Методические секреты качественного описания основных разделов пояснительной записки дополнительной общеразвивающей программы

Статья посвящена систематизации методических рекомендаций по проектированию ключевых разделов пояснительной записки дополнительной общеразвивающей программы, включая обоснование актуальности, характеристику новизны, описание отличительных особенностей и педагогическую целесообразность. Приведены фрагменты авторской программы «Воинская слава России», разработанной с применением технологий цифровой дидактики, по каждому из рассматриваемых разделов. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.

А.В. Пашкевич,
кандидат педагогических наук,
методист высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования “Перспектива”»,
г. Ханты-Мансийск

Ежегодно перед началом нового учебного года педагоги дополнительного образования сталкиваются с необходимостью разработки или актуализации дополнительных общеразвивающих программ с учетом современных тенденций развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В дополнение к выполнению муниципального заказа возникает потребность в создании программ в рамках социального сертификата или сетевой формы взаимодействия, к которым предъявляются более сложные требования – в особенности к качеству пояснительной записки.

Однако, как показывает практика, именно составление пояснительной записки становится камнем преткновения даже для опытных педагогов. Наиболее сложно даются такие разделы, как «Актуальность», «Новизна», «Отличительные особенности» и «Педагогическая целесообразность программы». Данные разделы требуют не просто формального заполнения, а глубокого анализа и структурирования материала. Педагог, подобно художнику, выбирающему краски, должен подобрать точные формулировки, чтобы подчеркнуть уникальность своей программы и ее соответствие современным требованиям. Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от качества проработки этих разделов.

В этой связи в данной статье мы дадим несколько методических рекомендаций по созданию этих важнейших разделов пояснительной записки, что позволит повысить их качество и, как следствие, эффективность разработанных программ.

Пояснительную записку целесообразно начинать с вступления, которое может быть предварено высказыванием известного человека, ярким выражением или определением, раскрывающим суть реализуемой программы.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней.

А.Н. Толстой

Далее во вступлении пояснительной записки следует дать общую характеристику вида деятельности или предметной области, к которой относится программа. Кроме того, можно использовать цитаты из различных источников, относящихся к тематике программы. Обоснование не должно быть слишком длинным, достаточно одного-двух абзацев. Ниже приведен пример вступления, в котором показана взаимосвязь высказываний и нормативных документов, но по которому еще не ясно будущее содержание и специфика программы:

Любовь к Родине и патриотическое воспитание – одна из главных составляющих формирования человека, гражданина и личности. Во все века героизм и доблесть воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью Российского государства, важнейшими факторами сохранения его целостности и развития. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почет, уважение современников и благодарную память потомков. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской об­щественностью.

Но, к сожалению, в последнее время большинство молодых людей не интересуются этой информацией, а она способна оказать поистине уникальный воспитательный эффект. На эту особенность обратил внимание еще в XIX веке видный военный деятель и историк Н.Н. Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошло­го военного и боевого своей армии есть… основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, – основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к Родине – основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии».

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят Феде­ральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Дни воинской славы помогают нам не забыть, какую роль сыграли прошлые сражения и победы для нашего будущего и теперешнего настоящего.

При написании данного раздела педагогу следует избегать избыточных и второстепенных деталей, отвлекающих от основных аспектов программы. Вступление должно служить логическим переходом к последующим разделам пояснительной записки, создавая целостное представление о программе.

Следующим разделом пояснительной записки является «Актуальность». В Большом энциклопедическом словаре «актуальность» трактуется как «важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность и злободневность». В контексте пояснительной записки по дополнительной общеразвивающей программе актуальность рассматривается как ориентация на решение значимых проблем дополнительного образования, как ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна данная программа. Для качественного определения и описания актуальности программы предлагаем педагогам дополнительного образования придерживаться следующих вопросов-ориентиров:

  • Какова причина, по которой возникла необходимость создания этой программы?
  • Что лежит в основе разработки данной программы?
  • Чем ваша программа отличается от других подобных программ?
  • Чем конкретно вас не устраивают существующие программы?

Перед тем как начать описание актуальности программы, педагогу следует учесть ее специфику и содержание, чтобы определить наиболее важные моменты, проблемы и аспекты, которые подчеркнут ее значимость и востребованность в современных условиях. Ответы на предлагаемые вопросы-ориентиры как раз и позволяют качественно и аргументированно обосновать актуальность и значимость программы.

Обоснование актуальности может быть выстроено на следующих факторах:

  • фактах-цитатах из нормативных документов и высказываниях известных общественных деятелей;
  • современных тенденциях развития системы дополнительного образования, потребностях общества и муниципальном заказе;
  • анализе научных исследований, лучших педагогических практик и имеющегося опыта;
  • проблеме, на решение которой направлена программа;
  • потенциале образовательной организации, включая программу развития и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальных задач государства и общества. Полноценное гражданское и патриотическое становление обучающихся невозможно без знания о событиях, сыгравших судьбоносную роль в истории страны. Вполне естественно, что деятельность по решению данной проблемы должна реализовываться как общеобразовательной организацией (на уроках истории России и во внеурочной деятельности – проведение классных часов, мероприятий, событий), так и в системе дополнительного образования детей через практико-ориентированную деятельность.

Такой деятельностью является дополнительная общеразвивающая программа «Воинская слава России», созданная в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Программа создана также с учетом реализации инновационных направлений новой программы развития Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования “Перспектива”» – «Воспитательный эффект инновационного менеджмента организации дополнительного образования детей и взрослых в условиях цифровизации образования» на 2021–2026 гг.: “Цифровая дидактика дополнительного образования детей и взрослых” и “Воспитание и социализация личности обучающихся в современных условиях”». Использование в программе технологий цифровой дидактики позволяет на качественно новом уровне создавать условия для решения проблемы патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Также актуальность программы можно раскрыть через:

  • соответствие государственной политике в области дополнительного образования, основным направлениям социально-экономического развития региона и муниципалитета (программа должна быть адаптирована к запросам региональной и муниципальной политики и учитывать потребности общества);
  • представление современных идей и актуальных тенденций развития науки и техники (программа должна учитывать актуальные тенденции развития науки и технологий, а также культуры, экономики и социальной сферы);
  • востребованность программы у детей и их семей (программа должна быть привлекательной для целевой аудитории и отвечать их потребностям);
  • соответствие действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам (программа должна соответствовать всем требованиям законодательства и быть интегрированной в общую систему образования).

Таким образом, актуальность программы подразумевает обоснование необходимости, важности и целесообразности ее реализации с точки зрения:

  • государственного (муниципального) социального заказа, запросов детей и их родителей (законных представителей обучающихся);
  • соответствия основным направлениям социально-экономического развития страны и современным достижениям в сфере науки, техники и культуры;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и иных медико-психологических характеристик.

При описании актуальности программы необходимо акцентировать внимание на ее инновационной составляющей, практической значимости и предлагаемых способах решения конкретной проблемы. Для этого можно раскрыть концепцию, идеи, принципы и методы, которые делают программу уникальной и выделяют ее среди аналогичных. Также следует начать с краткого обоснования важности данного вида деятельности в общей структуре и его влияния на личностный рост обучающегося. Важно отметить, каким образом предлагаемые занятия воздействуют на формирование личности обучающегося и развитие его общих и специальных способностей.

Проведенный анализ должен подтвердить необходимость и целесообразность данной программы. В описании актуальности программы, по сути, должно быть представлено обоснование, которое поможет родителям (законным представителям обучающихся) понять смысл обучения, предложенного разработчиком.

После описания актуальности программы вам необходимо указать ее направленность, выбрав из перечня: художественная, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная, туристско-краеведческая, техническая, естественнонаучная, и уровень освоения (стартовый, базовый, продвинутый). Если программа является разноуровневой и предполагает переход от одного уровня к другому в процессе обучения, необходимо охарактеризовать каждый уровень. Лучше всего сделать это в разделах «Новизна» или «Отличительные особенности».

Следующим разделом пояснительной записки является «Новизна» (указывается, если она действительно есть, если программа не авторская, то этот раздел можно пропустить) и (или) «Отличительные особенности программы». Рассмотрим их по отдельности.

В разделе «Новизна» следует указать только те нововведения, которые делают вашу программу в своем роде уникальной или инновационной, дают право на использование при характеристике программы понятия «впервые». Для этого кратко опишите, что нового было внесено в программу по сравнению с уже существующими аналогами. Новизна может быть связана с новыми решениями в области дополнительного образования, использованием новых форм, технологий и методик преподавания, нововведениями в формах диагностики и подведении итогов реализации программы и т.д.

Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данной конкретной образовательной организации), субъективной (новшество только для этого педагога, чего не было в его деятельности ранее), характеризующей программу как собственную педагогическую систему. Большим потенциалом новизны в программе обладают процессы интеграции смежных или различных направленностей. Новизна также может касаться отдельных компонентов программы: в постановке задач, в построении учебного плана, в содержании занятий, в применяемых методах, приемах, технологиях и т.д. Причины этих новшеств поясняются в разделе «Педагогическая целесообразность». Пример новизны программы в контексте реализации инновационных подходов, технологий:

Новизна заключается в сетевой форме реализации программы «Воинская слава России» двумя образовательными организациями – общеобразовательной организацией и учреждением дополнительного образования в рамках применяемых инновационных подходов: компетентностного, системно-деятельностного и технологий цифровой дидактики: телекоммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов. Программа оптимизирует учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся в рамках изучения событий, приведших к появлению дней воинской славы России, способствует привлечению обучающихся в социально значимую преобразовательную деятельность (создание учебного пособия по дням воинской славы).

Отличительная особенность – любая особенность вашей программы, которая делает ее уникальной по сравнению с другими подобными программами. В этом разделе следует описать наличие аналогичных программ, созданных другими авторами (чей опыт был использован и обобщен), и указать, чем ваша программа отличается от их программ. Важно раскрыть характерные свойства программы, такие как отличительные черты, оригинальные идеи, инновации, реализуемые принципы и подходы.

Отличительные особенности вашей программы могут быть связаны с различными аспектами:

  • со спецификой организации учебного процесса, например, является ли программа модульной, сетевой, заочной с использованием дистанционных технологий или адаптированной;
  • с разноуровневым подходом к реализации общеразвивающей программы, подразумевает указание уровней реализации и краткую характеристику каждого из них;
  • с учетом выбора предметных областей, применения современных образовательных технологий, методов и средств обучения;
  • с конкретизацией ведущих идей, принципов, основных понятий, этапов реализации программы;
  • с построением учебного плана, отбором содержания учебных занятий, применяемыми методами и приемами, оценочными средствами и т.д.

Ниже показан принципиально иной подход, созданный в рамках проведенного научного исследования и не имеющий аналогов в системе дополнительного образования:

Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Воинская слава России» заключается в следующем:

  • Использование технологий цифровой дидактики при обучении детей – обучение проходит в системе дистанционного обучения «МетодЛаб ДО» на базе Moodle и специально созданного цифрового образовательного ресурса.
  • Содержание включает в себя разнообразные виды деятельности, что дает возмож­ность обучающимся более глубоко познакомиться с событиями, днями воинской славы, со­здать разнообразные практические продукты, в том числе в среде цифровых образовательных платформ, приобрести новые умения, навыки, сплотить коллектив команд.
  • Обучение проходит в форме командной работы. У каждой команды будет свой кура­тор, который и будет размещать или следить за своевременным размещением на платформе выполненных заданий. В начале обучения каждой команде необходимо будет придумать свой логотип и название. Само обучение будет состоять из двух этапов:

1) Выполнение заданий по систематизации, структурированию материалов электрон­но-образовательных ресурсов с целью на выходе создать и выпустить первую часть учебного пособия «Воинская слава России», где обучающиеся команд станут соавторами и примут непосредственное участие в его создании, иллюстрировании, разработке приложений и др.

2) Участие в конкурсах, посвященных воинской славе. С целью повышения объектив­ности выставленных баллов и мотивации к более качественному выполнению заданий (оценка за каждое задание будет складываться из двух составляющих: профессиональной и общественной экспертизы). Для этого создана специальная образовательная платформа общественной и профессиональной оценки конкурсных работ, где каждый желающий сможет познакомиться с представлениями команд, работами, выполненными по каждому конкурсному заданию, и оценить их.

  • Использование соревновательного метода предусматривает использование соревно­вательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Соревнование проходит как среди команд по каждому заданию, так и в целом по результату программы. Для стимулирования и повышения мотивации и заинтересованности в качестве выполненных заданий, оценку ставит не педагог, а проводится открытое голосование на специально созданном ресурсе – сайте, на котором может отдать свой голос, оставить комментарий любой пользователь сети «Интернет». В итоге выставляется объективная оценка и выстраивается рейтинг. На основе полученных баллов будет выстраиваться рейтинг команд участников как по каждому конкурсному заданию, так и в целом по всему проекту, по результатам которого лучшей команде будет вручен кубок «Воинской славы России».

Чтобы качественно описать отличительные особенности программы, педагогу дополнительного образования необходимо хорошо владеть своей предметной областью и видами деятельности, а также быть в курсе существующих программ других авторов по схожей тематике. Для этого важно проводить анализ и сравнение различных программ. Этот раздел пояснительной записки должен быть логически связан с другими разделами, такими как «Новизна» (если она имеется), «Актуальность» и «Педагогическая целесообразность», и не должен дублировать информацию из других разделов.

Педагогическая целесообразность – это обоснование соответствия педагогических действий, направленных на достижение запланированных образовательных результатов программы, используемым средствам. Целесообразность подразумевает, что все компоненты программы (включая содержание, формы работы, методы и средства обучения) должны быть направлены на эффективное достижение поставленных целей и задач, решение конкретных проблем, а также на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Пример педагогической целесообразности через применение современных образовательных подходов:

Педагогическая целесообразность заключается в применяемых в программе ком­петентностного и системно-деятельностного подходов и цифровой дидактики, которые позволяют обучающимся продуктивно осваивать исторический материал, в том числе при самостоятельном поиске недостающей информации при выполнении того или иного задания, касающегося дней воинской славы России. Дидактической основой программы является телекоммуникационный проект, под которым мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность участников, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Постоянная смена заданий предполагает другой взгляд, подход к исполь­зованию содержания, что позволяет глубоко и системно изучить и освоить исторические события, сформировать интерес к героическому прошлому нашей Родины. Практические задания постепенно усложняются, при этом нет ни одного «лишнего» или случайного задания (деятельность ради деятельности), а лишь те, что необходимы, и столько, сколько необходимо для качественной проработки содержания учебного пособия по дням воинской славы.

Практика показала, что раздел «Педагогическая целесообразность» вызывает наибольшие затруднения у большинства педагогов дополнительного образования. Сразу возникает множество вопросов: что включить в данный раздел? Какое обоснование должно быть приведено? В этом разделе педагогу нужно кратко объяснить, почему именно предлагаемые педагогические действия, подходы и принципы наиболее эффективны для детей, на которых рассчитана программа. Важно указать, какие изменения произойдут в обучающихся, если они будут включены в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предложенных формах и т.д.

Таким образом, процесс создания пояснительной записки можно сравнить с искусством сборки мозаики, где каждый раздел, от «Актуальности» до «Педагогической целесообразности», занимает свое место в общей структуре программы. Гармоничное сочетание всех компонентов и их логическая взаимосвязь формируют целостную систему. Каждый раздел несет конкретную смысловую нагрузку, а точность формулировок напрямую влияет на успешность реализации программы и открывает новые горизонты для совершенствования образовательного процесса.

Поэтому качественное описание основных разделов пояснительной записки дополнительной общеразвивающей программы – это не просто формальность, а основа для проектирования осмысленного и результативного образовательного процесса. Соблюдение предложенных методических рекомендаций позволит педагогам минимизировать типичные ошибки и разрабатывать уникальные авторские программы.

При этом важно не ограничиваться шаблонными подходами, а смело экспериментировать и искать оригинальные решения, поскольку именно инновационные элементы зачастую становятся решающим фактором, выделяющим программу среди других аналогичных разработок.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н. Дополнительная общеразвивающая программа: практическое руководство по проектированию и дизайну: Методическое пособие. М.: Народное образование, 2023. 162 с.
  2. Грецкова С.А., Якушева Е.Л. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ: Методические комментарии. 2-е изд. СПб.: РИС ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2022. 40 с.
  3. Голубева С.А., Лантухова И.А. Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Благовещенск: Изд-во ГАУ ДПО «АмИРО», 2022. 111 с.
  4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): Методические рекомендации по разработке и реализации. 2-е изд. Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2022. 74 с.
  5. Методический конструктор по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. 36 с.
  6. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: Методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности / сост. Ю.Д. Устинова, С.А. Беширова. Симферополь: [б.и.], 2021. 66 с.
  7. Малыхина Л.Б., Меньшикова Н.А., Гусева Ю.Е., Осипова М.В., Зайцев А.Г. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л.Б. Малыхиной. СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. 155 с.
  8. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области: Методические рекомендации / сост. Н.Э. Климова. Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодежи», РМЦ, 2021. 24 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: