Краеведение как содержательный компонент летней оздоровительной кампании для учащихся, находящихся в социально опасном положении

В статье рассматривается организация летней оздоровительной кампании для особой группы учащихся – детей, находящихся в социально опасном положении. Представлен опыт реализации краеведческого проекта «Наследники Машеки» в рамках программы оздоровительного лагеря «Надежда» с дневным пребыванием. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам учреждения дополнительного образования детей и молодежи, организаторам летнего отдыха учащихся.

Н.Г. Ковалева,
методист высшей квалификационной категории,

Государственное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества детей и молодежи Агат»,
г. Могилев

Период каникул – это время, когда появляется возможность отдать приоритет организации широкого открытого пространства для творческого развития учащихся. Свободный выбор форм и направлений деятельности открывает перед ребятами новые возможности социализации, восстановления и укрепления здоровья, пополнения знаний, приобретения новых умений и навыков.

Воспитательная система летнего отдыха детей и подростков в Центре творчества детей и молодежи «Агат» города Могилева (далее – ЦТДиМ «Агат», Центр творчества «Агат», Центр «Агат») создает условия для творческого развития, социальной защиты, отдыха и оздоровления учащихся в летний период через практическую коллективную и индивидуально-групповую деятельность, общение и взаимодействие, самоопределение и самодеятельность детей и взрослых [2].

В ЦТДиМ «Агат» ежегодно функционирует летний оздоровительный лагерь «Надежда» с дневным пребыванием (далее – лагерь «Надежда», Лагерь) для учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, на внутришкольном контроле, находящихся в социально опасном положении. Для данной категории учащихся Лагерь – это не только организация свободного времени и процесс социальной адаптации через участие в общественной деятельности, но и новый мир, позволяющий расширить социальный опыт, приобрести опыт творческого общения, патриотического становления. Обращение к прошлому, к своим корням, к истории родного края способствует решению задач социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и трудиться в родном городе, районе, крае, участвовать в их развитии, в социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Лагерь «Надежда» действует уже более 12 лет. Ежегодно он принимает около 30 учащихся школ Ленинского района города Могилева в возрасте от 8 до 16 лет, большинство из которых находится на учете за асоциальные действия и девиантное поведение. Пребывание в Лагере накладывает положительный отпечаток на поведение ребят, некоторые посещают Лагерь уже в течение нескольких лет.

Новым опытом работы Лагеря в 2024 году стал краеведческий проект патриотической направленности «Наследники Машеки»[1] (далее – Проект), приоритетно ориентированный на формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение и углубление у них краеведческих знаний, знаний по истории и культуре Беларуси. Сюжетную основу Проекта составляет «путешествие» детей и подростков в прошлое, настоящее и будущее родного города и страны. Форма реализации Проекта – сюжетно-ролевая игра: участники Проекта не только «живут» в городе Машеки, но и «строят» башню – ратушу (символ города), изучают историю и памятные места города, учатся жить в коллективе, знакомятся с новыми играми, показывают и раскрывают свои таланты в различных видах коллективных творческих дел: викторинах, игровых программах, спортивных соревнованиях, эстафетах, играх-путешествиях и познавательных экскурсиях (методические особенности реализации Проекта представлены в Приложении).

Приобщение к истории и традициям своего народа, родного города происходит через включение детей и подростков в разнообразные формы деятельности: экскурсии, коллективные творческие дела, конкурсы, проекты и массовые мероприятия. В условиях Лагеря формирование личности ребенка происходит в развивающей среде за счет основных воспитательных средств: неформального диалогического общения, досуговой деятельности, сотворчества в системе отношений.

Для реализации Проекта воспитательные дела систематизируются по следующим направлениям деятельности:

  • гражданско-патриотическое, предполагает включение детей в продуктивную деятельность по изучению и осмыслению исторических событий, связанных с памятными датами; патриотическое воспитание начинается с познания малой Родины – названия улицы, на которой располагается Центр творчества «Агат» (Большая Машековская), подсказавшего идею использования в названии Проекта легенды о Машеке – наиболее известной версии происхождения города Могилева;
  • духовно-нравственное, ориентированное на развитие духовности, ценностных ориентаций личности, закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности;
  • творческое, включающее знакомство участников смены с разными видами художественно-творческой и досуговой деятельности, предполагающее возможность для них попробовать свои силы, проявить свои способности и таланты;
  • спортивно-оздоровительное, включающее формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, воспитание у них ценностного отношения к здоровью через участие в спортивных мероприятиях, экскурсиях, программах по ОБЖ и правилам дорожного движения, организацию и проведение подвижных игр;
  • правовое – формирование у участников Лагеря правовой культуры, профилактика правонарушений;
  • социально-педагогическое: формирование навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов, позитивной самооценки, чувства собственного достоинства, отношения к себе как к независимой самостоятельной личности, ответственного отношения к себе и своему здоровью;
  • трудовое: трудовые дела и социально-значимая деятельность, профориентация.

С учетом особенностей контингента обучающихся большое место в работе Лагеря отводится профилактике преступлений и правонарушений: разработан совместный план работы с инспекцией по делам несовершеннолетних, городской социально-психологической службой. Ребята встречались с инспектором ГАИ, участковым инспектором по делам несовершеннолетних. Психолог проводил с учащимися коррекционно-развивающие занятия и тренинги, консультировал педагогов, детей и родителей по различным вопросам.

В течение всей смены Лагеря была организована работа объединений по интересам «Маляванка», «Резчики», «Шлях», «Дудары», где воспитанникам Лагеря предоставлялась уникальная возможность познакомиться с различными видами декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, музыкального и театрального творчества, попробовать свои силы и проявить свои способности.

Результаты анкетирования участников смены показали, что 80 % из них оценили работу Лагеря на 5 по пятибальной системе; 12,5 % – на 4; 7,5 % – на 4 с минусом. Оценки «4» и «4–» были поставлены в связи с проблемами в межгрупповом общении и недостаточном, по мнению участников смены, техническом обеспечении.

Основная деятельность лагеря «Надежда» направлена на оздоровление и восстановление психического здоровья детей и подростков, на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений, в межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу Лагеря, педагоги дают ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

В последние годы в Центре «Агат» много внимания уделяется поиску особых форм организации лагерной жизни, разработке новых летних программ и проектов. Усилия педагогов направлены на создание условий для расширения и творческого освоения подростками новой информации, формирования у них способностей, составляющих основу характера: коммуникации и общения, нравственности и патриотизма.

«Творчески» и «вместе» – главные педагогические принципы лагеря «Надежда». А воспитание – это создание условий для взаимодействия, товарищеских отношений детей и взрослых.

Таким образом, опыт реализации краеведческого проекта патриотической направленности «Наследники Машеки» показал, что краеведение может стать содержательной основой летней оздоровительной кампании для учащихся, поскольку оно способствует воспитанию у них патриотических чувств, расширению кругозора, развитию интеллектуального и творческого потенциала. Краеведение в основе летней оздоровительной кампании позволяет не только организовать активный отдых и досуг, включить учащихся в социально полезную и интересную деятельность, но и углубить учебные навыки по истории и географии, сплотить коллектив, приобщить детей и подростков к поисковой работе.

Список литературы:

  1. Гримоть А.А., Степанова Т.М. Педагогика летнего отдыха. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2017. 234 с.
  2. Зинькова Н.К., Дьяченко Л.С. Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха детей. Витебск: ВГТИ, 2022. 278 с.
  3. Катович Н.К. [и др.] Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей: Пособие для педагогов учреждений общ. средн. образования / под ред. В.В. Якжика. Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
    198 с.
  4. Филимонова Н.И. Лето пришло: праздники, конкурсы, сценарии, игры. Минск: Полымя, 2021. 206 с.
  5. Шереш Г.Л. Летний детский отдых: копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей. Мозырь: Содействие, 2009. 51 с.

Приложение

Методические особенности реализации краеведческого проекта патриотической направленности «Наследники Машеки»

Краеведческий проект патриотической направленности «Наследники Машеки» предполагает работу по нескольким направлениям деятельности: решение социальных задач, задач патриотического воспитания и задач творческого характера в течение одной лагерной смены.

Сюжетную основу проекта смены «Наследники Машеки» составляет «путешествие» детей в прошлое, настоящее и будущее родного города Могилева и Беларуси. Все участники смены являются «жителями» города Машеки – горожанами, строящими на центральной площади своего города символ городской свободы – ратушу, вокруг которой в ходе всей истории разворачивались самые знаменательные для могилевчан события.

Каждый день жители города возводят башню из драгоценных камней – «агатов», заработанных в результате активного участия всего отряда в предложенных заданиях. Изучая историю своего города, совершая добрые дела, преодолевая сложные препятствия, раскрывая свои таланты в различных видах коллективных творческих дел, участники наращивают стены ратуши, каждый раз поднимаясь на один камешек выше к шпилю.

Также в течение всей смены дети стараются заработать как можно больше условных денежных единиц – «грошей», которые зачисляются на «казначейский» счет города-отряда и каждого жителя города. Источниками «дохода» являются: выполнение индивидуальных трудовых заданий; участие в подготовке и проведении творческих дел и в общелагерных (общегородских) мероприятиях; высокий культурный уровень (поведение и общение). Источниками «расходов» являются: плохое поведение в столовой и в общественных местах; замечания на дежурстве отряда; беспорядок в игровых комнатах; нарушение законов Лагеря; употребление грубых слов.

В конце смены устраивается ярмарка, на которой дети смогут потратить заработанные «гроши», купив что-то из сувениров, изготовленных на мастер-классах в период смены.

Для поддержания игровой модели на основе древнеславянской структуры городов разработаны следующие ролевые поручения в Проекте: начальник Лагеря и его заместитель – канцлер и подканцлер; педагог-организатор – подскарбий; психолог и социальный педагог – бурмистры; руководитель физической культуры – старший гетман; воспитатели – воеводы; дети – горожане.

Созданы и органы самоуправления: магистрат – главный орган, в который входит канцлер и войты (представители от отрядов), подскарбий и бурмистр; рада – планерка, ежедневное собрание, где подводятся итоги дня, определяются предстоящие дела и ответственные за подготовку и проведение мероприятий, дел; лава – совет представителей от отрядов, знатоков прав и обязанностей членов отрядов, ответственных за проведение мероприятий; цех войтов – совет командиров отрядов; цех хорунжих – спортивный совет; цех летописцев ведет летопись Лагеря и отрядов, отвечает за организацию патриотических и правовых мероприятий; цех гусляров отвечает за музыкально-творческие мероприятия; цех скоморохов помогает в организации и проведении досуговых, игровых мероприятий в отрядах и Лагере; командир отряда – войт; «валюта» Лагеря – «гривна».

На протяжении всей смены дети живут по определенным законам и заповедям: закон территории, закон зелени («Сохраним наш лагерь зеленым!»), закон правой руки (если воспитатель поднимает правую руку – все замолкают), закон солнечных часов («Время дорого у нас: берегите каждый час!»), закон колеса («Долой скуку!»), закон дружбы («Один за всех и все за одного!», «За друзей стой горой!»), закон творчества («Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!») [4].

Ежедневно участникам Проекта предлагается определенная тема дня: «День патриота», «Мы победили», «Мои права и обязанности», «День музыки», «День творчества», «День здоровья», «День права» и т.д.

Традиционно на утренней линейке определяются задачи на день, а вечером подводятся итоги дня, определяются лучшие горожане, анализируются победы и неудачи.

В качестве близких перспектив определяется участие ребят в каждодневных конкретных делах (отрядных, лагерных): беседы, спортивные и развлекательные мероприятия, экскурсии, праздники, игры. Средними перспективами работы Лагеря является участие в тематической игре, где ребята получают новые знания, берут на себя новые роли, учатся взаимодействовать, осуществлять личностный выбор, зарабатывать и тратить «деньги» («гроши»). Далекая перспектива – поддержание доброй традиции встречаться после окончания Лагеря в клубе друзей «Надежда» Центра творчества «Агат».

Фото 1. Встреча с работниками МЧС
Фото 2. Экскурсия в художественный музей

Индивидуальные и коллективные формы работы в Лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии) и методов интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания И.П. Иванова.

Основными методами организации деятельности являются: метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью); методы театрализации (реализуются через костюмирование, обряды, ритуалы); методы состязательности (распространяются на все сферы творческой деятельности); метод коллективной творческой деятельности (КТД).

В целях предотвращения и устранения негативных психологических факторов, ухудшающих психическое здоровье участников смены, проводились беседы по налаживанию и поддержанию межличностных взаимоотношений, тренинги («Самоопределение», «Выбор», «Я – Патриот», «Мои права и обязанности»), анкетирование (анкеты «Забор», «Радуга настроения») [3, c. 47].

Главным тактическим приемом реализации целей и задач проекта «Наследники Машеки» являлось создание условий, при которых работа по его реализации осуществляется силами самих ребят. На время работы Лагеря имела место система детского самоуправления, которая представлена советом Лагеря – магистратом.

Основной формой организации деятельности Лагеря являлась игра. К организации настоящей полезной игры ребята относятся очень серьезно, поэтому она проводилась только по их предложениям и была разнообразна: праздники, конкурсы, игры, викторины и соревнования, поскольку в основе конкурсной программы лежит принцип соревновательности и состязательности.

Фото 3. Информационная пятиминутка

Система воспитательных мероприятий предполагала включение детей в продуктивную деятельность по изучению и осмыслению исторических событий, связанных с памятными датами; конкурсы (спортивные, творческие и интеллектуальные), цикл разнообразных дел (соревнования по различным видам спорта, интеллектуальные игры, творческие конкурсы художников, танцоров, мастер-классы).

Фото 4. Мастер-класс «Экобукет»

Расширение и углубление знаний по истории, культуре родного города, Беларуси, воспитание любви и уважения к историческому прошлому своего народа реализовывалось посредством участия в социальных акциях «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся», «Я – грамадзянiн Беларусi», «80 добрых дел к 80-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков», вечер патриотической песни «Если б не было войны», викторина «Их именами названы улицы», походы и экскурсии по местам боевой славы (Буйничское поле, деревня Гаи), посещение музеев города, конкурс военной и походной песни, заочный экскурс в историю города Могилева, музыкально-познавательная программа «Белорусское народное творчество – богатство страны», конкурс рисунков, уроки спорта и мужества.

Фото 5. Конкурс стилизованных костюмов

Важное место в деятельности Лагеря занимали трудовые десанты по благоустройству территории Центра «Агат», акции «Чистый лес», экологические игры «Сделай лес чище», «По лесным дорожкам», беседы «Как вести себя в лесу», «Природа и мы».

С целью оздоровления и формирования у ребят навыков здорового образа жизни проводились спортивно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе: «Вас вызывает Спортландия», «Олимпийские игры», «Робинзонада», «Спортивная карусель», чемпионат Лагеря по настольному теннису, соревнования по армрестлингу, волейболу, подвижные игры.  Круглый стол «Мифы и реальность: курение»

Добавить комментарий

Войти с помощью: