Мастер-класс как форма взаимодействия с семьей в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема взаимодействия с семьей в организациях дополнительного образования. Основные ресурсы дополнительного образования детей анализируются с позиции использования потенциала мастер-классов для ранней профориентации детей.

Э.Д. Рафикова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Приволжского района,
г. Казань

Сотворчество детей и родителей позволяет детям развивать умение учиться у взрослого, а родителям – погружаться в мир детства, тем самым способствуя формированию доверительных детско-родительских отношений. Интересное совместное времяпрепровождение вызывает массу положительных эмоций и у детей, и у их родителей. Совместные мастер-классы для детей и родителей становятся очень востребованными в дополнительном образовании и очень часто используются как форма взаимодействия с семьей.

И здесь одной из основных задач педагога становится поиск точек интересного и эффективного взаимодействия с ребенком и его родителями. Опыт автора статьи показывает, что совместная деятельность детей и родителей наиболее полно осуществляется через труд – техническое рукотворное и изобразительное творчество.

Творчество в самых различных его проявлениях проникает во все сферы детской жизни и активно влияет не только на формирование мировоззрения подрастающего поколения, но и способствует дальнейшей профориентации детей и подростков. Большая часть творческой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности и успешной учебной деятельности детей. А вот во взрослой жизни воображение зачастую блокируется. Если детям в творческой работе часто не хватает осознанности и умения грамотно и последовательно вести работу, то взрослым, наоборот, не хватает свободы, гибкости, полета фантазии.

Совместные мастер-классы для детей и родителей направлены, в первую очередь, на развитие коммуникации между ребенком и родителем через их совместную трудовую деятельность, сотворчество. Именно на примере взрослого ребенок имеет возможность «нащупать» свои «нравится» и «я могу».

В сотворчестве со взрослым происходит расширение первоначальных представлений детей о месте труда в жизни каждого человека, закладываются основы знаний о профессиях, поскольку дети получают возможность погрузиться в различные виды деятельности (И.А. Килина) [5].

Для оптимизации процессов взаимодействия с семьей и ранней профориентации младших школьников в МБУДО «Центр внешкольной работы» Приволжского района города Казани был организован детско-родительский мастер-класс на тему: «Изю как элемент сценического национального костюма» на примере костюмов героев спектакля «Голубая шаль». Мастер-класс был посвящен созданию нагрудного элемента татарского национального костюма для детского спектакля. А вдохновлялись организаторы мастер-класса костюмами и сценическими образами героев спектакля «Голубая шаль», который не сходит со сцен татарских театров с 1926 года.

Содержательный компонент мастер-класса позволилпознакомить детей и родителейс национальными особенностями татарского костюма, татарского орнамента, его стилизации и композиции. Дети и родители смогли познакомиться со средствами художественно-образной выразительности для передачи формы и цвета орнаментов изю, для прорисовки его деталей. В совокупности мастер-класс ориентирован на развитие у детей и взрослых чувства соотношения формы, композиции и цвета, на формирование навыков шитья. Ведь при создании элемента костюма изю важно правильно расположить части татарского орнамента по форме и цвету и, конечно же, включить воображение (материалы к проведению мастер-класса представлены в приложении).

Главным результатом проведения мастер-класса для детей и родителей педагоги Центра внешкольной работы считают свой вклад в воспитание у подрастающего поколения уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 2008. 482 с.
  2. Данилова О.Н. Проблемы использования этнической орнаментики в современном костюме // Россия и АТР. 2006. т. № 4. С. 134–146.
  3. Дейч Б.А. Дополнительное образование детей: история и современность: Учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 239 с.
  4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006. 256 с.
  5. Килина И.А., Доренбуш Е.А., Осипова Н.В., Понамарева Е.В. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями: Методические рекомендации. Кемерово: КРИРПО, 2019. 107 с.
  6. Семенова Е.А., Левашова Е.Н., Сундеева И.Н. Современная профориентационная работа в системе дополнительного образования детей естественнонаучной направленности. Липецк: ООО «Позитив Л», 2020. 100 с.

Приложение

Мастер-класс по теме: «Изю как элемент сценического национального костюма»

(на примере костюмов героев спектакля «Голубая шаль»)

Цель мастер-класса: вовлечение детей и родителей в совместную творческую деятельность.

Задачи мастер-класса:

  • формирование у обучающихся коммуникативных компетенций: умения обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе;
  • знакомство детей и родителей с образным строем сценического национального костюма на примере женского татарского национального костюма;
  • совершенствование у обучающихся навыков рисования и передачи сложных форм, закрепление знаний по цветоведению и композиции;
  • развитие у детей воображения (вместе с родителями создать в воображении элемент национального сценического костюма – изю);
  • вовлечение детей в совместную с родителями практическую работу: создание эскиза и пошив изю.

Материально-техническое оснащение (из расчета на одного участника): лист А4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, ножницы, фетр разного цвета, иголки и нитки, атласная лента шириной 0,5 мм.

Методическое оснащение: иллюстрации с изображением женского татарского национального костюма, опорные таблицы с элементами татарских орнаментов, сценический костюм героини, видеоряд – сцена из спектакля «Голубая шаль».

Ход мастер-класса:

  1. Организация мастер-класса, мотивация к совместной деятельности.
  2. Просмотр видеоролика (отрывка из спектакля «Голубая шаль»).
  3. Теоретическая часть.

Театральное искусство – один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым). Это разыгрывание перед зрителями сцен или историй с использованием речи, жестов, музыки, танца, звука, изображения и т.п. В театральной деятельности очень много различных профессий (продюсер, режиссер, актер, сценарист, драматург, художник-декоратор, художник по свету, гример, костюмер, театральный критик и др.).

Спектакль (фр. spectacle, от лат. spectaculum – «зрелище») – театральное представление, зрелище, произведение театрального, сценического искусства. В создании спектакля участвует весь театральный коллектив: актеры, художник-декоратор, композитор, гримеры и др. В современном драматическом театре созданием спектакля руководит режиссер-постановщик. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение – пьеса или сценарий, в музыкальном театре –  музыкально-драматическое сочинение на основе либретто.

Просмотр видеоряда, знакомство с сюжетом мелодрамы «Голубая шаль».

Пьеса «Голубая шаль» стала своего рода символом татарского театра. Зрительский интерес к ней не ослабевает, пьеса давно обрела легендарный статус. Непреходящая популярность произведения, написанного еще в 1926 году, порождает загадки. В этой слабой с литературной точки зрения пьесе существует поэтический шифр, кодирующий вечно молодые и вечно прекрасные образы мужского и женского национального идеала.

Костюм помогает передать характер героя. В понятие театрального костюма входят все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы. Костюм для роли выбирается не по вкусу артиста. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля выполняет художник, тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра. В театральном ателье можно найти множество костюмов и обувь. В театре есть и собственная обувная мастерская. Художник рисует эскиз костюма, портные подбирают ткань. Можно даже выкрасить ее – этим занимаются художники по росписи ткани.

Анализ художественного образа сценического татарского национального женского костюма (рис. 1).

Рисунок 1. Женский татарский национальный сценический костюм

Разбор элементов женского и мужского татарского национального костюма (рис. 2 и 3).

Рисунок 2. Женский татарский национальный костюм
Рисунок 3. Мужской татарский национальный костюм

Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообогащающего общения с соседними и дальними народами. Переплетение богатейшего мира цветочно-растительных узоров, зарождение которых относится к добулгарским временам, с еще более древним геометрическим и геометризованным орнаментом и его символикой в целом характеризует сложную картину исторической жизни народа, формирование его культуры и искусства (рис. 4).

Рисунок 4. Примеры татарского орнамента

4. Практическая часть. Процесс разработки эскиза и шитья изю.

А) Обучающимся и их родителям раздаются листы А4. Отталкиваясь от выбранной расцветки костюма, детям и родителям необходимо нарисовать эскиз изю, передав его форму и цвет; заполнить изю татарским орнаментом (создать композицию из орнаментов). С помощью копировальной бумаги скопировать изю на плотный матовый картон так, чтобы орнаменты были четко прорисованы. Вырезать шаблон изю и орнаментов. По шаблону нарисовать на фетре сам изю и элементы орнамента. Вырезать все детали из фетра.

Б) Собрать изю. Вышить орнаменты поверх изю швом «вперед иголку».

В) С двух сторон с изнанки приклеить на изю ленты клеем «Титан».

5. Рефлексия.

В конце мастер-класса, обучающимся предлагается закончить предложение «Сегодня я узнал…». Родителям предлагается закончить предложение «Мне пригодились знания по…».

Добавить комментарий

Войти с помощью: