Вышел информационно-методический журнал «Про_ДОД» № 3 (2024)
Коллеги, рады представить вам новый номер информационного-методического журнала о дополнительном образовании детей «Про_ДОД» № 3 (2024).
Нормативные ориентиры патриотического воспитания в Российской Федерации
В статье Л.Н. Буйловой предпринята попытка проанализировать обновленные нормативные правовые документы, которые содержат современные требования к организации патриотического воспитания и отражают усиление интереса государственной политики к выработке единого подхода в этой сфере.
Воспитание патриота: историческая память, новые вызовы и поиск эффективных решений
В работе В.А. Хорькова представлено актуальное понимание роли учреждений системы Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в выстраивании современной системы военно‑патриотического воспитания детей и молодежи России. Рассмотрены ключевые аспекты «педагогики моря» как системы формирования совокупности качеств личности, таких как преданность Родине и своему делу, стрессоустойчивость, взаимовыручка, товарищество.
Исследование Н.М. Кураниной и В.И. Курганова раскрывает возможности музея «Казачья слава» в воспитании подрастающего поколения. В тексте представлен опыт военно-патриотического воспитания на основе духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, традиций и обычаев российского казачества.
В статье О.В. Михневич, М.В. Уманской и М.З. Гонцовой представлены материалы, раскрывающие опыт нижнетагильского городского Дворца детского и юношеского творчества по проектированию воспитательной системы учреждения дополнительного образования.
Работа А.Б. Липницкой посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представленный опыт раскрывается через систему конкретных действий и мероприятий, входящих в программу воспитания. Особо отмечена важность создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории своей семьи, вплетенной в героические страницы истории страны.
Педагогические инструменты решения задач патриотического воспитания в дополнительном образовании
Н.Г. Ковалева рассматривает организацию гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в рамках реализации регионального инновационного проекта.
В материале И.О. Румянцевой и Л.А. Рященко представлен опыт гражданско‑патриотического воспитания в условиях клуба по месту жительства – структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей.
Статья С.Ю. Гавриловой и Е.Л. Лукьянченко посвящена опыту патриотического и гражданского воспитания, накопленному в учреждении дополнительного образования детей. В тексте описаны сложившиеся традиции формирования национальной идентичности молодого поколения. Патриотическое воспитание способствует формированию гордости за историю, культуру и достижения своей страны, учит детей ценить родной язык, традиции и обычаи, быть ответственными гражданами, готовыми защищать свою Родину.
В работе Г.В. Лебедевой, И.Ю. Леоновой и Е.В. Чайниковой представлены материалы из практики патриотического воспитания детей и молодежи Детско-юношеского центра «АРС» города Костромы. Понятия «патриот» и «патриотизм» рассматриваются как главная цель-ценность сегодняшнего дня, раскрываются содержательные и методические подходы к патриотическому воспитанию обучающихся в системе деятельности учреждения дополнительного образования.
В статье С.Л. Милютиной и Е.В. Ястребовой рассмотрены аспекты патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования. Представлены различные виды образовательных пространств, ориентированных на формирование у обучающихся патриотических убеждений, основанных на знании народной культуры и истории, сохранении исторической памяти и организации деятельности на благо Родины.
Духовно-нравственные ценности и добровольчество – фундамент патриотизма
Г.Д. Салямуллина и С.В. Кузнецова рассматривают вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения с опорой на такие ресурсы, как медиа и добровольчество. Авторы представляют перспективные решения задач патриотического воспитания обучающихся военно-патриотического клуба «Юнармеец» на основе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец в сети».
Статья З.П. Иваненко и К.К. Халиковой посвящена вопросам организации духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся на основе произведений А.П. Гайдара, в которых особое место занимают базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
В статье Ж.Р. Кветной рассмотрены основные аспекты, связанные со спецификой разработки творческого проекта патриотической направленности. Содержание проекта – постановка концертного номера к песне «Звон» О.И. Поляковой, более 30 лет назад основавшей Детский эстрадный театр «Глобус» Центра художественного образования ГБОУ «Воробьевы горы».
Патриотическое воспитание: историко-педагогический аспект
В статье В.И. Курганова, О.Г. Кудряшовой и К.К. Халиковой представлен опыт реализации Московского городского межведомственного образовательного проекта «Учебный день в музее» на базе военно-патриотического музея «Казачья слава» Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара. Обоснована актуальность проекта; представлены варианты занятий и образовательных маршрутов; проанализированы проблемы, с которыми могут столкнуться организаторы; раскрыты возможности музея в патриотическом воспитании школьников.
Художественное творчество как средство патриотического воспитания детей и молодежи
Работа О.Н. Поповой, В.А. Ивановой и Е.О. Ястребовой посвящена анализу педагогического значения фестивального движения патриотической направленности как приоритетного стратегического направления творческого развития и патриотического воспитания детей и молодежи. Представлен опыт проведения в городе Саяногорске фестиваля-конкурса «Полигон» военно-патриотической направленности.
Театр – мощное средство патриотического воспитания детей и подростков, позволяющее воспроизвести исторические события и показать, как они влияют на жизнь современного общества. Основное содержание статьи Е.Ю. Громовой, Е.В. Ельчинова и К.А. Казибековой составляет описание образовательного инструмента «Введение в проектную деятельность средствами театра».
В статье А.Г. Ишмитовой и О.А. Рамазановой представлены обучающий потенциал, функциональное назначение и описание мастер-класса по изготовлению открытки, который проводится в преддверии 9 Мая. Мастер-класс на тему «Мы помним. Мы гордимся» является частью цикла мероприятий, посвященных Дню Победы, и ориентирован на духовно-нравственное воспитание, формирование патриотизма и развитие творческих способностей обучающихся.