К вопросу о стратегии и тактике современного дополнительного образования детей: через призму тридцатилетнего юбилея

В статье автор размышляет о судьбе уникального социокультурного явления — дополнительном образовании детей. В юбилейный для сферы дополнительного образования год рассматриваются особенности и сложности дополнительного образования детей в изменяющихся социокультурных условиях. Вносятся предложения по дальнейшему развитию сферы педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время.

В.П. Голованов,
главный научный сотрудник ФГБНУ «ИИДСВ РАО»,
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный учитель РФ,
Почетный работник
сферы молодежной политики РФ,
академик Международной академии
детско-юношеского туризма и краеведения
им. А.А. Остапца-Свешникова,
член Научного совета по проблемам воспитания
подрастающего поколения
при Отделении философии образования
и теоретической педагогики
Российской академии образования
Москва

Дополнительное образование детей — это новое прочтение образования сегодня

А.Г. Асмолов

В России сегодня происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества, трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В изменяющихся условиях в центре внимания законодательной и исполнительной власти всех уровней, профессионального педагогического сообщества и широкой общественности оказалась сфера дополнительного образования детей. Происходящие экономические и социальные изменения объективно актуализировали роль дополнительного образования детей, обусловили необходимость его пересмотра и трансформации в соответствии с вызовами времени, государственными, общественными и личностными потребностями и запросами. Хочется надеяться, что это не случайно, ведь современное дополнительное образование детей и взрослых является уникальным социокультурным явлением, способствуя социальному, экономическому, культурному развитию общества в целом и каждой личности в частности.

Анализируя ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере дополнительного образования детей, обратимся к проблемам соотношения стратегии и тактики дополнительного образования детей в изменяющихся социокультурных условиях. Под стратегией нами понимается общий, недетализированный план деятельности в сфере дополнительного образования детей, охватывающий длительный период времени, который никогда не пойдет идеально. А под тактикой подразумеваем линию поведения, совокупность приёмов и способов достижения стратегической цели дополнительного образования, это детальный план действий, полностью определённый с учетом необходимых ресурсов, это искусство располагать необходимыми силами.

Что показывает анализ рассмотрения соотношения стратегии и тактики современного дополнительного образования детей? Видно, что современное дополнительное образование детей начинает терять свою территориально-муниципальную составляющую. Считаем, что эту тенденцию необходимо устранять, так как территория, где проживает семья, растет и развивается ребенок, должна быть территорией перспективного, успешного, безопасного, а самое главное, счастливого детства.

Когда-то во второй половине XIX века огромное значение имели земства, при их участии и поддержке проходило свое становление внешкольное образование, как предтеча внешкольного воспитания и современного дополнительного образования детей.

Все организации дополнительного образования детей будучи государственными, реализуют социально-воспитательную территориально-муниципальную миссию — формировать воспитательное пространство детства. Вот почему, может быть и субъективно, но считаем, что на федеральном уровне должна задаваться стратегическая линия развития современного дополнительного образования детей, а на региональном и муниципальном уровнях определяется территориально-муниципальная тактика дополнительного образования детей.

К сожалению, сегодня можно наблюдать такие действия, когда федеральный уровень определяет не только стратегию, но и вмешивается в тактику, регламентируя и детализируя региональный и муниципальный уровень. Часто и региональная модель дополнительного образования детей определяется не снизу, а сверху. Требуется реализация принципа регионализации и муниципализации современного дополнительного образования детей. Важно отказаться от монополизации дополнительного образования детей, что сегодня очень ярко проявляется в государственной политике.

Объективно требуется отказ от унитарного образовательного пространства, федерального регулирования, скрепленного цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий, инструкций и циркуляров. Важно наделение регионов и муниципалитетов правом и обязанностью выбора собственной образовательной тактики, создания собственной программы развития дополнительного образования в соответствии с региональными и муниципальными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями и особенностями.

Определяя на федеральном уровне новые возможности сферы дополнительного образования детей, необходимо, прежде всего, рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной политики государства в области детства, как личное образовательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе.

Это особенно важно в связи с тем, что наступивший новый 2022 год, год, значимый для сферы дополнительного образования детей, так как в этом году мы готовимся отмечать: столетие пионерии, столетие СССР и наряду с этими историческими событиями хотелось бы, чтобы не затерялся тридцатилетний юбилей современного дополнительного образования детей.

Да, 30 лет назад, в 1992 году, благодаря принятию в России Закона Российской Федерации «Об образовании» появился особый вид образования — дополнительное образование. Закон стал системообразующим документом для этой сферы образования, так как создал нормативно-правовые предпосылки для перехода от системы внешкольного воспитания к дополнительному образованию детей и взрослых, положил начало эволюционному процессу видоизменения системы внешкольной работы, внешкольного воспитания в новое качественное состояние — дополнительное образование детей и взрослых. [3]

Весь ход развития человеческой цивилизации, в том числе и педагогической мысли, свидетельствует о том, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим особую важность приобретает социализация взрослеющего человека, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей — семьянина, профессионала, гражданина и т.д.

Ожидание лучшего будущего, надежды на благополучие и стабильность жизни наполняют смыслом жизнь растущего человека, который делает первые шаги в пространстве социальных отношений и стремится найти свое место в обществе, в стране. Желание видеть перспективу личностно-персонифицированного роста и развития — одно из важнейших стремлений и базовых ценностей современного юного поколения.

Прошедшие 30 лет развития сферы дополнительного образования детей убедительно показали, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только основным (базовым) образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном и информальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития интересов, склонностей, способностей и одаренности взрослеющего человека, его личного, социального и профессионального самоопределения.

Основное образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное (базовое) направлено на воспроизводство культуры нации; а дополнительное образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека в этой культуре.

Как здесь не вспомнить Алексея Константиновича Бруднова, одного из тех, кто стоял у истоков современного дополнительного образования детей, благодаря которому дополнительное образование детей обрело в 90-е годы прошлого века определенную статусность, стабильность, перейдя из разряда досуговых внешкольных учреждений в разряд образовательных учреждений дополнительного образования детей. «Сфера дополнительного образования — говорил, давая интервью, Алексей Константинович Бруднов,  не должна походить на школьную. Какой бы ни была школа, почти каждый ребенок хочет вырваться за ее пределы. И каждому ребенку до полного образования помимо школьного курса необходимо широкое эстетическое и физическое воспитание. При обязательной свободе выбора». [2]

Под началом и руководством А.К. Бруднова, когда он был начальником Управления Министерства образования России, создавались наиболее важные нормативно-правовые, распорядительные документы и законодательные акты. «… Система дополнительного образования по сути своей отвечает новым тенденциям в образовании. Процесс, который мы с вами организуем, должен быть не столько воспитательным и социальным, сколько процессом, призванным развивать ребёнка, помогать ему реализоваться в этой жизни»  так считал А.К. Бруднов и через призму данного тезиса принимал все управленческие решения.

Все годы работы в министерстве он занимался тем, что считал особенно важным — созданием условий для развития творчества, разнообразных способностей и талантов ребенка, всегда отстаивал его интересы, как и интересы педагога, вожатого, воспитателя, чьи нужды он знал очень хорошо. «Наша задача заключается в том, чтобы сподвигнуть ребёнка к творчеству… Сверхзадача образования — пробуждение у ребёнка интереса к самому себе, своему внутреннему миру, своей духовности, своим возможностям. И каждый, пришедший в этот мир, должен сказать пусть маленькое, но своё слово и тем обогатить и одарить этот мир» — это, по сути, педагогическое кредо Алексея Константиновича. [2]

За прошедшие 30 лет можно выделить два основных этапа в становлении и развитии сферы дополнительного образования детей: первый, с 1992 по 2004 год, когда сохранялась стратегия развития дополнительного образования, разработанная при А.К. Бруднове, и второй этап, начавшийся в 2004 году и продолжающийся по настоящее время, когда система дополнительного образования существенно изменяется в результате административного влияния со стороны государства с использованием новых стратегий и инструментов, в том числе цифровых и технологических. Были созданы многочисленные новые программные документы и циркуляры, разработаны новые программно-методические подходы. Особенно много изменилось в дополнительном образовании с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и отчасти не в лучшую сторону.

К сожалению, возникшая в России конца XIX века методология внешкольного образования, которая в последней трети XX столетия за рубежом трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики — сферу внешкольного, неформального, свободного, дополнительного, продолженного образования, в самой России должного развития до сих пор не получила.

Мы видим, как начиная с 2004 года в России постепенно проявляется тенденция формализации сферы дополнительного образования детей, фискально-административная тенденция, попытка монополизировать и регламентировать свободное время ребенка, привязать дополнительное образование только к общему (основному) образованию.

Определяя сегодня стратегию развития дополнительного образования детей, важно избежать гипертрофированности процесса обучения, переноса традиций классно-урочной системы на занятия детского объединения дополнительного образования детей. Нам кажется, что этого не должно быть, так как на всех этапах становления и развития внешкольного образования, внешкольного воспитания и современного дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность являются вторичными, и должны рассматриваться как ресурс, как средство развития личности взрослеющего человека. [1]

Думаю, что некорректно в соответствии с принятым в 2012 году Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» реализовывать и в дополнительном образовании программный подход, когда в основе лежит дополнительная общеобразовательная программа. Статус организации дополнительного образования детей значительно ослаблен, так как дополнительные общеобразовательные программы могут реализовывать и другие организации. Безусловно, это сказалось на атмосферности дополнительного образования, на комфортности для ребенка территории, среды, пространства организации дополнительного образования.

Желательно было бы нормативно закрепить уровневый потенциал дополнительного образования детей и в соответствии с уровнями образования узаконить: дошкольное дополнительное образование детей, школьное дополнительное образование детей, среднее профессиональное дополнительное образование и т.д. Желательно было бы сохранить самостоятельный статус организации дополнительного образования детей как социокультурной полисферы детства, реализующего социальную политику государства на определенной территории.

В современных условиях существования российского общества возникает много других проблем, объективных и субъективных, которые существенно влияют на развитие современной сферы дополнительного образования детей. Об этих проблемах говорят в своих работах многие современные исследователи дополнительного образования: Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Попова И.Н., Попов А.А., Павлов А.В., Гущина Т.Н., Золотарёва А.В., Антопольская Т.А., Буйлова Л.Н. и многие др. Они выделяют целый ряд проблемных точек в деятельности организаций дополнительного образования: недостаток квалифицированных педагогов по многим направлениям, отсутствие должной подготовки будущих педагогов в высших учебных заведениях к работе в этой сфере; слабую изученность социальных запросов на дополнительное образование детей, невозможность полностью обеспечить известный социальный заказ из-за проблем с финансированием; малое разнообразие предлагаемых дополнительных общеобразовательных программ; часто организации дополнительного образования располагаются неудобно для родителей и детей, а от сельских школ находятся слишком далеко; введение дополнительных общеобразовательных программ на платной основе затрудняется из-за низкого материального положения семей. [4]

Выделяются и другие проблемные моменты. Например, принятые формы дополнительного образования не выдерживают конкуренции с активно развивающимися «цифровыми» формами досуга. Современным детям доступны широкие возможности игровых интернет-развлечений, их увлекает общение в социальных сетях, то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Сама система постоянных обязательных занятий (как классно-урочная в школе) зачастую не привлекает современных детей. Негативный отпечаток накладывает усложнение основной общеобразовательной программы, возрастающие социальные проблемы, финансовый кризис и многое другое.

Иногда возникает ощущение, что дополнительное детей — излишняя роскошь. Все это приводит к недостаточной наполняемости учебных групп объединений дополнительного образования. Из отмеченного выше следует, что дополнительные общеобразовательные программы могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются личностно и социально-значимыми.

Ряд исследователей отмечают, что сегодня чаще всего негосударственные организации дополнительного образования более оперативно реагируют на изменения на рынке образования в свободное время ребенка. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами государственных и муниципальных организаций дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые негосударственными организациями, помогают решить проблемы, возникающие в образовании детей. Это, например, подготовка к поступлению в школу или вуз, освоение цифровых технологий, развитие коммуникативных навыков и т.п. Такие программы часто являются решением проблем, которые необходимо решать за короткое время, а поскольку они актуальны как для родителей, так и для детей, то родители согласны и платить за это.

Также видится перспективным и необходимым развитие дошкольного и школьного дополнительного образования детей. Особенно это касается малых городов и сельских территорий, где очень часто отсутствуют не только специальные организации дополнительного образования детей, но и обычные поселковые и сельские дома культуры, при которых традиционно на селе организовывались различные детские кружки и секции. Именно дошкольная и общеобразовательная организация при участии воспитателей, педагогов дошкольных организаций, классных руководителей, учителей-предметников создает возможность выявить предпочтения и интересы ребят, определить их склонность к развитию в определенной предметной области науки, культуры, техники, творчества или спорта.

В юбилейный для сферы дополнительного образования детей год пришло время для проведения тщательно (научно и методически) подготовленного диалога поколений педагогов дополнительного образования. Сегодня необходима организация профессионального общения на федеральном, регионально-муниципальном и межрегиональном уровнях.

Особую актуальность в сложное время глобальных перемен, определяющих судьбы не только юного поколения, но и целых народов и государств приобретает проблема воспитания юного россиянина как предмет государственной и общественной политики. Главные ценность и смысл современного воспитания — личностный рост человека, его духовное, нравственное самосовершенствование, креативность, ответственность.

Быть Человеком — это единственный путь сохранения и развития цивилизации. Дополнительное образование детей — особый социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.

Дополнительное образование детей выступает как реальная ценность, как необходимая предпосылка успешного продвижения ребенка по жизни, как возможность стать достойным гражданином-патриотом. Организации дополнительного образования детей отличаются от общеобразовательных организаций тем, что детям предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения дополнительной общеобразовательной программы в избранной сфере познания.

Воспитание в дополнительном образовании является, прежде всего, процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.

Необходимо определить точки размышления, подумать какие подходы могут быть к моделированию, проектированию программы воспитания в организации дополнительного образования. Исходя из того, что разработка дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающая и предпрофессиональная) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то и моделирование воспитания в дополнительном образовании детей, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции организации дополнительного образования детей и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модуля, программы воспитания.

Многие организации дополнительного образования детей не ждут милостыни от природы, а самостоятельно и инициативно создают свои программы воспитания. Проведенный нами анализ существующих программ воспитания в организациях дополнительного образования выявил, что ряд организаций приняли «Программу воспитания и социализации…», другие «Программу воспитания…», третьи «Программу воспитательной работы…», четвертые «Воспитательные программы детского объединения…», пятые разработали «Воспитательную систему Центра …» и т.д.

Можно засвидетельствовать, что еще ряд организаций дополнительного образования, используя определенные разделы и модули примерной программы воспитания общеобразовательных организаций, актуальные и для дополнительного образования, разработали собственную рабочую программу воспитания с учетом специфики дополнительного образования детей. [1]

Воспитательные практики организаций дополнительного образования детей показали, что могут быть разные подходы к разработке программ воспитания в ОДОД, это могут быть:

  • «Воспитательные модели социально-значимой деятельности»;
  • «Модели воспитания внешкольного воспитания в социуме»;
  • «Муниципальная программа внешкольного воспитания как ядро воспитательного пространства детства»;
  • «Интегрированная программа воспитания ДОД (интеграция с уровнями образования ДОО, ОО. СПО, ВПО)»
  • «Программа воспитания в деятельности ОДОД»;
  • «Рабочая программа воспитания детского объединения организации дополнительного образования»;
  • «Воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы»;
  • «Рабочая программа воспитания как составная часть дополнительной общеобразовательной программы».

Очень важно отметить, что воспитательный вектор дополнительного образования детей задается, прежде всего, на региональном, муниципальном и институциональном уровне. [1]

Сегодня перед обществом и, в первую очередь, перед образованием, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной, необходимо обратить свои взоры на личность растущего человека. Вот почему главное при разработке и реализации воспитательной модели дополнительного образования — центрация воспитания на развитии личности: ориентация на идеал; культуросообразность, коллективность и диалогичность воспитания; личностно-персонифицированный подход; сетевое взаимодействии с разными субъектами дополнительного образования детей. Воспитание в дополнительном образовании, по сути, восхождение к субъектности взрослеющего человека.

Новый вызов для сферы дополнительного образования детей — поиск педагогического смысла диалога с детством. В центре воспитания — конкретный ребёнок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Как часто говорил А.К. Бруднов: «К ребёнку мы должны относиться как к человеку, который по сути своей не только не ниже нас, а, может быть и превосходит нас… Потому что он, приходящий в этот мир и осваивающий его, несёт в себе изначальную чистоту и непорочность этого мира». [2]

Детство является основной ценностью человеческой жизни, отдельным структурным элементом общества, требующим к себе особого подхода, заботы и защиты. Дополнительное образование детей как диалоги с детством является ключевой идеей воспитания в дополнительном образовании детей. «Определение себя в мире идет как бы в диалогах: диалога с самим собой, диалога с окружающими людьми, диалога с миром в целом». (А.В. Мудрик).

Современная сфера дополнительного образования детей рассматривается как институт социокультурной инфраструктуры детства. Новые цели дополнительного образования детей — помочь ребенку использовать ресурс детства, ресурс свободного времени в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

Одним из приоритетных направлений воспитания в дополнительном образовании детей должно быть признано создание условий для: освоения детьми социальных навыков и ролей; развития культуры социального поведения граждан с учётом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений; последовательного формирования коммуникативных дружественных детям сред.

На первый план среди разнообразных качеств личности взрослеющего человека выходят такие, как мобильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариативность мышления. В организации дополнительного образования воспитательная деятельность ориентирована на развитие таких ценностей, как ценность жизни; человеческое общение и взаимная поддержка; сопереживание, гуманность в человеческих отношениях; признание успеха любого человека, ребенка и взрослого; культура, созидаемая человеком; творчество; созидательный труд; многообразие форм деятельности как одно из условий реализации свободы выбора; связь поколений, преемственность традиций. Реализация этих ценностей на практике является основной миссией организации дополнительного образования.

Современное дополнительное образование детей и взрослых — не только средство освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и возможности для реализации фундаментального личного вектора процесса развития человека — индивидуализации — поиска и обретения человеком «самого себя».

Организаторам процесса воспитания и дополнительного образования детей необходимо определиться в главном: допускается ли ими идеологический диктат и силовое навязывание личности ценностно-смысловых установок или предполагается создание реальных (благоприятных) условий и возможностей для социально-позитивной социализации взрослеющего человека.

Список литературы

  1. Голованов В.П. Воспитательная модель современного дополнительного образования детей. // Про ДОД. Информационно-методический журнал № 4 (34) Август 2021. С.5-14
  2. Голованов В.П. Неиссякаемый педагогический источник (Третьи Всероссийские чтения в Курске) // Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. Информационно-методический журнал. 1 (169) 2016. С.18-23.
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании». Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации.
  4. Мельникова Г.Т. Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решения. Мир педагогики и психологии № 5 (5) Декабрь, 2016. С.18-22

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция) Официальный интернет-портал правовой информации

Добавить комментарий

Войти с помощью: