Расширение образовательного пространства и привлечение дополнительных ресурсов в образовательную деятельность учреждения дополнительного образования детей на основе социального партнерства

В статье раскрывается опыт сотрудничества учреждения дополнительного образования с социальными партнерами по направлениям деятельности: образовательной, исследовательской, досуговой, общественной, методической. Приводятся положительные результаты взаимодействия в образовательной практике учреждения.

Н.Н. Колесникова,
зав. отделом, методист,

Е.Л. Белоусова,
методист, канд. пед. наук,

А.Г. Лебедева,
методист,

МБОУ ДО Центр дополнительного
образования детей имени В. Волошиной
Кемерово

«Центр дополнительного образования детей имени Веры Волошиной» – старейшее многопрофильное учреждение дополнительного образования города Кемерово, целью работы которого является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их потребностей в практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной и духовно-ценностной деятельности.

Большинство педагогов Центра имеют высшее профессиональное образование, награждены нагрудными знаками «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями федерального и регионального уровней. В Центре реализуется 85 дополнительных общеразвивающих программ.

Одна из задач для реализации поставленной цели – внедрение и укрепление взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами (вузами, общественными, государственными, муниципальными организациями и др.) для расширения образовательного пространства и привлечения дополнительных ресурсов в Центр, что согласуется с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, образовательной политики Кемеровской области.

Партнерство Центра выстраивается по следующим направлениям деятельности: образовательной, исследовательской, досуговой, общественной, методической (рис. 1).

Рис. 1. Схема социального партнерства Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной

Основное направление образовательной деятельности Центра – реализация дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленностей. Партнерами в образовательной деятельности выступают: образовательные организации общего, дополнительного, высшего образования, научно-исследовательские институты и предприятия города. Главная цель такого взаимодействия – предоставление более широкого спектра возможностей для обучения: экскурсии, выездные тематические занятия, привлечение специалистов на занятия по профилю.

Глубокому изучению учебного материала, профессиональному самоопределению учащихся, ориентированных на инженерные профессии, способствуют экскурсии: Кузбасский ботанический сад, геологический музей, музей экологии и этнографии, технопарк, крупнейшие промышленные предприятия города и др.

Выездные тематические занятия для старшеклассников проводятся в краеведческом музее, экспозиционно-выставочном комплексе, научно-исследовательских лабораториях вузов и Института экологии человека СО РАН.

На занятия по профилю «Физиология и здоровье человека» приглашаются сотрудники медицинского колледжа, по профилю «Экология» – специалисты областного комитета природных ресурсов и гидрометцентра. Пост №1 приглашает для проведения «уроков мужества» представителей общественных организаций «Жители блокадного Ленинграда» и Совета ветеранов.

Фото. 1. Экскурсия в научно-исследовательскую лабораторию Кузбасского государственного технического университета им. Т.В. Горбачева.

Результат партнерства в образовательной деятельности – создание оптимальных условий полноценного обучения и воспитания учащихся, их разностороннее развитие. Разнообразные внешние контакты в образовательной деятельности позволяют учащимся ближе познакомиться с деятельностью научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий и учреждений культуры, что способствует повышению качества образования, один из показателей которого – достижения учащихся. За три года увеличилось количество участников конкурсов, фестивалей, олимпиад, научно-практических конференций разных уровней, победителей и призеров.

Исследовательская деятельность учащихся требует современных лабораторий и оборудования. Для решения этого вопроса педагогами Центра выстраивается сотрудничество с организациями, обладающими необходимой материально-технической базой: лаборатории кафедры биоразнообразия и биоресурсов Кемеровского государственного университета, Института экологии человека СО РАН, Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, Кузбасского государственного технического университета им. Т.В. Горбачева.

Фото. 2. Экспедиция в особо охраняемую природную территорию Алтайского заповедника.

В качестве партнеров в организации ежегодных выездных экспедиций для проведения исследований учащимися – особо охраняемые природные территории региона: заповедник Кузнецкий Алатау, Шорский парк, Алтайский заповедник, Томская Писаница, Тюльберский городок, биостанция КемГУ. В программу экспедиции входят: знакомство с полевыми методиками биологических и экологических исследований, выполнение индивидуальных исследовательских проектов, образовательные экскурсии в разнообразные природные сообщества, природоохранная деятельность и эколого-просветительская работа.

Например, совместно с отделом экологического просвещения Государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау» педагоги и учащиеся Центра, являющиеся членами Кузбасского клуба друзей WWF «Ирбис», в качестве инструкторов, лекторов и руководителей исследовательских работ приняли участие в реализации проекта «Школа содружества «Перспектива», направленного на знакомство местного населения с работой и функциями заповедника. Проект был поддержан региональным отделением WWF (Всемирный фонд дикой природы), получил финансовую поддержку «TOYOTA MOTORS». Совместно с отделом экологического просвещения Шорского национального парка педагоги и учащиеся Центра приняли участие в определении смотровых точек и информационном наполнении экологической тропы «Черневая тайга».

Учащиеся туристско-краеведческой направленности участвуют в археологических раскопках, изучая малоизвестные районы на территории Кемеровской области, под руководством ученых кафедры отечественной истории, теории и истории культуры Кузбасского технического университета им. Т.В. Горбачева. Материалы раскопок исследуются в лабораториях университета и представляются на детских поисково-краеведческих конференциях разного уровня. Учащиеся поискового отряда «Активная Кемеровская Молодежь» в рамках сотрудничества с областным центром технического творчества осуществляют поисково-исследовательскую деятельность с целью установления судеб солдат-сибиряков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Совместно с вузами, НИИ, общественными организациями, учреждениями культуры, с привлечением коммерческих предприятий и индивидуальных предпринимателей ежегодно осуществляется организация и проведение Межрегиональной эколого-краеведческой научно-практической конференции школьников «Цвети, шахтерская земля!», городской поисково-краеведческой конференции «Я – Кемеровчанин», городской эколого-биологической олимпиады учащихся учреждений дополнительного образования.

Результат партнерства в исследовательской деятельности: высокое качество проведения конференций, привлечение спонсорской помощи, приглашение специалистов в состав жюри, поддержка одаренных детей и профессиональное самоопределение учащихся, повышение качества исследовательских работ школьников.

Ежегодно учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, научных соревнованиях, форумах разных уровней. За последние три года увеличилось количество победителей, что позволило учащимся принять активное участие в работе:

  • профильной смены «Заповедная страна» («Артек»);
  • экологического форума «Живи, Земля» («Океан»);
  • инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее» («Орленок»), летней научно-образовательной школы МГУ;
  • всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России» (Ярославль), форума юных исследователей, проводимого в рамках открытых коммуникаций «OpenBio» (Новосибирск).

Досуговая деятельность. Более 20 лет Центр в партнерстве с учреждениями дополнительного образования, со школами, институтом культуры, колледжем культуры и Союзом писателей организует и проводит городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Успех». Опыт сценических выступлений, позволяет учащимся и коллективам успешно выступать на конкурсах и фестивалях детского художественного творчества разных уровней. За последние три года увеличилось количество образовательных организаций – участников конкурса.

Фото. 3. Участник городского конкурса-фестиваля детского художественного творчества «Успех» шоу-балет «Ренессанс» МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной».

Партнерство с областной библиотекой, краеведческим музеем, парком культуры позволяет использовать их творческие площадки, экспозиционные ресурсы, проводить мероприятия и выставки творческих работ учащихся, поисковых находок. Только за два года сотрудничества было организовано и проведено 12 коллективных выставок, реализовано 5 городских проектов, организовано и проведено 15 концертных программ.

Совместно с Советом ветеранов, Центром молодежных инициатив, Союзом молодежи Кузбасса, Российским Союзом ветеранов Афганистана и других, Центр ежегодно проводит более 10 городских мероприятий патриотической направленности. Например, «День воинской Славы», памятные даты России, митинги, «Вахта памяти» у Памятника воинам-кузбассовцам, павшим в годы Великой Отечественной войны, Памятника жертвам фашизма, Аллее Героев.

 

Фото. 4. Возложение цветов к Памятнику воинам-кузбассовцам, павшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Результат сотрудничества – развитие гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания учащихся города Кемерово.

Цель партнерства в общественной деятельности – расширение образовательного пространства для нравственного воспитания учащихся, их позитивной социализации, развития коммуникативных навыков и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Учащиеся, родители, педагоги Центра организуют и проводят социальные, благотворительные, природоохранные акции в сотрудничестве:

  • государственные и муниципальные организации (краеведческий музей, центр социальной помощи семье и детям города Кемерово, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго», областной комитет природных ресурсов);
  • общественные организации (Российский Красный Крест, Совет ветеранов, благотворительный фонд Детское сердце);
  • коммерческие предприятия («Радуга», «Системник», «Скарабей»).

Например, социальные акции: «Салют, пионерия!», «Бессмертный полк нашего Центра», «Ночь музеев», «Ночь искусств».

Благотворительные акции: «Помоги четвероногому другу», «Сытая моська», «Щедрый вторник», «Весенняя неделя добра».

Природоохранные акции: «Дни защиты от экологической опасности», «Чистый берег», «Охотники за батарейками», «Сбор макулатуры», «Посади лес», «Скажи полиэтиленовому пакету – нет», «Птицы в городе», «Россия – территория Эколят – молодых защитников природы».

Ежегодно акциями охвачено около 2700 учащихся и более 30 педагогов Центра, а также 2500 родителей.

В 2015 году президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). В 2017/18 учебном году наш Центр стал образовательной организацией, реализующей деятельность РДШ в городе Кемерово; городским штабом Всероссийского военно-патриотического общественного движения ЮНАРМИЯ.

Результат общественной деятельности – позитивная самореализация учащихся в социальной и личностно значимой деятельности с включением их в социально-общественную деятельность города, области, страны. Центр получает возможность внебюджетного финансирования реализации образовательных задач и гражданских инициатив общества.

В методическую деятельность Центра включены педагоги, методисты, руководители всех рангов. В Центре создан методический отдел, миссия которого – создание организационно-педагогических условий для успешного развития субъектов образования, оказания адресной помощи педагогам в совершенствовании их профессиональной компетентности.

Фото. 5. Победители городского конкурса методических служб – методический отдел МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной».

Методический отдел осуществляет организационно-педагогическое сопровождение участия педагогических работников Центра в работе базовых площадок: «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», «Научно-методический центр» Кемерово, «Кемеровский государственный институт культуры», «Кемеровский педагогический колледж». Это способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, диссеминации педагогического опыта, пропаганде и внедрению современных педагогических технологий в деятельность педагогов дополнительного образования, прохождению практики студентов.

Например, для обобщения и распространения актуального педагогического опыта в вопросах исследовательской деятельности учащихся через взаимодействие учреждений дополнительного, общего и высшего образования по естественнонаучной направленности на базе Центра в 2017/18 учебном году открыта городская опорная методическая площадка. В ходе ее работы созданы условия для профессионального развития педагогов, разработаны и подготовлены к публикации методические рекомендации по обозначенной теме.

Творческий потенциал педагогов позволил активно привлекать их к проведению открытых занятий, мастер-классов для педагогических работников города и области. В 2016/17 учебном году прошел областной семинар по теме «Разработка, оформление и проведение педагогического мастер-класса», в 2017/18 – «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих программ учреждения дополнительного образования».

Результат партнерства в методической деятельностиповышение конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, повышение качества его образовательной деятельности.

Таким образом, внедрение и укрепление за последние три года взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами способствовало расширению образовательного пространства и привлечению дополнительных ресурсов в Центр, о чем свидетельствуют критерии эффективности партнерства:

  • повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к партнерству по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (около 50% родителей, принимают участие в жизни Центра; увеличилось количество совместных мероприятий с родителями);
  • улучшение материально-технической базы Центра и увеличение объема привлечения внебюджетных средств;
  • повышение степени открытости Центра и его конкурентоспособности;
  • ежегодно проводится 16 акций, 18 научно-практических конференций, 24 конкурса, реализация 5 проектов с участием социальных партнеров.

Мониторинговые исследования в образовательных организациях Кемеровской области «Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования», «О рейтинговании образовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области» показали, что процент удовлетворенности составляет 90,62%, рейтингование – 1 место в рейтинге организаций дополнительного образования детей Кемеровской области (2015, 2016).

Добавить комментарий

Войти с помощью: