Школа профессионального роста: ступени к педагогическому успеху

В статье представлен опыт организации наставничества в рамках работы Школы профессионального роста «Путь к вершинам мастерства» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Городской Дом детского творчества» города Шахты Ростовской области. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.

Н.Ю. Махиня,
почетный работник общего образования
Российской Федерации,
заместитель директора
по научно-методической работе
О.Е. Голуб,
педагог-психолог

Вопрос создания системы наставничества и поддержки педагога на начальном этапе профессиональной карьеры в настоящее время является актуальным и социально значимым для любой образовательной организации [2]: молодым специалистам необходимы поддержка и ресурсы для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности, а также культура непрерывного обучения и профессионального роста. Проекты поддержки профессионального развития и самореализации управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей коррелируют с целями и задачами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [1].

Проект «Школа профессионального роста “Путь к вершинам мастерства”» (далее – Проект, Школа) был реализован в Городском Доме детского творчества города Шахты Ростовской области и стал значимым событием для педагогов дополнительного образования. Это мероприятие объединило опытных специалистов и молодых энтузиастов, стремящихся повысить свою квалификацию и обменяться ценным опытом. В рамках Школы была создана система наставнических пар, где молодые педагоги прошли стажировку у более опытных коллег, получая практическое руководство и поддержку.

Работа Школы включала разнообразные формы взаимодействия и обучения: семинары, кейс-тренажеры, консультирование, интенсивы и взаимопосещения занятий. Каждый участник Проекта получил возможность разработать собственную методическую продукцию, которая была представлена на Педагогическом совете, где подводились итоги работы Школы.

На протяжении всего Проекта молодые педагоги активно использовали рабочую тетрадь «Мой путь личностного и профессионального роста» (далее – Рабочая тетрадь [фото 1, 2]).

Фото 1. Рабочая тетрадь «Мой путь личностного и профессионального роста»
Фото 2. Страница рабочей тетради педагога

Заполняя разделы тетради, молодые педагоги получили возможность провести рефлексию своего опыта по следующим позициям:

  1. Цель и задачи профессиональной деятельности. Педагоги определили свои ключевые цель и задачи на начальном этапе карьеры, проанализировали их актуальность и корректность, а также разработали стратегии достижения поставленной цели.
  2. Профессиональная компетентность. В этом разделе педагоги оценили уровень своих знаний и умений, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, провели анализ собственных сильных сторон и зон развития, определили направления повышения профессиональной квалификации (фото 3).
  3. Методические подходы и инновации. Молодые специалисты рассмотрели различные методические подходы к обучению, включая современные образовательные технологии и методики, поделились своим опытом внедрения инновационных методов в образовательный процесс и обсудили их эффективность.
  4. Взаимодействие с коллегами и администрацией. В данном разделе молодые педагоги отразили свои успехи и трудности в установлении рабочих отношений с коллегами и руководством, а также предложили пути улучшения коммуникации.
  5. Работа с обучающимися и родителями. Педагоги проанализировали свою роль в создании благоприятной образовательной среды, включились в обсуждение методов мотивации обучающихся и способы установления доверительных отношений с их родителями.
  6. Саморазвитие и профессиональное совершенствование. Педагоги обозначили планы по дальнейшему развитию своих компетенций – участию в семинарах, конференциях и других формах повышения квалификации.
  7. Рефлексия и выводы. Педагоги выразили свое мнение о значимости участия в Проекте, выделили его наиболее полезные аспекты и дали рекомендации по улучшению.
Фото 3. Заполнение рабочей тетради

Рабочая тетрадь как инструмент саморазвития помогла молодым педагогам систематически анализировать свои достижения, выявлять слабые места и планировать дальнейшее развитие.

В рамках Проекта особое внимание было уделено передаче опыта признанными мастерами своего дела молодым специалистам. Одним из важнейших элементов этого процесса стала педагогическая гостиная «Шаги к мастерству». Также начинающие педагоги имели возможность посетить занятия опытных педагогов (фото 4, 5, 6).

Фото 4. Педагогическая гостиная. Занятие по развитию речи дошкольников

Фото 5. Педагогическая гостиная. Обучение детей основам кукольного театра

Фото 6. Педагогическая гостиная. Постановка базовых элементов танца

Посещение занятий опытных педагогов стало для молодых специалистов настоящим шагом к вершинам мастерства: они смогли увидеть на практике, как реализуются современные подходы к образованию, как учитывается индивидуальность каждого обучающегося и как создаются условия для максимального раскрытия его потенциала. Важно отметить, что такой опыт невозможно получить из учебников или лекций – он приобретается лишь через непосредственное наблюдение за работой настоящих профессионалов.

Еще один инструмент – кейс-тренажер по решению педагогических ситуаций – позволил молодым специалистам спроектировать оптимальные форматы взаимодействия с обучающимися, родителями и коллегами, а также подготовиться к возможным трудностям в профессиональной деятельности. При разработке заданий был использован опыт работы ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга [4]. На занятии участники Проекта были поделены на небольшие группы, каждая из которых получила свой уникальный педагогический кейс. Эти ситуации охватывали различные аспекты процесса обучения: от работы с мотивацией обучающихся до взаимодействия с родителями и коллегами. Участники должны были проанализировать заданную ситуацию, предложить возможные решения и обсудить их в группе (фото 7, 8).

Фото 7. Кейс-тренажер по решению педагогических ситуаций. Рабочая тетрадь
Фото 8. Кейс-тренажер по решению педагогических ситуаций. Практическое занятие

Обсуждения были живыми и продуктивными: молодые педагоги делились своим опытом, предлагали разные подходы к решению проблем и активно участвовали в дискуссиях. Многие отметили, что такие практические задания помогают лучше понять специфику педагогической профессии и подготовиться к реальным вызовам в будущем.

Одной из ключевых составляющих работы Школы стало посещение занятий молодых специалистов опытными педагогами с целью оказания им индивидуальной методической и психолого-педагогической помощи, основанной на наблюдении за их практической деятельностью. При этом решались следующие задачи:

– оценка текущего уровня профессионализма молодого специалиста;

– выявление сильных сторон его деятельности и зон ближайшего и перспективного развития;

­– предоставление рекомендаций по улучшению методики преподавания;

­– помощь в решении проблем, связанных с управлением группой и взаимодействием с обучающимися;

– психологическая поддержка и укрепление уверенности в своих силах.

Такая форма работы позволила наставникам оказывать поддержку начинающим коллегам, помогая им адаптироваться к профессии и улучшать качество образовательной деятельности.

Завершением цикла мероприятий в рамках Школы стал День молодого специалиста «От дебюта к бенефису», который был посвящен защите созданных молодыми педагогами сайтов и презентации разработанных ими методических и дидактических материалов (фото 9).

Фото 9. День молодого специалиста «От дебюта к бенефису»

Каждый молодой специалист представил созданный им сайт, который содержал информацию об используемых педагогом методах и подходах, примеры учебных материалов, статьи и публикации, а также отзывы коллег и обучающихся. Участники рассказывали о структуре и содержании своих ресурсов, делились опытом их создания и использования в образовательной деятельности (фото 10).

Фото 10. Молодые педагоги представляют свои разработки

Молодые педагоги также продемонстрировали методические и дидактические материалы, разработанные ими в процессе обучения в Школе: конспекты занятий, тесты, карточки для самостоятельной работы и многое другое.

День молодого специалиста завершился обсуждением представленных работ и вручением сертификатов и дипломов. Участники получили заслуженное признание за свою усердную работу и достигнутые успехи. Этот день стал символом перехода от начального этапа профессиональной деятельности к более зрелому и уверенному этапу, когда молодые специалисты готовы брать на себя ответственность и вносить свой вклад в развитие дополнительного образования.

Опыт реализации Проекта «Школа профессионального роста “Путь к вершинам мастерства”» показал, что именно наставничество позволяет персонифицировать профессиональное развитие и гарантирует комплексный подход к самосовершенствованию и молодых, и опытных педагогов.

Список источников:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – URL: https://Документы – Правительство России (government.ru) (дата обращения: 03.02.2025).
  2. Белкина Н.В., Колгушкина М.В., Орлова С.В., Чернова С.И. Эффективные формы работы с молодыми учителями в формате школы молодого педагога // Педагогическое мастерство: Материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). Казань: Молодой ученый, 2023. С. 12–24.
  3. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: Информационно-методические материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. 2-е изд. Казань: ИРО РТ, 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2858362.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
  4. Учебное пособие для молодых педагогов «Off-line наставник» / авт.-сост. Столбова Н.П., Тихова М.А. СПб.: ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, 2016 [Электронный ресурс]. – URL: http://na-lenskoy.ru/docs_DDUT/OEsquareDDUT/off-line-nastavnik.pdf (дата обращения: 05.02.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: