Прикладной тематический мастер-класс в системе патриотического воспитания обучающихся
В статье представлены обучающий потенциал, функциональное назначение и описание мастер-класса по изготовлению открытки, который проводится для учащихся в преддверии Дня Победы. Мастер-класс на тему «Мы помним. Мы гордимся» является частью цикла мероприятий, посвященных Дню Победы, и ориентирован на духовно-нравственное воспитание, формирование патриотизма и развитие творческих способностей обучающихся. Статья будет интересна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования и методистам.
А.Г. Ишмитова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»,
г. Нижневартовск
О.А. Рамазанова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»,
г. Нижневартовск
…Никто не забыт и ничто не забыто.
Ольга Берггольц
Есть в жизни нашего народа такие события, над которыми не властно время, и чем дальше они уходят в прошлое, тем яснее становится их значение и величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война (1941–1945 гг.), а День Победы не просто самый важный праздник нашей страны, но и день памяти тех, кто защищал Отчизну своей жизнью [3].
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в нашем обществе, она способствует народному единению и сплочению. Но для наших детей это далекая история. И если мы – современные педагоги, внуки и правнуки воевавших на той далекой войне, – не передадим своим детям того, что хранится в нашей памяти, не расскажем учащимся о том, что пережили наши дедушки и бабушки, то связь времен и семейная нить прервутся. Наша обязанность – помочь сохранить у детей память об исторических фактах, героических поступках защитников нашей Родины [3].
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что его невозможно определить несколькими словами: это любовь к родным и близким, к большой и малой Родине, гордость за свой народ, знание народных традиций и стремление к их сохранению, знание истории и культуры своей страны. Патриотическое воспитание всецело связано с познанием окружающего мира, ведь нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
В этой связи актуальным, по нашему мнению, является мастер-класс на тему: «Мы помним. Мы гордимся», который является частью цикла мероприятий, посвященных Дню Победы, и ориентирован на духовно-нравственное воспитание в целом, на воспитание у обучающихся патриотизма и на развитие их творческих способностей [1, 3, 5, 7]. Реализации такого комплекса педагогических задач в рамках одного мероприятия способствует сочетание прикладной художественно-декоративной деятельности детей и включения их в обсуждение важной информации, знакомство с героической символикой, размышления над героическими поступками людей.
Предлагаемый мастер-класс является практическим руководством по изготовлению открытки из бумаги.
План проведения мастер-класса по изготовлению объемной открытки со съемной брошкой
Тема мастер-класса: «Мы помним. Мы гордимся».
Цели и задачи мастер-класса
Цель для педагога–создание условий для эмоционального и духовно-нравственного сопереживания событию в процессе совместной творческой деятельности по изготовлению патриотической открытки.
Цель для обучающихся–активное участие в подготовке к празднику 9 Мая посредством творческого вида деятельности – изготовления открытки.
Задачи для педагога:
- способствовать развитию у обучающихся чувства единения в период празднования Дня Победы;
- воспитывать граждан и патриотов своей страны;
- формировать у обучающихся нравственные ценности;
- развивать у них мелкую моторику, воображение и эстетический вкус.
Задачи для обучающихся:
- формирование знаний о Великой Отечественной войне;
- формирование нравственных ценностей;
- формирование простейших навыков проектирования;
- развитие художественных способностей.
Методические особенности мастер-класса
Межпредметные связи: живопись, музыка, литература.
Основные понятия: георгиевская лента, день памяти, День Победы, скрапбукинг.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, рефлексия.
Техника изготовления открытки: аппликация в технике скрапбукинга.
Методы и приемы работы с обучающимися: беседа, творческая работа, показ/просмотр презентации, слушание музыки, чтение стихотворений.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методическое обеспечение мастер-класса: авторская презентация по теме мастер-класса (картины о ВОВ; видеоматериалы), образцы изделий, изображения скульптур Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет!» и «Воин-освободитель», памятка «Как носить георгиевскую ленточку», музыкальное сопровождение (песни военных лет), литературное сопровождение (стихотворения «Никто не забыт и ничто не забыто» О. Бугримовой и «Георгиевская лента» Н. Самоний).
Техническое оснащение мастер-класса:компьютер, проектор, экран для показа презентации, столы, стулья; оборудование для практической работы:бумага, ножницы, клей, скотч, простые карандаши, фломастеры, шаблоны, элементы декора, трафареты, заготовки для открытки.
Планируемые результаты
1) Формируемые компетенции:
Знать: правила простейшего проектирования; историю георгиевской ленты и правила ее ношения.
Уметь: работать с инструментами; композиционно составлять открытку.
Владеть: навыками художественного видения картинки.
2) Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование эстетических и ценностных ориентацией обучающихся, развитие самостоятельности.
Регулятивные: ставить цель, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; организовывать свое рабочее место под руководством педагога.
Познавательные: развивать познавательный интерес; выполнять поиск информации, анализировать, сопоставлять.
Коммуникативные: работать в коллективе, в парах.
Ход (этапы) мастер-класса
I этап –вводный (целеполагание)
Звучит советская военно-патриотическая песня «Вечный огонь» (или «От героев былых времен») Р.М. Хозака на стихи Е.Д. Аграновича, идет показ слайдов с использованием картин о Великой Отечественной войне.
Педагог:
– Ребята, какой праздник называют праздником «со слезами на глазах»?
Обучающиеся: Слушают, просматривают, отвечают на вопросы.
II этап – актуализация опорных знаний и умений
Педагог: читает детям стихотворение О. Бугримовой «Никто не забыт и ничто не забыто»(текст стихотворения представлен в Приложении 1).
Беседа с обучающимися (примерные вопросы):
– Ребята, скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение?
– О чем плачут и скорбят люди?
– Как вы понимаете слова «Никто не забыт»?
– Как мы с вами можем чтить память героев войны?
–Что можно дарить в подарок на этот праздник?
– Что такое Бессмертный полк?
Педагог:
– Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение Н. Самоний «Георгиевская лента»:
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слез, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шелковый погон
За добрый мир, что нам добыли деды.
Параллельно идет просмотр презентации о георгиевской ленте [6].
Беседа с обучающимися (примерные вопросы):
– Скажите, пожалуйста, почему георгиевская лента ассоциируется с Победой?
– Мы с вами ежегодно принимаем участие в акции «Георгиевская ленточка» – дань памяти нашим предкам от нашего поколения. Скажите, где и как можно носить георгиевскую ленточку? (Информационно-методические материалы представлены в Приложении 2.)
Обучающиеся: Слушают, отвечают на вопросы.
III этап – основной (изготовление открытки)
Педагог: Сегодня мы с вами сделаем открытку, на которую будет крепиться георгиевская лента. Работу мы выполним в технике скрапбукинга, это техника рукоделия, похожая на коллаж.
Посмотрите, что мы будем использовать для изготовления открытки. Назовите составные части.
Беседа с обучающимися (примерные вопросы):
– Скажите, пожалуйста, какие памятники изображены на картинках?
– Что вы о них знаете?
– Почему газета обожжена?
– Для чего нужны были карты сражений?
– Что означает надпись «Спасибо бабушке и деду за их великую Победу!»?
– Ребята, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при работе с инструментами.
Обучающиеся: Слушают, рассматривают представленные материалы, отвечают на вопросы.
Изготовление открытки (Поэтапное выполнение открытки представлено в Приложении 3.)
IV этап –подведение итогов мастер-класса
Звучит фонограмма песни Д.Ф. Тухманова на слова В.Г. Харитонова «День Победы».
Организация выставки открыток, изготовленных обучающимися.
Педагог: Посмотрите, какие замечательные открытки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд. Эти открытки вы можете подарить ветеранам на 9 Мая. Георгиевскую ленту можно снимать с открыток и носить как брошь.
Рефлексия:
– Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?
– Что было трудным?
– Чему вы научились?
Фото на память.
Наш опыт свидетельствует о том, что мастер-класс является интересной для детей и успешно применяемой технологией, позволяющей одновременно и во взаимосвязи решать несколько задач: духовно-нравственное воспитание, формирование патриотизма и развитие творческих способностей обучающихся. Данная технология сходна с проблемным обучением и не уступает ему по результативности [7, с. 47]. Мы отмечаем факт эффективности мастер-класса, который:
- стимулирует саморазвитие детей и помогает им раскрыть свой творческий потенциал;
- способствует активному восприятию информации, ее качественному и быстрому усвоению, творческому осмыслению и формированию навыков;
- является полноценным занятием по развитию мелкой моторики в процессе изготовления поделки;
- решает вопросы формирования социальной компетенции за счет включения обучающихся в социальную практику, что в дальнейшем определяет меру нравственной ответственности личности за свое поведение и поступки в социуме [7, с. 48].
Таким образом, мастер-класс – универсальная образовательная технология, носящая в большинстве случаев практический характер. Отсутствие в деятельности обучающихся соревновательного характера позволяет им работать в собственном темпе, что способствуют установлению в группе позитивной атмосферы и, как следствие, повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у обучающихся появляется стремление к самообразованию, самосовершенствованию и самоактуализации, что в дальнейшем обусловит их успешное становление как профессионалов и личностное становление в целом.
Список источников:
- Борисова Е.А. Мастер-класс с пошаговыми фото «Открытка для ветеранов на 23 Февраля своими руками». – URL: https://dohcolonoc.ru/master-klasy/13529-master-klass-otkrytka-dlya-veteranov.html (дата обращения: 23.05.2024).
- Памятник солдату с девочкой на руках и его история. – URL: https://fb.ru/article/193942/pamyatnik-soldatu-s-devochkoy-na-rukah-i-ego-istoriya (дата обращения: 23.05.2024).
- Порфирьева С.Л. Методические рекомендации по проведению мастер-класса «Помню! Горжусь!», посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне (Кострома, 2024 г.). – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_po_provedeniyu_masterkla_081241.html (дата обращения: 23.05.2024).
- Санникова Т.И. Технология проведения мастер-класса // Наука и современность. – 2014. – № 29. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-provedeniya-master-klassa (дата обращения: 23.05.2024).
- Сенотова О.А. Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Каллы из атласных лент в технике “Канзаши”» // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 3 (25). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-po-dekorativno-prikladnomu-tvorchestvu-kally-iz-atlasnyh-lent-v-tehnike-kanzashi (дата обращения: 23.05.2024).
- Что означает георгиевская лента. – URL: https://sovetclub.ru/chto-oznachaet-georgievskaya-lenta (дата обращения: 23.05.2024).
- Цыплакова С.А., Андреева О.Ю., Киселева П.С. Мастер-класс – технология развития творческих способностей учащихся // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2015. – № 4 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-tehnologiya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya (дата обращения: 23.05.2024).