Типичные проблемы организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе

В данной статье предпринята попытка проанализировать текущие проблемы, связанные с организацией дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, и предложены пути их решения на основе современных требований к организации и осуществлению деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.

Л.Н. Буйлова,
старший методист
Службы организационно-методического сопровождения
дополнительного образования
Государственного бюджетного образовательного
учреждения «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент
г. Москва

Дополнительное образование в школе не инновация наших дней. У этого вопроса давняя история, связанная с усилением роли школы в социализации подростков, с необходимостью вовлечь их в «социально одобряемые занятия вместо стихийной социализации, с компенсацией ограничений семейного и школьного воспитания, с минимизацией отрицательных влияний и организацией социально контролируемого воспитательного влияния на подростков» [9].

Анализируя научную, педагогическую и историческую литературу, можно утверждать, что задачи советской педагогики начала ХХ столетия, когда  внешкольное образование было включено в государственную систему народного просвещения (после 1917 г.), созвучны с теми, над которыми школы работают сегодня, в современных социокультурных условиях: целостное, гармоничное развитие личности, получение всесторонних знаний и навыков, удовлетворение разнообразных потребностей, духовное и нравственное совершенствование личности.

Формирование личности школьника происходит под влиянием множества разных продуманных и выстроенных факторов в специально организованной системе отечественного образования. И если в прежние времена школьная система была «крепко сбита», каждый элемент был продуман и решал конкретную задачу, то в конце ХХ столетия отдельные исследователи стали говорить о системном кризисе, «размытости и противоречивости» образовательного идеала и вариативности (а точнее – «хаотичности используемых средств»)… 

Ключевым микрофактором социализации, несомненно, является школа как значимый институт формирования и развития личности, что определяет ее особую роль и налагает на школу большую ответственность. Поэтому государственная политика в сфере общего образования ориентирует на формирование «эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [6].

Рис. 1. Проект «Школа Минпросвещения России»

Одним из механизмов реализации государственной политики в общем образовании стал Проект «Школа Минпросвещения России» (2022 г.) (рис.1), ориентированный на «формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и ее материальная обеспеченность и др.)» [8]. Особый приоритет – создание в каждой школе целостного образовательного пространства, где общее (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, необходимыми для развития каждого обучающегося. Поэтому образовательный процесс нацелен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и (а это главное!) на всестороннее развитие ребенка, выявление талантов и раскрытие творческих возможностей, формирование личностных качеств, а также на самореализацию исамоопределение [2; 4]. При таком подходе задачи обучения органично перерастают в задачи воспитания, что как раз и усиливает роль воспитания и создает основу для становления личности, раскрытия творческих возможностей и способностей.

Все, о чем мы говорим, отражено в законодательстве и аккумулировано в понятии «дополнительное образование»: дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ, гл.1, ст.2, п.14).

Главное – направленность на всестороннее развитие личности, на удовлетворение ее потребностей и интересов, на создание дополнительных возможностей. И если такими характеристиками дополнить школьное образование, если соединить «дополнительное» и «общее», то появятся новые возможности для полноценного решения поставленных перед образованием задач личностного развития учащихся. Но для этого дополнительное образование должно стать частью образовательного пространства школы – не запасным или вспомогательным компонентом, а полноценным и значимым. Только в этом случае образование можно рассматривать как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь всех компонентов школьной образовательной среды и единство образовательного пространства на содержательном и организационном уровнях.

Чтобы школьное дополнительное образование в полной мере реализовало заложенный в нем потенциал, необходимо помнить о его специфике как деятельности добровольной, соответствующей не только индивидуальным склонностям ребенка, но и его возможностям, реализующей право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на выбор вида деятельности, детского объединения и даже педагога [3]. Кроме этого, дополнительное образование в школе:

  • создает условия для развития, личностного самоопределения и самореализации учащихся на всех уровнях обучения;
  • расширяет возможности для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей школьников;
  • является ресурсом мотивации личностного развития ребенка в области познания, творчества, информационных технологий, искусства, спорта и т.д.;
  • организует занятия как сверстников, так и разновозрастных детей в детских объединениях, которые создают «условия социальной ситуации развития» обучающихся;
  • обеспечивает доступность и возможности развития детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка, росту его самооценки, познавательных и личностных интересов, мотивирует на достижения в учебе, увлечениях;
  • использует дополнительные возможности для профилактики негативных проявлений в школьной среде;
  • включает учащихся в продуктивную, развивающую деятельность;
  • создает условия для участия семьи в развитии системы дополнительного образования детей.

Реагируя на вызовы времени, многие школы максимально полно используют уникальный потенциал дополнительного образования и делают его составной частью образовательного процесса.

Дополнительное образование в школе имеет свои особенности: с одной стороны, оно реализует индивидуальные потребности учащихся, а с другой, оно должно учитывать интересы школьного образовательного процесса в целом. Например, особенности обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов: чем дополнительное образование может быть полезно школе?

Дополнительное образование в школе необходимо организовать в соответствии с законодательно установленными требованиями, которые закреплены в федеральных документах.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273)

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р. (Концепция 2030) https://goo.su/77b9y2 

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (ПС Педагог ДО)»

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404107/

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ 629) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ 

Школе необходимо разработать локальные нормативные акты образовательной организации по регулированию дополнительного образования. Например, это может быть «Положение о дополнительном образовании» (рис.2), которое не является обязательным документом, но поможет вам решить много вопросов, связанных со статусом и документацией подразделения, распределением ролей и функций, прав и обязанностей кадрового состава. При разработке Положения нужно:

  • изучить внутренние документы школы, типовые и примерные образцы положений, можно использовать типовой шаблон положения о структурном подразделении;
  • разработать удобный для вас шаблон положения (он может быть любым) и наполнить его необходимыми сведениями;
  • проработать каждый раздел и прописать требования к организации дополнительного образования в школе, ориентируясь на актуальные документы;
  • согласовать положение с ответственными лицами и передать на утверждение руководителем организации.
Рис. 2. Структура положения о структурном подразделении

Наибольшее количество норм установлено Федеральным законом Российской Федерации (ФЗ-273) «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Обратите внимание на «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ 629). Этот документ устанавливает основные требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе определяет особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов. Приказ действует с 1 марта 2023 года до 28 февраля 2029 года.

Рис. 3. Требования ФЗ-273 к организации дополнительного образования

Так, при определении целей, задач и актуальности дополнительных общеразвивающих программ нужно учесть направления (ключевые ориентиры), сформулированные в пункте 5 Приказа 629. Также на этот пункт можно ориентироваться при выборе оснований для обновления программ (рис.4).

Рис. 4. Целевые ориентиры дополнительного образования (Приказ 629)

При организации образовательного процесса школам следует учитывать общие требования Приказа 629 к реализации дополнительных общеразвивающих программ. За исключением нескольких, все требования в документе сформулированы обобщенно и мягко («могут» или «не могут»?), поэтому школа решит, какие условия для нее посильны, и закрепит их в локальных нормативных документах (рис. 5). 

Рис.5. Требования к реализации дополнительных общеобразовательных программ

В таблице представлена выборка требований к реализации дополнительных общеразвивающих программ без сопровождения их комментариями. Но обратите внимание на пункт 7 о необходимости создавать в Школе условия для реализации программ, учитывающие законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

  • СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (действуют с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г.);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).

Приказ 629 устанавливает требования к содержанию дополнительных общеобразовательных программ, которые Школа должна соблюдать при формировании и структурировании программ (рис.6).

Рис. 6. Требования к содержанию дополнительных общеобразовательных программ

В пункте 17 Приказа 629 не указана периодичность обновления дополнительных общеобразовательных программ (прежде было требование «ежегодно»). Напоминаем, что за содержание и качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает, обновляет, утверждает и реализует эти программы.

Основная цель обновления программ – гибкое реагирование на изменения социальной, политической, социокультурной ситуации в обществе, ориентация на текущие потребности обучающихся, учет особенностей развития региона, новых достижений науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Следовательно, школам необходимо обновлять содержание программы по мере необходимости с учетом произошедших изменений, а периодичность определит педагог самостоятельно. При этом педагоги обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной программой (ФЗ 273, ст. 48, п. 1.1). Педагог может разработать программу самостоятельно, может выбрать ее в «Банке лучших практик», в «Навигаторе дополнительного образования», но любой педагог в обязательном порядке должен иметь программу, реализовывать ее в полном объеме и вести учет успеваемости.

Педагогам, обновляющим дополнительные общеобразовательные программы, рекомендуем воспользоваться «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны» (письмо Минпросвещения РФ от 29.09.2023 № АБ-3935/06 – https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-29.09.2023-N-AB-3935_06/).

Приказ 629 не содержит требований к структуре дополнительной общеразвивающей программы. Но все, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования, регулирует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» (ФЗ 273), который определяет в том числе и состав структурных компонентов образовательной программы (ст. 2, п.9) (рис.7).

Рис. 7. Требования к структуре дополнительных общеобразовательных программ

Дополнительная общеразвивающая программа формируется с учетом п. 9, ст. 2 ФЗ 273 и закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации. Данная позиция подкрепляется практикой контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля за соблюдением законодательства об образовании при реализации дополнительных общеразвивающих программ [12].

В пункте 24 Приказа 629 закреплено требование организации образовательного процесса для детей с ОВЗ по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей их психофизического развития. В пункте 25 определены общие задачи для таких программ, а в пункте 26 для детей с ОВЗ могут разрабатываться адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, адаптироваться уже имеющиеся дополнительные общеобразовательные программы, а также разрабатываться индивидуальные программы реабилитации инвалида (рис. 8).

Рис. 8. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы

При составлении адаптированных дополнительных общеобразовательных программ рекомендуется использовать:

  • методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Минпросвещения РФ от 30.12.2022 № ФБ-3924/06);
  • «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (письмо Минпросвещения РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09);
  • интерактивный конструктор АДОП – https://adop.ikp-rao.ru/.

Наибольшие затруднения при разработке дополнительных общеразвивающих программ вызывают вопросы, связанные с определением и оценкой результатов их освоения.

Согласно ФЗ-273, ст. 2, п. 10, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции образовательной организации (школы), установление их форм, периодичности и порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся (Приказ 629, п. 23) определяются в локальном нормативном акте школы.

Каждая дополнительная общеразвивающая программа включает обязательный компонент – «планируемые результаты». Это образовательные результаты (знания, умения, личностные качества, компетенции и др.), формирование и достижение которых планируется в ходе освоения детьми данных программ. Результаты соотносятся с задачами программы, что нужно учитывать при ее проектировании: если результат достигнут, значит, задача выполнена. Преимущества дополнительного образования – личностный и деятельностный характер – отражают направленность результата на персональные достижения учащегося и позволяют ему продемонстрировать, что он узнал и чему научился.

Каждая дополнительная общеразвивающая программасодержит сведения о формах, порядке и периодичности проведения контроля и промежуточной аттестации обучающихся (рис. 9).

Контроль в дополнительном образовании – это процесс, направленный на обеспечение обратной взаимосвязи между учеником и педагогом. Формы контроля и аттестации определяются в учебном плане (составной части образовательной программы) и локальным нормативным актом школы (ФЗ-273, ст. 30, 58).Это выставки, конкурсы, контрольные занятия, концерты, марафоны, семинары, соревнования, турниры, фестивали, ярмарки и др.

Цель контроля – получить информацию для анализа и внести коррективы в ход обучения. Наиболее распространенные версии контроля: входной – текущий – итоговый + промежуточная аттестация. У каждого вида контроля есть несколько названий, так что единообразия в этом вопросе нет. Достижение результатов контролируется педагогом.

Рис. 9. Формы контроля в дополнительном образовании

В заключение подчеркнем, что дополнительное образование в школе:

  • является неотъемлемой частью образовательного процесса;
  • обеспечивает усложнение образовательной системы в соответствии с требованиями усложняющейся жизни;
  • предполагает объединение ранее разрозненных частей в целое, которое может образовать новую систему для достижения поставленной цели;
  • имеет огромное значение для всестороннего развития личности школьника.

Потребность у школы в дополнительном образовании возникает тогда, когда исходная система не обеспечивает качественного достижения результата или недостаточно эффективна для получения нового результата.

Мы обозначили часть проблем этой актуальной и обширной темы и показали, что решать их необходимо с опорой на актуальные нормативные правовые документы.

Список источников:

  1. Брижан М.А. Государственная политика в сфере общего образования // Концепт. 2018. № V1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2024).
  2. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе / Л.Н. Буйлова, Кленова Н.В., отв. ред. М.А. Ушакова. Москва: Сентябрь, 2004. 189 с. (Библиотека журнала «Директор школы»).
  3. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». Март, 2012, Киров, 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1223.htm (дата обращения: 01.10.2024).
  4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
  5. Буйлова Л.Н. Сущность и особенности дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // МНКО. 2011. № 6–2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.10.2024).
  6. Государственная программа РФ «Развитие образования». Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/49245ece777c6105c5d181a741d05a1d/download/4808/ (дата обращения: 01.10.2024).
  7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/77b9y2 (дата обращения: 01.10.2024).
  8. Концепция «Школа Министерства просвещения России». Москва. Институт управления образованием Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: https://esgimn-intellekt.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/kontsieptsiia_Shkoly.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
  9. Куприянов: задача «внешколки» в наши дни та же, что и во времена Крупской // РИА НОВОСТИ. 21.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20180221/1515060679.html?ysclid=m28u9tvfj1954663990 (дата обращения: 01.10.2024).
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс].https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 01.10.2024).
  11. Приказ Минпросвещения России от 19.10.2020 № 575 «Об утверждении Методики расчета показателя “Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся”» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/603377047 (дата обращения: 01.10.2024).
  12. Проверочный лист по структуре дополнительной образовательной программы // Официальный сайт «Мособрнадзор»: Онлайн-инспектор [Электронный ресурс]. URL: http://mosobrnadzor.ru/check/46#46 (дата обращения: 01.10.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: