Типичные проблемы организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе
В данной статье предпринята попытка проанализировать текущие проблемы, связанные с организацией дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, и предложены пути их решения на основе современных требований к организации и осуществлению деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.
Л.Н. Буйлова,
старший методист
Службы организационно-методического сопровождения
дополнительного образования
Государственного бюджетного образовательного
учреждения «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент
г. Москва
Дополнительное образование в школе не инновация наших дней. У этого вопроса давняя история, связанная с усилением роли школы в социализации подростков, с необходимостью вовлечь их в «социально одобряемые занятия вместо стихийной социализации, с компенсацией ограничений семейного и школьного воспитания, с минимизацией отрицательных влияний и организацией социально контролируемого воспитательного влияния на подростков» [9].
Анализируя научную, педагогическую и историческую литературу, можно утверждать, что задачи советской педагогики начала ХХ столетия, когда внешкольное образование было включено в государственную систему народного просвещения (после 1917 г.), созвучны с теми, над которыми школы работают сегодня, в современных социокультурных условиях: целостное, гармоничное развитие личности, получение всесторонних знаний и навыков, удовлетворение разнообразных потребностей, духовное и нравственное совершенствование личности.
Формирование личности школьника происходит под влиянием множества разных продуманных и выстроенных факторов в специально организованной системе отечественного образования. И если в прежние времена школьная система была «крепко сбита», каждый элемент был продуман и решал конкретную задачу, то в конце ХХ столетия отдельные исследователи стали говорить о системном кризисе, «размытости и противоречивости» образовательного идеала и вариативности (а точнее – «хаотичности используемых средств»)…
Ключевым микрофактором социализации, несомненно, является школа как значимый институт формирования и развития личности, что определяет ее особую роль и налагает на школу большую ответственность. Поэтому государственная политика в сфере общего образования ориентирует на формирование «эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [6].
Одним из механизмов реализации государственной политики в общем образовании стал Проект «Школа Минпросвещения России» (2022 г.) (рис.1), ориентированный на «формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и ее материальная обеспеченность и др.)» [8]. Особый приоритет – создание в каждой школе целостного образовательного пространства, где общее (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, необходимыми для развития каждого обучающегося. Поэтому образовательный процесс нацелен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и (а это главное!) на всестороннее развитие ребенка, выявление талантов и раскрытие творческих возможностей, формирование личностных качеств, а также на самореализацию исамоопределение [2; 4]. При таком подходе задачи обучения органично перерастают в задачи воспитания, что как раз и усиливает роль воспитания и создает основу для становления личности, раскрытия творческих возможностей и способностей.
Все, о чем мы говорим, отражено в законодательстве и аккумулировано в понятии «дополнительное образование»: дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ, гл.1, ст.2, п.14).
Главное – направленность на всестороннее развитие личности, на удовлетворение ее потребностей и интересов, на создание дополнительных возможностей. И если такими характеристиками дополнить школьное образование, если соединить «дополнительное» и «общее», то появятся новые возможности для полноценного решения поставленных перед образованием задач личностного развития учащихся. Но для этого дополнительное образование должно стать частью образовательного пространства школы – не запасным или вспомогательным компонентом, а полноценным и значимым. Только в этом случае образование можно рассматривать как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь всех компонентов школьной образовательной среды и единство образовательного пространства на содержательном и организационном уровнях.
Чтобы школьное дополнительное образование в полной мере реализовало заложенный в нем потенциал, необходимо помнить о его специфике как деятельности добровольной, соответствующей не только индивидуальным склонностям ребенка, но и его возможностям, реализующей право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на выбор вида деятельности, детского объединения и даже педагога [3]. Кроме этого, дополнительное образование в школе:
- создает условия для развития, личностного самоопределения и самореализации учащихся на всех уровнях обучения;
- расширяет возможности для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей школьников;
- является ресурсом мотивации личностного развития ребенка в области познания, творчества, информационных технологий, искусства, спорта и т.д.;
- организует занятия как сверстников, так и разновозрастных детей в детских объединениях, которые создают «условия социальной ситуации развития» обучающихся;
- обеспечивает доступность и возможности развития детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка, росту его самооценки, познавательных и личностных интересов, мотивирует на достижения в учебе, увлечениях;
- использует дополнительные возможности для профилактики негативных проявлений в школьной среде;
- включает учащихся в продуктивную, развивающую деятельность;
- создает условия для участия семьи в развитии системы дополнительного образования детей.
Реагируя на вызовы времени, многие школы максимально полно используют уникальный потенциал дополнительного образования и делают его составной частью образовательного процесса.
Дополнительное образование в школе имеет свои особенности: с одной стороны, оно реализует индивидуальные потребности учащихся, а с другой, оно должно учитывать интересы школьного образовательного процесса в целом. Например, особенности обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов: чем дополнительное образование может быть полезно школе?
Дополнительное образование в школе необходимо организовать в соответствии с законодательно установленными требованиями, которые закреплены в федеральных документах.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273)
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р. (Концепция 2030) https://goo.su/77b9y2
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (ПС Педагог ДО)»
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404107/
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ 629) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/
Школе необходимо разработать локальные нормативные акты образовательной организации по регулированию дополнительного образования. Например, это может быть «Положение о дополнительном образовании» (рис.2), которое не является обязательным документом, но поможет вам решить много вопросов, связанных со статусом и документацией подразделения, распределением ролей и функций, прав и обязанностей кадрового состава. При разработке Положения нужно:
- изучить внутренние документы школы, типовые и примерные образцы положений, можно использовать типовой шаблон положения о структурном подразделении;
- разработать удобный для вас шаблон положения (он может быть любым) и наполнить его необходимыми сведениями;
- проработать каждый раздел и прописать требования к организации дополнительного образования в школе, ориентируясь на актуальные документы;
- согласовать положение с ответственными лицами и передать на утверждение руководителем организации.
Наибольшее количество норм установлено Федеральным законом Российской Федерации (ФЗ-273) «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Обратите внимание на «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ 629). Этот документ устанавливает основные требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе определяет особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов. Приказ действует с 1 марта 2023 года до 28 февраля 2029 года.
Так, при определении целей, задач и актуальности дополнительных общеразвивающих программ нужно учесть направления (ключевые ориентиры), сформулированные в пункте 5 Приказа 629. Также на этот пункт можно ориентироваться при выборе оснований для обновления программ (рис.4).
При организации образовательного процесса школам следует учитывать общие требования Приказа 629 к реализации дополнительных общеразвивающих программ. За исключением нескольких, все требования в документе сформулированы обобщенно и мягко («могут» или «не могут»?), поэтому школа решит, какие условия для нее посильны, и закрепит их в локальных нормативных документах (рис. 5).
В таблице представлена выборка требований к реализации дополнительных общеразвивающих программ без сопровождения их комментариями. Но обратите внимание на пункт 7 о необходимости создавать в Школе условия для реализации программ, учитывающие законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (действуют с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г.);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
Приказ 629 устанавливает требования к содержанию дополнительных общеобразовательных программ, которые Школа должна соблюдать при формировании и структурировании программ (рис.6).
В пункте 17 Приказа 629 не указана периодичность обновления дополнительных общеобразовательных программ (прежде было требование «ежегодно»). Напоминаем, что за содержание и качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает, обновляет, утверждает и реализует эти программы.
Основная цель обновления программ – гибкое реагирование на изменения социальной, политической, социокультурной ситуации в обществе, ориентация на текущие потребности обучающихся, учет особенностей развития региона, новых достижений науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Следовательно, школам необходимо обновлять содержание программы по мере необходимости с учетом произошедших изменений, а периодичность определит педагог самостоятельно. При этом педагоги обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной программой (ФЗ 273, ст. 48, п. 1.1). Педагог может разработать программу самостоятельно, может выбрать ее в «Банке лучших практик», в «Навигаторе дополнительного образования», но любой педагог в обязательном порядке должен иметь программу, реализовывать ее в полном объеме и вести учет успеваемости.
Педагогам, обновляющим дополнительные общеобразовательные программы, рекомендуем воспользоваться «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны» (письмо Минпросвещения РФ от 29.09.2023 № АБ-3935/06 – https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-29.09.2023-N-AB-3935_06/).
Приказ 629 не содержит требований к структуре дополнительной общеразвивающей программы. Но все, что касается образовательных программ в детсадах, школах, колледжах, вузах и организациях дополнительного образования, регулирует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» (ФЗ 273), который определяет в том числе и состав структурных компонентов образовательной программы (ст. 2, п.9) (рис.7).
Дополнительная общеразвивающая программа формируется с учетом п. 9, ст. 2 ФЗ 273 и закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации. Данная позиция подкрепляется практикой контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля за соблюдением законодательства об образовании при реализации дополнительных общеразвивающих программ [12].
В пункте 24 Приказа 629 закреплено требование организации образовательного процесса для детей с ОВЗ по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей их психофизического развития. В пункте 25 определены общие задачи для таких программ, а в пункте 26 для детей с ОВЗ могут разрабатываться адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, адаптироваться уже имеющиеся дополнительные общеобразовательные программы, а также разрабатываться индивидуальные программы реабилитации инвалида (рис. 8).
При составлении адаптированных дополнительных общеобразовательных программ рекомендуется использовать:
- методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Минпросвещения РФ от 30.12.2022 № ФБ-3924/06);
- «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (письмо Минпросвещения РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09);
- интерактивный конструктор АДОП – https://adop.ikp-rao.ru/.
Наибольшие затруднения при разработке дополнительных общеразвивающих программ вызывают вопросы, связанные с определением и оценкой результатов их освоения.
Согласно ФЗ-273, ст. 2, п. 10, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции образовательной организации (школы), установление их форм, периодичности и порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся (Приказ 629, п. 23) определяются в локальном нормативном акте школы.
Каждая дополнительная общеразвивающая программа включает обязательный компонент – «планируемые результаты». Это образовательные результаты (знания, умения, личностные качества, компетенции и др.), формирование и достижение которых планируется в ходе освоения детьми данных программ. Результаты соотносятся с задачами программы, что нужно учитывать при ее проектировании: если результат достигнут, значит, задача выполнена. Преимущества дополнительного образования – личностный и деятельностный характер – отражают направленность результата на персональные достижения учащегося и позволяют ему продемонстрировать, что он узнал и чему научился.
Каждая дополнительная общеразвивающая программасодержит сведения о формах, порядке и периодичности проведения контроля и промежуточной аттестации обучающихся (рис. 9).
Контроль в дополнительном образовании – это процесс, направленный на обеспечение обратной взаимосвязи между учеником и педагогом. Формы контроля и аттестации определяются в учебном плане (составной части образовательной программы) и локальным нормативным актом школы (ФЗ-273, ст. 30, 58).Это выставки, конкурсы, контрольные занятия, концерты, марафоны, семинары, соревнования, турниры, фестивали, ярмарки и др.
Цель контроля – получить информацию для анализа и внести коррективы в ход обучения. Наиболее распространенные версии контроля: входной – текущий – итоговый + промежуточная аттестация. У каждого вида контроля есть несколько названий, так что единообразия в этом вопросе нет. Достижение результатов контролируется педагогом.
В заключение подчеркнем, что дополнительное образование в школе:
- является неотъемлемой частью образовательного процесса;
- обеспечивает усложнение образовательной системы в соответствии с требованиями усложняющейся жизни;
- предполагает объединение ранее разрозненных частей в целое, которое может образовать новую систему для достижения поставленной цели;
- имеет огромное значение для всестороннего развития личности школьника.
Потребность у школы в дополнительном образовании возникает тогда, когда исходная система не обеспечивает качественного достижения результата или недостаточно эффективна для получения нового результата.
Мы обозначили часть проблем этой актуальной и обширной темы и показали, что решать их необходимо с опорой на актуальные нормативные правовые документы.
Список источников:
- Брижан М.А. Государственная политика в сфере общего образования // Концепт. 2018. № V1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2024).
- Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе / Л.Н. Буйлова, Кленова Н.В., отв. ред. М.А. Ушакова. Москва: Сентябрь, 2004. 189 с. (Библиотека журнала «Директор школы»).
- Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». Март, 2012, Киров, 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1223.htm (дата обращения: 01.10.2024).
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
- Буйлова Л.Н. Сущность и особенности дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // МНКО. 2011. № 6–2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.10.2024).
- Государственная программа РФ «Развитие образования». Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/49245ece777c6105c5d181a741d05a1d/download/4808/ (дата обращения: 01.10.2024).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/77b9y2 (дата обращения: 01.10.2024).
- Концепция «Школа Министерства просвещения России». Москва. Институт управления образованием Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: https://esgimn-intellekt.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/kontsieptsiia_Shkoly.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
- Куприянов: задача «внешколки» в наши дни та же, что и во времена Крупской // РИА НОВОСТИ. 21.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20180221/1515060679.html?ysclid=m28u9tvfj1954663990 (дата обращения: 01.10.2024).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс].https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 01.10.2024).
- Приказ Минпросвещения России от 19.10.2020 № 575 «Об утверждении Методики расчета показателя “Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся”» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/603377047 (дата обращения: 01.10.2024).
- Проверочный лист по структуре дополнительной образовательной программы // Официальный сайт «Мособрнадзор»: Онлайн-инспектор [Электронный ресурс]. URL: http://mosobrnadzor.ru/check/46#46 (дата обращения: 01.10.2024).