Упражнение-рефлексия «Что было на занятии? Расскажи!». Дети отвечают на вопросы педагога о том, что они делали на занятии и что нового узнали.
3.2 Ритуал прощания «До встречи, мой друг!». Дети уходят с занятия поочередно, на левом столе берут макет ладошки на палочке, машут им и говорят: «До встречи, мой друг!». После этого макет ладошки на палочке перекладывают на правый стол.
Вариант №2:
1. Ритуал приветствия «Привет, мой друг!».
2. Основная часть:
2.1 Дидактическая игра (по выбору педагога).
2.2. Работа с дидактическим пособием «Куб речи».
3. Заключительная часть.
3.1 Упражнение-рефлексия «Что было на занятии? Расскажи!».
3.2 Ритуал прощания «До встречи, мой друг!».
Использование такой структуры дополнительных занятий по речевому развитию, а также оригинальных дидактических игр и пособий делает их более эффективными и позволяет достичь желаемого результата – повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Показателями развитости речи ребенка-дошкольника являются:
- восприятие речи как средства связи;
- большой словарный запас, правильное произношение слов;
- умение строить сложные предложения и формировать их в грамотно составленный монолог или диалог;
- связность речи как развернутое высказывание на определенную тему, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.
Список литературы:
1. Бойкина М.В. Развиваем речь: 5–7 лет: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 63 с.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: старшая группа: 5–6 лет: Сюжетные игры, театрализованные игры, дидактические игры. – М.: Мозаика-Синтез, 2023. – 197 с.
3. Мигунова Е.В. Педагогическое сопровождение речевого развития ребенка: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. – 71 с.
4. Оглоблина И.Ю. Развиваем речь и мышление: практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для логопедов и педагогов-дефектологов. – М.: Владос, 2023. – 168 с.
5. Суворова З.В. Дидактические речевые игры в языковом воспитании ребенка в семье: Методическое пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2023. – 59 с.
6. Ушакова О.С. Программа развития речи и речевого воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2023. – 142 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013. – № 1155 (в редакции от 17 февраля 2023 г.).
8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. – № 1028.