«Проект летней досуговой площадки «Академия творчества»

Данный проект разработан в ходе реализации общеразвивающей программы летней досуговой площадки «Академия творчества» при наличии различных современных технологий воспитания, обеспечивающих гармоничность и целостность педагогического процесса. В разработке раскрыта методика, общей целью которой является реализация летнего оздоровительного досуга среди обучающихся в МБУДО ЦРТДиЮ в каникулярное время.

УДК 372.8

Е.Н. Матросова,
заместитель директора по УВР
высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр развития творчества
детей и юношества»,
Королёв

Краткое описание проекта:

Данный проект получил Диплом Участника конкурса «Наше Подмосковье».

Проект летней досуговой площадки «Академия творчества» создан при поддержке Городского комитета образования и при активном участии всего творческого коллектива МБУДО ЦРТДиЮ на период летних каникул с 1 июня по 21 июня.

Содержание программы летней досуговой площадки состоит из нескольких блоков:

  • Образовательный
  • Оздоровительный
  • Игровой

Образовательный блок в рамках смены летней досуговой площадки предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно-нравственных традиций (мероприятия по календарным народным праздникам), совершенствование навыков прикладной деятельности (соленое тесто, оригами, валяние, лепка из глины и т.д.), созданию творческих работ как в индивидуальном плане, так и в групповом: от идеи до воплощения (творческие проекты из подручных материалов с последующей защитой на сцене концертного зала), получению хореографических (ежедневный детский фитнес, танцевальные марафоны, конкурсы и т.д.), вокальных (музыкальные конкурсы, викторины, лектории и т.д.), театральных навыков (постановка спектаклей, выступления на сцене).

Оздоровительный блок представлен множеством спортивных мероприятий, подвижных игр, направленных на развитие здорового образа жизни («Спартакиада», «День здоровья», «Физкультминутки» и т.д.). Способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых.

Игровой блок представлен большим количеством игр: коммуникативных, творческих, подвижных, развивающих. Педагоги используют их как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми.

Работа а «Академии творчества» состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.

Каждый день ребята получают запечатанное письмо из «Главной Академии Творческих наук», из которого узнают ТЕМУ ДНЯ, краткое содержание и творческое задание.

Например:

  • «День Открытий» — знакомство ребят, распределение по группам, выбор названия отряда, его девиза, игры на знакомство и сплочения, вовлечение каждого отряда в творческие мероприятии на которых каждому отряду определяется цвет галстука (1 отряд-красный; 2 отряд-синий; 3 отряд-зеленый; 4 отряд-желтый). Проходит в концертном зале Центра творчества.
  • «День Дружбы» — проходит в концертном зале после предварительной репетиции с каждым отрядом. На сцене звучат песни, стихи, поговорки о дружбе. Детям дается возможность показать свои творческие способности.
  • «День Мойдодыра» — проходит в спортивном зале, в виде спортивно-игровой программы.
  • «День Спорта» — проходит в спортивном зале. Педагоги организаторы проводят заранее подготовленные эстафеты. Проводится шахматный турнир. Определяются победители.
  • «День Сказок» — проходит в концертном зале. Под руководством педагогов по театральному мастерству каждый отряд представляет вниманию остальных театрализованную версию сказок «Репка»; «Гуси-лебеди»; «Теремок»; «Колобок». Отряды готовят афишу, программку. По результатам просмотра жюри распределяют места.
  • «День воздушных шаров» — проходит в спортивном и концертном залах. Каждый отряд под руководством педагогов прикладного отделения конструируют малые и большие скульптуры из воздушных шаров. На сцене концертного зала представляется презентация изделий, затем общие фото.

За все время работы одной смены «Академии Творчества» организовано более 20 тем.

В основе деятельности площадки лежат принципы:

  • принцип креативности — творческий характер всей деятельности — реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида творчества или игры, где он может проявить себя;
  • принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в играх, конкурсах;
  • принцип коллективности — осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри детского коллектива;
  • принцип взаимодействия педагогов и обучающихся.

Актуальность:

  1. Данная программа позволяет детям , не покидающим город на время каникул, продолжить занятия в ЦРТДиЮ.
  2. Ежедневно на летней творческой площадке дети принимают участие в коллективно — творческих делах, играют на свежем воздухе.
  3. Дети в течение смены смогут проявить свои творческие способности, познакомятся с историей и легендами прикладного творчества.
  4. Детям будет дана возможность проявить себя в таких видах искусств, как хореография, вокал, театр.
  5. Между детьми разных возрастов появятся товарищеские отношения.

Новизна проекта:

Наличие различных современных технологий воспитания, обеспечивающих гармоничность и целостность педагогического процесса.

Целевая группа (возраст детей и специфика): Дети от 7 до 12 лет, дети-сироты, дети из многодетных семей, дети с ОВЗ.

Цель данного проекта — создание необходимых условий для обеспечения отдыха и развлечений, оздоровительной работы, развития разнообразных творческих способностей детей, профилактики безнадзорности детей в летний период на основе народных традиций, сохранения духовных ценностей.

Задачи:

  • Воспитание у детей чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • Совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся;
  • Организация полноценного оздоровительного отдыха детей;
  • Приобретение творческих навыков;
  • Развитие у детей чувства товарищества и взаимопомощи
  • Приобретение знаний основ культуры и искусства разных народов мира.

Ресурсное обеспечение:

Помещения МБУДО «Центра развития творчества детей и юношества»:

  • Концертный, спортивный, репетиционный зал оборудованные для проведения мероприятий.
  • Кабинеты для проведения занятий прикладного творчества, проведения мастер-классов.
  • Аппаратура, спортивный инвентарь, настольные игры, костюмерная, гримерная.

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление здоровья детей;
  • Развитие у детей интереса к истории и культуре своего народа, творческой активности каждого;
  • Расширение социального опыта;
  • Формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
  • Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Механизм оценки результативности:

  • Популярность среди родителей, выражающаяся в большом количестве детей посещающих летнюю площадку, многочисленные положительные отзывы.
  • Активность и участие детей в коллективно — творческих делах.
  • Положительным характер взаимоотношений в детской среде.
  • Проявлением устойчивого интереса ребят к игровой и творческой деятельности.
  • Удовлетворенность детей своим творчеством и результатами в играх и мероприятиях.

Сотрудничество:

  1. Городская детская библиотека
  2. Городской исторический музей боевой славы.
  3. Ракетно-космическая корпорация «Энергия»
  4. Учреждения дополнительного образования г.о. Королев

Содержание проекта:

«Центр развития творчества детей и юношества» является самым крупным учреждением дополнительного образования в г. Королев.

Общее количество обучающихся составляет почти 2500 человек.

На сегодняшний день в Центре работают более 50 педагогов дополнительного образования, 10 педагогов-организаторов.

Проект летней досуговой площадки «Академия творчества» создан при поддержке Городского комитета образования и при активном участии всего творческого коллектива МБУДО ЦРТДиЮ на период летних каникул с 1 июня по 21 июня. Начало своей деятельности площадка ведет с 2014 года.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.

Летняя досуговая площадка — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Поэтому важнейшей задачей педагогов в условиях летней досуговой площадки является вовлечение детей в продуктивную совместную деятельность.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях летней оздоровительной площадки.

Концепцией программы являются следующие важные моменты:

  • совершенствование малозатратных форм занятости детей;
  • доступность для всех социальных слоев населения;
  • организацию удобного режима работы, обеспечивающего занятость детей в первой половине дня;
  • создание благоприятной воспитательной среды для детей «группы риска»;
  • личностный рост каждого ребенка посредством участия в выбранном виде деятельности,
  • эмоциональную разрядку и отдых.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

  • принцип креативности — творческий характер всей деятельности — реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида творчества или игры, где он может проявить себя;
  • принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в играх, конкурсах;
  • принцип коллективности — осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри детского коллектива;
  • принцип взаимодействия педагогов и обучающихся.

Сроки реализации программы: 1 июня — 29 июня

Режим работы летней досуговой площадки построен таким образом, что дети находятся в Центре творчества с 9.00 до 13.00.

Каждый день ребята получают запечатанное письмо из «Главной Академии Творческих наук» (зачитывает дежурный администратор), из которого узнают ТЕМУ ДНЯ, краткое содержание и творческое задание.

Утренний фитнес проводится в спортивном зале (при хорошей погоде — на территории Центра творчества) с участием всех отрядов.

Занятия в Творческих мастерских определяются в соответствии с Темой Дня и проходят в кабинетах прикладного объединения «Русская культура» по отрядам.

Мероприятия на Тему Дня проходят на территории Центра творчества, в спортивном и концертном зале, в городской детской библиотеке, в городском парке с предварительной подготовкой педагогов-специалистов.

Деятельность обучающихся является непрерывной в течение всего времени и подчиненной одной общей цели Дня.

Ежедневно на досуговой площадке дети будут принимать участие в коллективно — творческих делах, играть на свежем воздухе.

Дети в течение смены смогут проявить свои творческие способности, изготавливая поделки из пластилина, солёного теста, аппликации, рисуя на различные темы. Ребята познакомятся с историей и легендами оригами.

Детям будет дана возможность проявить себя в таких видах искусств, как хореография, вокал, театр.

Например:

  • 2 июня «День Открытий» — знакомство ребят, распределение по группам, выбор названия отряда, его девиза, игры на знакомство и сплочения, вовлечение каждого отряда в творческие мероприятии на которых каждому отряду определяется цвет галстука (1 отряд-красный; 2 отряд-синий; 3 отряд-зеленый; 4 отряд-желтый). Проходит в концертном зале Центра творчества.
  • 10 июня «День Сказок» — проходит в концертном зале. Под руководством педагогов по театральному мастерству каждый отряд представляет вниманию остальных театрализованную версию сказок «Репка»; «Гуси-лебеди»; «Теремок»; «Колобок». Отряды готовят афишу, программку. По результатам просмотра жюри распределяют места.
  • 23 июня «День воздушных шаров» — проходит в спортивном и концертном залах. Каждый отряд под руководством педагогов прикладного отделения конструируют малые и большие скульптуры из воздушных шаров. На сцене концертного зала представляется презентация изделий, затем общие фото.
  • 8 июня «День Дружбы» — проходит в спортивном зале. Детям дается возможность проявить свои способности в коллективных работах прикладного творчества, их ждут игры на сплочение.
  • 11 июня «День России» — проводится в виде праздника на сцене концертного зала. Детям предлагаются викторины на знание Российской символики, викторина «Путешествие по России», разучивание Гимна РФ.
  • «День Лета» — заключительное мероприятие, проходит в спортивном и концертном зале для детей и родителей. Оформляется выставка творческих работ смены «Академия Творчества». На сцене лучшие хореографические, вокальные, театральные выступления детей. Церемония Закрытия смены. Подарки всем участникам.

Всего за период работы Летней досуговой площадки детям будет дана возможность участвовать в:

  • 12 тематических мероприятий;
  • 48 мастер — классов прикладного творчества;
  • 5 викторин на различную тематику;
  • 7 мероприятий, совместно с детской городской библиотекой;
  • 1 турнир по шахматам;
  • 1 выставка работ прикладного творчества.

Ожидаемыми результатами работы летней досуговой площадки являются:

  • укрепление здоровья детей;
  • развитие у детей интереса к истории и культуре своего народа, творческой активности каждого ребёнка;
  • расширение социального опыта;
  • формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
  • формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Успешность и результативностью проекта детской летней площадки «Академия творчества» являются показатели:

  • Большого количества детей желающих посетить летнюю досуговую площадку.
  • Активное участие детей в коллективно-творческих делах.
  • Уровень и характер взаимоотношений в детской среде.
  • Устойчивый интерес ребят к игровой и творческой деятельности.
  • Удовлетворенность детей своим творчеством и результатами в играх.

Родители в данный период времени были спокойны за своих детей, у них повысилась заинтересованность в посещении детьми Центра развития творчества детей и юношества, что значительно повышает имидж образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Алиева, Л. В. Летний детский лагерь — уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. — (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. — 2011. — N 3 (67). — С. 44-45.
  2. Гормакова, Л. Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л. Д. Гормакова. — (Организатору летнего отдыха) // Воспитание школьников. — 2011. — N 4. — С. 52-62.
  3. Зеленкова, С. М. Детско-подростковая экспедиция: коррекция и профилактика девиантного поведения / С. М. Зеленкова // Социальная педагогика. — 2011. — N 3. — С. 75-81.
  4. Коваль, С. А. Профессиональная компетентность специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей / С. А. Коваль. — (Ура! Каникулы) // Внешкольник. — 2011. — N 3. — С. 26-28.
  5. Крайнова, Л. В. Планирование работы ДОУ в летний период / Л. В. Крайнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — N 3. — С. 88-100.
  6. Левин, Я. Н. Семнадцать уроков школьного воспитания / Я. Н. Левин. Урок 17. Физкультура в школе и летний отдых. — (Педагогическое наследие) // Воспитание школьников. — 2011. — N 10. — С. 56-64.
  7. Матиенко, Н. И. Об опыте работы летнего школьного лингвистического лагеря / Н. И. Матиенко. — (Региональный опыт) // Одаренный ребенок. — 2011. — N 3 (май-июнь). — С. 95-98.
  8. Обидина, Е. Добро пожаловать! / Е. Обидина, авт. Е. Кучерова. — (Опыт работы: проблемы и решения) // Вопросы социального обеспечения. — 2011. — N 13. — С. 10.
  9. Российская Федерация. Министерство здравоохранения и социального развития. Единые требования к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления : [информация] от 18. 08. 2011, N 18-2/10/1-5182 / Российская Федерация, Министерство здравоохранения и социального развития. — (Скоро каникулы!) // Внешкольник. — 2011. — № 6. — С. 11-21. — Прил.

Добавить комментарий

Войти с помощью: