Применение заданий для формирования функциональной грамотности в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ

Статья посвящена актуальному вопросу – поиску механизмов включения в дополнительные общеобразовательные программы компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности учащихся. Автором представлен опыт учреждения дополнительного образования по разработке и применению банков заданий для формирования функциональной грамотности в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ, представлено три подхода в использовании банков заданий. Материалы статьи будут полезны педагогам дополнительного образования, методистам.

Шевчук Л.В.,
методист бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования города Омска
«Дом детского творчества Октябрьского административного округа»,
город Омск, Россия

Благодарности. Автор статьи выражает благодарность Артёмовой Виктории Борисовне, возглавлявшей региональную инновационную площадку – инновационный комплекс в образовании «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» (Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области») за поддержку в ходе инновационной деятельности, а также творческому, инициативному педагогическому коллективу бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города  Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа», участвующему в инновационной деятельности.

Функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1, с 35]. Эта категория для отечественной науки не новая. Виток активизации деятельности в этом направлении связан с выходом Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором была поставлена задача выхода России в десятку лучших стран мира по качеству образования к 2024 году. Рейтинг стран по качеству образования выстраивается на основе международных сравнительных исследований. Вопрос о том, каким образом будет измеряться качество образования на фоне приостановки участия нашей страны в международном исследовании компетенций и знаний школьников Programme for International Student Assessment (PISA), остается открытым, но очевиден тот факт, что заданный вектор формирования функциональной грамотности должен найти свое развитие. 

Дополнительное образование детей ориентировано на формирование функциональной грамотности обучающихся, поскольку является неотъемлемой частью системы российского образования. Кроме того, это направление деятельности приобрело для нас особую актуальность в свете ориентиров, обозначенных в «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Документом предусмотрено «включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности…»  [2]. 

Рис.1 Интеграция функциональной грамотности, глобальных компетенций в дополнительные общеобразовательные программы

Работу в этом направлении коллектив бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа» начал в 2020 году в рамках бренда «Функциональная грамотность для всех» региональной инновационной площадки – инновационного комплекса в образовании «Школа как центр творчества и развития одаренности детей». В этот период коллектив занялся поиском механизмов интеграции различных видов функциональной грамотности и глобальных компетенций (как компонента функциональной грамотности [3]) в дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей. Участниками творческой группы были разработаны банки заданий для формирования и развития финансовой, математической грамотности и креативного мышления (приложение 1).

При разработке банков заданий коллектив определил ключевой принцип – соответствие содержанию дополнительной общеобразовательной программы, в рамках которой они применяются. Все кейсы, разработанные педагогами, вытекают либо из реальных ситуаций, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе освоения ведущего вида деятельности, либо из контекста содержания дополнительной общеобразовательной программы. Благодаря этому задания оказались близки интересам учащихся, выбравшим данный вид деятельности, органично вплелись в содержание программы без дополнительных временных затрат или потери качества образовательного результата по направленности.

Часть кейсов, включенных в состав инновационного продукта, представляли собой описание заданий, уже использованных педагогами. Они были описаны в соответствии со структурой, определенной в ходе работы временной творческой группы. Но значительно большая часть – это те задания, которые педагоги создали в результате изучения методической литературы, знакомства со структурой заданий международных исследований. 

В практике БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» сложилось три подхода в применении заданий в ходе реализации образовательных программ:

  • включение отдельных заданий (или цепочек заданий) в учебные занятия по программе (модулю);
  • проведение специального учебного занятия, включающего контекстные задания в соответствии с предметным содержанием;
  • разработка дополнительной общеобразовательной программы (или модуля), направленной на формирование и развитие функциональной грамотности.

Рис.2. Походы в применении заданий для формирования функциональной грамотности в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ 

Примером реализации первого подхода является использование банка заданий по развитию финансовой грамотности в процессе реализации программы по декоративно-прикладному искусству. Создание любого изделия связано с определенными затратами, которые, однако, не всегда осознаются обучающимися. Педагог знакомит с формулой и способом расчета себестоимости выполняемого изделия. Затем, на одном занятии ребята учатся рассчитывать затраты на материалы, на другом – транспортные расходы, связанные с закупкой материалов и оборудования, на следующем – определяют срок полезного использования оборудования и инструментов, рассчитывая амортизационные отчисления. При этом в качестве домашнего задания может быть предложено посетить ближайшие магазины канцелярии, товаров для художественного творчества или хозяйственные магазины (поскольку ряд материалов и инструментов для работы приобретаются именно в них) и узнать цену материалов, инструментов. Результаты всех расчетов хранятся в портфолио (в разделе «Рабочие материалы»), поэтому на итоговом занятии по модулю (или разделу) достаточно воспользоваться материалами портфолио и обобщить информацию, сделать конечные подсчеты. Так, последовательно, у обучающихся формируется понимание механизма и практические умения расчета себестоимости реальной выполненной работы.

В этот подход укладывается также  использование заданий, разработанных по аналогии с заданиями PISA, по таким содержательным областям как финансовая среда, риски и вознаграждения, деньги и операции с ними.

Система дополнительного образования традиционно отличается практикоориентированностью. Обучающиеся включены в создание реального продукта – хореографического, музыкального, изобразительного произведения или изделия декоративно-прикладного искусства. А это работа представляет собой, зачастую,  достаточно продолжительную, иногда однотипную деятельность. Поэтому включение заданий в этот период позволит не только решить задачи развития функциональной грамотности, но и значительно разнообразить виды деятельности на учебном занятии

Второй подход в применении банков заданий, сложившийся в нашем учреждении, – это проведение специального учебного занятия (в рамках учебной деятельности) или образовательного события (в рамках внеучебной деятельности). Это занятие (или событие) погружает обучающихся в среду интенсивного развития того или иного вида функциональной грамотности, связано с высоким уровнем интеллектуального напряжения и яркими эмоциональными переживаниями. Такие занятия проходят в форме интеллектуальной или деловой игры, в ходе которой обучающиеся сначала сталкиваются с проблемной ситуацией, осознают недостаточность имеющихся знаний, затем самостоятельно получают необходимую информацию (с помощью дидактических материалов, подготовленных педагогом), после чего, решают ситуацию, демонстрируют результаты своей работы. 

Для иллюстрации второго подхода, обратимся к заданиям, рассмотренным в примере с последовательным включением заданий как элементов занятий. Знакомство с формулой и способами расчета себестоимости изделия осуществляется на итоговом занятии по модулю (или разделу), когда обучающиеся завершили творческую работу. Технологию проведения такого занятия можно представить следующим образом. Вначале (на первом, мотивационном, этапе занятия) обучающиеся подводятся педагогом к пониманию необходимости владения навыками расчета себестоимости выполненной творческой работы (изделия ДПИ). Затем  (на втором,  информационном этапе) обучающиеся либо фронтально, с помощью педагога, изучают теоретический материал (основные понятия, механизм формирования себестоимости), либо в группах смотрят учебное видео и работают с информационными листами. На этом этапе обязательно разбирается пример с подробнейшими комментариями. Затем (на третьем, деятельностном, этапе) обучающиеся выбирают для себя роль (бухгалтер или мастер), делятся на группы и получают задания. «Мастера» выполняют эскизы работ в соответствии с техническим заданием «заказчика» (определены в карточке задания). Группа «бухгалтера» производит расчет себестоимости готовой работы. Для этого группа делится на подгруппы (по желанию, с учетом уровня сложности заданий):

1 подгруппа производит расчет транспортных затрат (уровень сложности – 1 балл),

2 подгруппа – затрат на материалы (уровень сложности – 2 балла),

3 подгруппа – затраты на оборудование (уровень сложности – 3 балла).

Каждая подгруппа обеспечивается информационными и рабочими  листами, алгоритмами с описанием шагов по поиску необходимой информации в сети Интернет (прайсы интернет-магазинов товаров для творчества и др.). Затем подгруппы «бухгалтеров» объединяются и осуществляют расчет себестоимости творческой работы в целом.

На итоговой части занятия (презентационный этап) обе группы – «мастера» и «бухгалтера»  представляют результаты своей работы, поясняют, почему пришли к тому или иному решению. В результате, даже те обучающиеся, которые выполняли роль мастера, получают возможность познакомиться с технологией расчета каждого вида затрат на изделие. В последующей работе (в других модулях) они могут самостоятельно выполнять практические расчеты себестоимости изделия.

В таком варианте организации работы имеется большой потенциал для разновозрастного взаимодействия обучающихся: подгруппы «бухгалтеров» выполняют задания разного уровня сложности, в соответствии с возможностями ребят, в каждую группу может быть приглашен «эксперт-консультант» из старших групп объединения.

Уместным является и сочетание подходов – когда на занятиях обучающиеся знакомятся со способами решения ситуаций, а затем проводится интеллектуальное состязание, в ходе которого они применяют знания и умения. 

Третий подход – это разработка самостоятельной краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы или отдельного модуля, направленного на формирование и развитие функциональной грамотности. Такая программа была создана и успешно реализована творческой группой нашего коллектива в 2022 году: программа по декоративно-прикладному искусству «Финансовый аспект моего творчества» (приложение 2). Эта деятельность велась в рамках бренда «SCHOOL CLAB» региональной инновационной площадки – инновационного комплекса в образовании «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» и стала логическим продолжением  работы по поиску форм и методов формирования финансовой грамотности учащихся в системе дополнительного образования. Эта программа адресована обучающимся, осваивающим программы по декоративно-прикладному искусству и опирается на опыт их практической деятельности в данном направлении. 

В целом можно отметить большой потенциал дополнительных общеобразовательных программ для развития различных видов функциональной грамотности обучающихся: содержание и контекст реализации программ обеспечивают необходимую мотивацию и практическую значимость умений, которые формируются в учебной деятельности и находят широкое применение в жизни. Каждый из описанных подходов в  применении банков заданий – последовательное включение заданий как элементов занятий в ходе реализации образовательной программы, проведение специальных учебных занятий/образовательных событий или разработка самостоятельных образовательных программ позволяет успешно развивать функциональную грамотность без потери качества предметных результатов образования.

Задания для формирования и развития того или иного вида функциональной грамотности могут быть успешно интегрированы в программы любой направленности без потери качества «предметного» образовательного результата. Все зависит от уровня профессионализма, методической грамотности педагога.

Список литературы

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. – Москва: Изд. Дом Рос. акад. образования : Баласс, 2003. – 367 с.
  2. Российская Федерация. Правительство. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: [утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р] // Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 26.04.2022).
  3. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-kompetentsii-novyy-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 26.04.2022).

Список приложений

Приложение 1. Банки заданий для формирования функциональной грамотности и глобальных компетенций:

Шевчук Л.В. Банк заданий для формирования финансовой грамотности в контексте реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по декоративно-прикладному искусству (расчет себестоимости творческой работы).

Масалова О.В., Шевчук Л.В. Банк заданий для формирования финансовой грамотности в контексте реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по декоративно-прикладному искусству.

Комарова Е.Н. Банк заданий для формирования математической грамотности в контексте реализации программы естественнонаучной направленности.

Воропаева Л.В., Шевчук Л.В., Комарова Е.Н., Лескович Н.В., Михель О.Х. Банк заданий для развития креативного мышления в контексте реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Приложение 2. ДОП для развития функциональной грамотности.

Шевчук Л.В., Киселева Т.М., Креер В.Н., Дюсекеева Д.Х., Плотникова К.С., Шумейко С.А. Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Финансовый аспект моего творчества».

Добавить комментарий

Войти с помощью: