Концерт-лекция как одна из форм музыкального образования детей

В статье представлен опыт и технология подготовки и проведения концерта-лекции в условиях профильного учреждения дополнительного образования детей. Материалы статьи будут полезны педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.

Современные реалии жизни поколений детей, перегруженных учебой и зависимых от гаджетов, интернета и искусственного интеллекта актуализируют для педагогов дополнительного образования необходимость поиска и внедрения в свою профессиональную деятельность креативных и инновационных подходов.

Как современного ребенка погрузить в мир классической музыки, заинтересовать обучением на музыкальных инструментах? Как привить ему любовь к хорошей, качественной музыке? Ответ очевиден: только удивляя, вызывая интерес новыми подходами, методами, яркими занятиями, демонстрируя своим примером, что такое увлеченность музыкой и любовь к инструменту. Эту идею можно с успехом воплотить в реальность, продумывая выступления в необычном формате при подготовке концертов с оригинальным сценарием.

Детский музыкальный театр «Домисолька» (далее – ДМТ «Домисолька») – уникальная образовательная платформа, где каждый ребенок может всесторонне творчески развиваться. Это стало возможным благодаря комплексной авторской программе обучения юных артистов от 4 до 17 лет, созданной руководителями театра И.Н. Жигановым и О.Л. Юдахиной. В эту программу входят более 30 изучаемых дисциплин, таких как вокал (соло, ансамбль, народный, джаз), хореография (классика и современная), сольфеджио, степ, хип-хоп, сценическое мастерство, хоровое искусство, изобразительное искусство, основы теле- и киномонтажа. Помимо основных предметов, юные артисты могут осваивать исполнение на разных музыкальных инструментах (фортепиано, труба, саксофон, гитара, ударные).

В развитии музыкального слуха обучение на инструментах имеет огромное значение. Для артиста музыкального театра это не только еще один способ реализации своих творческих возможностей, но и приобретение целого спектра уникальных навыков, которые помогают каждому обучающемуся развить память и речь, расширить свой кругозор, научиться концентрироваться, быть собранным, аккуратным и организованным.

Обучение игре на фортепиано в ДМТ «Домисолька» осуществляется в структуре фортепианно-теоретического отдела. На протяжении всего учебного года дети-пианисты принимают участие в открытых уроках, класс-концертах, городских и общероссийских фортепианных конкурсах. А также пробуют свои возможности в эксклюзивном проекте «Классика без границ», в рамках которого у детей, прошедших отбор, есть уникальная возможность исполнить выученное произведение с музыкантами симфонического оркестра. В 2023 и 2024 году наши обучающиеся выступали с музыкантами Государственного симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.

В ДМТ «Домисолька» используются различные формы презентации результатов обучения игре на музыкальных инструментах – открытые занятия, итоговые занятия и класс-концерты. И надо отметить, что подведение итогов обучения в форме увлекательного тематического концерта – это отличный способ представить свою работу и исполнить выученную программу.

Участие обучающихся в подобных концертах отчасти снимает волнение и позволяет им эмоционально раскрыться при исполнении музыкального произведения. Это происходит благодаря теплой, доброжелательной атмосфере в зале, где в качестве зрителей сидят не педагоги, принимающие экзамен, а родители и друзья. Сценарий, в котором сквозной темой проходит музыкальная познавательная история, не только помогает отвлечься от боязни выступления, но и обогащает знания о классической музыке и композиторах.

Форматы концертов по фортепиано в ДМТ «Домисолька»:

  1. отчетный концерт фортепианно-теоретического отдела (проводится один раз в год, и в нем принимают участие дети разных педагогов отдела);
  2. класс-концерт (проводится 1–2 раза в год, и в нем принимают участие дети, которые учатся у одного педагога);
  3. тематический концерт, приуроченный к событиям или праздникам (проводится в соответствии с календарем знаменательных дат, и в нем принимают участие дети разных педагогов отдела);
  4. концерт-лекция, посвященный одному композитору (проводится в соответствии с календарем знаменательных дат, обучающимся рассказывают о личности музыканта и знакомят с интересными фактами его биографии, а сами обучающиеся исполняют произведения этого композитора) или одной музыкальной теме (обучающимся показывают взаимосвязь музыки с различными областями культуры или сферами жизни человека, а сами обучающиеся исполняют музыкальные произведения, отражающие заданную тему);
  5. театрализованный концерт, в основе сценария которого лежит сюжет, и дети не только исполняют произведения, но и играют роли.

В рамках данной статьи мы рассмотрим подготовку и проведение концерта-лекции:

  1. выбор темы концерта-лекции;
  2. выбор и разучивание репертуара, связанного с темой концерта-лекции;
  3. подготовка сценария концерта-лекции, подбор дополнительного тематического и демонстрационного материала;
  4. выбор ведущих концерта-лекции и работа над конферансом;
  5. подбор видеоряда для каждого номера;
  6. изготовление афиши, проведение репетиций, подготовка и тематическое оформление зала;
  7. проведение концерта-лекции.

Идея темы концерта-лекции «Музыка в цвете» появилась не случайно. На одном из занятий мы с детьми заговорили феномене «цветной слух», и тема вызвала у них удивление и интерес. Вопросов было очень много. Мы всегда обсуждали характеры и образы исполняемого произведения, но дети никогда не сравнивали музыкальные звуки и тональности с цветом. Именно тогда и возникла идея раскрыть эту тему на концерте-лекции по фортепиано (далее – концерт).

Дети-пианисты, их родители и гости концерта узнали ответы на многие вопросы:

  • Что такое цветной слух?
  • Какие композиторы обладали цветным слухом?
  • Кто из художников сравнивал музыкальные инструменты с цветом?
  • Какие музыкальные произведения вдохновляли художников на создание картин?
  • Были ли случаи создания музыкальных произведений после просмотра картин?

Ведущие концерта постепенно погружали слушателей в заявленную тему и в увлекательной форме провели экскурс от Древней Греции до наших дней.

Раскрывая явление синопсии (цветного слуха), мы рассказали о выдающихся композиторах, обладающих уникальным даром: Ф. Листе, Р. Вагнере, Г. Берлиозе. Ведущие концерта остановили внимание зрителей на двух великих композиторах: А.Н. Скрябине и Н.А. Римском-Корсакове. Вниманию зрителей была представлена сравнительная таблица музыкально-цветовых ассоциаций, где была возможность сравнить свои цветовые представления, например, в тональности До-мажор.

Необычным ходом в проведении концерта было обращение к зрительному залу и исполнителям. Мы провели небольшой музыкальный эксперимент и в интерактивном режиме задавали вопросы о прослушанном произведении. После исполнения классической романтической элегии А.Г.  Рубинштейна «Мелодия» все зрители с удовольствием делились своими цветовыми ощущениями. А юный музыкант, исполнивший произведение, рассказал о собственных образах и цветах, помогающих раскрыть музыкальное содержание пьесы.

Музыка и живопись – это два величайших вида искусства, которые не могли не соприкоснуться и во все времена дополняли и вдохновляли друг друга. Исполняя произведения русских композиторов XIX века А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, мы вспомнили и М.П. Мусоргского, который создал свою знаменитую фортепианную сюиту «Картинки с выставки» именно под впечатлением картин своего друга и художника В.А. Гартмана.

Возможность гармоничного соединения цвета и звука интересовала не только композиторов, но и художников. При подготовке к концерту нам удалось найти картину художника С. Савицкого, которую он написал под впечатлением песни «Тонкая рябина» на слова И.З. Сурикова. И у зрителей появилась возможность послушать красивые вариации на тему песни «Тонкая рябина», а прекрасным фоном для них стала картина художника. С полной версией сценария концерта-лекции «Музыка в цвете» можно ознакомиться в приложении.

В заключение нам хотелось бы подчеркнуть, что подобные мероприятия развивают музыкально-творческий потенциал ребенка и расширяют его кругозор. Такие концерты запоминаются – поскольку они носят не только просветительский характер и популяризируют классическую музыку, но и помогают в воспитании юного музыканта, учат его добру.

          Литература:

  1. Зильберквит М. Мир музыки. М.: Детская литература, 1988. 335 с.
  2. Книга о музыке: популярные очерки / сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1988. 220 с.
  3. Музыканты о музыке: век XX. СПб.: Союз художников, 2005. 156 с.
  4. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. 447 с.
  5. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

Приложение

Сценарий концерта-лекции по фортепиано «Музыка в цвете»

Звучит классическая музыка. Зрители собираются в театральном зале и занимают свои места. На экране афиша концерта-лекции (рис. 1).

Звучат торжественные фанфары и на сцену выходят ведущие.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые зрители!

Ведущий 2: Здравствуйте! Мы рады видеть вас в уютном зале Детского музыкального театра «Домисолька»!

Ведущий 1: Сегодня мы подготовили для вас весенний концерт-лекцию «Музыка в цвете»!

Ведущий 2: И на сцене выступят юные пианисты класса педагога Ольги Владимировны Россошанской.

Ведущий 1: В этом году несколько ребят выйдут на сцену впервые. Обязательно поддержите наших дебютантов горячими аплодисментами.

Ведущий 1 (обращаясь к ведущему 2): А почему тема концерта – «Музыка в цвете»?

Ведущий 2: Мы обязательно расскажем об этом. А пока… немного сохраним интригу и пригласим на сцену первого участника!

Ведущий 1: Открывает наш концерт Арина Еремеева! Виктор Игнатьев «Песенка-марш Барбоса».

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Спасибо, Арина! Если бы я выбирала цвет этого произведения, то, без сомнения, это были бы все краски лета! Да, кстати (обращаясь к ведущему 2), ты обещала рассказать о музыке в цвете.

Ведущий 2: Желание связать музыку и цвет столь же древнее, сколь и стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость. Еще Аристотель, древнегреческий философ, сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками и аккордами.

Ведущий 1: Вспомнила! А Ньютон утверждал, что все цвета радуги связаны с гаммой звуков.

Ведущий 2: Давайте пригласим на сцену следующего участника и попробуем представить… цвет этого произведения. Пьер Бастьен «Got the blues». За фортепиано Анастасия Демская!

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Я представила этот блюз в зеленом цвете.

Ведущий 2: А я – в синем!

Ведущий 1: Стоп, стоп! Кажется, сейчас у нас с тобой будет спор!

Ведущий 2: Нет, спора не будет. Просто у каждого человека свое цветовое восприятие музыки.

Ведущий 1: Подумаю над этим…. А пока… давайте послушаем следующего участника: Екатерина Щербакова исполнит «Клоунов» Дмитрия Кабалевского.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Ты знаешь, я недавно прочитала о феномене «цветной музыкальный слух».

Ведущий 2: Цветной слух? А такое бывает?

Ведущий1: Да! Несколько известных композиторов слышали ноты и тональности в цвете: Александр Скрябин, Николай Римский-Корсаков, Ференц Лист, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз.

Ведущий 2: Как интересно! А какого цвета был у них До мажор?

Ведущий 1: У Римского-Корсакова – белого цвета, а у Скрябина – красного.

Ведущий 2: Вот видишь, мое предположение оказалось верным. У каждого свое цветовое восприятие музыки.

А сейчас мы окунемся в удивительную музыку, созданную Вильямом Гиллоком, «В старой Вене». За фортепиано Юлиана Приклонская.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: В следующий блок нашего концерта мы добавим новых красок.

Ведущий 2: Сейчас для вас прозвучат фортепианные ансамбли!

Ведущий 1: Как ты думаешь, какой известный художник мог бы нарисовать картину к следующему произведению?

Ведущий 2: Я представляю русских художников: Шишкина, Саврасова…

Ведущий 1: Оказывается, у художника Сергея Савицкого есть картина к этой песне.

Ведущий 2: На сцену приглашается Маргарита Шакирова. Русская народная песня «Тонкая рябина» в переложении для фортепиано в 4 руки.

На экране фон с композитором и названием произведения (рис. 5).  

Ведущий 1: «Мелодия» Антона Григорьевича Рубинштейна – одно из самых популярных и часто исполняемых произведений классической музыки. Ее называют классической романтической элегией.

Ведущий 2: А давай проведем небольшой эксперимент и после прослушивания спросим у наших зрителей, какой цвет или картину они представили.

Ведущий 1: Отличная идея! Антон Рубинштейн «Мелодия» в переложении для фортепиано в 4 руки.

Ведущий 2: Исполняет Анастасия Демская в ансамбле с педагогом!

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1 (обращаясь к исполнителю): Настя, а что ты представляла, когда учила это произведение? (Слушают ответ.)

Ведущий 2: Уважаемые зрители! А какие образы и цвета возникли у вас?

Ведущие спускаются в зал для небольшого интерактива со зрителями.

Слушатели отвечают на вопрос и делятся своими впечатлениями.

Ведущий 1: Спасибо за прекрасные ответы!

Произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского –любимый репертуар всех пианистов. Сегодня «Сладкая греза» прозвучит в исполнении Ирины Кузовкиной в ансамбле с педагогом.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Интересно, а были ли случаи создания музыки после просмотра картин?

Ведущий 2: Да! Композитор Модест Петрович Мусоргский создал свой знаменитый цикл «Картинки с выставки» именно под впечатлением картин своего друга, художника Виктора Гартмана.

Ведущий 1: Произведение следующего автора до сих пор вдохновляет художников на создание картин и иллюстраций.

Ведущий 2: На сцену приглашается Екатерина Щербакова. Карл Мария фон Вебер «Вальс из оперы “Волшебный стрелок”» в переложении для фортепиано в 4 руки.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 2: Живопись и музыка во все времена дополняли и вдохновляли друг друга. Художник Василий Кандинский сравнивал цвет с тембрами музыкальных инструментов: флейта – голубой цвет, труба – красный, виолончель – синий.

Ведущий 1: А душа, говорил Кандинский, многострунный рояль.

Красочную программу нашего концерта дополнит еще одно джазовое произведение.

Ведущий 2: Только давай напомним нашим зрителям, что джаз родился в бедных кварталах Нового Орлеана в начале ХХ века и быстро распространился по всему миру.

Ведущий 1: Сигер «Блюз пустого кармана». Исполняют Виктория Савина и Маргарита Шакирова.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: В этом учебном году мы добавили к нашим любимым произведениям оркестровых красок.

Ведущий 2: Учащиеся фортепианного отделения приняли участие в проекте «Концерт для “Домисольки” с оркестром».

Ведущий 1: И нашими партнерами на сцене стал знаменитый коллектив – Госоркестр России имени Евгения Светланова.

Ведущий 2: Один из ярких блоков этого концерта был посвящен знаменитой опере Жоржа Бизе «Кармен».

Ведущий 1: Думаю, что краски и образы в этих номерах совпадут у всех зрителей!

Ведущий 2: Жорж Бизе «Хабанера из оперы “Кармен”».

Ведущий 1: За фортепиано Вероника Ключникова и Диана Кондыбаева.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 2: В финале нашего концерта прозвучит еще один известный фрагмент из оперы «Кармен». Жорж Бизе «Хор мальчиков». На сцене Виктория Савина в ансамбле с педагогом.

На экране фон с композитором и названием произведения.

Ведущий 1: Наш концерт подошел к концу.

Ведущий 2: Это было удивительное путешествие в мир музыки и цвета. Просим всех участников концерта подняться на сцену!

Звучит классическая музыка. Все участники концерта поднимаются на сцену для вручения памятных подарков и финальной фотографии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: