Интеграция медиатехнологий и журналистики в активный летний отдых детей в России и в мире. Обзор современных исследований и педагогической практики
В статье представлен обзор опыта организации активностей для детей в летнее время, опыта интеграции медиатехнологий и журналистики в активный отдых детей летом в России и за рубежом. Статья будет интересна организаторам летнего отдыха детей, руководителям детских пресс-центров, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, руководителям образовательных организаций.
Ю.Ю. Сладкомедова,
к.ф.н, доцент кафедры телерадиожурналистики,
Институт кино и телевидения (ГИТР),
педагог дополнительного образования,
Центр медиатехнологий,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Воробьевы горы»
Летние каникулы – это волшебное время, когда дети могут забыть о школьных заботах и погрузиться в мир приключений и открытий. Как сделать этот период не только увлекательным, но и полезным? Ответ кроется в современных медиатехнологиях, открывающих новые горизонты для организации отдыха. Представьте: ребенок участвует в виртуальных квестах, осваивает навыки программирования через увлекательные игры и общается с друзьями из разных уголков мира!
В этой статье мы рассмотрим, как современные технологии трансформируют традиционные формы летнего отдыха детей, создавая уникальные возможности для их обучения и развлечения. Готовы узнать, как сделать летние каникулы для детей незабываемыми? Вот несколько инновационных решений, которые могут изменить представление о детском отдыхе.
Начнем с виртуальной и дополненной реальности (далее – VR и AR, соответственно). Эти технологии позволяют создавать immersive (погружающие) опыты. Дети могут участвовать в виртуальных экскурсиях по музеям, историческим местам и даже в космических путешествиях. Дополненная реальность может использоваться для создания интерактивных игр на свежем воздухе, где дети решают задачи и выполняют миссии, используя свои устройства [3; 10].
По мнению С. Джонсон, VR и AR не только делают обучение более увлекательным, но и помогают детям лучше усваивать материал, создавая уникальные и запоминающиеся впечатления [18]. Исследовали также подчеркивают, что использование VR и AR в образовании может значительно повысить мотивацию учащихся и улучшить их понимание сложных концепций [21].
Геймификация образовательных процессов позволяет использовать в образовательных программах игровые элементы. Это могут быть как онлайн-курсы, так и мероприятия на природе, где каждый шаг превращается в игру. Например, дети зарабатывают баллы и награды за выполнение заданий и участие в активностях.
Онлайн-платформы для совместного обучения, где дети могут учиться и взаимодействовать друг с другом, становятся все более популярными. Они могут включать мастер-классы по различным темам – от искусства до науки – и позволяют детям общаться, обмениваться идеями и создавать совместные проекты, даже находясь далеко друг от друга [17]. По мнению Э. Ким, онлайн-обучение открывает новые горизонты для сотрудничества и креативности, позволяя детям работать в команде и развивать навыки, необходимые в XXI веке [20]. Другие исследования показывают, что совместное обучение через онлайн-платформы способствует не только достижению ребенком академических успехов, но и формированию у него социальных навыков, что особенно важно в условиях глобализации [33].
Существуют мобильные приложения для активного отдыха, предлагающие идеи для активных игр, маршруты для прогулок и даже рецепты для пикников. Это помогает педагогам, родителям и детям находить новые способы времяпрепровождения на свежем воздухе, разнообразить летний отдых.
Огромной популярностью пользуются такие направления, как робототехника и STEM-образование (от англ. Science, Technology, Engineering and Mathematics – наука, технологии, инженерия и математика), в рамках которых дети могут создавать свои собственные проекты, программировать роботов и участвовать в конкурсах. Все это не только развивает технические навыки, но и способствует развитию креативности и навыков командной работы.
Исследования показывают, что участие в подобных инициативах значительно увеличивает интерес детей к науке и технологиям [7]. М. Лопес отмечает, что STEM-образование помогает детям развивать критическое мышление и навыки решения проблем, что особенно важно в современном мире. Программы, использующие дроны для мониторинга экосистем, и мобильные приложения, такие как iNaturalist, также способствуют активному участию детей в экологических инициативах [12]. Эти образовательные подходы формируют новое поколение защитников окружающей среды и способствуют их личностному и экологическому развитию.
Не менее увлекательным может стать для ребенка участие в экологических проектах и волонтерстве. Современные дети все больше интересуются экологией и устойчивым развитием. Организация летних лагерей и мероприятий, посвященных экологии, позволяет ребятам не только отдыхать, но и участвовать в волонтерских проектах, заботясь о природе и окружающей среде.
Интерактивные технологии становятся неотъемлемой частью организации летнего отдыха детей по всему миру. Они не только делают отдых более увлекательным, но и способствуют обучению, развитию у детей социальных навыков и творческого мышления. Давайте рассмотрим, как в различных странах используют интерактивные технологии для организации летнего отдыха детей.
Виртуальные лагеря в США. В США многие летние лагеря адаптировались к новой реальности и начали предлагать виртуальные программы и онлайн-активности для детей [34].
Виртуальные квесты. Используя платформы для видеозвонков, организаторы лагеря проводят квесты, где дети решают головоломки и выполняют задания, находясь дома. Исследователи обсуждают преимущества виртуальных квестов в рамках образовательного процесса, акцентируя внимание на их интерактивном характере и создаваемой ими вовлеченности [6].
Онлайн-курсы по искусству и науке. Многие лагеря предлагают занятия по рисованию, программированию и научным экспериментам, используя видеоплатформы и интерактивные приложения. В исследованиях говорится об эффективности онлайн-курсов в обучении детей в различных областях, включая науку и искусство [14].
Дополненная реальность. В Австралии некоторые образовательные программы используют дополненную реальность для создания увлекательных образовательных опытов. В исследованиях рассматриваются преимущества AR в образовательных контекстах и ее влияние на вовлеченность обучающихся. Например, программы, использующие AR для экскурсий на природу, позволяют детям изучать флору и фауну (увидеть 3D-модели животных и растений) с помощью смартфонов и планшетов, а также обогатить опыт обучения на открытом воздухе и повысить интерес детей к окружающей среде [3; 4; 19].
Интерактивные игры. В странах Европы, таких как Швеция и Норвегия, для организации активного отдыха широко используются интерактивные игры. Например, геймифицированные спортивные мероприятия: дети участвуют в соревнованиях, где за выполнение физических упражнений и достижение целей они получают очки и награды. Это не только развивает физическую активность, но и учит командной работе.
Цифровые платформы. В странах Азии, в частности, в Японии и Южной Корее, активно развиваются цифровые платформы для организации досуга. Например, дети могут использовать образовательные приложения, предлагающие интерактивные уроки по различным предметам, включая математику, языки и искусство. Эти приложения часто включают игровые элементы, что делает обучение более увлекательным. В исследованиях рассматривается влияние цифровых платформ на обучение детей и их вовлеченность в образовательный процесс [15], обсуждаются преимущества геймификации в образовательных приложениях и их влияние на мотивацию учащихся [9].
Также в школах Азии широко представлены интерактивные уроки по предметам. Исследователи анализируют, как цифровые платформы могут улучшить изучение математики и языков через интерактивные приложения [8].
Интерактивные экологические проекты. В Латинской Америке, например, в Бразилии, многие летние программы сосредоточены на экологии и устойчивом развитии. Дети участвуют в проектах по охране окружающей среды, используя технологии для мониторинга состояния экосистем. Это может быть использование дронов для наблюдения за природой или использование мобильных приложений для сбора данных о биоразнообразии.
Несмотря на многообразие интерактивных программ для летнего отдыха, у этой сферы есть и недостатки. Ученые подчеркивают, что использование таких программ включает риск развития у детей зависимости от технологий и отрицательно влияет на их социальные навыки. В исследованиях рассматриваются потенциальные негативные последствия чрезмерного использования детьми технологий, в частности, влияние времени, проведенного детьми за экранами, на развитие у них навыков межличностного общения и эмоционального интеллекта [25; 27]. Таким образом, несмотря на то, что интерактивные программы имеют множество преимуществ, важно учитывать и потенциальные риски, связанные с их использованием.
Одним из основных недостатков интерактивных программ является потенциальное снижение физической активности детей. Исследования показывают, что дети, проводящие много времени за экранами, могут меньше заниматься спортом, физической активностью. Это может увеличить риск ожирения и других связанных с ним заболеваний. Даже самые интересные виртуальные лагеря и онлайн-курсы не могут заменить полноценную физическую активность, которую подразумевает традиционный летний отдых.
Несмотря на то, что интерактивные программы обеспечивают некоторые социальные взаимодействия через онлайн-платформы, они не могут полностью заменить живое общение. Есть мнение, что дети, проводящие много времени в виртуальном пространстве, могут испытывать трудности в развитии социальных навыков и эмоционального интеллекта. Лето – это время для формирования дружеских связей и совместного опыта, а отсутствие этих элементов может негативно сказаться на развитии детей.
Платформы, такие как Google Classroom и Edmodo, способствуют развитию социальных навыков через взаимодействие с одноклассниками, могут улучшить командную работу и коммуникацию среди учащихся [2]. Однако с ростом использования онлайн-платформ возникают и проблемы, связанные с безопасностью. Исследования показывают, что дети могут стать жертвами кибербуллинга и других форм онлайн-угроз [22].
Согласно исследованиям, постоянное переключение между задачами и наличие в интерактивных программах множества стимулов могут негативно влиять на способность детей концентрироваться. Исследователи отмечают, что:
- быстрое изменение контента может привести к тому, что дети теряют способность сосредотачиваться на одной задаче, это затрудняет глубокое понимание материала, требующее времени и сосредоточенности [11; 30].
- учащиеся, которые часто переключаются между задачами, демонстрируют более низкие результаты в учебе по сравнению с теми, кто сосредоточен на одной задаче [23];
Исследования также указывают на связь между использованием детьми технологий и проблемами с вниманием: чрезмерное использование экранов может привести к усилению симптомов дефицита внимания у детей [13].
Не стоит забывать и о том, что не все дети имеют равный доступ к технологиям. В некоторых семьях могут отсутствовать необходимые устройства или стабильный интернет, что создает неравные условия для участия в интерактивных программах. Это может привести к чувству социальной исключенности и неравенства среди детей, что негативно скажется на их психоэмоциональном состоянии.
Приложения для активного отдыха могут обогатить детский опыт, предоставляя новые идеи для активного времяпрепровождения, могут способствовать развитию у детей навыков и интересов [32]. Однако исследователи подчеркивают необходимость баланса между использованием технологий и традиционными формами активного отдыха [26].
Действительно, активный отдых помогает развить физическую форму, улучшить настроение и укрепить здоровье. Но время неумолимо идет вперед и игнорировать интерактивные технологии уже не представляется возможным. Кроме того, технологии могут использоваться для создания образовательных игр, которые учат детей основам здорового образа жизни и физической активности. Например, это могут быть игры, в которых дети для достижения игровых целей должны выполнять физические упражнения.
С развитием технологий становятся все более популярными онлайн-курсы и вебинары. Родители могут записаться на курсы, которые обучат их организации активного отдыха для детей. Вебинары, посвященные активным играм и занятиям на свежем воздухе, могут дать родителям новые идеи и стратегии для организации интересных и полезных детских мероприятий [5], предложить различные подходы к организации активного отдыха и физического развития детей в целом [28; 31].
Также существуют онлайн-курсы, обучающие детей новым видам спорта или активным играм. Например, курс по основам скейтбординга или паркура может включать видеоуроки, советы от профессионалов и даже виртуальные соревнования с другими участниками. Подобные курсы не только развивают физические навыки, но и способствуют социализации детей, поскольку участники могут общаться и делиться опытом друг с другом.
Российские ученые активно исследуют влияние интерактивных технологий на активный отдых детей:
- методы применения мобильных приложений для повышения физической активности среди школьников и их влияние на мотивацию к занятиям спортом [29];
- влияние интерактивных технологий на развитие командных навыков и социальной активности у детей во время летнего отдыха [24].
Эти исследования подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к использованию технологий в целях обеспечения гармоничного развития детей в условиях активного отдыха.
Один из увлекательных форматов для ребенка в период летних каникул– ведение блога или влогинг. Создание платформы для ведения блогов или влогов позволяет детям делиться своими впечатлениями и развивать навыки письма и видеосъемки. Например, блог о летних приключениях в лагере «Звездный» в Татарстане: дети ведут блог, где описывают свои активности, такие как походы, спортивные соревнования и творческие мастерские.
Журналистские экспедиции –выездные мероприятия, где дети могут применять свои навыки журналистики на практике, делают обучение более интерактивным и увлекательным. Например, экспедиция «В поисках истории» в лагере «Солнечный» в Краснодарском крае: дети проводят интервью с местными жителями, фермерами и художниками, чтобы узнать об их жизни и традициях.
Одним из ярких примеров является организация детского летнего отдыха в Московском дворце пионеров, предполагающая активную интеграцию современных технологий в дополнительные общеразвивающие программы. Например:
- кружок робототехники, где дети могут учиться создавать и программировать своих собственных роботов, участвовать в конкурсах и выставках;
- медиа-лаборатория, где дети осваивают основы журналистики и медиа, создавая свои блоги, видео и подкасты;
- экологические кружки, где ребята изучают природу, участвуют в экологических акциях и проектах, направленных на защиту окружающей среды.
Несмотря на некоторые недостатки, такие как снижение физической активности и риск социальной изоляции, интерактивные технологии являются мощным инструментом обогащения летнего отдыха детей. Эти технологии могут быть использованы для создания более увлекательной образовательной среды, способствующей развитию навыков, необходимых в современном мире.
Интеграция медиа-технологий и журналистики в активный летний отдых детей в России открывает новые горизонты для обучения и развития. Вот несколько необычных заданий по журналистике для активного отдыха детей с использованием онлайн-технологий. Эти задания помогут развить навыки работы с цифровыми инструментами, командное взаимодействие и креативность.
Виртуальная экскурсия
Задание: Создать виртуальную экскурсию по интересным местам (например, парку, музею или историческому месту) с использованием платформы Google Earth или других 3D-карт.
Цель: Научиться исследовать и представлять информацию в интерактивном формате.
Формат: Записать видео с комментариями или создать презентацию с описанием каждого места.
Социальные медиа-репортажи
Задание: Создать аккаунт в TikTok, где участники будут делиться своими летними приключениями через фото и видео.
Цель: Научиться работать с контентом для социальных медиа и взаимодействовать с аудиторией.
Формат: Посты, истории и видео с хештегами, отражающими темы лагеря.
Онлайн-опрос и исследование
Задание: Провести онлайн-опрос среди друзей и семьи на тему, связанную с лагерем (например, любимые летние активности).
Цель: Научиться формулировать вопросы и анализировать полученные данные.
Формат: Подготовить инфографику или видеопрезентацию с результатами опроса.
Подкаст о приключениях
Задание: Создать подкаст, в котором участники рассказывают о своих летних приключениях и делятся интересными историями.
Цель: Развить навыки аудиозаписи и монтажа.
Формат: Аудиофайл, который можно опубликовать на платформе для подкастов, такой как Anchor или SoundCloud.
Виртуальное интервью с экспертами
Задание: Организовать онлайн-интервью с местными экспертами (например, экологами, историками или спортсменами) через Zoom или Skype.
Цель: Научиться задавать вопросы и вести интервью в виртуальном формате.
Формат: Записать видеоинтервью и создать статью или видеорепортаж о беседе.
Краудсорсинг новостей
Задание: Создать онлайн-платформу (например, Google Docs или Trello), где участники смогут делиться новостями и событиями лагеря.
Цель: Научиться собирать и обрабатывать информацию от разных участников.
Формат: Составить сводку новостей и представить ее в виде блога или новостной рассылки.
Создание интерактивной карты
Задание: Используя Google My Maps, создать интерактивную карту с отметками интересных мест и событий, которые происходят в лагере.
Цель: Научиться работать с картографическими инструментами и представлять информацию визуально.
Формат: Подготовить презентацию, в которой участники расскажут о каждой отметке на карте.
Виртуальный культурный обмен
Задание: Организовать видеозвонок с детьми из другого региона или страны, чтобы обсудить их культуру, традиции и летние активности.
Цель: Научиться общаться и обмениваться культурным опытом.
Формат: Записать беседу и создать видеорепортаж о культурном обмене.
Эти задания не только развлекут детей, но и помогут им освоить современные технологии и развить навыки, которые пригодятся в будущем.
Подводя итоги, констатируем: современные технологии играют огромную роль в жизни детей, влияют на их на поведение и активность. При правильном использовании технологии, предлагая детям интересные и увлекательные способы взаимодействия с окружающим миром, способны вдохновить их на активный отдых.
Эти инновационные решения делают летний отдых не только более увлекательным, но и полезным для всестороннего развития детей. С их помощью можно сочетать обучение и развлечения, создавая незабываемые воспоминания на всю жизнь!
Список источников:
- Baker R.S., Inventado P.S. Educational Data Mining: A Review of the State of the Art // Journal of Educational Data Mining. 2014. № 6 (1). С. 1–31. Ссылка на исследование
- Baker R.S., Inventado P.S. Educational Data Mining: A Review of the State of the Art // Computers & Education. 2014. № 75. С. 1–13. Ссылка на исследование
- Bacca J., Baldassare M., Ferrari L. Augmented Reality in Education: A Meta-Review and Cross-Media Analysis // Educational Technology & Society. 2014. № 17 (4). С. 113–123. Ссылка на исследование.
- Bacca J., Baldassare M., Ferrari L. Augmented Reality in Education: A Meta-Review and Cross-Media Analysis // Computers & Education, 2014. № 71. С. 1–24. Ссылка на исследование
- Bates A.W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning // Journal of Online Learning and Teaching, 2015. № 11 (2). С. 23–35. Ссылка на исследование
- Beames S., Brown M. The Role of Adventure in Education: An Exploration of the Value of Outdoor Learning // Journal of Adventure Education and Outdoor Learning. 2016. № 16 (3) С. 218–229.
- Becker K., Park K. Integrating STEM Education into the Curriculum // Science Education International. 2011. № 22 (1). С. 20–29. Ссылка на исследование
- Cheng K. H., Tsai C.C. The Development and Evaluation of an Interactive Mobile Learning System for Mathematics Learning // International Journal of Information and Education Technology. 2019. № 9 (1). С. 1–6. Ссылка на исследование
- Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From Game Design Elements to Gamefulness: defining «Gamification» // Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. 2011. С. 9–15. Ссылка на исследование
- Freina L., Ott M. A Literature Review on Immersive Virtual Reality in Education: State of the Art and Future Directions // The International Scientific Conference eLearning and Software for Education. 2015. № 1. С. 133–141.
- Hale L., Guan L. Screen Time and Sleep among School-Aged Children and Adolescents: A Systematic Literature Review // Sleep Medicine Reviews. 2015. № 19 (2). С. 132–143. Ссылка на исследование
- Hochmair H.H., Hochmair H.R. Using Citizen Science to Monitor Biodiversity: A Case Study of iNaturalist // Biodiversity and Conservation. 2015. № 24 (10). С. 2443–2456. Ссылка на исследование
- Hinkley T. Associations of Parental Rules and Support with Children’s Physical Activity and Screen Time // Pediatrics. 2019. № 144 (3), e20192615. Ссылка на исследование
- Hwang G.J., Chang H.F. A Review on Context-Aware Ubiquitous Learning: A Technical Perspective //Computers in Human Behavior. 2011. № 27 (4). С. 1342–1351. Ссылка на исследование
- Hwang G.J., Chang H.F. A Design Framework for Personalized Learning in a Context-Aware Learning Environment // Educational Technology & Society. 2016. № 19 (2) С. 49–62. Ссылка на исследование
- Javornik A. Augmented Reality: Research Agenda for Studying the Impact of AR on Learning // Educational Technology & Society. 2016. №19 (2). С. 1–12.
- Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. NMC Horizon Report: 2016 Higher Education Edition //The New Media Consortium. 2016. Ссылка на отчет
- Johnson S. The Impact of Virtual and Augmented Reality on Student Engagement and Learning Outcomes // Journal of Educational Technology Research and Development. 2021. № 69 (3) С. 537–560. Ссылка на статью
- Kamarainen A.M., Metcalf S.J. Augmented Reality and the Future of Learning: A Research Agenda // International Journal of Science Education. 2016. № 38 (1). С. 1–20. Ссылка на исследование
- Kim E. The Future of Online Learning: A Perspective on Collaborative Learning // Journal of Educational Technology & Society. 2020. № 23 (4). С. 1–12. Ссылка на статью
- Merchant Z, Goet E., Cifuentes L., Keeney-Kennicutt W., Davis T. Effectiveness of Virtual Reality-Based Instruction on Students’ Learning Outcomes in K-12 and Higher Education: A Meta-Analysis // Computers & Education. 2014. № 70. С. 29–40. Ссылка на исследование.
- O’Keeffe G.S., Clarke-Pearson K. The Impact of Social Media on Children, Adolescents, and Families // Pediatrics. 2011. № 127 (4). С. 800–804. Ссылка на исследование
- Ophir E., Nass C., Wagner A. Cognitive Control in Media Multitaskers // Journal of Experimental Psychology: General. 2009. № 138 (3). С. 469–487. Ссылка на исследование
- Петрова И.А. Интерактивные технологии в организации активного отдыха детей // Педагогические науки. 2019. № 3 (1). С. 22–28. Ссылка на исследование
- Radesky J.S. Media Use and Child Sleep: The Role of Parenting // Child Development Perspectives. 2016. № 10 (4). С. 232–237. Ссылка на исследование
- Radesky J.S. Media and Young Minds // Pediatrics. 2016. № 138 (5). e20162591. Ссылка на исследование
- Romer D. The Association Between Adolescent Problematic Digital Media Use and Mental Health: A Systematic Review // Computers in Human Behavior. 2014. № 36. С. 1–10. Ссылка на исследование
- Sallis J.F. Evaluation of a Community-Based Intervention to Promote Physical Activity in Children: The San Diego Cardiovascular Health Project // American Journal of Health Promotion. 2000. № 14 (3). С. 132–139. Ссылка на исследование
- Сидоренко А.В. Применение мобильных технологий в физическом воспитании детей и подростков // Физическая культура: образование, наука, практика. 2020. № 1 (2). С. 45–50. Ссылка на исследование
- Sweller J. Elemental Principles of Cognitive Load Theory // Educational Psychologist. 2010. № 25 (2). С. 85–92. Ссылка на исследование
- Tandon P. Physical Activity in Young Children: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2012. № 9 (3). С. 1035–1053. Ссылка на исследование
- Tremblay M.S. Physical Activity and Sport in Children and Youth: An Overview of the Evidence // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2014. № 11 (4). С. 3931–3950. Ссылка на исследование
- Zheng B., Yang L., Smith, A. The Impact of Collaborative Learning on Student Learning Outcomes in Online Environments // Computers & Education. 2016. № 95. С. 130–139. Ссылка на исследование
- Schott C. The Impact of COVID-19 on the Outdoor Recreation. 2021.