Проблемы воспитания чувства патриотизма и гражданственности у современного подрастающего поколения

В статье рассматриваются проблемы современного патриотического воспитания и формирования чувства гражданственности подрастающего поколения. Обосновывается важность воспитания молодого поколения на принципах уважения к историческому прошлому страны, любви к Родине и национальной культуре, так как именно молодежь обеспечивает продуктивное развитие сильного государства и здорового общества.

Р.Р. Савенко
методист отделения творческого
развития и организации
МБУ ДО «Центр психолого-педагогического
и социального сопровождения»,
Тула

В последние годы политика государства все больше акцентирует внимание на проблеме формирования гражданско-патриотических качеств детей и молодежи. Социологи давно бьют тревогу о том, что у наших соотечественников произошла деформация такого качества, как любовь к Отечеству, к своим родителям, к родной природе, к своему народу. Много ли сейчас подростков, которые смогут назвать хотя бы 2-3 произведения русской классической музыки или имена великих художников и отечественных режиссеров-классиков? Великая русская культура подменяется шаблонной массовой культурой с ориентацией на западный образец жизни в его примитивном восприятии.

Вспомним великого отечественного педагога В.А. Сухомлинского, его злободневно звучащие горькие слова о причинах подростковой преступности: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой… Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг… Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки» [12, с. 93]. Прошло больше полувека со дня написания этих слов, а как остро и современно они звучат!

Но нельзя думать, что данная проблема возникла в последнее десятилетие, она существовала всегда. По мнению К.Д. Ушинского, воспитание должно иметь общественную идею, которая хранится в культуре и истории своего народа. Воспитание подрастающего поколения должно опираться на родную культуру: литературу, историю, родной язык. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» – писал К.Д. Ушинский [1, с. 148]. С.Т. Шацкий утверждал, что «самое главное у детей – их общественные инстинкты» [14, с. 470].

Формирование чувства патриотизма и гражданственности начинается в семье, однако и школа не должна оставаться в стороне, именно ей дана ведущая роль в этом организованном и целенаправленном процессе. Учебно-воспитательная деятельность школы должна быть пронизана гражданским, морально-нравственным, правовым, трудовым воспитанием. Об этом писал еще Ян Амос Коменский в «Великой дидактике», утверждая всеобщее право на образование: «В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных. Но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях» [9, с. 416]. Такое положение, по мнению автора, будет способствовать процветанию государства и общества, поскольку «когда будет установлено законом всеобщее образование юношества, то после этого ни у кого не будет недостатка в хороших примерах для размышления, желания стремления, даже действия, и все будут знать, куда нужно направлять все действия и все стремления, в каких границах нужно жить и каким образом каждому охранять свое положение» [9, с. 427]. «Пренебрежение воспитанием есть гибель для людей, семей, государств и всего мира» [9, с. 426].

Понятие «патриоти́зм» (греч. Πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Как отмечал В.А. Сухомлинский, патриотизм в педагогике выступает как «деятельная направленность сознания, воли, чувств, диалектически связанная с образованностью, этической, эстетичной и эмоциональной культурой, мировоззренческой стойкостью, творческой работой». [12, с. 168]

А.Н. Вырщиков выделяет следующие разновидности патриотизма [3, c. 267]:

  1. государственный патриотизм – служение своей стране, приоритет государственных интересов над личными интересами. России нужны люди, способные сказать «моя страна – моя семья», как в песне: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Людей такого масштаба, способных чувствовать боль от обиды за Родину, не так много. Наверное, ярчайшим примером таких патриотов были Александр Невский или Жанна Д’Арк. Чувство боли за родную землю, народ, нельзя возбудить в себе искусственно – оно либо есть, либо нет.
  2. российский патриотизм. Его основа – понятия: «Родина», «мать», Отечество». Это отношение к своей стране, как к любимым родителям.
  3. национальный патриотизм основан на истории и культуре конкретного народа. Формирование собственной национальной идентичности, которая утрачивается в сознании многих молодых людей, воспринимающих себя больше «россиянами», чем «русскими».
  4. местный патриотизм – любовь к малой Родине.

Отечественная педагогика имеет богатый опыт воспитания с опорой на изучение родной истории и народных традиций. Героические события Великой Отечественной войны и прошлых столетий, достижения нашей страны в науке, культуре и спорте являются основой для формирования патриотических чувств.

В наше время к проблеме воспитания подрастающего поколения активно привлекается система дополнительного образования, имеющая огромный потенциал для формирования и развития личности ребенка. Однако данная деятельность пока не имеет системного подхода и достаточного уровня взаимодействия с общим образованием. Именно дополнительное образование обладает целым арсеналом разнообразных форм организации деятельности, таких как посещение или создание военных музеев, организация тематических походов, проведение выставок, посвященных памятным датам, создание условий для деятельности детских объединений исторического или археологического профиля и другие мероприятия.

Д.В. Григорьев отмечает, что «наличие гражданской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна, мой (наш) народ», «мой (наш) город» [5]. Гражданская активность наиболее ярко проявляется в акциях гражданской направленности: озеленение территорий, забота о памятниках культуры, уход за могилами героев войны и др.

В 2015 году в рамках президентской инициативы было создано Российское движение школьников, главная цель которого – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Это движение призвано объединить отдельные городские и районные детские общественные движения в нашей стране в единую, логически выстроенную структуру гражданско-патриотического воспитания личности ребенка. Огромную лепту в эту непростую в наше время деятельность вносят школьные психологи и педагоги дополнительного образования, использующие такие формы воспитания личности, как тренинги бесконфликтного поведения, уроки принятия, фестивали национальных культур.

В нашем Центре данный вид работы реализуется в рамках работы Детской общественной организации. Детское движение XXI века призвано формировать у его участников высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, а также активной гражданской позиции и уважительного отношения к правам и свободам человека; повышение правовой культуры детей и молодежи.

Детская общественная организация «Преображение», отметившая в 2018 году своё 22-х летие, одной из приоритетных задач ставит развитие гражданственности и патриотизма у юных граждан России. На это направлена реализация проектов детской организации:

  • 2013-2014 годы – патриотический проект «100 причин любить Россию» [10, с. 1]. В реализации проекта приняли участие 306 детей и подростков. Результат проекта – собран большой литературный материал стихов, пословиц и поговорок о России. По итогам выпущен сборник «Сто причин любить Россию».
  • 2014-2015 годы – патриотический проект «Моя непобедимая Россия», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [10, с. 2]. В реализации проекта приняли участие 74 школьника. По итогам реализации проекта 2 работы, учащейся 6 класса МБОУ ЦО № 39 Мазаевой Алины и педагога-организатора МБОУ СОШ № 39 Тикуновой Е.Е., были направлены на международный конкурс эссе «Я горжусь подвигом отцов, дедов, прадедов». Обе работы были приняты к публикации в Книге воспоминаний и размышлений поколений «Мы помним…», посвященной 70-летию Великой Победы и 50-летию учреждения почетного звания «город-герой». Авторы получили книги, благодарственные письма и дипломы победителей.
  • 2016-2017 годы – «Наш город», посвященный 75-летию со дня начала Тульской оборонительной операции [10, с. 2]. Цель проекта – формирование высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, стимулирование познавательного интереса к изучению истории Великой Отечественной войны. В течение учебного года учащиеся 7 классов знакомились с темой героической обороны Тулы, встречались с участниками боевых событий, выражали свое отношение к этому историческому аспекту через рисунки, презентации, литературное творчество, исследовательские работы, доклады, викторины и мини проекты. По итогам проекта выпущен сборник «Наш город». В проекте приняли участие 30 школьников.
  • 2017-2018 годы – творческий проект «Российское движение школьников: 5+», рассчитанный на учащихся 5 классов [10, с. 1]. Цель проекта – формирование личности ребёнка на основе присущей российскому обществу системы ценностей посредством деятельности в составе Тульского регионального отделения «Российского движения школьников». В проекте принимали участие Центры образования № 26; № 39; № 42. Пятиклассники знакомились с Российским движением школьников, участвуя в мероприятиях различной направленности:
  • краеведческий квест «Тула молодая» (направление РДШ – «Гражданская активность»);
  • спортивный квест «Спорт, здоровье, красота» (направление РДШ – «Личностное развитие»);
  • вокальный квест «Песенка» (направление РДШ – «Личностное развитие»);
  • патриотический квест «Защитники» (направление РДШ – «Военно-патриотическое»).

Квест, положенный в основу проекта, – прекрасная возможность открытия новых талантов, изучения нового и неизвестного, поиска альтернативы, расширения опыта и возможности открытия своего лидерского, личностного и творческого потенциала.

Одним из ярких мероприятий, проводимых в рамках реализации данного направления, является смотр-парад юнармейских отрядов. Первый такой парад прошел 18 февраля 2005 года. Его девиз «Мы любим Россию!». Он был посвящен 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Тогда впервые прошло соревнование отрядов юных моряков, десантников, летчиков. 17 февраля 2015 года состоялся X юбилейный смотр-парад юнармейских отрядов «Мы гордимся Россией!», посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В 2018 году смотр-парад приурочен к 75 годовщине победы в Сталинградской битве.

С 2011 года Детская общественная организаций «Преображение» инициирует проведение муниципальных этапов Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века». Интерес к конкурсу не ослабевает, ведь воспитание лидера детского общественного движения сегодня рассматривается как инвестиция в будущее. Прошло 7 муниципальных этапов конкурса. Все победители стали участниками региональных этапов. А победитель сезона 2016 года Виктория Вилкова стала участницей финала Всероссийского конкурса, который прошел в Москве.

Детство – самый благодатный период, чтобы посеять в душе ребенка ростки лидера, патриота, гражданина. Нужно заботиться и ухаживать за ними, и тогда они обязательно дадут результаты! Во втором классе, будучи маленькой школьницей, Екатерина Кузнецова впервые приняла участие в творческом проекте ДОО «Преображение» «Сокровища земли Тульской». Тогда девочка писала о своей любви к родному городу и делала первые шаги в будущее. Будучи шестиклассницей, Екатерина пришла заниматься в штаб «Лидер». А сегодня она – лидер детской общественной организации «Преображение», Городского детского общественного движения «Юная Тула», лидер Всероссийского патриотического движения «Юнармия», обладатель сертификата «За исполнение гражданского долга при несении Почетного караула на Посту № 1». Екатерина имеет медаль Министерства обороны РФ «За участие в военном параде в День Победы».

Бесспорно, что актуальность этой работы связана с тем, что в постсоветское время произошла замена советской идентичности другими, порой конкурирующими, формами этнической и религиозной идентичности. На фоне этих глубоких трансформаций в России проявился кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и экстремизм.

В современном мире детям навязывают чужие либо ложные ценности посредством агрессивной информационной среды. В некоторых странах Европы и даже в России пытается «поднимать голову» фашизм, который начинается с искаженного понимания того, что такое Отечество, гражданство, национальность и т.д. Возможно, корни этих проблем в том, что в течение 20 века в нашей стране происходил разрыв в традициях и единстве истории, деморализация общества, упадок доверия между людьми.

Характеризуя создавшееся в стране положение, президент Российской Федерации В.В. Путин говорит о том, что даже слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Наша общая задача – уберечь юные, незрелые умы детей и подростков от религиозной нетерпимости к чужим народам, от шовинизма и фанатизма, помочь молодым людям понять, что чувство патриотизма есть общечеловеческая гуманитарная ценность. «Важно, чтобы как можно больше людей во всем мире умели бы правильно мыслить. А потому почитали бы патриотов и презирали бы любых террористов», – пишет В.М. Шепель [15].

Какой же должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений? Для обеспечения устойчивого развития личности ребенка, формирования в нем чувства гражданственности, необходимо, чтобы государство проводило политику воспитания образованной личности, высококультурной и духовной. Такой человек будет чётко осознавать свою роль в этом мире, уметь принимать взвешенные решения.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (2012 год) направлен на обеспечение формирования гражданственности подрастающего поколения. На это нацелены, в первую очередь, школьные программы общественных наук, особенно истории (так как именно она является фундаментом патриотизма), программы социализации, внеурочная деятельность. Таким образом, воспитание чувства патриотизма и гражданской идентичности является сегодня ключевой задачей, поставленной перед педагогическим сообществом.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архив К.Д. Ушинского. Материалы редакторской деятельности К.Д. Ушинского в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861 гг.) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. Т. 1. – М., 1959.
  2. Воронов В.В. Педагогика школы. Новый стандарт. Учебное пособие. – М., 2012.
  3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. – Волгоград, 2008.
  4. Гревцева Г.Я. Концепция гражданского воспитания: методологические аспекты // Гражданское образование: российский и зарубежный опыт. – Челябинск, 2016. – С. 288-301.
  5. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на III Международных Рождественских образовательных чтениях. – М., 1995.
  6. Журнал «Мир образования – образование в мире». – М., 2001. – С. 19.
  7. Ильичев Н.М О сущности, содержании и значении патриотизма // «Вестник Российского философского общества». – – №3. – С. 87.
  8. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989.
  9. Материалы проектов «Сто причин любить Россию», «Моя непобедимая Россия», «Наш город», «РДШ: 5 +»
  10. Научно-методический журнал. – М., 2015.
  11. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.): автореф. дис. канд. пед. наук. – Белгород, 1997.
  12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
  13. Хавронюк О.В., Хавронюк Т.А. Проблемы концептуализации подходов к формированию гражданской идентичности личности. – Тула, 2015.
  14. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. – М., 1962-1965. – С. 469-474.
  15. Шепель В.М. Психология, социология и педагогика, 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349.

Добавить комментарий

Войти с помощью: