Электронное портфолио педагога дополнительного образования как средство оценки качества образования
В статье описано значение электронного портфолио педагога дополнительного образования как составной части внутренней и внешней системы оценки качества образования. Организация в учреждении дополнительного образования работы по созданию электронных портфолио педагогов решает следующие задачи: позволяет выявить уровень профессионализма педагога, обеспечивает открытость информации о профессиональных достижениях педагогов, мотивирует их на профессиональное развитие. В статье представлена примерная структура электронного портфолио педагога дополнительного образования.
В основе увеличивающегося спектра направлений деятельности учреждений образования лежат информационно-коммуникационные технологии. Мы уже давно привыкли к тому, что у каждой образовательной организации имеется свой официальный сайт, где можно найти актуальную информацию по многим вопросам, касающимся ее деятельности. Не первый год ведется электронная запись детей в образовательные организации. Проводятся селекторные совещания, вебинары, дистанционное обучение и аттестация педагогических работников. Активно реализуется проект «Московская электронная школа».
Одной из компетенций образовательной организации, в том числе и организации дополнительного образования, является «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), частью которой являются результаты достижений педагогов в образовательной деятельности.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, к основным механизмам развития дополнительного образования детей относится информационная открытость образовательной деятельности, а к основным направлениям реализации данной Концепции – развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.
Организация в учреждении дополнительного образования детей работы по созданию электронных портфолио педагогов решает несколько разноплановых задач.
Во-первых, электронное портфолио, содержащее результаты достижений педагога в образовательной деятельности, позволяет осуществлять объективную оценку его работы, выявлять уровень его профессионализма администрацией и педагогами учреждения, обучающимися и их родителями (законными представителями).
Во-вторых, публикация электронных портфолио обеспечивает доступ граждан к информации об образовательных результатах педагогов. Особенностью дополнительного образования детей является то, что обучающиеся сами выбирают педагога для обучения в объединении дополнительного образования. И такая открытость информации о достижениях педагога помогает сделать этот выбор.
В-третьих, немаловажен психологический аспект данной работы. Оформляя электронное портфолио, педагог проводит самоанализ своей профессиональной деятельности и самооценку собственных достижений, их сравнение с достижениями других педагогов. Это мотивирует его к определению направлений своего профессионального развития и повышению конкурентоспособности. Кроме этого, оформление педагогом собственных профессиональных достижений в электронном виде помогает ему подготовить документы для аттестации на квалификационную категорию.
Структура электронного портфолио педагога дополнительного образования.
- Титульный лист.
- Общие сведения включают ФИО педагога, образование (учебное заведение, год окончания, специальность, квалификация), наличие почетного звания, ученой степени, квалификационной категории, стаж работы по специальности и в данном учреждении, ссылку на профессиональную страницу в Интернете, социальных сетях.
- Повышение квалификации (обучение на курсах повышения квалификации или профессиональная переподготовка).
- Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы (срок реализации, возраст обучающихся, направленность, уровень).
- Достижения обучающихся (участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня, в том числе включенных в план мероприятий системы Департамента образования города Москвы, результат участия).
- Динамика достижений обучающихся (оформляется в виде диаграмм).
- Участие педагога в профессиональных конкурсах, деятельности профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных конкурсов и др.
- Участие педагога в конференциях, семинарах, круглых столах, вебинарах и прочее с указанием уровня мероприятия, степени участия (например, дистанционное участие, очное участие, выступление с докладом, мастер-класс и др.).
- Учебно-методическая деятельность и публикации по проблемам обучения, развития, воспитания детей.
- Информация о награждении ведомственными и прочими наградами.
Размещенная в портфолио информация должна подтверждаться сканированными документами (дипломами, сертификатами, грамотами, свидетельствами и пр.).
Электронное портфолио – это файл в формате «Презентация Microsoft Office PowerPoint», опубликованный на официальном сайте образовательной организации. Основные требования к оформлению электронного портфолио: систематичность, регулярность, эстетичность, целостность и наглядность представленной информации.
Подводя итог, хочется отметить, электронное портфолио педагога дополнительного образования является составной частью внутренней и внешней системы оценки качества образования.
Егорова Нина Михайловна,
кандидат психологических наук,
методист ГБОУДО ДТДМ
«Неоткрытые острова», г. Москва